Слайд 1Тема 5:
Познавательные процессы и внимание
Мышление как высшая форма познавательной
деятельности. Виды и формы мышления
Мыслительные операции
Понятие интеллекта, его виды
Мышление и
речь
Понятие и функции воображения. Виды воображения.
Приёмы творческой деятельности и фантазии.
План лекции:
Слайд 2Литература
Абрамова Г.С. Общая психология. – М., 2004.
Введение в психологию
(под ред. Петровского А.В.) - М, 1996.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в
общую психологию. – М., 1996.
Годфруа Ж. Что такое психология, т.1. - М, 1992
Немов Р.С. Психология, т. 1 – М ., 1995.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов–на–Дону, 1997.
Слайд 3Мышление как высший познавательный процесс
Особенности мышления как познавательного процесса:
Является обобщенным
и опосредствованным отражением человеком действительности в ее существенных связях и
отношениях
Выполняет регулирующую функцию по отношению к поведению человека, поскольку связано с образованием целей, средств, программ деятельности
Это социально обусловленный процесс: развивается и совершенствуется в человеческом обществе
Всегда связано с действием
Слайд 6Формы мышления
Понятие – символическое обобщённое представление предметов, людей или событий,
имеющих, по крайней мере, хотя бы одну общую черту, которая
проявляется независимо от частных ситуаций. Выделяют житейские и научные понятия
Понятия объединяются в суждение, которое отражает связь между предметами и явлениями, их свойствами и признаками
Умозаключение – это вывод из нескольких суждений, такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой мы получаем новое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений (посылок)
Может быть дедуктивным (от общего к частному) или индуктивным (от частного к общему)
Слайд 7Мыслительные операции
Анализ – мысленное разложение целого на части, выделение в
нём отдельных признаков и свойств
Синтез – мысленное объединение отдельных элементов,
частей и признаков в единое целое
Сравнение – установление сходства или различия между предметами, явлениями, их отдельными признаками
Абстракция – мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение только существенных особенностей групп предметов и явлений
Слайд 8Мыслительные операции
Конкретизация – возвращение мысли от общего и абстрактного к
конкретному с целью раскрыть содержание
Обобщение – мысленное объединение предметов и
явлений по общим и существенным признакам
Классификация – это разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям
Систематизация – разделение и последующее объединение групп, классов объектов (а не отдельных объектов, как при классификации)
Слайд 9Интеллект – глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо
справляться с жизненными обстоятельствами
Уровни интеллекта
По Ч. Спирмену: общий (фактор G)
и специфические способности (фактор S)
по Р. Кеттеллу
«жидкий» - врождённый, потенциальный, лежит в основе способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению
«кристаллический»: знания, навыки, жизненный опыт (ум, мудрость)
по А. Йенсену:
конкретный (практический) - помогает решать повседневные проблемы и ориентироваться во взаимоотношениях
абстрактный (академический, когнитивные способности) - позволяет оперировать словами и понятиями
Слайд 10Посмотрите на рисунок. Какое лицо вам кажется более весёлым и
довольным?
Слайд 11Это лицевой экспресс-тест Дж. Джейна. С его помощью вы можете
определить, какое полушарие у вас является доминирующим (ведущим). Если левое
лицо кажется Вам более весёлым и довольным, то доминирует правое полушарие, если же правое – ведущим является левое полушарие. Правое полушарие, ответственное за творчество, управляет левой стороной тела, а левое полушарие, ответственное за логику, причинные связи и речь, управляет правой стороной тела.
Слайд 12Мышление и речь
Этапы, которые проходит мысль, прежде чем она будет
выражена в развёрнутой речи
Возникновение соответствующего мотива высказывания.
Возникновение мысли, или общей
схемы того содержания, которое в дальнейшем будет воплощено высказывании
Внутренняя речь – переходный этап между мыслью и развёрнутой внешней речью
Появление развёрнутого внешнеречевого высказывания. Согласно Л.С. Выготскому, «мысль совершается в слове».
Промежуточное положение между внутренней и внешней речью занимает эгоцентрическая речь – речь, направленная на себя, не предполагающая обратной реакции со стороны другого человека
Слайд 13Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки
имеющихся у человека представлений
Функции воображения:
Представление действительности в образах и их
использование при решении задач
Регулирование психофизиологических процессов и эмоциональных состояний (пример – идеомоторные акты)
Произвольная регуляция познавательных процессов
Формирование внутреннего плана действий
Планирование и программирование деятельности, антиципация
Фантазия – конструирование вымышленных, часто далеких от реальности образов
Слайд 15Приёмы творческой деятельности и фантазии
Агглютинация (склеивание) – комбинация, слияние
отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ
Акцентирование –
аналитический процесс создания образов. В создаваемом образе какая-либо часть, деталь, выделяется и особо подчеркивается, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным
Слайд 16Приёмы творческой деятельности и фантазии
Схематизация (синтетический путь). Представления, из
которых создается образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают
на первый план
Типизация – воплощение в конкретном образе существенных сторон данной группы объектов, процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений)