Слайд 1Анализ деятельности и стратегия развития
ЦППРиК «Ясенево» в свете реализации
новых
образовательных стандартов
Слайд 2Руководитель ЦППРиК «Ясенево»
Елена Анатольевна Екжанова,
доктор педагогических наук, профессор
Слайд 3Основные направления деятельности:
оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям от 1 года
до 18 лет с проблемами в развитии;
проведение индивидуальной и групповой
психолого-педагогической коррекционной работы с детьми школьного возраста с проблемами школьной и социальной адаптации;
консультирование детей и родителей по проблемам школьной неуспешности;
организация комплексной работы с семьей с целью гармонизации отношений, а также создания благополучных условий воспитания, развития ребенка, преодолению социальной дезадаптации;
работа по программам коррекции отклонений в развитии и обучении, речевых трудностей, девиаций эмоционального развития у детей;
оказание методической и консультативной помощи специалистам образовательных учреждений;
организация курсов повышения квалификации для педагогов и психологов образовательных учреждений.
Слайд 4ЦППРиК «Ясенево» является единственным в округе центром психолого-педагогической реабилитации и
коррекции
Рост первичных обращений в ЦППРиК «Ясенево» с 2000/01 по 2009/10учебный
год
Слайд 5Целевой контингент ЦППРиК «Ясенево»
Слайд 6Главные задачи ЦППРиК «Ясенево»:
развить потенциальные возможности детей с разным уровнем
психофизического развития;
помочь детям адаптироваться в системе общего, специального или интегрированного
образования;
организовать оказание комплексной помощи детям специалистами разных профилей;
поддержать учителя в работе с трудными для него учащимися;
активизировать участие родителей в воспитании своих детей;
обеспечить социально-педагогическую и психологическую помощь семье в осознании и выстраивании перспектив развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
Слайд 7
Наши кадры
Специалисты Центра:
доктора наук – 5 человек,
кандидаты наук
– 7 человек,
аспиранты и соискатели – 9 человек,
специалисты высшей категории
– 25 человек
специалисты I категории – 32 человека
Слайд 8Педагогические работники ЦППРиК «Ясенево»
Слайд 9Количество обслуженных детей по анализу причин обращения
в 2009/10 учебном
году
Слайд 10Качественный анализ результатов углублённого обследования
детей на ПМПК в 2009/10
учебном году
Слайд 11Анализ наполняемости групп комплексной коррекции
и очередников с «листа ожидания»
в 2010/11 учебном году
Слайд 12В подразделении «Особый ребенок» оказывается помощь детям с ограниченными возможностями
здоровья. Здесь они овладевают необходимыми навыками для успешного включения в
коллектив сверстников и освоения развивающих и коррекционных программ.
Это подразделение является первым шагом на пути интеграции в образовательную среду. В подразделении занимаются дети с ОВЗ в возрасте от 1,5 до 8 лет.
Слайд 13Чтобы создать оптимальные условия для успешного развития детей в группах
«Особый ребёнок», работа ведется сразу по нескольким направлениям:
системная двигательная
коррекция;
индивидуальные занятия с педагогом-дефектологом;
занятия в группах сверстников по развитию и коррекции навыков общения и игровой деятельности.
Слайд 14«Группы Раннего Развития» созданы для детей раннего возраста.
Занятия включают в
себя несколько различных видов детской деятельности. Обязательным условием является присутствие
на занятиях родителей с целью обучения их стимулирующему общению со своими детьми и повышению их педагогической компетентности.
В группах работают несколько специалистов, которые проводят игры и занятия, направленные на всестороннее и гармоничное развитие личности детей.
Слайд 15Основные направления работы в «Группах раннего развития»:
повышение адаптационных возможностей детей;
познавательное,
речевое и физическое развитие;
развитие и коррекция высших психических функций;
развитие навыков
продуктивной деятельности;
развитие навыков игровой деятельности.
Слайд 16«Дошкольная академия» занимается развитием регуляторных функций, коррекцией поведения, социальной и
психологической подготовкой детей к школе. Программа рассчитана на два года:
5–6 лет и 6–7 лет.
Все занятия проводятся в игровой форме с учетом нозологических, возрастных и психологических особенностей детей, в атмосфере доброжелательности, задания подобраны с учетом индивидуальных возможностей детей.
Слайд 17На коррекционно-развивающих занятиях
Слайд 18Золотая медаль Международной
специализированной выставки
«Мир биотехнологий», 2006 год
за разработку технологий системного
информационного мониторинга психофизической зрелости детей и их готовности к школьному
обучению
Организация разработчик: ГОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево» ЮЗОУО Департамента образования города Москвы.
Научный руководитель проекта: директор ГОУ ЦППРиК «Ясенево»,
д.п.н. профессор Е. А. Екжанова.
Целевое назначение программы: технологии модернизации образования на страже психического здоровья и развития детей.
Слайд 19
Динамика уровня готовности детей 6-7 лет к
систематическому школьному обучению
за 2001/02 - 2010/11 учебные годы (район Ясенево)
Слайд 20Качественный анализ результатов скрининга у
учащихся района Ясенево с точки зрения
имеющихся у детей проблем
Слайд 21Центр проводит методическую работу со
специалистами образовательных учреждений
Слайд 22С 16 февраля 2010 года ЦППРиК «Ясенево» является окружным ресурсным
центром для психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся
по инклюзивной/ интегрированной форме обучения.
С 1 октября 2010 года в Центре работает подкомиссия ОПМПК по комплектованию образовательных учреждений, осуществляющих интегративное (инклюзивное) образование детей с ограниченными возможностям и здоровья.
Слайд 23Основные результаты работы Центра за 10 лет:
Создана система межведомственного взаимодействия
в районе Ясенево для решения задачи комплексной помощи детям с
проблемами в обучении, общении и поведении;
Отработана модель раннего выявления детей с проблемами в развитии для осуществления своевременной психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
Разработаны и реализуются комплексные программы помощи детям с различным уровнем психофизического развития и социализации;
Разработана модель взаимодействия и преемственности с образовательными учреждениями (дошкольными и школьными) с целью реализации различных видов психолого-педагогической поддержки детей, членов их семей и педагогов;
Оказываются различные виды помощи детям с ОВЗ и их семьям.
Слайд 24Наши публикации :
7 монографий;
25 методических пособий;
238 публикаций в различных научно-методических
журналах и изданиях.
Слайд 25Научно-методическая деятельность
ЦППРиК «Ясенево» в 2010 - 2011 гг.
27 января 2010
года – организация и проведение научно-практической секция в рамках XVIII
Международных Рождественских Образовательных чтений: «Образовательное пространство как сфера духовно-нравственного развития ребенка» (5 выступлений, 16 публикаций).
11-12 марта 2010 года - окружного выездного семинара (ЦДО Поведники) «Отработка преемственности образовательных маршрутов обучающихся ЮЗОУОЮ имеющих особенности в развитии» (4 выступления).
26 марта 2010года - Городской круглый стол «Поддержка «бесстатусных инвалидов» в системе дошкольного образования» ( 1 выступление).
22 апреля 2010года - IX межвузовская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые – столичному образованию» (1 выступление, 1 публикация).
28 апреля 2010 года – организация районной научно-практической конференции: «Роль российского учительства в становлении гражданского общества» (4 выступления, 10 публикаций).
Слайд 26Научно-методическая деятельность
ЦППРиК «Ясенево» в в 2010/2011 гг.
23-25 апреля 2010 года
– руководство секцией и участие в 5-й Международная научно-практическая конференция
«Духовно-нравственное наследие И.П.Павлова и современная научная мысль»,г. Рязань (6 выступлений, 6 публикаций).
18 мая 2010 года – руководство секцией и участие в Научно-практической конференции «Службы ранней помощи в системе дошкольного образования» (4 выступления).
18-19 мая 2010 года - Городской семинар «Проблемы обучения, воспитания и социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» (1 выступление).
17 августа 2010 года – мастер-классы сотрудников ЦППРиК для педагогов, родителей и детей на ежегодной школьной выставке-ярмарке «От А до Я» в Манеже.
16 сентября 2010 года – Круглый стол «Система ранней помощи детям с нарушением развития и их семьям» ( 1 выступление).
17-18 ноября 2010 года – участие в VI международной конференции дефектологов «Синдром детского аутизма. Возможности образовательного пространства в обеспечении коррекционного, психолого-педагогического и социального сопровождения» (руководство секцией, 5 выступлений).
Слайд 27Научно-методическая деятельность
ЦППРиК «Ясенево» в 2010 - 2011 гг.
Ноябрь 2010 –
март 2011 года – организация и проведение специалистами Центра курсов
повышения квалификации МИОО по темам:
«Основы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных учреждений» (72 часа)
«Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста» (72 часа).
Декабрь 2010 – февраль 2011 года – проведение занятий на курсах повышения квалификации резерва руководителей ОУ «Психологическое сопровождение образовательного процесса в СОШ» (84 часа).
Слайд 28Окружной центр реабилитации и коррекции как комплекс детского развития и
психолого-педагогической поддержки
Как мы видим перспективы развития Центра:
Слайд 29Основная цель проекта:
Создание образовательного учреждения нового
типа, где будет возможна социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
и с разным уровнем психофизического развития путем включения их в группу сверстников для реабилитации, оздоровления и коррекционно-развивающей помощи, а также для подготовки их к условиям общеобразовательного, специализированного или интегрированного обучения.
Слайд 30Создание Комплекса развития и психолого-педагогической
поддержки позволит сочетать опыт ЦППРиК
«Ясенево» по оказанию различных видов психолого-педагогической и медико-социальной помощи в
различных форматах:
разовые консультации
как этап психолого-медико-педагогического сопровождения
циклы занятий, предусмотренные программой развития
занятия в группах
кратковременного
пребывания по
авторским
программам
возможность
стационарного
пребывания
детей в
учреждении
семейный
патронат
on-line консультирование
Слайд 31Концепция деятельности Комплекса развития и
психолого-педагогической коррекции «Ясенево»
Интеграция детей в
массовые и специализированные образовательные учреждения
Слайд 32Комплекс детского развития
и психолого-педагогической
поддержки
Возможность осуществления межведомственного
подхода в
решении острых социальных вопросов,
касающихся детей-инвалидов и их семей
Реабилитация детей-инвалидов
в социуме
Возможность оказания помощи более 160
детям-инвалидам ежегодно
Единственная возможность получения
комплексной психолого-медико-социальной
помощи детям со сложной структурой дефекта
Сочетание режима оздоровления и воспитательного, реабилитационного и коррекционного воздействия
на ребенка с ОВЗ
Подготовка по специальным
коррекционно-развивающим программам детей
с отклонениями в развитии к обучению в массовых и специализированных образовательных учреждениях
Разработка инновационного содержания обучения и создание реальных возможностей для обучения детей с различным уровнем психофизического развития
Методическая поддержка и информационное обеспечение специалистов, реализующих программы коррекционно-развивающей и реабилитационной направленности
Слайд 33Традиционные занятия с дошкольниками:
Развитие продуктивных видов деятельности
Развитие речи
Музыкальные занятия
Физкультура
Развитие математических
представлений
ПРЕИМУЩЕСТВА, которые получат воспитанники
Комплекса
детского
развития и психолого-педагогической поддержки дополнительно к традиционным занятиям:
Сенсо-моторное развитие на занятиях психологов и нейропсихологов;
Логопедические занятия;
Дефектологические занятия по развитию познавательной деятельности;
Занятия с психологом по развитию эмоционально-личностной сферы;
Коррекционно-развивающая среда в группе;
Занятия в лекотеке;
Социально-педагогическая поддержка и психологическое консультирование семьи;
8) Поддержка участников образовательного процесса в выполнении ФГОТ и ФГОС НОО.
9) Просветительская работа в социуме.
Слайд 34Новизна проекта:
Разработка инновационного содержания обучения и
коррекционно-развивающих технологий, методических и дидактических пособий для создания реальных возможностей
обучения и воспитания детей с различным уровнем психофизического развития в условиях многовариантных форм получения образования и психолого-педагогического сопровождения.
Обеспечение качества образовательных услуг за счет организации системы мероприятий по углублению индивидуализации обучения, организации психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса и обеспечению объективного контроля в соответствии с ФГОТ и ФГОС НОО.