Слайд 1
Администрация города Екатеринбурга
Комитет по молодежной политике
МБУ «Форпост»
Вебинар
Родительская любовь: приемы воспитания
психолог Людмила Пушкарева
Слайд 2Родительская любовь
Доброе общение должно идти от души.
Это должно быть
такое общение, которое вам доставляет радость.
Каждый родитель хоть в
чем то да очень хорош!
Слайд 3Свободное время
ничего не делать
делать то, что хочется.
личное время важно,
чтобы ребенок познакомился со своим «Я».
Слайд 4Свобода выбора занятий
Свобода воли, настаивание на своем суждении,
делать свой
выбор значит жить своей жизнью.
У ребенка должно быть место для
одного или двух занятий,
которые ребенку действительно по душе.
Слайд 5Личное пространство
Своя территория: комната или уголок,
который он сам может
оформить,
где он чувствует себя в безопасности,
потому что туда
никто не зайдет без приглашения и без стука,
где бы он мог спокойно отдохнуть, в том числе от родителей,
и что-то делать без родительского присмотра.
Личное пространство это
Территория,
Вещи ребенка,
Сумки
Гаджеты
Слайд 8Ответственность
Уровень компетентности и ответственности родителей:
* устанавливать контакт,
* снимать эмоциональное
напряжение,
* проявлять гибкость
Важно быть рядом именно тогда, когда надо:
четко видеть
ситуации, где нужно вмешаться (смена школы, состояние здоровья).
Быть готовым вовремя прийти на помощь.
Слайд 9Ключевые моменты возраста
Для малышей это смена обстановки или няни
Для младших
школьников – отношения с учителями,
оценки и успехи в школе
Для
подростков – общение со сверстниками, личная жизнь, первая любовь.
Абсолютно недопустимо и безответственно обижаться на ребенка,
игнорировать его, в качестве наказания не разговаривать с ним
по две недели.
Родитель не должен ждать первого шага навстречу от ребенка.
Слайд 10Уважение
В чем проявляется уважение к другому человеку?
В том, что мы
с ним считаемся. Учитываем его интересы, планы,
мнения.
В отношении ребенка
уважение может проявляться уже
с первых дней его жизни. Мы реагируем на его плач,
пытаемся понять, чего он хочет, кормим его, согреваем, укачиваем.
Слайд 11Как ребенок может ощутить,
что его уважают
Интересуются его мнением, внимательно
слушают, не перебивают, делятся информацией, предлагают обсудить.
С ребенком общаются на
равных, вежливо, доброжелательно,
без попыток навязать свое мнение и подчинить своей воле,
сотрудничая, а не манипулируя.
Слайд 12Узнаем своего ребенка
Подмечаем детали
Задаем вопросы,
Стремиться быть ближе,
Интересуемся
его жизнью, вкусами, предпочтениями:
что он любит на завтрак, какую
музыку слушает, с кем дружит.
Выстраиваем диалог: слушаем ответы, уточняем, конкретизируем.
Исключаем форму допроса, приветствуем юмор.
Часто дети рассказывают
важные вещи вечером,
перед сном!
Слайд 13Поддержка родителем
Ребенок «я больше не пойду / не буду ….»
Родитель
«Конечно тебе обидно, ты ведь столько готовился.
Так бывает»
Томас Эдисон:
«Да, теперь я увидел, что и этот способ не работает»
Опыт поражений помогает сформировать стойкость –
способность оправиться после неприятностей,
быть более гибким,
не бояться пробовать что-то новое,
быстро реагировать на изменения.
Уберите сравнение:
«Техника твоего прыжка улучшилась»
«Твой рисунок стал более четким»
Слайд 14Активное слушание
Это умение понять собеседника. Что именно говорит ваш ребенок
сейчас?
Нужно убрать в сторону собственные мысли и чувства.
Нужно
смотреть на все с позиции ребенка, чтобы понять ребенка.
Ошибка родителей:
Слушать и выдвигать свою точку зрения.
Слайд 15Молчаливое слушание
не вставлять свои реплики,
не перебивать, своим видом,
позой,
мимикой,
жестами – даем понять, что отражаем рассказ ребенка.
открытая поза
(без скрещивания рук и ног) подаемся чуть вперед.
Кивок головы, выражение лица.
Слайд 16Выдерживаем паузу
Мы даем ребенку высказаться.
Пауза стимулирует рассказ ребенка.
Когда
ребенок почувствует, что его слушают, он начнет говорить свободнее.
Постараемся
вдуматься в его слова и понять,
что за ними стоит – какие страхи, обиды, переживания.
Слайд 17Зрительный контакт
Контакт «глаза в глаза» помогает преодолеть недоверие,
«растопить лед»,
почувствовать близость.
Ребенку важно видеть в ваших глазах любовь и понимание.
Слайд 18Зеркализация
Смысл зеркализации в том, чтобы понять что чувствует ребенок
и
лучше его понять.
Слайд 19Прояснение смысла
На реплику подростка о том, что «хватит ему указывать…»
можно ответить так: «Я вижу, тебя бесит, когда мы строим
планы на выходные, не спросив тебя».
Если мы попадаем в точку, ребенок, как правило, остывает,
кивает «ну да..» – значит, его правильно поняли.
Тем самым мы помогаем ему
разобраться в собственных
мыслях и переживаниях
и снизить накал негативных эмоций.
Слайд 20Резюмирование
«Если мы правильно тебя поняли,
ты предпочел бы провести это
время по-другому..
Об этом лучше сообщать на стадии планирования мероприятия»
Фрмула «Да
– Но – Давай»,
где «Да» означает «мы тебя поняли»,
«Но» – «и ты пойми нас»
«Давай» – «на будущее будем стараться делать так».
Слайд 21Резюмирование (продолжение)
Главное в нашем общении – не преподать урок жизни,
а быть готовым слушать детей. Только это даем нам право
требовать, чтобы и они слушали нас.
Слайд 22Как сделать замечание и не поссориться?
Родителей многое не устраивает в
дочери: привычки,
манера общаться, одежда, прическа, друзья.
Им хочется, чтобы она
их услышала, поняла, согласилась
с ними и хоть немного изменилась в лучшую сторону.
Попытки достучаться терпят фиаско.
Слайд 23ВИДЫ Реакций
Одни воспринимают их как руководство к действию,
пересматривают свое
поведение
Агрессия «лучшая защита – это нападение».
«переводят стрелки» – в
ответ на нашу претензию выдвигают свою.
Кто-то уходит в глухую оборону и пропускает наши слова мимо
ушей, а кто-то ловко уводит разговор в сторону.
Дети берут пример с нас.
Слайд 24Привычка обобщать
Мы оцениваем ребенка комплексно, тотально, «по всем статьям»,
не
разделяя личность и конкретный проступок.
А нужно просто сфокусироваться на
его действиях.
Слайд 25Навешиваем ярлыки:
«Ты всегда обманываешь. Ты не человек слова, а пустой,
безответственный болтун».
Обобщаем и усиливаем:
«Вчера у нас были гости, мы просили
тебя не включать громко музыку. Но ты всегда все делаешь нам назло».
Жалуемся на ребенка в его присутствии:
«Наш сын не понимает, когда ему говорят, что нельзя так вести себя с бабушкой».
Говорим намеками:
«Есть же девочки, которые учатся хорошо, и выглядят прилично, а не …»
Слайд 26Требуем невозможного
Нужно конструктивное решение!
Слайд 27справляемся со своими эмоциями
Накатывает ярость – выйти из контакта,
сделать
несколько физических упражнений,
восстановить дыхание
и проговорить свои эмоции вслух:
«Я
очень зол, меня бесит его поступок».
Уровень агрессии в этом случае резко снижается.
И только когда мы уверены,
что можем контролировать свое поведение,
можно приступать к разговору.
Слайд 28Сосредоточиться на важном
Ребенок взял деньги на репетитора по английскому, но
на занятие
не пошел, обманул.
При этом у него беспорядок
в комнате, двойка по алгебре.
В данном случае выделите главное!
Возможно, в другой раз важным будет иной проступок,
который станет темой разговора.
Правило неизменно:
один серьезный разговор – одна тема.
Слайд 29Указывать на конкретные поступок
У нашего недовольства есть конкретная причина.
Пример:
«Мы
дали тебе денег и попросили после школы зайти в аптеку,
чтобы
купить бабушке лекарства. Но ты до аптеки так и не дошел. Небось
болтался с приятелями. А на здоровье бабушки тебе наплевать!»
Обобщение (А на здоровье бабушки тебе наплевать! )
Домысел (Небось болтался с приятелями)
Мы по сути, пытаемся доказать, что наш ребенок плохой, и этим только подогреваем
конкретный конфликт.
Говорим по факту: «Бабушка болеет, я просила купить лекарства, дала тебе денег.
Ты деньги взял, а лекарства не купил».
Предложите решение: «Давай договоримся, что будем выполнять свои обещания,
особенно когда дело касается здоровья близких людей».
Дети части не соответствуют нашим ожиданиям,
но, как правило, проблема не в детях,
а в самих ожиданиях.
Слайд 30Возможно ли изменить?
Ребенок застенчив.
Родитель не может с этим смириться
и пробует его изменить.
начинает дергать его, «взбадривать» своими замечаниями
в
надежде, что это его «заведет».
Требуем быть «впереди» в тех сферах, где ребенок явно слаб
и не тянет.
Слайд 31Говорить от себя
Многие родители, боясь испортить отношения с ребенком,
пытаются
высказать замечание «опосредованно»:
«Учительница считает, что ты повел себя неправильно,
когда уехал домой с экскурсии один, никого не предупредив».
Говорить надо от себя, высказывать собственное мнение,
используя местоимения «я.
Слайд 32Разговаривать наедине
Разговор должен быть личным.
мы говорим то, что думаем и
чувствуем именно ребенку:
«Да я злюсь, потому что беспокоилась за
тебя».
Слайд 33Выбрать время для беседы
Разговор должен состояться сразу или не состояться
вовсе.
Замечания дают ему понять ребенку, что мы о нем думаем,
что нам не все равно и мы заинтересованы решить проблему.
Если выскажем претензию уважительно, наше замечание перейдет
в продуктивное общение, цель которого – общими усилиями изменить
ситуацию к лучшему и укрепить наши отношения.
Слайд 34Упражнение «круг проблем»
Три недели родитель фиксирует мысленные жалобы и обвинения:
«Опять
он (она) делает это не так»
«Почему я все время должна
это делать?»
«У других родители помогают, а у меня нет»
«Снова мне приходится смотреть за детьми»
На каждую эту фразу подумайте:
«А что я могу сделать, чтобы изменить ситуацию?»
Слайд 35Упражнение «ЦЕЛИ»
Запишите в два столбика цели: ваши собственные и семейные.
Подумайте:
это действительно ваши цели?
Возможно, вы находитесь под влиянием желаний своих
родителей,
друзей, соседей? Возможно, это есть у других, и вам на минутку тоже
захотелось? Обсудите цели. Вычеркните ненужное.
В течение нескольких дней задавайте себе вопрос
«Действительно ли это то, чего я хочу и что нужно моей семье?»
Это упражнение поможет осознать ваши истинные цели.
Слайд 36Родители хвалите себя, поддерживайте
Слайд 37Неконструктивное Мышление
«Неужели нельзя было предусмотреть
все вчера, когда у меня
было время
это сделать/ подготовить вещи/
найти няню и пр.»
Слайд 38Мышление на решение проблемы
Взять вещь, которая не требует дополнительного ухода
перед выходом.
Сделать паузу. Отменить встречу, поездку.
Взять ребенка с собой
на работу, по делам.
Принять факт, не сделанного домашнего задания
и исправить оценку в последствии.
Слайд 39В каждой проблеме есть основная причина
Правило!
Чем меньше ребенок, тем меньше
запретов.
Формула допустимых запретов:
Возраст ребенка умножить на два = количество допустимых
«нет»
Чем старше ребенок, тем меньше от него нужно прятать
и больше объяснять.
Слайд 40выводы
1. Родитель - это руководитель.
2. Отличайте свои сокровенные желания.
3.
Чтобы мечты стали реальностью, нужно обсуждать
и записывать долгосрочные цели
развития семьи в целом
и всех ее членов в отдельности, а затем разрабатывать
планы по реализации целей и выполнять их.
4. Освойте конструктивное общение.
Слайд 41выводы
5. Выявляйте и решайте проблемы.
6. Берите на себя ответственность.
Для
этого достаточно при возникновении сложной ситуации
задавать один вопрос:
«Что
я могу сделать для того, чтобы решить проблему сейчас
или улучшить ситуацию в будущем?»
Слайд 42Помните
Если вы не знаете что делать и зашли в тупик,
то это просто ваша точка роста.
Слайд 43МБУ «Форпост»
Сканируйте QR код телефоном
вступайте в группы ВКонтакте
Город Екатеринбург,
переулок Трамвайный, 5
Телефон (343) 385-82-20
улица Красных Борцов, 19
телефон
(343) 320-61-47
сайт Forpost.uralschool.ru
электронная почта
e-mail forpost@molekb.ru
Телефон доверия
для детей,
подростков
и взрослых
(343) 385-73-83
ICQ – 648092345
Мы рады оказать вам
помощь и поддержку
анонимно и бесплатно!