Слайд 1АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОУ
Слайд 2Адаптация
Приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.
(С.И.Ожегов)
Установление наиболее правильных соотношений между организмом и окружающей средой.
(Н.М.
Аксарина)
Слайд 3Биологическая адаптация – перестройка физиологических функций организма, обеспечивающая целесообразное приспособление
к новым условиям жизни.
Социальная адаптация – способность изменять свое
поведение в зависимости от новых социальных условий.
Виды адаптации:
Слайд 4Фазы адаптационного процесса:
Острая фаза- которая сопровождается разнообразными колебаниями в
соматическом состоянии и психическом состоянии, что приводит к снижению веса,
частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
Подострая фаза- характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);
Фаза компенсации - характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Слайд 5Степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
Легкая адаптация — сдвиги
нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно
ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
Адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;
Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Слайд 6Условия, от которых зависят характер и длительность привыкания детей к
дошкольному учреждению
Состояние здоровья детей.
Возраст ребенка.
Индивидуальные особенности детей
организация режима
дня и жилищно-бытовых условий дома, состав семьи.
Уровень развития потребности в общении при поступлении в ДУ.
Слайд 7Организация приема детей в ДОУ
1 этап: организационный (подготовка)
2 этап: непосредственное
введение детей в систему дошкольного воспитания
Слайд 81 этап: организационный
1) организация мероприятий, подготавливающих персонал к работе
с детьми в период их привыкания (семинары, консультации, беседы и
т.д.),
2) сбор данных о ребенке, поступающем в ДУ,
3) работа с семьей (для установления единства),
4)создание условий в группе,
5) соблюдение норм комплектования,
6) составление графика поступления детей.
Слайд 92 этап: непосредственное введение детей в детский сад
выявление группы, к
которой может быть отнесен ребенок по характеру адаптации;
выбор педагогического воздействия
в зависимости от характера адаптации.
Слайд 10Группы по характеру адаптации
1группа – удовлетворить потребность в общении
с близкими, когда появится интерес к окружающему – поддержать его,
параллельно воздействиям близкого человека и воспитателя. Доброта, ласка, внимание к желаниям ребенка, обращение к нему, показ действий с игрушкой, вовлечение в совместную игру. Родителям первое время делать свой уход незаметным. Помогают в снятии эмоционального напряжения совместные игры-движения (полетели как самолетики), музыка (негромкая, веселая, мелодичная), игрушки-забавы. Вовлечение в игровую деятельность с воспитателем – самый эффективный прием.
Слайд 11Группы по характеру адаптации
2 группа – потребность в общении
со взрослыми. Ласка, внимание, доброта также необходимы. Только убедившись в
расположении воспитателя, ребенок вступает с ним в контакт, если воспитатель помогает познакомиться с предметами, которые окружают ребенка, раскрывает ребенку способы действия с ними и их свойства – потребность в сотовариществе удовлетворяется.
Методы, приемы: показ, пример, действия воспитателя, совместные действия воспитателя с ребенком, упражнения, вовлечение в игру, индивидуальные игры-занятия, т.е. воспитатель должен поддерживать интерес ребенка к окружающему.
Слайд 12Группы по характеру адаптации
3 группа – дети уже имеют
определенные знания об окружающем и нуждаются в активных самостоятельных действиях.
Они обращаются ко взрослому, когда им надо что-то выяснить. Потребность в активных самостоятельных действиях и общения со взрослыми удовлетворяются в самостоятельной игровой деятельности и в общении со взрослыми. Здесь очень важен подбор игрушек, с которыми дети развертывают действия.
Приемы: подсказ, действие, поручение, напоминание, поощрение за самостоятельно выполненное действие, поручение обратиться к сверстнику, научение уступать игрушку, упражнения детей в совместной деятельности.
Слайд 13Общие педагогические правила организации адаптационного периода
1) Нужно учитывать потребность ребенка
в еде, туалете, сне.
2) Ко всему новому приучать постепенно.
3)
Единство и постоянство требований со стороны всех лиц, воспитывающих ребенка.
4)Требования должны быть посильными.
5) Создавать установку на все предстоящие режимные процессы.
6) Все режимные процессы должны проводиться молча, без суеты., без причинения ребенку неприятных ощущений.
7) Нельзя ребенка заставлять ждать предстоящий процесс.
8) С первых дней приучать к активному участию в режимных процессах;
8) Учитывать уровень развития культурно-гигиенических навыков ребенка.
Слайд 15Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению
Группа _________Учебный год________ Воспитатели
______________________
Слайд 16Домашнее задание
Разработать и оформить анкету для родителей ребенка, поступающего в
ДОУ.