Слайд 1
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Магистерская диссертация
Направление:
44.04.01 Педагогическое образование
ОБУЧАЮЩИЙСЯ:
Е.С. Клименченко, 2 курс, очное
РУКОВОДИТЕЛЬ : М.В. Щербакова, к.пед.н., доцент
Слайд 2Проблема – каковы педагогические условия формирования ценностных ориентаций старшеклассников в
личностно-развивающем обучении иностранному языку;
Объект – личностно-развивающий учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной
школе;
Предмет – педагогические условия формирования ценностных ориентаций у старшеклассников в личностно-развивающем обучении иностранному языку.
Цель – определить и экспериментально проверить педагогические условия формирования ценностных ориентаций старшеклассников в личностно-развивающем обучении иностранному языку.
Слайд 3 Гипотеза – формирование ценностных ориентаций возможно, если:
развитие ценностно-смысловой
сферы личности старшеклассника станет целью обучения иностранному языку;
педагог будет владеть
технологиями отбора материала и обогащения ценностно-смысловым содержанием;
если будут создаваться личностно-ориентированные, ценностно-смысловые ситуации.
Слайд 4 Задачи:
1) определить теоретические основы духовно-нравственного развития личности;
2) выявить сущность
категории ценности, содержательные компоненты, педагогические условия формирования положительных ценностных ориентаций
старшеклассников в личностно-развивающем обучении иностранному языку;
3) охарактеризовать требования и условия современного образовательного стандарта, воспитательный потенциал предмета «Иностранный язык»;
4) спроектировать и экспериментально проверить модель процесса формирования ценностных ориентаций и диагностировать уровень их сформированности.
Слайд 5 Теоретическая и методологическая основа исследования:
личностно ориентированный подход (В.В.
Сериков);
аксиологический подход (В.И. Невская, В.И. Сластенин и др.);
проблемный
подход (И.А. Зимняя, И.Я. Лернер и др.);
теория ценностей и ценностных отношений (М.С. Каган); теории о личности как о субъекте собственной жизнедеятельности и отношений (С.Л. Рубинштейн, И.А. Зимняя и др.);
концепция формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации (Н.В. Сопова).
Слайд 6 Педагогические условия формирования ценностных ориентаций:
1. Готовность педагога
к осуществлению личностно-развивающей педагогической деятельности;
2. Следование принципам личностно-ориентированного обучения);
3. Обогащение
учебного материала ценностно-смысловым содержанием;
4. Создание ценностно-ориентированных ситуаций, актуализирующих личностные функции.
5. Работа с ценностно-смысловой сферой сознания личности, возникновение переживания, смыслотворчества.
6.…Использование педагогических технологий (педагогический диалог, принятие воспитанника как личности, вхождение в контекст проблем обучающегося, побуждение к «усилию над собой» (поступку), педагогическая поддержка).
Слайд 8 Количественная характеристика уровней сформированности ценностных ориентаций старшеклассников на констатирующем
этапе эксперимента
Слайд 11Примеры ценностных проблемных ситуаций:
На основе художественного текста
«A Gog of Flanders» М.Л. де ла Раме
Imagine, if you
were Nello and his grandfather, Jehan Daas, what would you do with the exhausted dog, why?
Представьте себе, что вы оказались на месте Нелло и его деда, когда заметили измученную собаку. Как бы вы поступили и почему?
What values and features of character did Nello have? Compare them with your own, find similarities and differences. What would you like to develop?
Какими ценностями и нравственными качествами обладал главный герой произведения? Соотнесите их со своими собственными. Выделите сходства и различия. Что бы вы хотели в себе развить?
Слайд 12Языковые опоры:
- be a member of a poor family
(быть членом бедной семьи);
- be in financial difficulties (переживать финансовые
трудности);
have not got means of subsistence (не иметь средств к существованию);
hope for the best (надеяться на лучшее);
- help the miserable (помогать обездоленным);
do one's moral duty (исполнять моральный долг);
do not remain indifferent to sd`s problems/needs (не оставаться равнодушным к чужим проблемам/нуждам) и др.
Слайд 13Урок-дискуссия «Круглый стол». Пример ЦПС:
Imagine that you`ve
entered the University of your dream. The day after tomorrow
you have a very important and difficult exam. You have been preparing but have not covered all the questions yet. Your friends and your boyfriend/girlfriend suggest you going to the cinema on general release of the film you really like. What will you do? Why? How the realization of your professional responsibility will influence you? How will you explain them your decision?
Представьте, что Вы поступили в университет своей мечты. Послезавтра у Вас важный и сложный экзамен. Вы начали готовиться, но выучили далеко не все вопросы. Ваш друг/парень/девушка предлагают пойти в кино на релиз фильма, который Вам очень нравится. Как вы поступите? Почему? Как осознание вашей профессиональной ответственности повлияет на ваше решение? Как вы объясните своим друзья приятое решение?
Слайд 14 Сравнительная характеристика уровней сформированности ценностных ориентаций старшеклассников контрольной и
экспериментальной групп ДО и ПОСЛЕ экспериментальной работы
.
Слайд 15Анализ уровня сформированности ценностных ориентаций старшеклассников экспериментальной группы до и
после экспериментального обучения
Слайд 16Выводы:
определены теоретико-методологические основы процесса формирования ценностных ориентаций старшеклассников в
личностно-развивающем обучении иностранному языку (ценности образования, любви, дружбы и альтруистические
ценности);
выявлены педагогические условия формирования положительных ценностных ориентаций старшеклассников;
разработана и экспериментально проверена модель формирования ценностных ориентаций старшеклассников в личностно-развивающем обучении иностранному языку.