Слайд 1Александр Трифонович Твардовский
«Рассказ танкиста»
Подготовила учащаяся
4 класса
МАОУ «СОШ №
4п.Новоосрк»
Половко Есения
Слайд 2Сначала немного об авторе…
Александр Трифонович Твардовский- русский советский поэт.
Родился в
деревне Загорье в 1910 г. в семье крестьянина-кузнеца. Учился в
сельской школе, затем в Смоленском педагогическом институте, но с третьего курса ушёл и в 1939 г. окончил институт философии, истории и литературы, писать стихи начал с 14 лет.
В 1936 была издана поэма «Страна Муравия».
В 1939 был призван в Красную Армию.
В 1941-1945 была написана поэма «Василий Тёркин».
В 1946 закончил начатую ещё в войну поэму «Дом у дороги».
В 1950-1960 была написана поэма «За далью-даль».
Слайд 3Немного о авторе…
В 1947 опубликовал книгу о войне «Родина и
чужбина»
В 1950-1954, 1958-1970 был главным редактором журнала «Новый мир»
Слайд 4Стихотворения Твардовского о войне
«Бойцу Южного фронта»,
«Рассказ танкиста»,
«Дом бойца»,
«Партизанам
Смоленщины»,
«Спичка»,
«Армейский сапожник»,
«Я убит подо Ржевом»
Слайд 5Прочитав стихотворения А.Т.Твардовского, мне очень понравилась баллада «Рассказ танкиста». И
я хотела бы рассказать о героическом подвиге небольшого парнишки.
Слайд 6Как говорится «героями не рождаются, ими становятся».
Одним таким героем стал
мальчишка из стихотворения «Рассказ танкиста»:
«Был трудный бой. Всё нынче, как
спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.»
В этом маленьком эпизоде автор описывает, что всё началось «как с просонки», неожиданно.
Слайд 7Во втором эпизоде описывается какой был этот мальчик.
Автор пытается показать
то, что это был ребёнок.
«Лет десяти-двенадцати. Бедовый.
Из тех, что
главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей»
Слайд 8Далее, автор хочет убедить нас в том, что простым ребятам
помогать солдатам- это честь.
«Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами-
не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…»
Слайд 9Следующие строчки стихотворения показывают, как всем было страшно и непонятно,
где оружие врага.
« Шёл бой за улицу. Огонь врага был
страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит- не выглянуть из башен,-
И чёрт поймёт, откуда бьёт»
Слайд 10И вдруг мальчик пытается объяснить командиру, где находится пушка.
«Тут угадай-ка,
за каким домишкой
Он примостился,- столько всяких дыр,
И вдруг к машине
подбежал парнишка:
Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю , где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
Да где же, где?..- а дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.»
Слайд 11Очередной отрывок.
В нём рассказывается, о смелости мальчика, он отважился
заехать в тыл врага.
« Что ж, бой не ждёт.-
Влезай сюда, дружище!-
И вот мы катим к мосту вчетвером.
Стоит парнишка- мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали.- вот здесь.- И с разворота
Заходим в тыл, и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.»
Слайд 12В последнем эпизоде поэт говорит о командире, пожавшему мальчику руку,
как солдату.
И стихотворение завершается словами:
« Я вытер пот. Душила
гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал:- спасибо, хлопец!-
И руку, как товарищу, пожал…
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.»
Слайд 13Это стихотворение вызвало у меня чувство радости, потому что мальчик
совершил целый подвиг, который не забудется никем, ведь именно детям
войны, которые защищали свою Родину наравне со взрослыми, Твардовский посвятил это волнующее стихотворение.