Слайд 1Актуальные вопросы комплексного психолого – педагогического сопровождения детей с разными
образовательными потребностями (ОВЗ)
Бакурская Анна Николаевна директор Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Высотинская средняя школа» Сухобузимского района
2020 г
Слайд 2Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 "Об утверждении примерного
Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность"
Количество
штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным нормативным актом Организации, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из:
1) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 5 (6) - 12 указанных обучающихся.
Слайд 32) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (далее - ППк)
и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся,
из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся.
3) количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом Организации, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся.
Слайд 4Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей)
и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Логопедическая диагностика осуществляется
не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.
Слайд 5По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в
отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи.
В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия.
Слайд 6Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на
основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося,
рекомендаций ПМПК, ППк.
Слайд 7Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых
нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
Зачисление на логопедические занятия обучающихся,
нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта руководителя Организации.
Слайд 8
Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих
заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной
программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения, и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий).
Слайд 9 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК
с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю.
Слайд 10Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение
ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе
дошкольного образования - не более 12 человек.
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 12 человек.
Слайд 113) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный
по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в соответствии
с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.
Слайд 12Письмо министерства просвещения РФ
«О программах основного общего образования»
С
1 сентября 2020 обучающиеся образовательные программы, разработанные в соответствии с
ФГОС НОО ОВЗ, переходят на уровень основного общего образования.
Для пролонгации работы, разработаны примерные адаптированные «рабочие» основные общеобразовательные программы первого года обучения в основной школе. Программы размещены на сайте https://ikp-rao.ru/frc-ovz/
Слайд 13Для организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в 5
классе в 2020-21 учебном году организациям, осуществляющим образовательную деятельность, необходимо:
1.
Разработать основные общеобразовательные программы ООО обучающихся с ОВЗ с учетом направляемых программ.
2. Перевести обучающихся на индивидуальный учебный план, включающий:
-возможность изменения сроков изучения отдельных предметов;
-включение в образовательный процесс обязательных специальных учебных дисциплин;
-дополнение внеурочной области коррекционно-развивающими курсами.
Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. (п.3 части 1 статьи 34 Закон об образовании).
Слайд 14Письмо Министерства просвещения РФ от 19 мая 2020 г. № ДГ-493/07 “О
проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
Итоговая аттестация
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется в форме двух испытаний:
первое - предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;
второе - направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Слайд 15Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой,
глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) освоения адаптированной образовательной программы
- (специального индивидуального плана развития - СИПР) является достижение обучающимися результатов освоения СИПР последнего года обучения и развитие их жизненной компетенции.
Однако обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), зачисленные в организации, осуществляющие образовательную деятельность, до 1 сентября 2016 г., получают образование в соответствии с программами, по которым были зачислены на обучение.
Соответственно норма ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью о проведении итоговой аттестации на указанных обучающихся выпускных классов в настоящее время не распространяется.
Слайд 16Вместе с тем обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), зачисленные
в организации, осуществляющие образовательную деятельность, до 1 сентября 2016 г. и с
1 сентября 2016 г., получают идентичное по содержанию образование, по завершении которого им выдается свидетельство об обучении в соответствии с частью 13 статьи 60 Закона об образовании и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 г. N 1145.
Слайд 17Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), зачисленных в образовательные
организации с 1 сентября 2016 г. и получающих образование в соответствии с
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, проведение итоговой аттестации станет обязательной с 2024/25 учебного года.
До этого периода времени считаем целесообразным решение о формах проведения итоговой аттестации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) принять на уровне организации, осуществляющей образовательную деятельность, по согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.