Слайд 1Акварель. Часть первая
Подготовила Володина Яна
Слайд 4Слово «акварель» берет свое название от латинского слова «aqua», что
означает «вода». Поэтому акварель — это краска, которую разводят при
помощи воды. Прозрачность акварели — главный ее признак и основная ценность. Именно прозрачность придает характерную легкость акварельной живописи.
Слайд 6Как использовать акварель из тюбика
Плюсы:
Одним из самых больших преимуществ акварели
из тюбиков является то, что это концентрированное количество цвета, поэтому цвет будет мгновенно
яркий.
Некоторые говорят, что непрозрачные тюбики защищают акварельный пигмент от потенциально вредного солнечного света. Лично мы не заметили существенной разницы в этом отношении.
Минусы:
В зависимости от типа краски, если она высохнет на вашей палитре, она может потом уже не развестись водой так же, как акварель из кюветы. Это связано с различными составами в зависимости от производителя (в этом отношении некоторые из них лучше, чем другие).
Если вы не закрыли крышку полностью, то ваша краска высыхает, образуя пробку, и очень трудно выдавить краску из такого тюбика; пока пытаешься выдавить пробку, сильно давишь, краску потом не остановить.
Слайд 7Акварель в кюветах
Плюсы:
Эти краски легко транспортировать, вам не нужно тревожиться
о пробках в горлышках тюбиков.
Они долго хранятся. Даже более 10
лет спустя после покупки они отлично вам служат. Поистине, одна из редких вещей, которую можно передать по наследству!
Минусы:
Поскольку нужно смочить кисточку и окунуть её в краску, у вас может занять некоторое время, чтобы получить краску хорошей рабочей консистенции. Работа над обширными проектами в таком случае неудобна. Некоторые пигменты труднее для работы, чем другие, они будут требовать больше воды.
Кроме того, если вы оставите свою коробку красок непокрытой, пыль может попасть на кюветы и потом вызвать небольшие пятна в ваших работах. Так что всегда закрывайте (или прикрывайте) коробку с красками.
Слайд 111.Техника многослойной акварельной живописи (Лессировка)
Лессировкой называется способ нанесения акварели прозрачными
мазками (как правило, более темные поверх более светлых), один слой
поверх.
Лессировка — это техника насыщенных цветов, глубоких теней, наполненных красочными рефлексами, техника мягких воздушных планов и бесконечных далей. Там, где стоит задача добиться интенсивности цвета, многослойный прием стоит на первом месте. другого, при этом нижний всякий раз должен быть сухим.
Слайд 122. Техника акварели «Резерваж» (Белые и светлые участки)
«Резерважем» в акварели
называется не записанная белая или самая светлая часть листа. Белый
цвет передается за счет цвета бумаги.
Другими словами — художнику все время нужно помнить о тех участках, которые он должен оставить белыми и «обходить» их цветом, оставляя нетронутыми. «Обходка» – самый сложный и самый «чистый» прием резервирования.
Слайд 133. Техника «по-сырому» или «по-мокрому» («английская» акварель)
Суть этого приема заключается
в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист.
Степень его влажности зависит от творческого замысла художника, но обычно начинают работать после того, как вода на бумаге перестает «блестеть» на свету. При достаточном опыте можно контролировать влажность листа рукой.
Этот способ работы требует постоянного самоконтроля, свободного владения кистью. Лишь значительная практика позволяет художнику, некоторым образом, спрогнозировать поведение краски на сырой бумаге и обеспечить достаточный уровень контроля над ее растеканием. Живописец должен иметь ясное представление о том, что он хочет и как он должен решить поставленную задачу.
Слайд 144. Работа по сырому листу в начальной стадии с последующей
доработкой
«по сухому»
В данном случае художник делает основу работы по сырому
листу, а работу над деталями продолжает, когда лист уже высох. Такая технология позволяет комбинировать нежные переходы живописи «по сырому» с написанными поверх них акцентами на мелких деталях.
Слайд 155. Техника A La Prima
А-ля прима* (итал. Allaprima; произн. –
«аля прима») – то же, что и живопись по сырому.
Это
живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты разводов, переливов и перетеканий краски.
Достоинства техники A la Prima.
Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней неповторимым образом, делая картину легкой, воздушной, прозрачной, дышащей. Не случайно, работу, выполненную в такой технике, практически нельзя скопировать, так как каждый мазок по мокрому листу уникален и неповторим. Как правило, работа пишется «на одном дыхании», пока лист влажный (а это 1-3 часа), хотя, при необходимости, можно дополнительно намочить бумагу в процессе творчества. В быстрых по выполнению набросках с натуры и эскизах этот метод незаменим.
Сложности техники A la Prima.
Достоинство и одновременно сложность здесь в том, что изображение, мгновенно возникающее на бумаге и причудливо расплывающееся под действием движения воды, впоследствии невозможно подвергнуть никакому изменению.
Еще одним неудобством можно назвать ограниченные временные рамки исполнения подобной акварели, так как нет возможности неторопливой работы с перерывами между сеансами живописи (в том числе при написании картины большого формата, путем постепенного исполнения отдельных фрагментов). Изображение пишется практически без остановки и, как правило, «в одно касание», т.е. кисть по возможности касается отдельной части бумаги лишь один-два раза, более не возвращаясь к ней. Это позволяет сохранить абсолютную прозрачность, легкость акварели, избежать грязи в работе.
Слайд 25Техника «без грязи»
Качественные материалы.
2. Непрозрачность.
Слайд 30Как рисовать акварелью без грязи:
1. Берите 2 емкости с водой
(для промывания кисти и для набора воды в раствор краски).
Следите за чистотой воды, чаще меняйте ее. Ведь в акварели вода - это 90% содержания. И если она грязная, то этот цвет подмешивается к оттенку на кисти.
2. Знайте свои краски. Открывая новый набор, сохраните этикетки с названиями и сделайте выкрасы красок в том порядке, в котором они расположены в коробке. Держите эту табличку рядом с коробкой красок.
Так вы будете всегда попадать кистью в нужный цвет, не цепляя случайные оттенки в замес.
3. Периодически мойте свои кисти холодной водой с мылом, чтобы убрать пигмент, задерживающийся на ворсе.
4. Старайтесь получать нужный оттенок, используя замес минимального количества цветов
5. Чем больше слоев, тем глуше цвет; если хотите писать сочно и звонко, то пишите а-ля прима, в один слой.
Слайд 328. Количество воды.
9. Достаточный контраст
Слайд 3310. Контраст тени
11. Логика освещения