Слайд 1 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Слайд 2Экономический рост. Содержание, факторы, показатели. Взаимосвязь экономического роста и социального
развития.
Экономический рост -увеличение общественного производства, выражающийся в росте уровня и
темпов развития народного хозяйства, в наращивании экономического потенциала страны, увеличении национального богатства.
Экономический рост проявляется в росте и улучшении структуры основных фондов.
Обобщающим показателем экономического роста являются:
темпы прироста национального дохода
-его объем на душу населения
величина национального богатства
Слайд 3Факторы, влияющие на характер и темпы экономического роста
Экономический рост определяется:
-
количеством и качеством природных и трудовых ресурсов
-объемом основного капитала
-нововведениями
- факторами
роста
факторами спроса
Слайд 4Если количественно соотнести вклад различных факторов в экономический рост ,
то
приходим к выводу, что повышение производительности труда является наиболее важным
фактором, обеспечивающим рост реального продукта и дохода.
- увеличение трудозатрат дает 32%
- повышение производительности труда- 68%, в том числе
инноваций- 28%капитала
капитала-19%
образования -14%
улучшения распределения ресурсов- 7%
экономии. обусловленной масштабами производства.
Слайд 6ДИНАМИКА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
млн. долларов
Слайд 7Национальное богатство
Национальное богатство- совокупность наличных материальных ценностей (общественного труда и
природных ресурсов данной страны), представленная в денежном выражении
Современное богатство страны
составляют не только природные ресурсы, но и новейшие разнообразные знания, многие из которых преобразуются в технологии. При этом технологии играют наиболее существенную роль в развитии экономики.
Слайд 8Математически значение технологий в развитии экономики выражено формулой Пельцера
n
W= PT
где W- богатство
P - ресурсы, такие как земля, рабочая сила, полезные ископаемые
T- технологии
n- степень влияния технических достижений на них самих, т.е. технологии как бы преумножает сама себя, поскольку каждое техническое достижение создает основу для следующего.
Слайд 9В современной экономике выделяют два признака, позволяющие экономику отнести страны
к инновационному типу:
основной прирост (80% и выше) ВВП обеспечивается за
счет использования интеллектуального потенциала и выпуска высокотехнологичной продукции.
-темпы возрастания финансирования фундаментальных исследований должны превышать темпы роста объемов закупок промышленностью наукоемких технологий.
Слайд 10Категории экономического роста
Национальный доход -стоимость, вновь созданная в данном году
в сфере материального производства; часть национального валового продукта, которая остается
за вычетом потребленных средств производства
Национальный валовый продукт-статистический показатель, выражающий совокупную стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах
Слайд 11Основные параметры бюджетной системы России в период до 2020 года,
по уровням бюджетной системы, оценка
Слайд 12Оценка структуры расходов федерального бюджета в период до 2020 года
Слайд 13Отличительными особенностями федерального бюджета на 2012 год являются:
постепенное снижение доходов
и расходов федерального бюджета по отношению к ВВП и рост
социальных расходов по различным направлениям социальной сферы;
увеличение государственного долга и объемов бюджетных ассигнований, направляемых на его обслуживание
существенное увеличение государственных внутренних заимствований и средств от приватизации для обеспечения финансирования дефицита федерального бюджета;
формирование федерального бюджета в условиях начала реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и с учетом принципов программно-целевого бюджетного планирования;
представление аналитического распределения расходов федерального бюджета на 2011 – 2013 годы по государственным программам
Слайд 14Основные характеристики федерального бюджета в 2010-2013 гг. (в %% к
ВВП)
Профицит
Дефицит
Доходы
Слайд 15Дефицит федерального бюджета
(в % к ВВП)
Слайд 16Главной отличительной особенностью бюджета на 2012 год является то, что
он будет выполняться в условиях серьезных ограничений государственных финансовых ресурсов
Расчеты показали, что бездефицитный бюджет может быть достигнут за счет нефтегазовых доходов в случае если цена на нефть в 2011-2013 гг. превысит отметку $105 за баррель
Этот уровень нельзя считать “комфортным” с точки зрения макроэкономической безопасности: складывается ситуация повышенных рисков волатильности цен на нефть как для формирования доходов бюджета, так и для экономики страны в целом.
В такой ситуации не только бюджет, но и экономика в целом выглядят уязвимыми
Слайд 17Второй отличительной особенностью бюджета 2011 года является наличие дисбаланса между
растущими социальными обязательствами государства и сокращение реальных возможностей экономики
Следствием этого
является увеличение государственного долга и объемов бюджетных ассигнований, направляемых на его обслуживание
Долговая политика государства может столкнуться с рядом рисков.
Прежде всего это «риски падения цен на нефть».
Расчеты, проведенные Счетной палатой по модулю оценки и анализа бюджетных рисков проводились при нижней границе цен на нефть на уровне $60 за баррель, показали, что планируемые показатели по нефтегазовым доходам будут выполнены только, если цены на нефть составят более $71 за баррель.
При более низкой цене доходы бюджета попадают в зону риска и волатильность основных макроэкономических показателей усугубляет эту ситуацию
Слайд 18Еще одной специфической особенностью бюджета 2011 года является то, что
он призван решать модернизационные задачи экономики. В этом случае необходимо
обратить вынимание на «инвестиционные риски» бюджетной политики.
Прогноз предусматривает прирост инвестиций в основной капитал в 2011 году – на 10 %, в 2012 году – на 3,5 %, в 2013 году – на 7,4 % (в 2010 году по оценке – на 2,5 %), что не вполне согласуется с тезисом о повышении инвестиционной активности в прогнозе.
Доля инвестиций в основной капитал в объеме ВВП увеличивается с 19,5% в 2010 году до 20,8 % в 2011 году, 20,9 % в 2012 году и 21,9 % в 2013 году.
При этом увеличение объемов инвестиций в 2010, 2012 и 2013 годах будет происходить преимущественно за счет роста цен на инвестиционную продукцию. Индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал в 2011 год составит 108,2 %, в 2012 год – 108 %, в 2013 год – 107,9 % (в 2010 году по оценке – 108,4 %).
Слайд 19Один из приоритетов стратегического развития России -формирование системы ГЧП
В
экономику страны необходимо привлечение внебюджетных средств в модернизацию экономики, а
также использование знаний, навыков, умений частного предпринимательства для данной деятельности.
Именно модель государственно-частного партнерства (ГЧП) позволяет решать задачи по созданию, реконструкции и эксплуатации публичного имущества, а так же по предоставлению населению публичных услуг
Слайд 20Основные формы взаимоотношений государства и бизнеса, как новая общественная идеология
Государственно-частное
партнерство стратегических партнеров способно обеспечить им приемлемый экономический и социальный
результат, удовлетворить совокупный государственный и публичный интерес, минимизировать риски (финансовые, производственные, управленческие и др.)
Именно партнерство с частным бизнесом позволит власти привлечь в государственный сектор экономики дополнительные ресурсы, и в первую очередь инвестиции, ослабить остроту бюджетных проблем, переложить на предпринимательский сектор основную часть рисков и в то же время сохранить объекты пользования в государственной собственности.
В такой системе отношений происходит объединение ресурсов и потенциалов двух хозяйствующих субъектов
Слайд 21Кризис
1. Резкий крутой перелом, тяжелое переходное состояние, острый недостаток, нехватка
чего-либо
2. Состояние, когда существующие средства (механизмы) достижения целей становятся неадекватными,
в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы, для преодоления которых нужны новые модели мышления и действий
Слайд 22Экономический кризис
Экономический кризис-процесс спада экономического роста и насильственного восстановления нарушенных
в ходе развития экономики основных пропорций воспроизводства.
Процесс воспроизводства есть процесс
самовосстановления и самовозобновления биологических и социальных систем.
Включает воспроизводство материальных благ, рабочей силы, производственных отношений, социальной структуры, социальных норм. ценностей
Слайд 23Социально-экономический кризис
Кризис экономический проявляется в абсолютном снижении производства, относительном перепроизводстве,
сокращении капитальных вложений, росте безработицы, нарушениях денежно- кредитной и валютно-финансовой
систем, инфляции
Фазы кризиса:
-Кризис перепроизводства- депрессия- стагнация
Депрессия в экономике- фаза капиталистического цикла, наступающая после кризиса перепроизводства, отличающаяся застойным состоянием экономики, слабым спросом на товары и низким уровнем цен
Слайд 24Этапы социально-экономического кризиса
Стагнация – застой или постепенное разложение системы вследствие
отсутствия факторов развития
Цикличность кризисов (Большие и малые кондратьевские циклы)
Кризисы- локальные,
региональные, мировые
(Большие и малые циклы развития системы)
Этапы развития кризиса: финансовый, кризис в реальном секторе экономики, социальный
Слайд 25Коррупция: понятие, форм проявления и противодействия.
Вопросы борьбы с коррупцией являются
национальным приоритетом современной государственной политики. \
2008 г. принят ФЗ «О
противодействии коррупции»
Слайд 26Обеспечить эффективность системы государственного управления возможно только при условии коренного
искоренения коррупции во всех сферах деятельности государства и общества.
К сожалению,
все попытки формирования эффективной системы противодействия коррупции в настоящее время потерпели неудачу.
Существовавшая в Советском Союзе система привилегий была заменена в условиях новой России во взаимоотношениях между государственными чиновниками с одной стороны и частными лицами и предпринимателями с другой на прямые денежные расчеты.
Слайд 27При этом уровень коррупции значительно вырос.
Обилие законов, правовых актов, инструкций,
злоупотребление дискреционными полномочиями со стороны чиновников, слабость правовой и судебной
системы- все это создает в настоящее время высокие административные барьеры, отпугивающие как иностранных, так и отечественных инвесторов.
При этом давление на предприятия в отдельных регионах со стороны местных регулирующих органов не уменьшается, а возрастает.
В настоящее время моральное разложение значительной части государственных служащих, в том числе и центрального аппарата, стало укоренившейся нормой.
Слайд 28Россия по материалам доклада Международного антикоррупционного комитета (2010 г.)
Одна из
самых коррупционных стран мира . Ежегодные потери от коррупции –
40 млрд. руб. в год, это 60 % федерального бюджета
Занимает 1 место по числу миллиардеров, преследуемых правоохранительными органами
134 место в мире по продолжительности жизни
97 по доходам на душу населения
1 место в мире по абсолютной величине убыли населения
2 место в мире по количеству самоубийств
57- по качеству жизни
2 место по количеству заключенных на 1000 населения
2 место в мире по распространению поддельных лекарств
1 место по количеству авиакатастроф
1 место по количеству курящих детей
1 место по продажам крепкого алкоголя
Слайд 29Коррупция: понятие, форм проявления и противодействия.
Проблема противодействия коррупции переходит из
плоскости политических деклараций в плоскость государственной политики, становится главным элементом
административной реформы.
Решение данных проблем требует серьезного и комплексного подхода. Формирование антикоррупционной системы, подготовка кадров с «антикоррупционной устойчивость», совершенствование организационно- правовых и социально-экономических механизмов организации государственной службы являются основными направлениями борьбы с коррупцией.
Слайд 30Коррупция: понятие, форм проявления и противодействия.
К причинам коррупции, имеющим внутренний
характер, исследователи относят:
-низкую оплату труда государственных служащих;
-непрозрачность их деятельности;
-слабый контроль
за подчиненными;
- непрофессионализм государственных служащих
-излишняя процедурная сложность, процедурные свободы;
-отсутствие показателей измерения результатов деятельности
Слайд 31Проблема коррупции имеет множество аспектов
не совершенство и противоречивость российского законодательства;
- отсутствие эффективной системы государственного и общественного контроля;
- отсутствие принципов
административной этики;
- отсутствие прозрачности в принятии решений, гласности и др.
По данным ежегодного доклада (2007 г.) Центра антикоррупционных исследований и инициатив , по уровню коррумпированности Россия находится на 147-м месте из 180 обозначенных мест.
Слайд 32Система противодействия коррупции
Основным содержанием системы выступают традиционные меры по ограничению
коррупции с помощью усиления контроля. Среди них:
-тщательная регламентация конфликта интересов
-
система подбора кадров на основе заслуг
-подробная регламентация деятельности чиновников. Должностной регламент, содержащий требования , предъявляемые к чиновнику, его должностные права и обязанности, должен стать «основным нормативным актом», регламентирующим деятельность госслужащего.
- ротация,. которая осуществляется путем перевода служащих с одной должности на другую в пределах одного государственного органа либо перевода из одного государственного органа в другой- как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Слайд 33Меры, предусматривающие не ужесточение контроля над чиновниками, а изменяющие систему
стимулов повышения эффективности его действия. Среди них:
Повышение заработной платы. денежное
содержание государственных служащих должно соотносится на рынке труда с заработной платой работников соответствующей специальности и квалификации коммерческого сектора
Слайд 34Сравнительные данные о антикоррпционных механизмах
Слайд 35ФЗ «О противодействии коррупции»». Новые меры борьбы с коррупцией
«-
декларации о личных накоплениях будут предоставлять не только сами госслужащие.
но и их близкие родственники: жена и несовершеннолетние дети;
-чиновники всех уровней обязаны сообщать о всех известных им случаях взятничества;
-вводится двухлетний запрет для чиновников занимать должность в компаниях, с которыми он был связан по службе;
- чиновник не будет иметь право отдыхать , ездить в командировки за счет компаний, которые он курирует по долгу службы;
-подарки чиновники не могут получать дороже 5000 руб. (раньше – не дороже 500 руб.);
- судьям и работникам прокуратуры и следственных органов запрещено участвовать в политике- вступать в партию, поддерживать их идейно и материально.
- вводится наказание за политическую коррупцию- подделку подписей избирателей, препятствие их волеизъявлению.
Слайд 36Социальная политика.
Это система (совокупность) мер (действий, мероприятий) государственного воздействия, направленных
на регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений между людьми.
Слайд 38Социальная политика.
Это- система взаимодействия и взаимоотношений социальных групп общества по
жизнеобеспечению населения, росту уровня и качества жизни.
Кафедра труда и
социальной
политики РАГС
Слайд 39Субъекты и уровни социальной политики
Государство ( государственная социальная политика)
Субъекты РФ,
регионы (региональная социальная политика)
Органы местного самоуправления, муниципальные структуры (муниципальная социальная
политика)
Предприятия и организации (корпоративная социальная политика)
Слайд 40Взаимосвязь и взаимозависимость социальной политики, социального развития и экономики
Формула Фишера
М
х V=Q x P,
Где: М- объем денежной массы в
стране;
V- скорость оборота денежной массы;
Q – объем товаров и услуг
Р- средняя цена товаров и услуг
Слайд 41Взаимосвязь и взаимозависимость экономического и социального блока
Экономика
Экономическая политика
экономический рост
Социально- трудовая
сфера
Социальная политика
повышение качества жизни
Слайд 42Приоритеты социальной политики Российской Федерации
Повышение доходов и сокращение бедности
Реформирование жилищной
сферы, жилищно- коммунального хозяйства
Пенсионная реформа
Модернизация системы образования
Реформирование системы здравоохранения
Повышение качества
жизни населения
Слайд 43Типы социальной политики
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СОЦИАЛЬНО УСТОЙЧИВЫХ (ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОРМАЦИЯХ)
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
В ОБЩЕСТВАХ, НАХОДЯЩИХСЯ В СИСТЕМНЫХ КРИЗИСАХ
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЩЕСТВАХ,
НАХОДЯЩИХСЯ В СОСТОЯНИИ ДЕФОРМАЦИЙ (ПЕРМАНЕНТНЫХ КРИЗИСАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ)
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА- В ОБЩЕСТВАХ, ВЫХОДЯЩИХ ИЗ СИСТЕМНОГО КРИЗИСА ПУТЕМ КОРЕННЫХ РЕФОРМ, Т.Е. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
Слайд 44СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СОЦИАЛЬНО УСТОЙЧИВЫХ ОБЩЕСТВАХ
(ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОРМАЦИЯХ)
СТАБИЛЬНЫЙ ПОРЯДОК
ВЗАИМОТНОШЕНИЙ ВАЖНЕЙШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП (И КЛАССОВ)
ОБРАЗОВАНИЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ СЛОЕВ БОЛЕЕ ИЛИ
МЕНЕЕ УДОВЛЕТВОРЕННЫХ СВОИМ ОБЩЕСТВЕННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ (ЧАСТО ИХ НАЗЫВАЮТ СРЕДНИМ КЛАССОМ)
СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ОБЩЕКЛАССОВЫХ ИНТЕРЕСОВ ГОСПОДСТВУЮЩЕГО КЛАССА И ИНТЕРЕСОВ ЕГО ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ (ПОДЧИНЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ЧАСТЕЙ ОБЩЕКЛАССОВЫМ ИНТЕРЕСАМ)
Слайд 45СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СОЦИАЛЬНО УСТОЙЧИВЫХ ОБЩЕСТВАХ
(ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОРМАЦИЯХ)
НАЛАЖИВАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ
МИРОВОГО СОЦИАЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ГОСПОДСТВУЮЩЕГО И ПОДЧИНЕНННЫХ КЛАССОВ
ОСЛАБЛЕНИЕ ЧУВСТВА СОЦИАЛЬНОЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ,
СНИЖЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОТЕСТНЫХ, РЕФОРМИСТСКИХ И ОСОБЕННО РЕВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕОЛОГИЙ, ОСЛАБЛЕНИЕ И УПАДОК РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ, СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ, ПРОТЕСТНЫХ И ОСВОБОДИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ. ОДНОВРЕМЕННО РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ИДЕОЛОГИИ СОЦИАЛ- РЕФОРМИСТСКОГО И СОЦИАЛ- ПАРТНЕРСКОГО ТОЛКА.
Слайд 46СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЩЕСТВАХ, НАХОДЯЩИХСЯ В СИСТЕМНЫХ КРИЗИСАХ
АКТИВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО
СОЗНАНИЯ ВО МНОГИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ
ФОРМУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГРУППОВЫХ ИНТЕРЕСОВ И ТРЕБОВАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЕ
(ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ , ПРИВЯЗКА К ЗЛОБОДНЕВНЫМ ЗАДАЧАМ) СОЦИАЛЬНО-ГРУППОВЫХ ИДЕОЛОГИЙ, ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- ГРУППОВЫХ СУБЪЕКТОВ – ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ, ДВИЖЕНИЙ, ПАРТИЙ, ПОЛИТИЧЕСКИХ СОЮЗОВ И КОАЛИЦИЙ)
Слайд 47СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЩЕСТВАХ, НАХОДЯЩИХСЯ В СИСТЕМНЫХ КРИЗИСАХ
НАРАСТАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ
К СЛОЖИВШИМСЯ СОЦИАЛЬНЫМ ПОРЯДКАМ, ОТЧУЖДЕННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К НИМ
ВЫДВИЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ
И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ, КОНКРЕТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПО ПОВОДУ КОРЕННОГО УЛУЧШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ КЛАССОВ И МНОГОЧИСЛЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ, Т.Е. ПО СУЩЕСТВУ ТРЕБОВАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ
Слайд 48Социальные процессы
все процессы, в которых вступают два человека, уже считаются
социальными
теоретически и практически все процессы в обществе являются социальными
Значит
мы должны ограничиться процессами. которые происходят в социально- трудовой сфере
Слайд 49Социальные процессы
Смена состояний социальной системы, социальных отношений, видов и форм
социальной деятельности, совокупность однонаправленных и повторяющихся действий, выделяемых из множества
других социальных действий, любая, повторяющаяся модель социальных взаимодействий (конфликт, дифференциация, социальная когеренция
Слайд 50Социальное развитие
Вид развития, который включает:
-прогрессивное развитие социального взаимодействия на основе
закона возвышения социальных потребностей
-неопределенное развитие (изучением данного вида развития занимается
социосинергетика) . Этот процесс нельзя оценить с позиции «прогресс- регресс»
-обратное социальное развитие
Слайд 51Социальная революция
Социальная революция - коренной резкий качественный переворот во всей
социальной структуре общества; способ перехода от одной формы социально-политического устройства
к другой форме.
Социальные революции подразделяются на: антиимпериалистические, антиколониальные, национально-освободительные, буржуазные и буржуазно-демократические, народные и народно демократические, социалистические и др.
Социальный взрыв - массовые (вооруженные) выступления значительных социальных групп населения против существующих порядков (против властей).
Слайд 52Социальная эволюция
Социальная эволюция - процесс поступательного развития общества и его
элементов от простейших форм к сложным.
Социальное изменение - переход
социального объекта из одного состояния в другое. Социальными изменениями являются:
- модификации в социальной организации общества;
- модификации в социальных институтах и социальной структуре;
- модификации в установленных в обществе образцов поведения и др.
Слайд 53Уровень жизни
Уровень потребления материальных и духовных благ в сравнении с
исторически обусловленными нормативами потребления
В документах ООН отмечается , что уровень
жизни определяется как уровень удовлетворения потребностей населения, обеспеченный массой товаров и услуг, используемых в единицу времени
Слайд 54Основные компоненты уровня жизни
Здоровье
Одежда
Жилище
Образование
Культурное развитие
Здравоохранение
Условия труда
Социально- бытовая обстановка
Окружающая среда
Слайд 55Качество жизни
Определяет собой уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса
потребностей людей
Оценка качества жизни имеет две формы:
Степень удовлетворения научно
обоснованных потребностей и интересов
Удовлетворенность качеством жизни самих людей
Слайд 56Социально- трудовая сфера
СТС- социально- трудовая сфера есть основа социальной политики
государства и социального развития муниципалитета
СТС
характеризует степень социального развития государства и
муниципального образования
отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений
Отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение
Слайд 57Основные блоки СТС
Социальная сфера (образование, культура, здравоохранение, социальная защита, спорт,
туризм, жилищно- коммунальный сектор)
Рынок труда, занятость, безработица и система подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров
Социальное партнерство
Социальная защита
Социальное страхование
Сфера мотивации производительного труда (организация оплаты труда, охрана труда,)
Пенсионная система
Стабилизация уровня жизни
Слайд 58Модернизация социально- трудовой сферы
Разработка стратегии социально-экономического развития России до 2020
г.
Цель -Повышение качества жизни населения
-Сокращение бедности, социального расслоения населения.
- Повышение
социальной ответственности государства и бизнеса
-Реформирование жилищной сферы, жилищно- коммунального хозяйства
-Пенсионная реформа
-Модернизация системы образования
-Реформирование системы здравоохранения
Слайд 59Модернизация социально- трудовой сферы
Начало модернизации – реализация Национальных проектов
«Доступно и
комфортное жилье –гражданам России»
«Образование»
«Здравоохранение»
«Развитие АПК»
Слайд 60Итоги реализации НП глазами населения. Опросы ВЦИОМ
Негативно оценили модернизацию жилищной
сферы- 78%. Сельского хозяйства -74%.
-Здравоохранения - 67%.
-образования -53% населения.
Оценка НП:
-Пропагандистская акция- 16%
-принципиально новая программа, направленная на повышение качества жизни населения страны-20%
-обычные программы решения давно назревших проблем – 44%
На вопрос «знаете ли ВЫ о реализации НП»:
11% опрошенных дали утвердительный ответ,
56% кое-что слышали,
29% не слышали ничего,
4% затруднились ответить.
Слайд 61Рыночная экономика
Цель- экономическая эффективность,
Прибыль
Основа развития – конкуренция
Критерии: отсутствие социальной справедливости
Слайд 62Социальная рыночная экономика
Социальная рыночная экономика
Цель- рост эффективности и прибыли
Критерии- социальная
справедливость, социальная защита, социальная ответственность бизнеса
Слайд 63Примерная схема социальной рыночной экономики- приоритет социальной справедливости перед экономической
эффективностью
Перераспределение налогов
Государственное регулирование экономики и социально- трудовых отношений
1. Правовое регулирование
социально- трудовых отношений
2.Регулирование доходов населения
3.Обеспечение социальной защиты
4. Регулирование рынка труда и занятости
5. Охрана труда и т.д.
Слайд 64Социальное государство
XIX в. – понятие «социальное государство» в философских трудах
Гегеля
Попытки определить принципы:
-справедливого распределения дохода между трудом и капиталом
Обеспечения
свободы и равенства граждан
- обеспечения справедливой солидарности общества и заботы имущих о неимущих и не работающих
Слайд 65Социальное государство
Экономическая теория социального государства возникла после второй мировой войны
и предполагает проведение разумной политики в области налогообложения, кредитов, инвестиций,
антимонопольного и таможенного законодательства, финансирования социальных отраслей и программ. Социальное государство создает правовое поле, устанавливает правила поведения на нем, механизмы функционирования и контроля для достижения следующих целей:
Слайд 66Цели построения социального государства в РФ
развития и устойчивой работы отечественного
рыночного хозяйства, обеспечивающего экономическую безопасность для страны;
реального участия граждан в
управлении производством, общественной и государственной жизни;
осуществления тарифной политики в интересах работодателя и работника;
социальной защиты и поддержки нуждающихся;
проведения политики справедливого распределения доходов, социальной солидарности граждан;
активной социальной политики и социального партнерства.
Слайд 67Социальное государство
1949 г.- конституция ФРГ провозгласила Германию социальным государством
1958 г.-
Франция провозгласила страну социальной республикой
1978 г.- Испания
70- годы- Норвегия, Швеция,
Италия
90- годы большинство стран Восточной Европы
Российская Федерация- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (Ст. 7 Конституции РФ)
Слайд 68Принципы социального государства
Принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей
и их объединений, лиц наемного труда и их профсоюзов на
тарифную автономию на основе социального партнерства
Принцип доверия к регулирующей роли рынка через спрос и предложение, ценообразование и конкуренцию
Принцип ответственности государства за игру рыночных сил и создание условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни, направленной на обеспечение благополучия своих граждан
Слайд 69Принципы социального государства
Принцип социальной справедливости и солидарности общества, в том
числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и
загрузки работоспособных, чтобы помочь уже или еще не трудоспособным
Принцип участия работников в управлении производством и распределения в общественной и государственной жизни, развивая при этом различные формы экономической демократии
Слайд 70Социальное развитие
тип социального прогресса, при котором каждое последующее состояние социальной
системы более предпочтительно, а каждая последующая ее структура не менее
предпочтительна, т.е. при котором неуклонно улучшается жизнедеятельность всего общества: условия, уровень, качество жизни всех социальных групп, совершенствуется его социальная структура
Слайд 71Социальная деградация
тип социального прогресса, при котором каждое последующее состояние социальной
системы менее предпочтительно, а каждая последующая ее структура не более
предпочтительна, т.е. при котором неуклонно ухудшается жизнедеятельность большей части общества: условия, уровень, качество жизни определенных социальных групп
Слайд 72Социальное государство
Статья 7 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация -социальное
государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека.
Слайд 73Демографический императив
Россия обладает 40% мировых запасов энергетических ресурсов. Однако в
ней проживает всего 142 мил. человек.
Плотность населения в
10 раз меньше, чем в Азии, но при этом смертность на 65% выше европейской.
В 2005 г. умерло 2,3 млн. чел., в 2006 -2,1 млн. , в 2007 г.- 2 млн. 2008 г. – отмечено небольшое Ежегодно население сокращается на 900 тыс. чел. (в трудоспособном возрасте – 700 тыс.)
С 1992 года население России сократилось на 10 млн. человек ( с учетом рождаемости и миграционных потоков)
За этот период от естественной убыли страна потеряла 12 млн. человек.
Слайд 74Демографический императив
Поколение детей не восполняет поколение родителей.
Половина российских семей
не имеют детей.
Семь миллионов из этих семей не могут
иметь детей по жизненным показателям. Менее трети детей рождаются абсолютно здоровыми, каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье, каждый третий рождается вне брака.
Слайд 75 Проблема сохранения нации – главная задача.
В автомобильных авариях
гибнут 35 тыс., столько же от отравления алкоголем, от пожаров-
8 тыс., тонут- 17 тыс., 70 тыс. ежегодно пропадают без вести.
К 2015 г. будет 10 млн. инвалидов.
Через 50 лет нас будет 101 млн. (по оценке ООН)
В тоже время к середине века в Азербайджане, Афганистане, Ираке, арабских странах зоны Персидского залива, Турции, Иране, Пакистане численность населения достигнет - 1 млрд. человек.
В Китае- 2 млрд. 359 миллионов.
Слайд 76Главные особенности сложившейся демографической ситуации во Владимирской области
Низкая рождаемость, массовое
распространение однодетной семьи,
не обеспечивающей воспроизводства населения, ухудшение
репродуктивного здоровья населения.
Высокая смертность, особенно смертность мужчин в трудоспособном возрасте в результате несчастных случаев, отравлений и травм.
Уменьшение миграционного прироста.
Слайд 77Структура формирования денежных доходов Владимирской области
Слайд 78Темпы сокращения численности населения Владимирской области, ЦФО и России в
1990-2007 гг., %, на 1 января, уровень 1990 г =
100%
Слайд 79Социальное государство-
государство, политика которого направлена на создание условий. Обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека
Максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и
духовных потребностей человека, повышение уровня и качества жизни населения, снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности социальных
благ
Слайд 80Общие задачи социального развития
Улучшение социального положения населения через систему
повышения доходов населения и сокращение социальной дифференциации
Сокращение бедности
Повышение социальных
минимальных стандартов
Укрепление социальной личной безопасности граждан
Социальная помощь и социальная поддержка государством незащищенных и малообеспеченных групп населения, пенсионеров, инвалидов, ветеранов
Слайд 81Приоритеты на среднесрочную перспективу
Обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшение
их дифференциации на основе увеличения заработной платы, повышение доли оплаты
труда в валовом внутреннем продукте
Сокращение социальной и экономической бедности
Увеличение инвестиций в человека (образование, здравоохранение) и обеспечение всеобщей доступности и качества социальных благ
Модернизация социальной инфраструктуры
Обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда
Усиление страховых принципов социальной защиты населения и формирование эффективной системы защиты социально уязвимых слоев населения
Модернизация жилищно- коммунальной сферы, развитие транспортной инфраструктуры и коммуникаций
Стабилизация демографической ситуации
Слайд 82
Главная цель
стратегии развития
региона – это
последовательное
улучшение качества
жизни населения,
формирование комфортной социальной среды.
(из доклада Губернатора Владимирской области
Н.В. Виноградова)
Слайд 83Динамика расходов областного бюджета на отрасли социальной сферы в 2008
-2010 гг.
образование – рост на 65,1 %
культура – рост на
56 %
здравоохранение – рост на 73,3 %
спорт – рост на 56,2%
социальная политика – рост на
37,2 %
Слайд 84Прогноз развития демографической ситуации во Владимирской области
до 2011 года
прекращение
убыли, стабилизация к 2011 году численности населения области на уровне
не ниже 1,42 млн. человек, создание условий для ее дальнейшего роста;
повышение суммарного показателя рождаемости до уровня 10 -11;
снижение младенческой смертности до 8 - 9 на 1000 родившихся живыми;
увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 65 лет;
Слайд 85Характеристика потребительского рынка Владимирской области
В условиях кризиса снижается уровень
товарной насыщенности
Сужается ассортимент непродовольственных товаров , особенно импортных товаров
Снижается
спрос населения на товары дорогостоящие, товары длительного пользования.
Растет спрос на дешевые товары, товары первой необходимости
высокий уровень конкуренции сохраняется
Слайд 86Характеристика потребительского рынка Владимирской области
Показатель среднего уровня заработной платы Владимирской
области выше, чем в Ивановской, Брянской, Орловской, Тамбовской, Воронежской областей,
однако существенно ниже уровня регионов-лидеров ЦФО.
По показателю среднедушевых доходов Владимирская область занимает 17 место. Разрыв в уровне доходов между Владимирской областью и граничащей с ней Московской областью, составляет более чем 50%, с г. Москвой – в 6 раз. Такое положение стимулирует отток части трудовых кадров с рассматриваемой территории в Московский регион.
Слайд 87СТС в условиях социально-экономического кризиса
Денежные доходы населения в 2008 г.
снизились на 5%, (в 2007 г. выросли на 20,3%), денежные
расходы, соответственно, снизились на 10,5 %.
( в 2007 г. выросли на 15,4%). В 2009 г. произошло дальнейшее снижение доходов и расходов населения.
Дефицит бюджета в 2009 году составил около 8% ВВП, доходы снизились до 6,5 триллиона рублей.
Слайд 88СТС в условиях социально-экономического кризиса
зарплатах
с 1 декабря 2008г. федеральные медицинские
и образовательные учреждения, др. бюджетные организации, перешли на новую систему
оплаты труда. При этом общий фонд оплаты труда в федеральной бюджетной сети вырос на 30%.
О безработице
с 1 января 2009 г. максимальный размер пособия по безработице увеличен на 1,5 тыс. руб. в дополнение к его индексации на 8,5 %. То есть максимальный размер пособия по безработице с 1 января 2009 г. составил 4900 руб.
Слайд 89СТС в условиях социально-экономического кризиса
Антикризисные мероприятия условно разделены на
четыре группы.
Первая включает меры по оздоровлению банковской системы и
финансового сектора, в том числе механизмы по стимулированию кредитования реального сектора экономики.
Слайд 90СТС в условиях социально-экономического кризиса
Во вторую группу входят механизмы по
поддержке рынка труда и снижению социальной напряженности.
К третьей группе отнесены
меры по повышению спроса на продукцию в отдельных отраслях экономики, в том числе за счет совершенствования системы госзаказа,
К четвертой - меры по упрочению позиций реального сектора экономики.
Слайд 91СТС в условиях социально-экономического кризиса
О пенсиях
В 2010 г. размер трудовой
пенсии вырос более, чем в 1,5 раза по сравнении с
уровнем 2008 г. и составит 2,5 прожиточных минимума пенсионера. В области сегодня прожиточный минимальный уровень пенсионера -3787 руб.
Слайд 92СТС в условиях социально-экономического кризиса
В области: в 2006 г. средний
размер пенсии-3306 руб.
на 1 января 2009 г.- 4659 руб.
В
2009 г. в среднем пенсия увеличилась на 1200 руб. и составила около 6000 руб.
Военнослужащие теперь получают вторую страховую пенсию.
Женам военнослужащих включили с 2009 г. в стаж годы, которые они не работали, а находились с мужьями в командировках. (если это время не превышает 5 лет от трудового стажа)
С 1 января 2009 г. на 10% проиндексированы пенсии тех, кто выработал свой трудовой стаж до 2002 г.
Тем, кто заработал стаж до 1991 г., индексация проведена еще на 1%
Граждане, которые начнут формировать свои пенсионные накопления после 2010 года, при стаже в 30 лет смогут рассчитывать на пенсию в размере не менее 40% ОТ ЗАРАБОТКА, С КОТОРОГО УПЛАЧИВАЛИСЬ ВЗНОСЫ
Слайд 93СТС в условиях социально-экономического кризиса
О жилье
Государство выкупило на рынке свыше
80 тыс. квартир уже готовых (на эти цели выделено дополнительно
83 млрд. руб. ).
Размер налогового вычета при покупке жилья (стоимостью более 2 млн. руб.) при покупке жилья увеличен в 2 раза с 1 января 2008 г. вместо 130 тыс. до 260 тыс. руб.
Слайд 94СТС в условиях социально-экономического кризиса
О жилье
Вводится система, которая позволит сокращать
сроки ожидания разрешений на строительство в России. Правда, на сегодняшний
день об особой актуальности этой меры особо не приходится говорить, потому что большинство строительных объектов заморожено на различной стадии готовности, не говоря уже о внедрении новых проектов.
Слайд 95СТС в условиях социально-экономического кризиса
Госдума приняла поправки в Закон «О
дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», позволяющие использовать средства
материнского капитала на улучшение жилищных условий с 1 января 2009 года. Под действие закона попадают те семьи, которые заключили ипотечные договоры до 31 декабря 2010 года.
Слайд 96СТС в условиях социально-экономического кризиса
Возможность использовать средства материнского капитала на
погашение основного долга или уплату процентов по кредитам и займам
будет предоставляться вне зависимости от срока, прошедшего со дня рождения или усыновления второго и последующих детей.
К тому же отныне средствами материнского капитала для оплаты ипотечных кредитов смогут распоряжаться мужчины. В правила направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий были внесены соответствующие изменения, согласно которым возможностью использования средств материнского капитала сможет воспользоваться лицо, получившее сертификат, а также лицо, состоящее с ним в зарегистрированном браке.
Слайд 97СТС в условиях социально-экономического кризиса
Правительство РФ рассматривает дополнительные меры по
поддержке системы ипотечного кредитования. К тем шагам, которые предпринимает Агентство
по ипотечному жилищному кредитованию, Центральный банк инициирует создание специальной организации с государственным участием, которая будет выкупать жилье, находящееся в залоге у банков по ипотечным кредитам.
Само же АИЖК провело три первых пилотных реструктуризации проблемных ипотечных кредитов в Новгороде, Самаре и Саратове. Всем трем заемщикам были изменены графики платежей и предоставлены стабилизационные займы, которые позволят им расплачиваться с банками в течение года.
Слайд 98СТС в условиях социально-экономического кризиса
Депутаты Госдумы предпринимают новую попытку ввести
в российской банковской практике безотзывный вклад для оживления ипотеки. Основное
условие открытия депозита заключается в том, что вкладчик должен будет использовать накопленные средства в качестве первого взноса на покупку жилья, а банк ― предоставить оставшуюся сумму в виде кредита.
По словам разработчика документа А. Аксакова, введение нового продукта позволит привлечь банку дополнительную ликвидность на длительный срок.
Слайд 99СТС в условиях социально-экономического кризиса
АИЖК готово предоставлять гарантии банкам для
рефинансирования ипотеки в ЦБ. Правда, воспользоваться новой схемой не смогут
банки, выдававшие ипотеку в валюте, без первоначального взноса, а также слишком большие и рискованные ссуды. Плановый объем поручительств, которые готово выдать банкам АИЖК для рефинансирования в ЦБ, около 500 млрд. рублей.
Слайд 100СТС в условиях социально-экономического кризиса
Норматив стоимости одного квадратного метра жилья
в России на 2010 года был установлен в размере 26.5
тысяч рублей.
Он применяется для расчета размера субсидий, выделяемых покупателям жилья с помощью государственных жилищных сертификатов.
Кроме этого, определяемая Минрегионом средняя рыночная стоимость жилья используется в качестве максимальной цены, устанавливаемой на торги по выкупу жилья у застройщиков для социальных нужд государства.
Слайд 101СТС в условиях социально-экономического кризиса
Банк России предложил создать специальную организацию
с участием государства, которая будет выкупать жилье, находящееся в залоге
у банков по ипотечным кредитам. Предполагается, что заемщики смогут по-прежнему жить в квартирах или домах, которые перешли на баланс госструктуры, но при этом будут обязаны платить за аренду.
Ставки арендной платы пока не определены, но эксперты предполагают, что она будет ниже рыночной и ненамного выше коммунальных платежей. Создание специального государственного агентства, которое будет заниматься проблемными кредитами граждан, станет актуальным уже этой весной.
Слайд 102СТС в условиях социально-экономического кризиса
О снижении налогов
Для снижения фискальной нагрузки
на малый бизнес- регионам предоставлено право снижать ставку на 10
пунктов, до 5 %
С 2009 г. оптимизирован порядок начисления НДС по авансовым платежам
с 2010 г. увеличен размер амортизационных премий до 30% (более быстрое списание оборудования будет поощряться премией (т.е не будет браться налог) это инновационный подход). Амортизационная премия- стимул для обновления основных средств.
Налоговым службам предложено радикально уменьшить срок возврата НДС. Снижена с 1 января 2009 г. ставка налога на прибыль. Цена вопроса- свыше 400 млрд. руб. , которые останутся в реальном секторе. (Изменения в Налоговом кодексе).
Слайд 103СТС в условиях социально-экономического кризиса
О поддержке оборонки
Предлагается увеличить субсидирование процентной
ставки, нарастить инвестиции в капитал предприятий и выделить дополнительные
средства для предупреждения банкротства оборонных заводов; общий объем ресурсов, направляемых на эти цели- более 50 млрд. руб.
О малом бизнесе.
По линии Банка развития на поддержку малого бизнеса в 2010 г. направлено 83 млрд. руб., что на 21 млрд. руб. больше, чем планировалось (на кредитование, субсидирование процентных ставок, на развитие инфраструктуры малого бизнеса)на гранты, обучающие программы.
Слайд 104СТС в условиях социально-экономического кризиса
О производительности труда
Необходимо увеличить производительность труда
в ключевых отраслях в три – четыре раза, поднять долю
инновационной продукции в общем объеме производства с нынешних 5% до 30-35%
Энергоемкость продукции снизить не менее, чем на 45%
Слайд 105СТС в условиях социально-экономического кризиса
О банках и кредитах
Переход к существенному
укреплению всей банковской системы.
Должны появиться длинные деньги. Это важно.
Расширить практику
выкупа коммерческими банками облигаций крупнейших отечественных компаний.
Расширить кредитование отечественных копаний и предприятий практически полностью за счет собственных финансовых ресурсов.
В рамках стабилизационного пакета направлено около 5 трлн. руб. на обеспечение ликвидности и устойчивости банковской системы
Жесткий контроль, чтобы выделенные ресурсы дошли до реального сектора., а не были потрачены на финансовые пирамиды.
Переход банковского сектора к микрокредитованию.
Слайд 106Основа рынка труда – соотношение спроса и предложения рабочей силы
Слайд 107Ключевые факторы
воздействующие на рынок труда
Благоприятная социально-экономическая ситуация вызывает рост
спроса на рабочую силу
В условиях социально-экономического кризиса- спрос на рабочую
силу снижается.
В РФ за январь- февраль работу потеряли 90 тыс. человек.
По оценкам экспертов в России – более 8 млн. безработных
В области 32 тыс. безработных (из них только 24 тыс. зарегистрированы на Бирже труда)
Слайд 108Развитие секторов экономики во Владимирской области
Слайд 109Заработная плата заявленная по вакансиям специалистов
Доля,%
Слайд 110Заработная плата заявленная по рабочим вакансиям
Доля,%
Слайд 111Выпуск учащихся общеобразовательных школ
Тыс.чел.
Слайд 112Подготовка по рабочим профессиям в образовательных учреждениях
Слайд 113Модернизация социальной сферы
Позитивные тенденции.
За последние 5 лет расходы из
федерального бюджета на здравоохранение и спорт выросли в 9 раз,
на культуру- в 10 раз, на образование – в 5 раз.
По оценкам экспертов – в2012-2013 гг. произойдет снижение расходов на социальную сферу.
Слайд 114НП «Образование»
«Образование – это важнейший ресурс интеллектуального, духовного и
нравственного потенциала всей нации, и от его успешного развития зависит
само будущее – и нашей страны в целом, и наших детей»
Путин В.В.
Слайд 115НП «Образование»
Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения.
Переход
к 12 – летнему среднему образованию, введение подушевого финансирования, единого
стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора необходимого числа баллов, вызывают много споров, но продолжают неуклонную тенденцию к вхождению в мировую практику системы образования. Наряду с государственными учебными заведениями
Слайд 116Задачи модернизации образования
новые образовательные стандарты;
- новая система оценки качества образования;
-
индивидуализация образования;
- новая система оплаты труда;
- введение нормативного подушевого финансирования;
-
участие общественных институтов в управлении общим образованием;
- информатизацию общего образования;
- создание системы дошкольного образования.
Слайд 117Модернизация образования
Перестройка организационной структуры управления
С 1 сентября 2008 года в
ряде пилотных территорий стартовал первый этап апробации второго поколения школьных
стандартов.
Совершенствование нормативно-правовой базы
Информатизация. В 2007 г.- завершено подключение всех образовательных учреждений к сети ИНТЕРНЕТ (4,5 млрд. руб.)
В течение 7 семи лет на основании статьи 156 Закона «Об образовании» Государственная итоговая аттестация выпускников 11-х классов по окончании среднего общеобразовательного учреждения проводится в форме Единого государственного экзамена.
Слайд 118Модернизация образования
В 2011 году ЕГЭ сдавали 1млн 95 тыс. 781
выпускник школ (в том числе выпускники прошлых лет). В
целом основной оценкой российских выпускников стала тройка. Четверть всех выпускников получили двойки по математике и литературе
Слайд 119Построение системы мотивации
В сентябре 2007 года появилось постановление правительства №605,
которое вводило новую систему оплаты труда. Новая система оплаты труда
(НСОТ) строится не по отраслевому принципу, а по ведомственному.
Новая система оплаты труда заключается в том, что заработная плата работника образования будет состоять из трех частей: базового оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. Предоставление максимальной самостоятельности в установлении учреждением системы оплаты труда дает возможность учитывать те особенности, которые есть в конкретном учебном заведении.
Слайд 120Построение системы мотивации
Однако в модельной методике НСОТ кроются системные проблемы.
Ее ключевые принципы – такие как зависимость заработной платы от
численности учащихся – входят в противоречие с основными задачами, заявленными при ее введении: мотивировать учителя к воспитательной работе и применению индивидуальных подходов в обучении.
Слайд 121Дошкольное образование
Благодаря обеспечению условий для реализации обязательного предшкольного образования для
детей 5-6 лет охват детей дошкольным образованием, по данным 2010
года составил 62,1%, что приближается к показателям благополучного 1991 года, после которого начался резкий спад (например, в 1998 году только около 54% детей посещало дошкольные учреждения). Однако более 1 млн. россиян не могут устроить своих детей в дошкольные учреждения, и почти повсеместно отмечается нехватка кадров в этой сфере.
Слайд 122Финансирование НП «Образование»
Расходы на приоритетный национальный проект «Образование» характеризуется отрицательной
динамикой: 2009-30 млрд. 857 млн. рублей, 2010 и 2011г.г. –
по 7 млрд. 900 млн. рублей. Это одна из причин того, что доля затрат на образование от общих расходов федерального бюджета в ближайшие три года уменьшилась: от 4,69% в 2009 году до 3,78% в 2011 году
Слайд 123Задачи модернизации образования во Владимирской области
Создание системы образовательных услуг, обеспечивающих
раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья,
социального положения;
Доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями;
Создание системы выявления и поддержки одаренных детей.
Создание структуры социальной мобильности обучающихся.
Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг, включая открытую систему информированности граждан через создание объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений учащихся и участие потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.
Слайд 124Задачи модернизации образования во Владимирской области
Обеспечение инновационного характера базового образования,
включая обоснование содержания и технологий образования:
Развитие вариативности образовательных программ;
Обновление структуры
сети образовательных учреждений;
Внедрение новых механизмов финансирования.
Слайд 125Модернизация образования
Государственная поддержка талантливой молодежи- выделено 5350 премий (200 млн.
руб.)
Денежное поощрение лучших учителей (1 млрд. руб.)
Финансирование инновационных образовательных программ
(10 млрд. руб.)
Создание национальных университетов. (7 млрд. руб.)
Слайд 126Итоги реализации Национальных проектов
Негативные тенденции:
Недостаточные темпы реструктуризации учреждений социальной сферы
Низкое
качество социальных услуг, оказываемых на бесплатной основе
Неэффективность расходования бюджетных средств
Слайд 127Проблемы, возникающие в ходе реализации НП «Образование»
острый дефицит финансовых средств,
направляемых на развитие системы образования;
несформированность нормативно-правовой базы в области образования;
систематическое неисполнение норм законодательства в данной области.
Слайд 128Культура
Культура есть совокупность материальных и духовных ценностей, созданных созидательным трудом
людей, накопленных в ходе исторического развития общества, направленных на позитивное
развитие (цивилизации, сообщества, индивида)
Слайд 129Модернизация жилищной сферы
Жилищный фонд,
жилищное строительство,
жилищно- коммунальное
хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также
доведение жилищно- коммунальных услуг до непосредственных потребителей
Слайд 130Жилищная сфера находится в остром системном кризисе
острый дефицит финансов;
слабая материально-
техническая база;
недостаточная квалификация кадров;
отсутствие продуманной жилищной политики;
монополизм на рынке строительства
жилья
недостаточная проработанность нормативно- правовых аспектов деятельности строительных и жилищных организаций в части их взаимоотношений с органами власти и потребителями.
жилищное хозяйство, наряду другими коммунальными службами, остается дотационным. Его содержание ложится тяжелым бременем на муниципальный бюджет.
низкое качество предоставляемых услуг;
неэффективное управление.
Слайд 131СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ЖИЛЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Объем жилищного фонда в
Российской Федерации по состоянию на сентябрь 2010 г. составлял чуть
более З млрд.кв.м., при том, что общая потребность в жилье составляет 5,3 млрд.кв.м.
Средняя обеспеченность жилой площадью населения в стране составляет 21,1 кв.м на человека, что в 2 раза ниже, чем в среднем по Европе.
Для сравнения отметим, что в развитых странах на одного человека в среднем приходится от 40до 60 кв. м. , причем в США – 63 кв.м., а в Норвегии – 70.
Основное количество жилья построено в период с 1921 по 1970 гг.- 1 млрд. 606.5 млн. кв.м. С 1971 по 1995 г. построено 915, 9 млн. кв.м. т.е. возраст большинства построек измеряется десятками лет.
Слайд 132Национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России»
Повышение доступности жилья
Увеличение
объемов ипотечного кредитования
Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной
инфраструктуры
Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленным федеральным законодательством
Слайд 133Основные тенденции развития рынка недвижимости
Существующий рынок найма жилья преимущественно нелегален,
объективно оценить объемы сдаваемого в наем жилья на текущий момент
практически невозможно.
По степени расселения на территории России: при общем размере всех земель РФ в 1709, 8 млн. гектар, земли поселений занимают 19,1 млн. гектар или примерно 1,1 % от всех земель, из них земли городских поселений составляют всего 7,9 млн. гектар или 0,46%, а земли сельских поселений 11,2 млн. гектар или 0,65% от всех земель России.
По типу застройки: 30,2% - индивидуальное жильё, 69,8% - многоэтажная застройка. Эти данные свидетельствуют о существенном преобладании многоэтажного жилья, и, соответственно, плотности застройки, при том, что в Европе, как правило, многоэтажная застройка составляет от 20 до 40% жилищного фонда.
Слайд 134Основные тенденции развития рынка недвижимости
Спрос на жильё в 2010г. Составил
около 200 млн. кв. м, даже достижение запланированных объемов строительства
– 56,3 млн. кв.м. не позволит его удовлетворить.
По итогам 2010г. в среднем по стране введено 0,35 кв.м. на человека, при разбросе от 0,02 кв.м. на человека в Мурманской области до 0,9 кв.м. в Московской области.
Слайд 135Основные тенденции развития рынка недвижимости
По данным субъектов РФ в 2010
г. обеспечено инженерной инфраструктурой около 12.5 тыс. га земли.
Для того,
чтобы обеспечить ежегодный ввод жилья на уровне 140 млн. кв.м., необходимо увеличить темпы оснащения инженерной инфраструктурой земельных участков в 5 раз.
При этом, надежность существующей инженерной инфраструктуры в регионах по экспертным оценкам существенно ниже допустимого уровня (количество аварий и повреждений составляет от 1,8 до 2,2 на 1 км. сети в год при допустимых 0,3). В то же время масштаб замены сетей не превышает 1,2% их общей протяженности, и только в отдельных регионах – до 1,8% при необходимых 4-5% в год.
Слайд 136Динамика роста цен на жилье и доходов населения
Слайд 137Основная причина опережающего роста цен
дисбаланс спроса и предложения на рынке
жилья, отсутствие стабильности на жилищном рынке формирует тенденцию роста объемов
жилья, приобретаемого в инвестиционных целях, существующий дисбаланс спроса и предложения приводит к ориентации рынка преимущественно на высокодоходные группы населения.
Несмотря на рост объемов ипотечного жилищного кредитования ориентация на ипотечные механизмы приобретения жилья в собственность не позволило существенно повысить его доступность.
Слайд 138Предлагаемый механизм управления жилищной сферой на уровне муниципальных образований базируется
на следующих принципах:
приоритет социальных, региональных и муниципальных интересов над отраслевыми,
ведомственными, локальными;
ориентация на разнообразие форм собственности в жилищном секторе;
постепенная децентрализация управления и передача ряда управленческих функций в области жилищной сферы на местный уровень;
антимонопольная политика в жилищной сфере
разделение функций заказчика и подрядчика и привлечение в строительство и эксплуатацию жилья подрядных организаций различных форм собственности на договорной основе;
обеспечение нормативного принципа ресурсосбережения и выделение различных уровней обслуживания населения;
привлечение населения к активному участию в жилищной сфере;
использование различных источников финансирования .
Слайд 140Более глубинные причины роста коррупции. Среди них выделим основные:
-проблема сращивания
государственной власти с бизнесом, в первую очередь с криминальным;
- отсутствие
общественного контроля за институтом государственной службы;
-неразвитость гражданского общества и др.
Слайд 141Проблема коррупции имеет множество аспектов:
- не совершенство и противоречивость российского
законодательства;
- отсутствие эффективной системы государственного и общественного контроля;
- отсутствие
принципов административной этики;
- отсутствие прозрачности в принятии решений, гласности и др.
По данным ежегодного доклада (2007 г.) Центра антикоррупционных исследований и инициатив , по уровню коррумпированности Россия находится на 147-м месте из 180 обозначенных мест.
Слайд 142Коррупция: понятие, форм проявления и противодействия.
Проблема противодействия коррупции переходит из
плоскости политических деклараций в плоскость государственной политики, становится главным элементом
административной реформы.
Решение данных проблем требует серьезного и комплексного подхода. Формирование антикоррупционной системы, подготовка кадров с «антикоррупционной устойчивость», совершенствование организационно- правовых и социально-экономических механизмов организации государственной службы являются основными направлениями борьбы с коррупцией.
Слайд 143Система антикоррупционных мер
Основным содержанием системы выступают традиционные меры по ограничению
коррупции с помощью усиления контроля. Среди них:
-тщательная регламентация конфликта интересов
-
система подбора кадров на основе заслуг
-подробная регламентация деятельности чиновников. Должностной регламент, содержащий требования , предъявляемые к чиновнику, его должностные права и обязанности, должен стать «основным нормативным актом», регламентирующим деятельность госслужащего.
- ротация,. которая осуществляется путем перевода служащих с одной должности на другую в пределах одного государственного органа либо перевода из одного государственного органа в другой- как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Слайд 144Меры, предусматривающие не ужесточение контроля над чиновниками, а изменяющие систему
стимулов повышения эффективности его действия. Среди них:
Повышение заработной платы. денежное
содержание государственных служащих должно соотносится на рынке труда с заработной платой работников соответствующей специальности и квалификации коммерческого сектора.
Слайд 145Сравнительные данные о антикоррпционных механизмах,
Слайд 146ФЗ «О противодействии коррупции»». Новые меры борьбы с коррупцией.
«-
декларации о личных накоплениях будут предоставлять не только сами госслужащие.
но и их близкие родственники: жена и несовершеннолетние дети;
-чиновники всех уровней обязаны сообщать о всех известных им случаях взятничества;
-вводится двухлетний запрет для чиновников занимать должность в компаниях, с которыми он был связан по службе;
- чиновник не будет иметь право отдыхать , ездить в командировки за счет компаний, которые он курирует по долгу службы;
-подарки чиновники не могут получать дороже 5000 руб. (раньше – не дороже 500 руб.);
- судьям и работникам прокуратуры и следственных органов запрещено участвовать в политике- вступать в партию, поддерживать их идейно и материально.
- вводится наказание за политическую коррупцию- подделку подписей избирателей, препятствие их волеизъявлению.
Слайд 147Государственное регулирование социально- трудовой сферы
Ответ на данный вопрос необходимо начать
с определения понятия «социально- трудовые отношения». Это понятие состоит из
двух составляющих. Трудовые отношения – это отношения между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем. Трудовые отношения на практике редко существуют в чистом виде без социальных отношений, наоборот, социальные отношения возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их конфликтов, противоречий. То есть социально- трудовые отношения. это отношения , складывающиеся в результате производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспечения условий для производительного труда, его охраны, повышения качества жизни.
Слайд 148Государственное регулирование социально- трудовой сферы
Все фазы воспроизводства рабочей силы, систему
социально- трудовых отношений воспроизводит СТС – социально- трудовая сфера. Социально-
трудовая сфера отражает объект и предмет социальной политики, характеризует степень социального развития,, отражает единство трудовых и социальных отношений.
Структура СТС разработана на кафедре труда и социальной политики Российской академии государственной службы при Президенте РФ заведующим кафедрой профессором Волгиным Николаем Алексеевичем.
Слайд 149Государственное регулирование социально- трудовой сферы
Основные блоки СТС отражают и обеспечивают
фазы воспроизводства рабочей силы.:
- социальная сфера (т.е. отрасли социально- культурного
комплекса: образование, здравоохранение, культура, жилищно- коммунальный сектор)
-рынок труда, служба занятости, переподготовка кадров (в том числе и безработных)
- сфера мотивации производительного труда (организация оплаты труда, охрана и нормирование труда, стабилизация уровня жизни населения
Слайд 150Государственное регулирование социально- трудовой сферы
Следующий блок- система социальной защиты населения
-
система социального партнерства;
- система социального страхования
-пенсионная система
охрана труда.
Развитие социально- трудовой
сферы, а, следовательно, совершенствование социально- трудовых отношений , составляет основу социальной политики.
Социальная политика есть система взаимодействия и взаимоотношений социальных групп общества по жизнеобеспечению населения, росту уровня и качества жизни населения.
Слайд 151Субъектами социальной политики являются:
- государство (государственная социальная политика)
- субъект Российской
Федерации (региональная социальная политика)
- органы местного самоуправления, муниципальные образования (муниципальная
социальная политика)
- предприятия и организации (корпоративная социальная политика)
Остановимся на вопросе государственного регулирования социально- трудовых отношений, оно происходит в рамках государственной социальной политики. Государство, осуществляя ее должно равномерно учитывать все компоненты СТС, которые мы отметили раннее.
Слайд 152Государственное регулирование социально- трудовой сферы
Целью стратегии социально-экономического развития Российской Федерации
до 2020 года определено неуклонное повышение качества жизни населения, по
сути это означает формирование эффективной системы социально- трудовых отношений, гармоничного развития СТС (социально- трудовой сферы).
Слайд 153Механизмы государственного регулирования социально- трудовой сферы:
1. Формирование законодательной системы регулирования
социально- трудовых отношений.
-Конституция РФ определила РФ как социальное государство.
- Трудовой Кодекс РФ определяет сущность социально- трудовых отношений работодателей и наемных работников и др. законодательные акты.
2. определение приоритетных направлений социальной государственной политики:
-сокращение бедности, социального расслоения населения
-модернизация системы образования
- реформа ЖКХ
- пенсионная реформа
- реформа здравоохранения
повышение качества жизни населения
- эффективная миграционная политика
снижение смертности, повышение рождаемости
- поддержка молодой семьи
- поддержка социально-уязвимых социальных групп (пенсионеров, детей, инвалидов, сирот, безработных)
Слайд 154Механизмы государственного регулирования социально- трудовой сферы
Данные направления реализуются через систему
Национальных проектов: «Здравоохранение», «Образование», «Доступное и комфортное жилье гражданам России»,
«развитие АПК (агропромышленного комплекса)».
Например, в области образования:
- осуществляется перестройка организационной структуры управления образованием
С 1 сентября 2008 года в ряде территорий стартовал первый этап апробации второго поколения школьных стандартов.
проводится совершенствование нормативно-правовой базы
осуществляется информатизация учебных заведений. В 2007 г.- завершено подключение всех образовательных учреждений к сети ИНТЕРНЕТ (4,5 млрд. руб.) и т.д.
Слайд 155Финансирование социально- трудовой сферы.
За последние 5 лет расходы из
федерального бюджета на здравоохранение и спорт выросли в 9 раз,
на культуру- в 10 раз, на образование – в 5 раз.
В условиях социально-экономического кризиса государство осуществляет антикризисные мероприятия. Отмечу некоторые из них:
-с 1 декабря 2008г. федеральные медицинские и образовательные учреждения, др. бюджетные организации, перейдут на новую систему оплаты труда. При этом общий фонд оплаты труда в федеральной бюджетной сети вырастет на 30%.
-с 1 января 2009 г. максимальный размер пособия по безработице будет увеличен на 1,5 тыс. руб. в дополнение к его индексации на 8,5 %. То есть максимальный размер пособия по безработице вырастет с 1 января 2009 г. до 4900 руб.
Слайд 156К концу 2009 г. средний размер социальной пенсии не должен
быть ниже прожиточного минимума пенсионера. В 2010 г. размер трудовой
пенсии вырастет более, чем в 1,5 раза по сравнении с уровнем 2008 г.
-Граждане, которые начнут формировать свои пенсионные накопления после 2010 года, при стаже в 30 лет смогут рассчитывать на пенсию в размере не менее 40% ОТ ЗАРАБОТКА, С КОТОРОГО УПЛАЧИВАЛИСЬ ВЗНОСЫ
-Государство выкупит на рынке свыше 0 тыс. квартир уже готовых (будет выделено дополнительно 83 млрд. руб. ).
-Размер налогового вычета при покупке жилья (стоимостью более 2 млн. руб.) при покупке жилья будет увеличен в 2 раза с 1 января 2008 г. вместо 130 тыс. до 260 тыс. руб. и др.
Слайд 157Зарубежный опыт антикоррупционной политики
. В большинстве стран борьба с коррупцией
стала основой осуществления административных реформ. Выделяются две принципиальные модели реформы:
рационализация бюрократии и переход к новому государственному управлению.