Слайд 1Агрессивный ребенок: причины и последствия
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Латинское слово «агрессия» означает «нападение», «приступ».
Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее
                                                            
                                    
нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или
                                    моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Агрессивные действия выступают в качестве:
Средства достижения какой-либо значимой цели;
 Способа
                                                            
                                    
психологической разрядки;
Способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Агрессивные проявления подразделяются на:
Физическую агрессию (использование физической силы против другого
                                                            
                                    
человека или объекта);
Вербальную агрессию (выражение негативных чувств как через форму
                                    (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань));
Аутоагрессию (самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Агрессивные реакции могут быть:
 Прямыми (непосредственно направленные против какого-либо объекта
                                                            
                                    
или человека);
 Косвенными (действия, которые окольным путем направлены на другого
                                    человека (сплетни, шутки, действия исподтишка, обзывания и т.п.);
 Инструментальные (является следствием достижения какой-либо нейтральной цели);
 Враждебная (выражается в действиях, целью которых является причинение вреда);
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Анализ возрастных особенностей проявления агрессивности свидетельствует о том, что для
                                                            
                                    
детей младшего школьного возраста присуща физическая инструментальная агрессия (забрать игрушку
                                    или какой-либо предмет, защита от таких действий со стороны сверстников).
По мере взросления все сильнее проявляется вербальная агрессия, причем в враждебной форме. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Факторы, провоцирующие агрессивность у ребенка:
Наследственно-характерологические факторы:
а) наследственная предрасположенность к агрессивному
                                                            
                                    
поведению;
б) психопатоподобное, эпилептоидное, аффектно-возбудимое поведение родителей или взрослых в окружении
                                    ребенка;
в) наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребенка. 
2. Органические факторы:
а) травмы головного мозга;
б) особенности нервной системы;
в) ММД и т.п.
3. Социально-бытовые:
а) неблагоприятные условия воспитания;
б) неадекватно-жесткий родительский контроль;
в) враждебное или оскорбительное отношение к ребенку;
г) конфликт между супругами.                            +
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 84. Ситуационные:
а) реактивность (ответная агрессия) на присутствие новых взрослых или
                                                            
                                    
сверстников;
б) чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
в) введение ограничений в поведение
                                    ребенка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности ребенка);
г) новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;
д) нарастание утомления и пресыщения у ребенка. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Диагностика агрессивного поведения
анкетирование       
                                                            
                                    
   анкетирование
  родителей    
                                               детей 
            
     наблюдение      тесты (рисуночные)
Уровень агрессивности
(низкий, средний, высокий)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Памятка родителям
Задача родителей при общении с детьми, склонными к агрессивности,
                                                            
                                    
состоит в расширении поведенческого репертуара ребенка, необходимо помочь ему научиться
                                    управлять проявлениями своих эмоций, сдерживать их, но и в то же время в приемлемых формах своевременно отреагировать на негативные эмоции, видеть и понимать чувства других людей.         +
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11 Очень полезно параллельно постараться выяснить причины агрессивного поведения ребенка:
                                                            
                                    
Что стоит за агрессивностью?
 Почему он себя так ведет?
 Часто
                                    ли он поступает аналогичным образом?
 Думает ли он, что именно так должен вести себя человек в подобной ситуации?
 Расстроен ли он последствиями агрессивного поведения?
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Общие беседы о необходимости «хорошо себя вести» оказывают лишь кратковременный
                                                            
                                    
эффект, не помогая ребенку справиться с агрессивными реакциями. 
При проявлении
                                    агрессивного поведения можно попробовать предпринять следующее:
Агрессия – это естественный процесс, сопровождающийся выбросом большого количества энергии. Следовательно, наша задача состоит в том, чтобы направить эту энергию в другое русло. Отвлеките ребенка, дайте ему возможность проявить себя в других полезных видах деятельности.
Если агрессивные реакции уже принесли кому-то вред, необходимо сразу отреагировать. При этом необходимо максимально быстро разобраться в ситуации, выяснив причину такого поведения ребенка и его чувства в этот момент.
Попробуйте спокойным тоном «с амортизировать» ситуацию – успокоить ребенка. Обсуждается только данный поступок ребенка, порицание не должно распространяться на прошлые проступки ребенка и на его личность.
                   
                                                     +
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Агрессивные дети имеют низкий уровень эмпатии – способности чувствовать состояние
                                                            
                                    
другого человека, умения вставать на его позицию. Считается, что если
                                    «агрессор» сможет посочувствовать «жертве», то его агрессивная реакция в следующий раз будет слабее.
Стимулируйте у детей умение признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости и вины за агрессивное поведение, развивайте чувство сочувствия к другим.
Проигрывайте похожие ситуации с детьми, обсуждайте их, например, с помощью каких-либо сказочных персонажей.
Пусть ребенок выскажет свое отношение к конфликту и найдет пути выхода из него, посмотрит на себя со стороны. 
                                               +
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14 Используйте чувство юмора, стратегию на стимуляцию удивления через неожиданность,
                                                            
                                    
новизну действий и высказываний с целью переключения ребенка-агрессора на другое
                                    состояние.
 Вводите стратегию на установление телесного контакта (прикосновения, рукопожатие, поглаживание и т.п.).
 Реагируя на вербальную агрессию обратите особое внимание на свой тон, эмоциональную окраску высказываний.
 Не применяйте угроз, паники, каких-то запретов.
 Говорите детям правду: ругать – это проявление собственного бессилия перед ситуацией, это только слова.
Дайте понять ребенку, что бранные слова могут очень сильно задеть человека и надолго оставить след в его жизни.
Высказывайте свое уважение человеку, который, воздержавшись от гнева и оскорбительных высказываний, проявил свою силу и зрелость. 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой
                                                            
                                    
как зло, так и добро.
Микколо Маклавелли