Слайд 1АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ТОРГОВЛЕ
ВОПРОСЫ:
1. Значение и задачи анализа финансовых
результатов деятельности торговых предприятий.
2. Анализ валового дохода в розничной торговле.
3.
Анализ прибыли в розничной торговле.
4. Особенности анализа финансовых результатов деятельности оптового предприятия.
Слайд 2
Основными показателями, характеризующими финансовые результаты предпринимательской деятельности торговых предприятий,
являются
валовой доход
(реализованные торговые и оптовые надбавки),
другие доходы,
прибыль и
рентабельность.
Прибыль является мерилом оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников, выступает источником вознаграждения владельцам акций, паев в уставном капитале предприятия, пополнения государственного и местных бюджетов.
Прибыль – это основной многозначный оценочный показатель результатов деятельности предприятия.
Слайд 3Различают
- прибыль (или убыток) от реализации товаров (от основной
деятельности)
- прибыль (или убыток) от реализации основных средств
-
прибыль от другой операционной деятельности,
- прибыль от внереализационных операций,
- общую прибыль
- чистую прибыль
Слайд 4Цель анализа финансовых результатов –
выявление,
изучение и
мобилизация резервов
роста доходов и прибыли,
повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания
покупателей.
Слайд 5Анализ финансовых результатов деятельности торгового предприятия
проводят
по данным
планов,
бизнес-планов
и прогнозов экономического и социального развития,
бухгалтерской и статистической отчетности,
регистров учета и других источников информации
При анализе также используются данные налоговой отчетности
Слайд 6До проведения анализа
необходимо
проверить правильность отражения в учете и
отчетности всех доходов, расходов, потерь и убытков (своевременность, законность и
полноту отражения доходов, pacходов и потерь на счетах, учитывающих финансовые результаты деятельности торговых предприятий,
правильность распределения торговых накидок (надбавок)
и
издержек обращения на реализованные товары и их остаток и т.п.).
Слайд 7Различают
- прибыль (или убыток) от реализации товаров (от основной
деятельности)
- прибыль (или убыток) от реализации основных средств
-
прибыль от другой операционной деятельности,
- прибыль от внереализационных операций,
- общую прибыль
- чистую прибыль
Слайд 8Валовой доход изучают:
- по сумме
- по уровню (в % к
обороту).
В частности, определяют
- степень выполнения плана по валовому доходу,
- анализируют его динамику,
- измеряют влияние факторов на сумму и
уровень реализованных торговых надбавок
Слайд 9Анализ прибыли проводят
в целом по торговому предприятию,
его хозрасчетным
подразделениям,
видам (отраслям) деятельности:
торговле,
общественному питанию,
производству,
заготовкам и т.п.
Слайд 10В процессе анализа изучают
выполнение плана и динамику прибыли;
измеряют
влияние внутренних и внешних факторов на ее размер,
выявляют, изучают
и мобилизуют резервы роста чистого дохода (прибыли).
Факторный анализ прибыли ведется с учетом ее формирования.
Слайд 11Операционные доходы и расходы включают:
доходы и расходы, связанные с продажей
и прочим выбытием (ликвидацией, списанием, безвозмездной передачей) принадлежащих предприятию основных
средств, нематериальных активов, производственных запасов, валютных ценностей, ценных бумаг и иных активов, отличных от национальной валюты;
доходы и расходы (включая амортизационные отчисления), связанные с предоставлением за плату во временное пользование необоротных активов предприятия в соответствии с законодательством, если это не является предметом его основной деятельности;
доходы и расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов за изобретения, промышленных образцов и других видов интеллектуальной собственности, если это не является предметом основной деятельности предприятия;
доходы (проценты) и расходы, связанные с участием в уставных фондах других предприятий, а также доходы (проценты) и расходы по ценным бумагам, если это не является предметом основной деятельности предприятия;
доходы и расходы, связанные с участием предприятия в совместной деятельности по договору простого товарищества;
доходы и расходы по операциям с тарой;
Слайд 12Операционные доходы и расходы включают:
доходы (проценты), полученные за предоставление в
пользование денежных средств предприятия, а также проценты за использование банком
денежных средств, находящихся на счете предприятия;
расходы (проценты), начисленные предприятием после принятия к бухгалтерскому учету приобретенных за счет краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов объемов, основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, а, также проценты по иным краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам;
расходы предприятия по содержанию производственных мощностей и объектов, находящихся на консервации, в соответствии с законодательством;
расходы предприятия по содержанию мобилизованных мощностей и объектов гражданской обороны;
расходы, связанные с аннулированием производственных заказов (договоров), прекращением производства, не давшего продукции;
отчисления и резервы от снижения стоимости материальных ценностей;
отчисления и резервы под обесценивание вложений в ценные бумаги;
отчисления и резервы по сомнительным долгам по расчетам с другими предприятиями, а также с отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством;
прочие доходы и расходы, признаваемые операционными.
Слайд 13К внереализационным доходам относятся:
доходы, полученные на территории страны и за
её пределами от долевого участия в деятельности предприятий, дивиденды по
акциям, доходы по облигациям иt другим цепным бумагам, принадлежащим предприятию;
уплаченные, присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушения причиненных убытков;
прибыль прошлых лет, выявленная в отчётном году;
положительные курсовые разницы по операциям в иностранных валютах;
положительные разницы, образовавшиеся при изменении Национальным банком курсов иностранных валют по валютным счетам;
поступления долгов, ранее списанных как безнадежные;
излишки объектов основных средств и других активов, выявленные при инвентаризации;
кредиторская и депонентская задолженность, по которой истекли сроки;
Слайд 14К внереализационным доходам относятся:
стоимость безвозмездно полученных активов: основных средств и
других амортизируемых активов, в том числе полученных в качестве целевого
финансирования;
средства целевого финансирования, первоначально учтенные в качестве доходов будущих периодов;
доходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийное бедствие, пожар, авария, национализация, конфискация и т.п.);
прочие доходы, непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров, продукции (работ, услуг) и иного имущества, признаваемые внереализационными.
Слайд 15Внереализационные расходы, потери и убытки включают:
штрафы, пени и неустойки за
нарушение условий договоров, уплаченные или признанные предприятием к уплате;
убытки прошлых
лет, выявленные в отчетном году;
списанные суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания (включая ранее списанные как безнадежные);
суммы недостач, потерь и порчи активов, списанные в соответствии с законодательством;
отрицательные) курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств;
суммы разницы, возникающие в связи с погашением дебиторской задолженности;
расходы, связанные с рассмотрением дел в судах;
не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;
отрицательные разницы между числящейся стоимостью акций (доли), выкупленных у акционеров;
Слайд 16Внереализационные расходы, потери и убытки включают:
НДС, начисленный от внереализационных доходов
в соответствии с законодательством;
суммы уценки активов;
расходы и потери в связи
с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийное бедствие, пожар, авария, национализация, конфискация и т.п.);
перечисление средств (взносов, выплат и т.п.) и передача имущества (выполнение работ, оказание услуг), связанное с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных, оздоровительных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера, шефской и социальной помощи и иных аналогичных мероприятий;
убытки от недостач (хищений), виновники которых по решениям суда не установлены либо судом отказано в иске;
прочие расходы по операциям, непосредственно не связанным с производством и реализацией товаров, продукции (работ, услуг) и иного имущества, признаваемые внереализационными.
Слайд 17Внереализационные расходы, потери и убытки включают:
штрафы, пени и неустойки за
нарушение условий договоров, уплаченные или признанные предприятием к уплате;
убытки прошлых
лет, выявленные в отчетном году;
списанные суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания (включая ранее списанные как безнадежные);
суммы недостач, потерь и порчи активов, списанные в соответствии с законодательством;
отрицательные) курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств;
суммы разницы, возникающие в связи с погашением дебиторской задолженности;
расходы, связанные с рассмотрением дел в судах;
не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;
отрицательные разницы между числящейся стоимостью акций (доли), выкупленных у акционеров;
Слайд 18
Влияние на общую сумму прибыли
операционных доходов и расходов,
а также
финансовых результатов от внереализационных операций
определяют прямым счетом.
Слайд 19
Показатели рентабельности
отражают
соотношения прибыли предприятия и факторов, которые являются
предпосылками ее возникновения.
Рентабельность
может определяться на основе
различных показателей прибыли
(в зависимости от целей экономического анализа).
Слайд 20
Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поисков путей ее повышения.
Каждый
из исходных показателей рентабельности раскладывается в факторную систему с различной
степенью детализации,
что задаёт границы выявления и оценки резервов ее повышения.
Слайд 21
Анализ показателей рентабельности
позволяет
изучать и оценивать эффективность деятельности предприятий
и использования вложенного в них капитала, определять финансовую устойчивость, разрабатывать
оптимальные стратегические и тактические управленческие решения.
Слайд 22
Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности оптового предприятия обычно начинают с
изучения валового дохода от реализации товаров.
Основным видом валового дохода
в оптовой торговле являются реализованные оптовые надбавки.
Оптовые предприятия обычно устанавливают надбавки по согласованию с покупателями.
Слайд 23
Методика анализа, прибыли и рентабельности
на оптовых предприятиях
примерно такая
же, как и на розничных.
Главная задача анализа – выявление, изучение
и мобилизация резервов роста реализованных оптовых и торговых надбавок.
Основной путь увеличения валового дохода – сокращение звенности товародвижения.