Слайд 1Административные реформы в РФ
Слайд 2
В настоящее время существуют три основных подхода к понятию «административная
реформа».
1) административная реформа - это перестройка структуры федеральных органов
власти, включающая лишь организационные преобразования и перераспределение функций, что значительно сужает ее суть.
2) трактует административную реформу в широком смысле, подводя под данное понятие реформу местного самоуправления, изменения в судебной системе и федеративных отношениях.
3) (преобладает в большинстве стран) - объектом административной реформы выступает исполнительная власть и все, что связано с ее функционированием и совершенствованием.
Слайд 3
Будем исходить из следующего определения административной реформы. Административная реформа представляет
собой целенаправленные изменения в оргструктурах и административных процедурах органов государственной
власти, связанные с совершенствованием их работы, повышением эффективности и качества услуг или товаров, за которые они несут ответственность. Подобные действия являются ответом на потребности развития государства и, прежде всего на необходимость адаптации государственной системы управления к изменившимся факторам внешней среды.
Слайд 4
Реформирование административной системы, всего государственного управления начались в первые постсоветские
годы. Можно выделить несколько стадий или этапов.
1-я стадия- 1991-1999 гг.
Здесь можно выделить несколько периодов.
1991- 1993 гг.-– конфликт между советским принципом государственного управления, основанного на единстве власти, и принципом разделения властей;
Слайд 5
1993-1997 гг. – конституционная стадия и формирование базы для демократического
государственного управления; разработаны и начали реализовываться реформа государственной службы, местного
самоуправления, положено начало военной и судебной реформам, реформе образования и т.п.
3) 1998-1999 гг.- включение некоторых элементов государственного менеджмента в систему российского государственного управления.
Слайд 6
Вторая стадия
1-й этап -2000-2005гг. (Активная стадия 2003-2005 гг.)
2-й этап 2005-2010
гг.
Слайд 7
В Программе действий Президента России на 1997-2000 гг. «Человек. Семья.
Общество. Государство» была дана общая идеология административной реформы. В Послании
Президента РФ Федеральному Собранию 1997 г. «Порядок во власти - порядок в стране» концепция преобразований в системе управления страной была дана в более концентрированном виде. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию 1998 г. была поставлена задача осуществить административную реформу.
Слайд 8
Были определены цели административной реформы:
создание реальных механизмов ответственности государственной власти,
прежде всего исполнительной перед народом;
радикальное повышение эффективности управления;
создание современной, ориентированной
на интересы общества государственной службы;
ликвидация условий, способствующих коррупции;
завершение перехода к методам управления, отвечающим новым задачам, стоящим перед исполнительной властью.
Слайд 9
Обозначим основные признаки первой стадии административных реформ. Это - департизация
и деидеологизация государственного управления. Десоветизация управления, т.е. начался процесс разделения
законодательной и исполнительной власти. Также начинается переход от номенклатурного принципа рекрутирования государственных служащих к «бюрократическому», основанному скорее на знаниях и квалификации, чем на принадлежности к номенклатуре. В результате реформирования федерации произошла децентрализация государственного управления.
Слайд 10
Конституция РФ (1993 г.) закрепила принципы разделения властей и федерализма.
Были приняты два базовых закона для административно-политического реформирования государства: «Об
основах государственной службы в Российской Федерации» (1995 г.) и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г.).
Слайд 11
1998-2000гг.-в ходе совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти сделана попытка
четкой дифференциации правового статуса органов: разграничения собственно управления и функции
оказания государственных услуг, чем должны заниматься не государственные органы, а государственные учреждения, работающие, как правило, на самоокупаемости, а также уточнение классификации и обеспечение стабильной структуры органов исполнительной власти (для более четкого механизма принятия и исполнения решений)
Слайд 12
Вторая стадия административной реформы начинается с избрания в 2000 г.
нового Президента РФ В.В.Путина. Новая политика была направлена на укрепление
вертикальной власти в государстве, на создание новых механизмов связи центральных органов власти и других уровней власти и управления.
Слайд 13
15 августа 2001 г. была утверждена Концепция реформирования государственной службы
Российской Федерации. В ней предполагалось уточнение, конкретизация и классификация органов
исполнительной власти по характеру функций (политические, ресурсно-распорядительные, контрольные, силовые, учетные, аналитические, кадровые и т.д.); деление функций на основные и инфраструктурные (обеспечивающие) и в связи с последним — на исключительно государственные и на полностью или частично делегируемые.
Слайд 14
Указом Президента РФ от 19.11.2002 г. была утверждена ФЦП «Реформирование
государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.)». Указом Президента от 12.12.2005
г. срок ее реализации был продлен на 2006-2007 гг.
Слайд 15
Основные цели и задачи административной реформы были изложены в указе
Президента РФ от 23 июля 2003 г. и включали следующие
направления: ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства; исключение дублирования функций федеральных органов исполнительной власти; развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики; разделение функций по регулированию, контролю, оказанию услуг и управлению госимуществом; разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами исполнительной власти.
Слайд 16
В 2005 году завершился первый этап административной реформы. На этом
этапе была изменена структура органов исполнительной власти, оптимизирована сеть госучреждений,
унитарных предприятий и проведен большой объем работы по устранению избыточных функций органов власти. Также разработан и принят целый ряд законов и постановлений правительства, ограничивающих вмешательство государства в экономическую жизнь предприятий.
Слайд 17
Проведена работа по разграничению предметов ведения и полномочий органов власти
всех уровней. Введен институт общественной экспертизы проектов решений: в начале
2005 г. создана Общественная палата РФ. Составной частью административных преобразований является реформа госслужбы.
Проведена реорганизация правительства: разграничение на «ведомства» и «учреждения» исполнительной власти; внутри «ведомств» разграничение по функциям:
- выработка стратегии – Министерство;
- реализация стратегии – Федеральное агентство;
- контроль – Федеральная служба.
Сделана попытка отказаться от формирования ведомств по отраслевому принципу, появились «функциональные» министерства, например, Министерство экономического развития и торговли, Министерство природных ресурсов и т.п.
Слайд 18
Правительство утвердило общую концепцию реформы на 2005-2010 гг. Поставлена задача
разработать и обеспечить финансирование федеральной целевой программы «Административная реформа», согласовав
ее с государственными программами «Электронная Россия» и «Реформирование госслужбы РФ на 2003-2006 гг.».
Слайд 19
Среди основных целей административной реформы на данном этапе – повышение
качества и доступности государственных услуг, ограничение вмешательства государства в экономическую
деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного госрегулирования; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Слайд 20
6 основных направлений:
Стандартизация и регламентация;
Оптимизация функций органов исполнительной власти и
противодействие коррупции;
Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества;
Модернизация системы
информационного обеспечения органов исполнительной власти;
Обеспечение административной реформы – формирование необходимого организационного, информационного и ресурсного обеспечения, совершенствования механизмов распространения успешного опыта государственного управления.
Слайд 21
О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27
июня 2004 г. № 79-ФЗ. // Российская газета. 28 июня
2004 г.
О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ. // Российская газета. 29 мая 2003.
Программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)", утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. №1336. // Российская газета. 23 декабря 2002 г. – С. 2.
О реформировании государственной гражданской службы Республики Татарстан: Указ Президента Республики Татарстан от 16 февраля 2004 г. № УП-106. // Республика Татарстан. 18 января 2004 г.
О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня): Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111. // Российская газета. 2 февраля 2005 г. – С.2.
Слайд 22
Задача административной реформы – преобразовать систему взаимодействия органов исполнительной власти
с гражданами, представителями бизнеса и другими социальными группами населения, сделать
ее максимально эффективной
Слайд 23
Направления деятельности
Оптимизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления
при помощи внедрения современных информационных коммуникационных технологий
Обеспечение открытости и
доступности информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и формируемых ими информационных ресурсах
Оптимизация численности государственных и муниципальных служащих
Слайд 24обеспечение открытости и доступности информации о деятельности органов государственной власти
и органов местного самоуправления и формируемых ими информационных ресурсах
Серьезным достижением
в области обеспечения открытости публичных органов стало принятие Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и ряда подзаконных актов. На практике положения актов, регламентирующих размещение информации о деятельности органов исполнительной власти в сети Интернет, выполнены не в полной мере.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" определило ряд требований к составу информации на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти и установило необходимость регулярного мониторинга сайтов органов власти.
Размещение в свободном доступе информации о деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также формируемых ими информационных ресурсах позволяет сделать деятельность указанных органов более понятной и предсказуемой для граждан и организаций, а также уменьшить нагрузку на указанные выше органы за счет снижения количества поступающих обращений.
Слайд 25
В указанной сфере необходимо обеспечить свободный доступ через сеть Интернет
к содержимому основных федеральных государственных информационных ресурсов и систем, за
исключением сведений, которые составляют охраняемую законом тайну, исключив случаи установления платы за предоставление информации из государственных информационных ресурсов в соответствии с ведомственными актами.
Необходимо расширить перечень сведений о проведении государственного (муниципального) контроля, подлежащих обязательному опубликованию на сайтах органов. Должны публиковаться результаты проведения плановых и внеплановых проверок (к примеру, публикация наименований юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых приостановлена или прекращена (по решению суда) либо продукция которых отозвана с рынка), а также статистика.
Слайд 26Оптимизация численности государственных и муниципальных служащих
Необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных
на оптимизацию численности государственных и муниципальных служащих с целью установления
обоснованной штатной численности, объективно необходимой для реализации государственных полномочий.
При этом первоочередной задачей является оптимизация штатной численности федеральных органов исполнительной власти в связи с принимаемыми решениями по оптимизации государственных (муниципальных) услуг и контрольно-надзорных и разрешительных функций.
Требуется проведение оценки потребности в кадровых ресурсах для каждого вида властных полномочий органов власти (специфические, нормотворческие и типовые). Оценка потребности должна базироваться на обоснованных нормозатратах времени на осуществление конкретных административных процедур и количестве соответствующих совершаемых административных действий.
Слайд 27Оценка потребности в кадровых ресурсах
должна проводиться в первую очередь в
отношении обладающих наибольшей численностью федеральных служб и агентств, исполняющих наиболее
востребованные контрольно-надзорные функции и предоставляющих государственные услуги.
При этом необходимо учитывать влияние на потребность в штатной численности следующих факторов:
оптимизация предоставления (исполнения) государственных функций (услуг) (в том числе сокращение излишних государственных функций);
развитие системы многофункциональных центров;
повышение эффективности работы федеральных государственных служащих за счет автоматизации отдельных административных процедур и организации дистанционного взаимодействия с заявителями.
В настоящий момент в штатных расписаниях федеральных органов исполнительной власти сохраняется значительное число работников, исполняющих обеспечивающие функции. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти исполняют значительное число функций, для реализации которых не требуются властные полномочия. В связи с этим для оптимизации численности государственных и муниципальных служащих целесообразно развивать механизмы аутсорсинга в деятельности федеральных органов государственной власти.
Слайд 28
В июле 2010 года принят Федеральный закон от 27 июля
2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных
услуг» (далее Федеральный закон № 210-ФЗ), закрепляющий инновационные для Российской Федерации принципы и механизмы взаимодействия органов государственной власти и общества при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Слайд 29
Одним из необходимых элементов реализации Федерального закона "Об организации предоставления
государственных и муниципальных услуг" является создание федерального реестра, содержащего сведения
о предоставляемых (исполняемых) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услугах (функциях), который является информационной основой единого портала.
Слайд 30
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 указанного Федерального закона
государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных
услуг и реестры муниципальных услуг.
Формирование и ведение реестров услуг осуществляется исключительно в электронной форме в специально созданной федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг» (далее – федеральный реестр), Соответствующие реестры государственных и муниципальных услуг содержат сведения, отображаемые на Едином портале государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru).
Слайд 31
На федеральном уровне насчитывается 845 государственных услуг и функций, связанных
с непосредственным взаимодействием органов власти и граждан. По каждой из
государственных функций и услуг федеральными органами исполнительной власти в Федеральном реестре государственных услуг (функций) и на Портале государственных и муниципальных услуг размещена информация.
Слайд 32
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. №1021-р
утверждена «Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг
на 2011-2013 годы», целями которой являются:
снижение административных барьеров;
повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг.
Слайд 33
За период с 2006 по 2012 год федеральными органами исполнительной
власти было утверждено в установленном порядке около 500 административных регламентов,
свыше 9500 административных регламентов утверждено на региональном, более 19500 - на местном уровне.
Слайд 34
По данным на конец 2011 года в Российской Федерации действуют
655 офисов МФЦ в 62 субъектах Российской Федерации.
Слайд 35
Административные стандарты и регламенты
Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных
услуг
Содействие развитию институтов гражданского общества