Слайд 1«Алгоритм проектной деятельности в
ДОУ»
Слайд 2«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а
не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».
Роджер Левин
Слайд 3 Метод проектов – система обучения, при которой дети
приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических
заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Проект – в переводе с греческого – это путь исследования, т.е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Слайд 4Что же такое проект для самого ребенка?
- раскрытие творческого
потенциала
- умение работать в группе
- умение направлять деятельность на
решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми
- умение презентовать свою работу
Слайд 5Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых,
проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его
основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критически творчески мыслить.
Слайд 6ЧТО ДАЕТ НАМ РАБОТА В ПРОЕКТЕ?
в группе создается благоприятная
атмосфера для обучения
все учатся у всех
проект интегрирует различные аспекты
знаний и действий
каждый участник работает в своем ритме
проекты не привязаны к содержанию программы
ребенок может научиться ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника
у детей появляется стимул для работы и познания с удовольствием, с желанием
создается сообщество детей, воспитателей и родителей
проекты позволяют быстро получать наглядный результат своей деятельности
Слайд 7Классификация проектов
по составу участников
Индивидуальный
Подгрупповой
Семейный
Парный
Групповой
по содержанию
Монопроекты (одна образовательная область)
Интегративные (две и
более образовательные области)
Слайд 8по срокам реализации
по доминирующей деятельности
Краткосрочные (1-4 недели)
Среднесрочные (до 1
месяца)
Долгосрочные (полугодие, учебный год)
Информационные
Исследовательские
Творческие
Проектно-ориентированные
Слайд 9СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание проектной деятельности
Функции
Результаты
- Расширение и углубление предметных знаний
-
Знания о структуре проектной деятельности
- Умение выдвигать и обосновывать гипотезы
-
Умение выполнять эксперимент
- Умение представлять результаты
- Познавательная
- Рефлексивная
- Развивающая
- Воспитывающая
- Замысел
- Планирование
- Подготовка и проведение
- Оформление и проверка результатов
Слайд 10ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ТВОРЧЕСКАЯ
НОРМАТИВНАЯ
Исследование предполагает получение ответа на вопрос о том,
почему существует то или иное явление и как оно объясняется
с точки зрения современного знания
В ходе творческой проектной деятельности создается новый
творческий продукт
В ходе нормативной проектной деятельности дети вырабатывают нормы и правила поведения в детском
коллективе, что позволяет
развивать позитивную социализацию детей
Слайд 11Классификация проектов
По доминирующему виду деятельности (Киселева Л.В)
Слайд 12Метод проектов дает возможность закладывать в ребенке позиции самостоятельности, активности,
инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и
применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности.
Слайд 131. Постановка проблемы
2. Выдвижение гипотез – путей решения проблемы
3. Планирование
деятельности по реализации проекта
4. Сбор информации
5. Структурирование информации
6. Изготовление продукта
7.
Выбор формы презентации
8. Подготовка презентации
9. Презентация
10. Самоанализ и самооценка
Основные этапы метода проектов
Слайд 16Задачи развития
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
- развитие познавательных
способностей
- развитие творческого воображения
- развитие творческого мышления
- развитие коммуникативных навыков
Слайд 17- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)
-
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом)
-
формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты)
Специфические возрастные задачи для младшего дошкольного возраста:
Слайд 18Специфические возрастные задачи для старшего дошкольного возраста:
- формирование предпосылок поисковой
деятельности, интеллектуальной инициативы
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы
с помощью взрослого, а затем и самостоятельно
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности
Слайд 19Первый этап –
подражательско-исполнительский
Реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет.
На
этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют
действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка; в этом возрасте еще существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Слайд 20Второй этап – развивающий
Он характерен для детей 5–6 лет, которые
уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать
друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.
У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки , так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Слайд 21Третий этап – творческий
Он характерен для детей 6–7лет.
Взрослому очень
важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей,
создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.
Слайд 22
- На основе изученных проблем детей поставить цель проекта
- Разработать
план достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями)
- Привлечь специалистов
к осуществлению соответствующих разделов проекта
- Составить план-схему проекта
- Организовать сбор, накопление материала
- Включить в план схему проекта – ОД, игры и другие виды детской деятельности
- Продумать домашние задания для самостоятельного выполнения
- Продумать форму презентации проекта
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
Слайд 23Значение метода проектов
- Метод проектов как один из методов интегрированного
обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность
воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста
Слайд 24- Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению
самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в
группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей
- Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком
- Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками
Слайд 25Внедрение в образовательный процесс проектной технологии способствует развитию свободной творческой
личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной
стороны, и делает образовательный процесс дошкольной организации открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
Слайд 26Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с
реальными события из жизни ребенка, а также заинтересовать его, увлечь
в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
А самое главное, каждый ребенок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в себе.