Слайд 1
ТЕМА: «АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ ЧИСЛА СИРОТ В ПРИЕМНОЙ И ЗАМЕЩАЮЩЕЙ
СЕМЬЕ»
Подготовила: Социальный педагог ГБПОУ Кумертауский педагогический колледж
Лаптева Галина Владимировна
2016г.
Слайд 2Шаг 1.
«Ребёнок приходит в семью»
Слайд 3Понятие «адаптация»
Адаптация ребенка в новой семье – это процесс двусторонний,
т.к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в
новой обстановке, и взрослым - к изменившимся условиям
К ним относятся: уход за ребенком, формирование бытовых и гигиенических умений и навыков, окружающие ребенка продукты материальной и элементы духовной культуры (начиная от колыбельных песен и сказок до шедевров мирового искусства).
У детей формируются умения строить общение с приемными родителями, учителями, сверстниками, происходит последовательное приобщение приемного ребенка к многочисленным типам и видам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, спорте, а также в семейной, общественной и религиозной.
Слайд 4Виды адаптации
Адаптация ребенка в замещающей семье –включение ребенка в семейную
систему, принятие им предписанной роли, норм и правил, формирование привязанности
к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества.
Адаптация родителей к появлению нового члена семьи, предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), становление продуктивной родительской позиции, формирование адекватного образа.
Слайд 5СТАДИИ АДАПТАЦИИ
Стадия 1. «Знакомство», или «Медовый месяц».
Стадия 2. «Возврат в
прошлое», или «Регрессия». Проверка родителей «на прочность»
Стадия 3. «Привыкание», или
«Медленное восстановление».
Слайд 6Стадия 1. «Знакомство» или «Медовый месяц».
Ознакомление с домом, окружением, изменение режима
Опережающая
привязанность родителей и детей друг к другу
Ребенок испытывает и радость, и
тревогу одновременно
Реакция на новизну
Воспоминания прошлого
Слайд 7Стадия 2. «Возврат в прошлое», или «Регрессия».
Проверка родителей «на прочность»
Установление
первых детско-родительских отношений, привыкание членов семьи друг к другу- взаимная адаптация
Другие
люди - другие правила
Психологические барьеры
Разрушение идеалов
Слайд 8Стадия 2. «Возврат в прошлое», или «Регрессия».
Разрушение идеалов
Истощение сил
Дефицит знаний
у родителей
Псевдорегресс
Страхи детей
Изменения поведения
Первые «маячки» адаптации
Слайд 9Стадия 3. «Привыкание»
Первое направление
начинают жить жизнью обычной семьи
становление
адекватного поведения у ребенка
концентрация на настоящем
положительные изменения в поведении
Второе направление
Родители не
смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения с ним.
У ребенка усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность ) или нездоровые привычки (воровство, курение и т.д.)
негативные реакции по отношению к своим приемным родителям (критикует, отрицает ценности и обычаи семьи
Слайд 10ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Озаглавьте листы:
Чувства детей.
Чувства кровных родителей.
Чувства приемных родителей
Ответьте на
вопрос: какие чувства могут возникать у всех участников процесса перед
помещением ребенка в новую семью ?
Перечислите и запишите на каждом из листов чувства и эмоции участников процесса устройства ребенка в семью.
Слайд 11ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: опишите свое впечатление о ребёнке
Слайд 12ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: «Разбор ситуации»
Вы — мама тринадцатилетней девочки Марины. Вы
готовитесь пойти на школьное собрание и в спешке уходите из
дома. Неожиданно вы возвращаетесь, вспомнив, что оставили свой кошелек. Зайдя на кухню, вы видите, что Марина пытается спешно засунуть обратно в кошелек, который лежит на кухонном столе, пятидесятирублевую банкноту.
Слайд 13АДАПТАЦИЯ ПРИЁМНОГО РЕБЁНКА В ШКОЛЕ
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ
СОТРУДНИЧАТЬ
С УЧИТЕЛЯМИ!!! ДАТЬ ИМ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОМОЧЬ СЕБЕ И РЕБЕНКУ.
Слайд 14
7 ВОПРОСОВ К УЧИТЕЛЮ:
1.Как идут дела у моего ребенка?
(О чем учитель скажет в первую очередь?)
2.Каковы, на
ваш взгляд, сильные и слабые стороны моего ребенка?
3. Соответствует ли подготовка моего ребенка требованиям? Если нет, чем можно ему помочь?
4.Есть ли у моего ребенка какие-то особые проблемы, о которых мне следовало бы знать?
5.Выполняет ли мой ребенок все задания вовремя? Если нет, что он пропустил на данный момент? Что еще не поздно доделать и сдать?
6.По каким методикам и пособиям детей готовят к стандартизированным тестам (к ЕГЭ)? Что из этого можно делать дома, что - с учителем?
7.Переведут ли моего ребенка в следующий класс? Если с этим возникают сложности, какие дополнительные источники помощи доступны в школе? Вне школы в нашем районе?
Слайд 15МАМА – ЭТО СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ,
ВЗГЛЯД ЧУДЕСНЫХ ЛАСКОВЫХ ГЛАЗ
СОХРАНИТ ОТ ТЫСЯЧИ
БЕД
И ПОМОЖЕТ ТЫСЯЧУ РАЗ.
ДЕТСТВО – ЗОЛОТАЯ ПОРА.
КАК ЧУДЕСНО ЗНАТЬ,ЧТО СО
МНОЙ
МАМА,СЛОВНО АНГЕЛ ДОБРА,
ДРУГ МОЙ САМЫЙ ЛУЧШИЙ,РОДНОЙ!