Разделы презентаций


Адаптация первоклассников в условиях новых ФГОС

Содержание

« Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий , обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного,активного присвоения учащимися

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Адаптация обучающихся первых классов в условиях новых ФГОС
Учитель начальных классов
МБОУСОШ

№ 16
Дубиневич А.Е.

Адаптация обучающихся первых классов в условиях новых ФГОСУчитель начальных классовМБОУСОШ № 16Дубиневич А.Е.

Слайд 2


« Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных
учебных

действий , обеспечивающих
школьникам умение учиться,
способность к саморазвитию и

самосовершенствованию. Все это
достигается путем сознательного,
активного присвоения учащимися
социального опыта»
« Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий , обеспечивающих школьникам умение учиться, способность

Слайд 3Что такое адаптация первоклассника?
«Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий

психолог), «adaрtatio» - прилаживание, приспособление.
Адаптация к школе

– « перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению»
( Коломинский Я.Л.)
Что такое адаптация первоклассника? «Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaрtatio» - прилаживание, приспособление.

Слайд 4Задачи школы перед ребенком:
Успешно овладеть учебной деятельностью;
Освоить школьные нормы поведения;
Приобщиться

к классному коллективу, приспособиться.

Задачи школы перед ребенком:Успешно овладеть учебной деятельностью;Освоить школьные нормы поведения;Приобщиться к классному коллективу, приспособиться.

Слайд 5Виды адаптации (Дорожевец Т.В.)
Социальная
Академическая
Личностная
Характеризующая степень соответствия поведения ребенка нормам школьной

жизни
Характеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности
Отражающая

успешность вхождения ребенка в новую социальную группу
Виды адаптации (Дорожевец Т.В.)СоциальнаяАкадемическая ЛичностнаяХарактеризующая степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизниХарактеризующая уровень принятия ребенком себя как

Слайд 6Академическая адаптация
I этап-ориентировочный . Первые 2-3 недели обучения получили название

"физиологической бури". В этот период дети тратят значительную часть ресурсов

своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
II этап-неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. « Буря начинает затихать»
IIIэтап-относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Академическая адаптацияI этап-ориентировочный . Первые 2-3 недели обучения получили название

Слайд 7Социальная(психологическая) адаптация
Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная

роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка. Что

влечет за собой переоценку ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным. Развивающаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности и к заниженной самооценке.


Социальная(психологическая) адаптацияИзменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль

Слайд 8Условия социальной адаптации:
меняется социальная позиция (Из дошкольника он превращается

в ученика. У него появляются новые обязанности)
смена ведущей деятельности (с

игровой на учебную)
меняется социальное окружение(успешность адаптации зависит от отношения учителя, одноклассников, сверстников)
Сдерживание двигательной активности


Условия социальной адаптации:меняется социальная позиция  (Из дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые обязанности)смена

Слайд 9Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три

группы:
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых

двух месяцев обучения. За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, выполняют школьные обязанности.

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы: Первая группа детей адаптируется к школе

Слайд 10Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три

группы:
Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия

их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды.

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы: Вторая группа детей проходит более длительную

Слайд 11Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три

группы:
Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана

со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.
Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы: Третья группа – дети, у которых

Слайд 12Факторы школьной дезадаптации:
Школьный(отсутствие индив.подхода, своевременной помощи, неадекватность воспитательных мер)
Семейный(неблагоприятная материально-бытовая

и эмоциональная ситуация в семье, алкоголизация родителей, заброшенность ребенка или

наоборот, гиперопёка)
Микросоциальный (негативное влияние окружения)
Факторы школьной дезадаптации:Школьный(отсутствие индив.подхода, своевременной помощи, неадекватность воспитательных мер)Семейный(неблагоприятная материально-бытовая и эмоциональная ситуация в семье, алкоголизация родителей,

Слайд 13Факторы школьной дезадаптации:
Макросоциальный(деформация общественных и нравственных идеалов, пропаганда насилия и

вседозволенности)
Соматический(тяжелые хронические и физические заболевания)
Психический(психические нарушения, патологическое протекание возрастных кризов

, задержки психического развития)
Факторы школьной дезадаптации:Макросоциальный(деформация общественных и нравственных идеалов, пропаганда насилия и вседозволенности)Соматический(тяжелые хронические и физические заболевания)Психический(психические нарушения, патологическое

Слайд 14Виды дезадаптации:
1. Хроническая неуспешность.
В практике нередки случаи, когда трудности

адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной

жизни и школьной успеваемости ребенка. Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо.
Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться

Виды дезадаптации:1. Хроническая 	неуспешность. В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ

Слайд 15Виды дезадаптации:
С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень

высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он

не справляется, что чего-то не умеет.
Причины, приводящие к неуспешности:
Недостаточная подготовленность ребенка к школе
Тревожность, сформированная в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов.
Завышенные ожидания родителей.
Виды дезадаптации:С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства

Слайд 16Виды дезадаптации:
2. Уход от деятельности. Это когда ребенок сидит на

уроке и в то же время как бы отсутствует, не

слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых

Виды дезадаптации:	2. Уход 	от 	деятельности.  Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время

Слайд 17Виды дезадаптации:
3. Негативистская демонстративность. Характерна для детей с высокой потребностью

во внимании со стороны окружающих, взрослых. Он нарушает общие нормы

дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.
Виды дезадаптации:3. 	Негативистская 	демонстративность.  Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых.

Слайд 18Виды дезадаптации:
4. Вербализм. У таких детей высокий уровнь развития речи

и задержка мышления. Родители прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился

бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает.

Виды дезадаптации:4. 	Вербализм.  У таких детей высокий уровнь развития речи и задержка мышления. Родители прилагают большие

Слайд 19Виды дезадаптации:
5. «Ребенок ленится" - Это очень частые жалобы. За

этим может стоять все, что угодно. 1) сниженная потребность познавательных мотивов;

2) мотивация избегания неудач, неуспеха
3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента.

Виды дезадаптации:5. «Ребенок 	ленится

Слайд 20МБОУ СОШ № 16

« …развитие личности
обучающегося на основе
усвоения

универсальных
учебных действий,
познания и усвоения

мира»
МБОУ СОШ № 16« …развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных   учебных действий,  познания

Слайд 21Организация режима школьной жизни первоклассника
Организация внеурочной деятельности первоклассников
Организация оздоровительно- профилактической

работы
Изучение социально-психологической адаптации детей в школе
Организация учебно- познавательной деятельности в

адаптационный период

Деятельность методического объединения учителей МБОУ СОШ № 16

Организация режима школьной жизни первоклассникаОрганизация внеурочной деятельности первоклассниковОрганизация оздоровительно- профилактической работыИзучение социально-психологической адаптации детей в школеОрганизация учебно-

Слайд 22 Организация режима школьной жизни первоклассника
Ступенчатый режим занятий

45 мин

35-40 мин I I полугодие
I полугодие
Сентябрь-октябрь по 3 урока (35 мин)
После 2 урока – динамическая пауза, преимущественно на свежем воздухе. Двигательный режим соблюдается и на уроках.
Учителя проводят дых гимнастику, физминутки для снятия напряжения с мышц спины , конечностей,
глазных мышц, на укрепление мелкой моторики.
Организация режима школьной жизни первоклассника Ступенчатый режим занятий

Слайд 23 Кабинет для психологической разгрузки

Кабинет для психологической разгрузки

Слайд 24Оздоровительно-профилактическая работа

Оздоровительно-профилактическая работа

Слайд 25Оздоровительно-профилактическая работа

Оздоровительно-профилактическая работа

Слайд 26Оздоровительно-профилактическая работа
Задача первого года обучения –сделать так, чтобы родители стали

единомышленниками учителей, способствовали творческому и личностному развитию своих детей.

Оздоровительно-профилактическая работаЗадача первого года обучения –сделать так, чтобы родители стали единомышленниками учителей, способствовали творческому и личностному развитию

Слайд 27Оздоровительно-профилактическая работа

Оздоровительно-профилактическая работа

Слайд 28Учебно-познавательная деятельность
Школа будущего первоклассника
« Всезнайки »
Задачи:
-ввести ребенка в новую

систему
отношений;
-ввести будущих первоклассников
в новые учебные предметы.
В это время

происходит освоение
организационных навыков
и умений для учебы в школе.
Учебно-познавательная деятельностьШкола будущего первоклассника « Всезнайки »Задачи:-ввести ребенка в новую систему отношений;-ввести будущих первоклассников в новые учебные

Слайд 29Учебно-познавательная деятельность
Стартовая психологическая и учебно-предметная диагностики.
Мы изучаем:
-психофизиологическую и интеллектуальную зрелость;
-наличие

учебных навыков у ребенка;
-индивидуально-личночностные особенности ребенка;
-состояние здоровья;
-семью, стратегию родительского поведения.

Учебно-познавательная деятельностьСтартовая психологическая и учебно-предметная диагностики.Мы изучаем:-психофизиологическую и интеллектуальную зрелость;-наличие учебных навыков у ребенка;-индивидуально-личночностные особенности ребенка;-состояние здоровья;-семью,

Слайд 30Диагностика первоклассников
При помощи следующих тестов и программ:
Диагностика : -тест

Керна-Иерасика;

-тестовая беседа Банкова;
-программа компьютерной обработки
тестов Алматея « Диагностика готовности
к школьному обучению и адаптация
первоклассников».
Тесты : - «Домики» О.А.Орехова на основании
теста А.Эткинса;
- «Экран настроения».

Диагностика первоклассниковПри помощи следующих тестов и программ: Диагностика : -тест Керна-Иерасика;

Слайд 31Результаты диагностики Эмоциональное состояние первоклассников

Результаты диагностики Эмоциональное состояние первоклассников

Слайд 32Отношение к школе

Отношение к школе

Слайд 33Адаптация к школе

Адаптация к школе

Слайд 34Игровая

Учебная деятельность
Коллективная

групповая индивидуальная

Учебная деятельность


Игровая          Учебная деятельностьКоллективная

Слайд 35 Безотметочное обучение
Основная цель безотметочного обучения - сформировать и развить

оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на

развитие личности ребенка. Это обучение на содержательно-оценочной основе. Функции безотметочного обучения:
Здоорвьесберегающая – опирается на технологию педагогической поддержки, основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания.
Психологическая – связана с развитием адекватной самооценки, которая способствует успешной адаптации.
Динамическая – связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности.

Безотметочное обучение  Основная цель безотметочного обучения - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический

Слайд 36Безотметочное обучение
1 КЛАСС: САМООЦЕНКА УЧЕНИКА ПРЕДШЕСТВУЕТ ОЦЕНКЕ УЧИТЕЛЯ


Несовместимость этих двух оценок становится предметом обсуждения
В нашей школе безотметочное

обучение проводится только в 1-х классах, хотя приёмы самооценки применяются во всех классах начальной школы.
Именно с первого класса важно научить ребёнка сравнивать себя с собой.
Безотметочное обучение 1 КЛАСС:  САМООЦЕНКА УЧЕНИКА ПРЕДШЕСТВУЕТ ОЦЕНКЕ УЧИТЕЛЯ Несовместимость этих двух оценок становится предметом обсужденияВ

Слайд 37Волшебные линеечки
Текущую оценку учебных достижений можно
фиксировать с помощью

особых условных шкал –
«волшебных линеечек». После решения любой
учебной

задачи я предлагаю ученику на полях
начертить шкалу и оценить себя по тем или иным
критериям с помощью специального значка «х»
(крестика), по определённым критериям:
(А – аккуратность, П – правильность,
С – старание, Т – трудность). После проверки
такую же работу проделывает и сам учитель.
Если я согласна с мнением ученика, то я
обвожу крестик в красный кружок. Если, не
согласна, ставлю на шкале свою отметку выше
или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняю
причины расхождения оценок.
Волшебные линеечки Текущую оценку учебных достижений можно фиксировать с помощью особых условных шкал – «волшебных линеечек». После

Слайд 38Знаковая символика
Таким образом, учителю
ещё и наглядно видно у
кого

какая самооценка
формируется: адекватная,
заниженная или
завышенная. Результаты
оценивания заносятся

в
специальные дневники,
т. е ведётся мониторинг.

Знаковая символикаТаким образом, учителю ещё и наглядно видно у кого какая самооценка формируется: адекватная, заниженная или завышенная.

Слайд 39Рефлексивное обучение
Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка

предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Её цель не

просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Рефлексивное обучениеРефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней

Слайд 40Рефлексии настроения и эмоционального состояния.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального

состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта

с группой, так и в конце деятельности.
Рефлексии настроения и эмоционального состояния. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью

Слайд 41Рефлексия деятельности
Дает возможность осмысления способов
и приемов работы с

учебным материалом,
поиска наиболее рациональных. Применение
этого вида рефлексии в

конце урока дает
возможность оценить активность каждого
на разных этапах урока.
Ученик помещает человечка (себя) на
соответствующую ступеньку:
уверен в своих знаниях
в основном уверен
нужно ещё повторить
нуждаюсь в помощи


Рефлексия деятельности Дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Применение этого

Слайд 42Рефлексия содержания учебного материала
Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Рефлексия содержания учебного материалаИспользуется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Слайд 43

Внеурочная деятельность
(направления)

Внеурочная деятельность(направления)

Слайд 44Внеурочная деятельность Кружок «Светофорик»

Внеурочная деятельность Кружок «Светофорик»

Слайд 45Внеурочная деятельность Кружок «Разговор о правильном питании.»

Внеурочная деятельность Кружок «Разговор о правильном питании.»

Слайд 46Внеурочная деятельность Кружок «Веселая мозаика»

Внеурочная деятельность Кружок «Веселая мозаика»

Слайд 47Социально-педагогическая адаптация
Для детей и родителей испытывающих трудности в обучении(усвоение материала,

поведенческие проблемы) работает школьный психолого-медико-педагогический консилиум ПМПк. По запросу классного

руководителя специалисты работают с ребенком и родителями для выявления причин этих трудностей и оказания своевременной помощи.
Социально-педагогическая адаптацияДля детей и родителей испытывающих трудности в обучении(усвоение материала, поведенческие проблемы) работает школьный психолого-медико-педагогический консилиум ПМПк.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика