Разделы презентаций


Анализ лирического произведения

Содержание

Анализ одного стихотворения /Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., 1985. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. СПб., 2007. Гаспаров М.Л. «Снова тучи над

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Анализ лирического произведения

Анализ лирического произведения

Слайд 2Анализ одного стихотворения /Под ред. В. Е. Холшевникова.

Л., 1985.
Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов.

СПб., 2007.
Гаспаров М.Л. «Снова тучи над мною…». Методика анализа. http://www.durov.com/literature2/gasparov-97b.htm
Кожинов В.В. Как пишут стихи: О законах поэтического творчества. М., 1970.
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб., 1996.
Поэтический строй русской лирики / Отв.ред. Г. М. Фридлендер. Л., 1973.
Самойлов Д.С. Книга о русской рифме. М., 1982.
Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М., 2006.
Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение. От А. до Я / Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. М., 2001.
Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М., 1970.

Список литературы для школьников

Анализ одного стихотворения /Под ред. В. Е. Холшевникова.     Л., 1985. Белокурова С.П. Словарь

Слайд 3Аспекты анализа лирического произведения
1. Имманентный анализ: не выходит за пределы

того, о чем прямо сказано в тексте
2. Контекстуальный анализ: привлечение

для понимания стихотворения
биографических сведений об авторе,
исторических сведений об обстановке написания,
сравнительных сопоставлений с другими текстами и др.

Ведущий принцип школьного анализа лирического текста – принцип сопряжения имманентного и контекстуального анализа (изучение произведения в рамках текста и в контексте жанра, эпохи, культуры и др.)

восприятие

понимание

интерпретация

Герменевтический анализ

Аспекты анализа лирического произведения1. Имманентный анализ: не выходит за пределы того, о чем прямо сказано в тексте2.

Слайд 4Уровни поэтической структуры лирического текста при имманентном анализе
(по Б.

И. Ярхо, М. Л. Гаспарову)
Идейно-образный
1. Верхний
2. Средний
3. Нижний
идеи
эмоции
Стилистический
лексика (тропы)
Фонический
синтаксис

(фигуры)

метрика

ритмика

рифма

строфика

аллитерация

ассонанс

образы

мотивы


восприятие

Ум и воображение

Чувство языка

Слух

содержание

форма

Уровни

Уровни поэтической структуры лирического текста при имманентном анализе (по Б. И. Ярхо, М. Л. Гаспарову)Идейно-образный 1. Верхний2.

Слайд 5Анализ есть «не перечень тех или иных элементов», а «выявление

системы функций». Ю. М. Лотман
Подходы к анализу

лирического произведения

содержание

смыслы

1. От общего впечатления: что больше всего бросается в глаза и почему

2. От медленного чтения: что дает для понимания каждая строка, строфа или фраза

3. От чтения по частям речи: какой смысл имеет каждая группа частей речи:

Художественный мир

содержание

Прилагательные: чувственная и эмоциональная окраска

Существительные: предметный и понятийный состав

Глаголы: действия и состояния, в нём происходящие

понимание

«Смыслами я называю ответы на вопросы». М. М. Бахтин

Анализ есть «не перечень тех или иных элементов», а «выявление системы функций».    Ю. М.

Слайд 6Общие характеристики
художественного мира стихотворения
пространство
время
точка авторского зрения
«Мы исчерпали материал и

нашли в нем много такого, о чем наш гипотетический студент

мог бы доложить преподавателю, если бы описывал стихотворение не беспорядочно, а систематически – по уровням. Не нужно думать, будто филолог умеет видеть и чувствовать в стихотворении что-то такое, что недоступно простому читателю. Он видит и чувствует то же самое, – только он отдает себе отчет в том, почему он это видит, какие слова стихотворного текста вызывают у него в воображении эти образы и чувства, какие обороты и созвучия их подчеркивают и оттеняют. Изложить такой самоотчет в связной устной или письменной форме - это и значит сделать анализ стихотворного текста».
М. Л. Гаспаров
Общие характеристики художественного мира стихотворенияпространствовремяточка авторского зрения«Мы исчерпали материал и нашли в нем много такого, о чем

Слайд 7«Два вопроса, которые неминуемо возникают при любом подробном анализе стихов…»
«Первый

вопрос: неужели поэт сознательно производит всю эту кропотливую работу, подбирает

существительные и прилагательные, обдумывает глагольные времена? Конечно, нет. Если бы это было так, не нужна была бы наука филология: обо всем можно было бы спросить прямо у автора и получить точный ответ».

«Второй вопрос: может ли весь этот анализ поэтического текста сказать нам, хорошие перед нами стихи или плохие, или которые лучше и которые хуже? Нет, не может: исследование и оценка стихов – разные вещи. Исследование изолирует свой объект: мы рассматриваем такое-то стихотворение, или такую-то группу стихотворений, или даже все стихотворения такого-то автора или эпохи, - но и только. Оценка же соотносит свой объект со всем нашим читательским опытом…»

«Два вопроса, которые неминуемо возникают при любом подробном анализе стихов…»«Первый вопрос: неужели поэт сознательно производит всю эту

Слайд 8Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница, Тень от тучи легла,

и слилась, и смешалась с травой. Всё труднее дышать, в небе

облачный вал шевелится, Низко стелется птица, пролетев над моей головой.

Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья, Человеческий шорох травы, вещий холод на тёмной руке, Эту молнию мысли и медлительное появленье Первых дальних громов – первых слов на родном языке.

Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева, И стекает по телу, замирая в восторге, вода, Травы падают в обморок, и направо бегут и налево Увидавшие небо стада.

А она над водой, над просторами круга земного, Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы. И, играя громами, в белом облаке катится слово, И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.

Н. А. Заболоцкий. «Гроза»

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница, Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.

Слайд 9Художественный мир стихотворения «Гроза»
Существительные (образы)
Прилагательные
Глаголы (мотивы)
Строфа 1
Строфа 2
Строфа 3
Строфа 4
муки,

мир, зарница, тень, туча, трава, вал, птица, голова
сумрак восторга, ночь

вдохновенья, шорох травы, холод на руке, молния мысли, появленье, грома, слова, язык

содрогаясь, пробежала,
легла, слилась, смешалась, дышать, шевелится, стелется, пролетев

облачный вал

краткая ночь, человеческий шорох, вещий холод, тёмная рука, медлительное появленье,
первые дальние грома, первые слова, родной язык

люблю

вода, дева, тело, восторг, вода, травы, обморок, небо, стада

тёмная вода, светлоокая дева

появляется, стекает, замирая, падают в обморок, бегут, увидавшие

вода, просторы, круг, блеск наготы, грома, облако, слово, дождь, цветы

земной круг, дивный блеск, белое облако, сияющий дождь, счастливые цветы

удивлённая, смотрит, играя, катится, сияющий, рвётся

Художественный мир стихотворения «Гроза»Существительные (образы)ПрилагательныеГлаголы (мотивы)Строфа 1Строфа 2Строфа 3Строфа 4муки, мир, зарница, тень, туча, трава, вал, птица,

Слайд 10Художественное пространство стихотворения «Гроза»
Пространство
над миром
с травой
в небе
низко, над моей головой
на

тёмной руке
Строфы 1—2
Строфы 3—4
из воды
направо
налево
над водой
в белом облаке
над

просторами круга земного

дождь льётся

счастливые цветы

Художественное пространство стихотворения «Гроза»Пространствонад миромс травойв небенизко, над моей головойна тёмной рукеСтрофы 1—2 Строфы 3—4 из водынаправоналевонад

Слайд 11Художественное время стихотворения «Гроза»
Точка авторского зрения


Время
Прошлое: пробежала, легла, слилась, смешалась, дышать
Настоящее: шевелится,

стелется, люблю

Вне времени: так… появляется, стекает, замирая, падают, бегут, увидавшие, удивлённая, смотрит, играя, катится, сияющий, рвётся

Точка авторского зрения:

Строфа 1: всё труднее дышать.
Строфа 2: я люблю, вещий холод на тёмной руке, молния мысли, грома – первые слова на родном языке.
Строфа 3: замирая в восторге, травы падают в обморок, увидавшие небо стада.
Строфа 4: дивный блеск наготы, в белом облаке катится слово, сияющий дождь, счастливые цветы

Художественное время стихотворения «Гроза»Точка авторского зрения       ВремяПрошлое: пробежала, легла, слилась, смешалась,

Слайд 12Контекстуальный анализ стихотворения «Гроза»
Биографический комментарий: в стихотворении отразились философские взгляды

поэта на природу и творчество.
Исторический комментарий: стихотворение написано в

1946 году, когда для Заболоцкого окончился период лагерей и ссылок.
Культуроведческий комментарий: в стихотворении есть ассоциации с мифологическими («из темной воды появляется в мир светлоокая дева») и библейскими (свет и тьма) источниками.
Сравнительные сопоставления с другими текстами:
М.Ю. Лермонтов. «Гроза».
Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…».
Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело…»,
«Как весел грохот летних бурь».
В.Я. Брюсов. «Летняя гроза».
Б.Л. Пастернак. «Июльская гроза», «Наша гроза»,
«Гроза, моментальная навек».
В.В. Набоков. Рассказ «Гроза».

Лощилов И. Е. «Увидавшие небо стада»: о классическом и неклассическом источниках стихотворения Николая Заболоцкого «Гроза» (1946)
http://cyberleninka.ru/article/n/uvidavshie-nebo-stada-o-klassicheskih-i-neklassicheskih-istochnikah-stihotvoreniya-n-zabolotskogo-groza-1946

Контекстуальный анализ стихотворения «Гроза»Биографический комментарий: в стихотворении отразились философские взгляды поэта на природу и творчество. Исторический комментарий:

Слайд 13Почему "в белом облаке катится"... слово? Эта строка стихотворения Заболоцкого

наводит на размышления, что в названии стихотворения – не только

обозначение определенного явления природы.
Гроза как явление природы созвучна творческому процессу. В природе гроза не возникает внезапно. Есть как бы период "предгрозья", тревожного ожидания, когда темнеет небо и поднимается ветер. Громы и молнии – это уже результат взаимодействия природных сил, следствием которого становится обновленная, как бы заново рожденная земля. В процессе творчества слова тоже не рождаются внезапно. Вначале – муки, темнота, а затем в "сумраке восторга" вспыхивает "молния мысли", и появляются первые грома – первые слова "на родном языке". Поэтому в контексте стихотворения слово "гроза" – не только обозначение природного явления, но и метафора процесса творчества. Процесс рождения грозы аналогичен процессу творчества. И в природе, и в душе творца все развивается и изменяется. Поэтому не остается неизменным и настроение лирического героя. Вначале – тревога, напряжение, даже страх – что же будет? А затем – взрыв восторга, радости, счастья, сияния. Ведь родилось не просто слово – родилась красота!
Лирический герой Заболоцкого ощущал себя частичкой Великой Природы, верил, что человек не умирает, а после смерти только переходит в другие материальные формы (таковы стихотворения "Метаморфозы", "Завещание", "Прощание с друзьями" и другие). С этим связано происхождение образных метафор, интегрирующих человека и природу: зарница, содрогающаяся от мук, сумрак восторга, ночь вдохновенья, молния мысли. Природа, по Заболоцкому, не противопоставлена человеку. Он как бы растворен в ней. В лирике Заболоцкого человек наделен высшим даром природы – словом. Оно, как и человек, становится частью природы. Поэтому сложное метафорическое сравнение "первых дальних громов – первых слов на родном языке" соединяет в себе и мир природы, говорящий на языке громов, и мир творчества, который, подобно грозе, рождает слова. Ведь родной язык для любого живого существа, в том числе и для человека – это язык природы.
Стихотворение "Гроза" условно можно разделить на две части: Первая–вторая строфы и третья–четвертая строфы. В первой части создается образ чувства человека, охваченного муками творчества. Подобно грозе, творческий процесс завершается рождением слова.
Вторая часть стихотворения – это развернутое сравнение к первой. Поэтому наличие местоимения "так" здесь не случайно. Художественное пространство текста поднимается на новый уровень: в процессе творчества не просто возникает слово, а рождается красота, подобная Афродите, появившейся на свет из морской пены.
Самая динамичная строфа – первая. В ней много глагольной лексики, что подчеркивает смятение души человека, томящегося муками творчества. Сам же процесс рождения слова – это мгновение. Все замерло и готово увидеть чудо, красоту, гармонию. Вспыхнула молния мысли – и слово появилось на свет. Поэтому во второй строфе только один глагол – но какой! – "люблю".

Сочинение школьника по стихотворению Н. А. Заболоцкого «Гроза» (начало)

Почему

Слайд 14Процесс ожидания красоты темен, неясен, результат его непредсказуем. Поэтому первая–вторая

строфы "окрашены" в темные тона. Они "первичны", "первородны", ведь вначале

была тьма. В них тень от тучи, облачный вал, сумрак, ночь, холод на темной руке. А во второй части текста как бы вспыхивает свет: появляется светлоокая дева "в дивном блеске своей наготы", даже стада становятся способными видеть небо, пораженные внезапной красотой. Кульминация этого процесса в двух последних стихах.
Уже не темный вал шевелится в небе, а в белом облаке катится слово, готовое пролиться на землю сияющим дождем. Слово это рождено человеком, в душе которого прогремел грозовой раскат. Слово рождено самой природой, наделенной Высшим Разумом.
Интересны пространственные отношения в структуре текста. Действие рождается на небесах, "над миром", где пробежала зарница. Затем спускается ниже, к тучам, к облачному валу, фиксируется на уровне птицы, пролетевшей над головой. Вместе с лирическим героем мы ощущаем "вещий холод на темной руке", то есть близко, совсем рядом. Рука еще темна, ей неведом результат творчества, но холод-то вещий, он предвосхищает, предзнаменует рождение красоты.
Движение в художественном пространстве первой–второй строф идет как бы сверху вниз, остановившись на уровне "темной воды".
А в третьей–четвертой строфах движение чувства снова устремляется вверх. Светлоокая дева поднимается "над просторами круга земного", горизонт становится все шире. От внезапно возникшего света, красоты "травы падают в обморок", и даже стада становятся способны увидеть небо. И вновь мгновенье остановилось. Природа замерла, пораженная красотой. Мы становимся свидетелями своеобразной "немой сцены". Не оттого ли двенадцатый стих текста короче всех остальных, а пробел в полстроки только подтверждает, что все замерло в восхищении!
А движение в пространстве стремится еще выше. В верхнюю точку, где в белом облаке катится рожденное слово. Чувство, возникнув над миром, прошло через душу человека, опустилось на землю, к темной воде, вспыхнуло молнией мысли и опять унеслось ввысь, чтобы, обернувшись словом, вернуться на землю сияющим дождем, льющимся на счастливые цветы.
В стихотворении "Гроза" не случайно такой длинный стих – пяти-шестистопный анапест. Протяженность стиха делает его более весомым, тяжелым, подчеркивает торжественность, величие процесса творчества. Лирический герой стихотворения охвачен восторгом, рожденным возможностью жить и творить. Это созвучно настроениям Николая Заболоцкого, для которого в это время закончился период лагерей.

Сочинение школьника по стихотворению Н. А. Заболоцкого «Гроза» (конец)

Процесс ожидания красоты темен, неясен, результат его непредсказуем. Поэтому первая–вторая строфы

Слайд 15Спасибо за внимание!
Контактная информация:

Беляева Наталья Васильевна,
доктор педагогических наук, заслуженный

учитель РФ, главный научный сотрудник ИСМО РАО (Москва),
член Союза российских

писателей
n-belyaeva@yandex.ru
Спасибо за внимание!Контактная информация:Беляева Наталья Васильевна, доктор педагогических наук,  заслуженный учитель РФ, главный научный сотрудник ИСМО

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика