Разделы презентаций


Анатолий Абрамович Аграновский (1922-1984)

Содержание

Существенные факты жизни (1922-1984)Отец известный журналист, спецкор «Известий». Репрессирован в 1937. Провел в лагерях ГУЛАГа 5 лет. Умер в 1951 в журналистской командировке. А.А. тогда было 29.По образованию историк, высшие литературные

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Анатолий Абрамович Аграновский (1922-1984)
«…весь наш долгий двадцатый век родил только

двоих сравнимых, хотя и очень разных журналистов: первая половина —

Кольцов, вторая — Аграновский»
(Новая газета.15 апреля 2004)
Анатолий Абрамович Аграновский (1922-1984)«…весь наш долгий двадцатый век родил только двоих сравнимых, хотя и очень разных журналистов:

Слайд 2Существенные факты жизни (1922-1984)

Отец известный журналист, спецкор «Известий». Репрессирован в

1937. Провел в лагерях ГУЛАГа 5 лет. Умер в 1951

в журналистской командировке. А.А. тогда было 29.

По образованию историк, высшие литературные курсы при Литинституте

Участник Великой Отечественной с 1943 года. После училища стрелков-радистов и Высшего авиационного училища штурманов-бомбардиров.

Разносторонняя художественная одаренность. Художник-мультипликатором, помощник кинооператора. Сценарист: «Им покоряется небо» (Т. Лиознова, 1963), «Иду искать» (1966).), писатель. Близок к бардовскому движению. Писал песни на стихи известных поэтов.

Публиковаться начал в «Литературной газете». В 1961 пришел в «Известия», газету, где работал отец. До конца жизни работал спецкором «Известий».

Написал вторую часть трилогии Л.И. Брежнева «Возрождение».


Существенные факты жизни (1922-1984)Отец известный журналист, спецкор «Известий». Репрессирован в 1937. Провел в лагерях ГУЛАГа 5 лет.

Слайд 3Пример отца.
Абрам Давидович Аграновский (1896-1951)

Участовал в Первой мировой. Окончил

медицинский институт в Харькове.

В гражданскую войну – комиссар полевого

госпиталя, комиссар санитарной части 12-ой армии, инспектор Главного военно-санитарного управления РККА.

Корреспондент газет “Известия” и “Правда” (1930-1937 годы).

В 1937 году осужден на 10 лет за участие в "контрреволюционной троцкистской организации".

Вину не признал. Срок отбывал в Норильлаге. В 1941 году этапирован в Красноярск для переследствия. 8 месяцев просидел в одиночке подземной тюрьмы УНКВД КК, освобожден 3 июля 1942.

Скончался в 1951 в служебной командировке в селе Большое Баландино в Челябинской области.

Отец всегда оставался примером мужества и мужественности для Анатолия Аграновского

Пример отца. Абрам Давидович Аграновский (1896-1951)Участовал в Первой мировой. Окончил медицинский институт в Харькове. В гражданскую войну

Слайд 4С женой Галиной Федоровной Аграновской в 1957 году на Всемирном

фестивале молодежи и студентов. О своей жизни с Аграновским, о

друзьях дома, поэтах, писателях, артистах, она написала книгу воспоминаний: Пристрастность (М.,2003)
С женой Галиной Федоровной Аграновской в 1957 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов.  О своей

Слайд 5Очерк «Как я был первым» (1962): его герои и коллизии

Адриан

Митрофанович Топоров. Учитель. Основал в 1920 году на Алтае коммуну «Майское

утро».
Топоров стоял во главе коммуны «Майское утро» двенадцать лет. В начале 30-х гг. на него обрушились обвинения в пропаганде идей непролетарских писателей. Да и в целом — в пропаганде чуждых пролетарскому классу идей. В результате этих обвинений Топоров был отстранен от преподавания, переезжал с места на место, в 1937 году был осужден на пять лет заключения и реабилитирован в 1958 году.



Анатолий Аграновский

Абрам Аграновский

Адриан Топоров

Степан Титов

Герман Титов

Безымянный гонитель Топорова

Очерк «Как я был первым» (1962): его герои и коллизииАдриан Митрофанович Топоров. Учитель. Основал в 1920 году на

Слайд 6Антигерой Аграновского: человек системы, преследующий все, что выходит за ее

рамки

- Жив, говорите, Адриан Митрофанович... Ай-яй-яй! Я думал, и косточки

его истлели, да-а... Что ж, о теперешнем его не буду говорить: данных у меня нет. Может, он и исправился. Вон Алексей Толстой графом был, а пользу все ж таки принес государству. Зачем старое поминать? Но статейкой вашей вы, товарищ Аграновский, нам, старым борцам, плюнули в душу, да. Вся эта топоровщина...
- Скажите, есть у вас факты, хоть один, что Топоров был против советской власти? Ведь он коммуну строил, воевал с Колчаком.
Задумался мой собеседник. Настороженный, маленький, усохший какой-то, опирается тяжело на палку... Господи, сколько уж лет минуло, старики оба, а нет предела вражде, весь он пропитан старой злобой и продолжает обличать, скрипучий голос его наливается вдруг тонкой силой, а я втянут в спор, начатый отцом. Будто и не прерывался спор.
<…>
— Да-а, Топоров. Он на меня так смотрел всегда... Как все равно на стекло: видит и не видит. Гордый! Знал ведь, что я приехал неспроста, и я знал, что он знает, а ничем, видишь, не показал этого. Сквозь смот­рел! Ну, ничего, материал мы все ж таки собрали. А уж когда перед КК и РКИ поставили его, тут я сидел в центре, а он перед нами стоял. Час целый стоял... Го­ворил-то он красно.
Вот главный подвиг жизни этого человека, предмет тайной гордости, да и не тайной даже — сказал же он мне об этом, до сих пор вспоминает с упоением: «Я сижу - он стоит». Что еще? Топорова из коммуны в конце концов выжили, с чтением книг покончили, оркестр разогнали, последнюю скрипку нашли на чердаке и сломали мальчишки что-нибудь году в тридцать вось­мом, просто так...
Степан Павлович Титов сказал мне о гонителях Топорова: «Зависть, думаете? А умеют ли они завидовать? Это ведь тоже сильное чувство. Что­бы завидовать, надо хотя бы понимать величие того, чему завидуешь. Нет, это хуже зависти. Это желание извести, растоптать все, что лучше, умнее, выше тебя...; Как они только живут на свете?»
Антигерой Аграновского: человек системы, преследующий все, что выходит за ее рамки- Жив, говорите, Адриан Митрофанович... Ай-яй-яй! Я

Слайд 7Я подумал: должно быть, и сейчас живы те, кто [организовывал

травлю подвижников, кто их преследовал, разрушал их начинания].

А

что мы знаем о них? <…> Мудро ли это - забывать гонителей? Я не суда требую, не наказаний – боже упаси, - но помнить, знать имена... Так думал я, а глянул на старика, сидя­щего передо мною, и понял вдруг, как не просто было бы для меня назвать здесь его подлинное имя. Ведь он стар и болен, и у него семья, и вот сейчас смотрит на меня, и дрожит за стеклами страх...
Не знаю, не знаю.
Я подумал: должно быть, и сейчас живы те, кто [организовывал травлю подвижников, кто их преследовал, разрушал их

Слайд 8«Как я был первым» (1962): подвижничество и подлость… Публицистический «роман»

Анатолия Аграновского
Композиционно очерк построен как история в истории. Личный авторефлексивный

смысл очерка: встреча с отцом в единстве служения общему делу. «Статью писал мой отец. <…> Но я написал бы то же самое. Слово в слово».
«творить революцию в окружении головотяпов <…> трудно, потому что героев окружают завистники, потому что невежество и бюрократизм не терпят ничего смелого, революционного, живого» (Абрам Аграновский Гейне и Глафира //Известия. 1928.07.11)
Концовка фельетона: «Давайте же запомним имя учителя: Адриан Митрофанович Топоров». «И я запомнил это имя с детских лет. - О нем, о Топорове, и шел у меня треть века спустя разговор с человеком, о котором я знал, что он-то и есть главный гонитель Топорова, антипод Топорова, кровный враг Топорова... Почему торопился я? Потому что глухая алтайская деревушка, где побывал когда-то мой отец, и стала большим селом, в котором я был накануне. Потому что при мне родители космонавта рас­сказывали журналистам о Топорове: он учил Титовых, вывел Титовых в люди. Я понимал, что завтра же это все появится в газетах, и тогда вряд ли человек, сидя­щий передо мной, захочет быть откровенным.
Герой Аграновского – человек с новаторской идеей, с ощущением миссии, с готовностью работать ради общего блага. Подвижник. Человек с идеей.
Антигерой – человек системы, стремящийся вогнать жизнь в прокрустово ложе стереотипов, параграфов и правил. Его личный мотив передан словами Степана Титова: «Зависть, думаете? А умеют ли они завидовать? Это ведь тоже сильное чувство. Что­бы завидовать, надо хотя бы понимать величие того, чему завидуешь. Нет, это хуже зависти. Это желание извести, растоптать все, что лучше, умнее, выше тебя».
Сквозной сюжет публицистики Анатолия Аграновского: столкновение этих двух типов.

«Как я был первым» (1962): подвижничество и подлость… Публицистический «роман» Анатолия АграновскогоКомпозиционно очерк построен как история в

Слайд 9Учитель А.А. Куманев. Герой очерка «Лукояновский задор» (1963)

В город Лукоянов

можно приехать из Москвы, а можно – из деревни Крапивки.

От столицы путь недлинный: восемь часов поездом до Арзамаса и час ав­тобусом. Из деревни добираться трудней: где пешком, где на лошади, где на попутной машине, если тракт не замело. От того, как въезжаешь в Лукоянов, зависит точка зрения. Житель столицы идет по улице, пустынной и долгой, вдоль серых заборов и деревянных домов, большей частью одноэтажных, и все ждет, когда же начнется город. Увидя на избе табличку «ул. Горького», ждать перестает. Стоят лошади на базарной площади, толкутся люди, народу мало,— в Лукоянове всего-то жителей десять тысяч. Выйдя на заснеженную Красную площадь, приезжий видит кинотеатр с колоннами, а за ним красный дом из кирпича — Лукояновское педучилище.
В училище приезжают студенты — из Мамлеева, Кельдюшева, Княжевки, Большой Ари, Крапивки; многие впервые покинули село. Ты глянь, какой большущий город! Магазины самые разные, фонари на площади, Дом культуры, райбиблиотека, столовая самообслуживания, кино с широким экраном. Даже и музей есть. А шуму-то на улицах, а народу, народу: говорят, целых десять тысяч.
Учитель А.А. Куманев. Герой очерка «Лукояновский задор» (1963)В город Лукоянов можно приехать из Москвы, а можно –

Слайд 10Доктор Святослав Федоров. Герой очерка «Открытие доктора Федорова» (1965)

В этой

статье я хочу рассказать о мечтаниях, поисках, срывах, удачах одного

русского интеллигента. Судьба его, на мой взгляд, поучительна и не лишена
самого живого интереса. Надо писать о докторе Федорове. Пора.
<…>
Обещан был рассказ об открытии доктора Федорова. Что ж, вы уже знаете, что в Архангельске создаются новые модели хрусталика, отличные от зарубежных. Но не будем спешить: это только первые шаги. Ведутся интересные эксперименты с «кератопротезом» (пластмассовой заменой мутной роговицы), но и тут делать выводы еще рано. Сделано шестнадцать операций с применением жидкого силикона; в одном из случаев, спа­сая безнадежный глаз, они заменили пластмассой до двадцати пяти процентов стекловидного тела, и глаз уцелел. Но пусть и об этих поисках судят сами ученые — им виднее.
Главное открытие доктора Федорова я вижу в другом: он сумел обратить на пользу своей науке действенную силу нашей новой морали, понял, что можно прийти к любому человеку и, если благородна цель и полезна Отечеству, человек обязательно поможет. Док­тор Федоров открыл для себя советский образ жизни, открыл советский характер. И потому победил. Спасибо ему за это.
Доктор Святослав Федоров.  Герой очерка «Открытие доктора Федорова» (1965)В этой статье я хочу рассказать о мечтаниях,

Слайд 11«Ожесточились мы, что ли?»
анализ симптоматики морального кризиса советского общества в

очерках второй половины 1960-70-х гг

Тревожный вопрос оттепельной антропоцентричной журналистики: почему

в обществе, построенном на самых гуманных основаниях, устремленном к самой высокой цели, мы видим признаки порчи человека?

«Ожесточились мы, что ли?» анализ симптоматики морального кризиса советского общества в очерках второй половины 1960-70-х ггТревожный вопрос

Слайд 12Об очерке «Столкновение» (1964)

Однажды меня послали на станцию, где произошло

крушение поезда. Пьяный тракторист разворотил рельсы. Машинист, увидев это, героически

спас пятьсот человек, а сам погиб. В редакции задание сформулировали так: вы должны написать такой очерк, чтобы во всех депо повесили портрет героя-машиниста. Очерк этого типа в конце концов появился. Только не в "Известиях", а в другой газете. И автором его был не я. Суть очерка заключалась в следующем: машинист увидел развороченные пути, в эту минуту вся жизнь пронеслась перед его мысленным взором, и он не мог позволить, чтобы женщины, дети, едущие за его спиной, погибли, и он пошел на смерть, спасая других людей. Как человек я тоже свято верил, что так оно все и было. Но как журналист обязан был "подвергать сомнению". На паровозе я проехал тот же перегон, засекая время секундомером. Мы ехали с той же скоростью, и от того момента, когда помощник крикнул "Коля, держи!" до момента аварии прошло всего несколько секунд. Я понял, какой работой были заполнены они, что делал машинист, какой рукой крутил реверс, какой давал контрпар, останавливая поезд. Я говорил с помощником машиниста, который случайно остался жив, и он мне сказал, что выпрыгнуть машинист все равно бы "не управился". И если бы я написал: "перед его мысленным взором..." - я обманул бы дантистов, домашних хозяек, колхозников, но тех путейцев, которые должны были в каждом депо повесить портрет машиниста, - нет, не обманул бы. Мне кажется, я понял в той поездке нечто гораздо более важное. У машиниста не было дилеммы - прыгать или не прыгать. (В Министерстве путей сообщения мне сказали, что за последнее время у нас не было ни одного случая, чтобы машинист выпрыгнул из паровоза, спасая свою жизнь, и погубил пассажиров.) Всей своей жизнью машинист был подготовлен к подвигу в высшем, толстовском понимании этого слова: человек делает то, что он должен делать, несмотря ни на что. Ему не надо было размышлять, взвешивать - он выполнял свой долг. И это правда. И правда оказалась сильней.
Об очерке «Столкновение» (1964)Однажды меня послали на станцию, где произошло крушение поезда. Пьяный тракторист разворотил рельсы. Машинист,

Слайд 13Столкновение (1964)

Двое жили в одном районе и, должно быть, ни

разу не встретились в жизни. Только однажды пересеклись их пути,

и одного повели после этого в тюрьму, а другого похоронили в красном гробу, и все паровозы на Графской проводили его гудками.
Можно увидеть в их столкновении случайность, трагическое стечение обстоятельств. Мы с вами попробуем докопаться до закономерностей. Думаю, это будет полезней.
Понятно, тут не было заранее обдуманного преступления. Тракторист именно не подумал, и это, быть может, страшнее всего. То есть он думал о чем-то, когда пил перед сменой, когда пьяный садился за штурвал, но потом, ночью, на рельсах, один на один с самим собой, он уже не размышлял. Тупость тут была, растерянность, страх, и сработал древний, как мир, звериный инстинкт самосохранения.
<…>
«На 64-м километре перегона Тулиново - Тойда произошло яростное столкновение двух укладов, двух жизненных позиций, если хотите, двух идеологий. Это очень серьезно. Куда серьезнее, чем может показаться на первый взгляд».
Столкновение (1964)Двое жили в одном районе и, должно быть, ни разу не встретились в жизни. Только однажды

Слайд 14Очерк «Вишневый сад» (1973)

Тревожный вопрос оттепельной антропоцентричной журналистики: почему в

обществе, построенном на самых гуманных основаниях, устремленном к самой высокой

цели, мы видим признаки порчи человека?

«Тупосердие — вот этому имя; слово ввел А. И. Герцен, поразительно соединив в нем и тупость, и усердие, и бессердечие. Лучшего определения тому, что сотворил бригадир в украинском селе, я не знаю. И будь это тупосердие личным свойством одного человека, я, по всей видимости, не стал бы об этом писать».

Очерк «Двумя этажами ниже/Отрезвление» (1972)

Очерк «Вишневый сад» (1973)Тревожный вопрос оттепельной антропоцентричной журналистики: почему в обществе, построенном на самых гуманных основаниях, устремленном

Слайд 15
Вишневый сад (1973)

«Тупосердие — вот этому имя; слово ввел А.

И. Герцен, поразительно соединив в нем и тупость, и усердие,

и бессердечие. Лучшего определения тому, что сотворил бригадир в украинском селе, я не знаю. И будь это тупосердие личным свойством одного человека, я, по всей видимости, не стал бы об этом писать».
<…>
Наше с вами дело, дорогой читатель, не присудить, а осудить.
Осудить морально этого человека и, в еще большей степени, окружение его.
Осудить то умонастроение, при котором возможным становится зло: дескать, не корысти ради совершено оно, а токмо во имя общего благосостояния.
Нет, уважаемые, не может быть блага, если обижен ребенок, если унижен человек. Нельзя приказать благосостояние. То, что почитаете вы заботой о деле, есть всего лишь погоня за ближней выгодой, за чистоганом. Примитивный меркантилизм, который очень далеко мо­жет завести. Вы человека забыли. Если в корень смот­реть, все беспорядки в вашем саду проистекают оттого, что хозяин в нем один — бригадир. При такой постанов­ке дела в одном развиваются куркульские черты, во всех остальных - черты поденщиков. И чем меньше хозяина в работниках, чем меньше подкреплено это чувство — организационно, экономически, нравственно,— тем выше надобны заборы.
Кто спорит, нужен урожай, и дело надо делать - не раз и я писал об этом,- но не любой ценой. Нужны деловые люди, но л ю д и. И благосостояние нам необходимо, да ведь оно не одна сытость. Как ни важно по­вышать производство продукции на душу населения, куда важней для нас производство самой этой души. И будут центнеры, килограммы и рубли, но, бог ты мой, это же вишневый сад!..

Вишневый сад (1973)«Тупосердие — вот этому имя; слово ввел А. И. Герцен, поразительно соединив в нем и

Слайд 16Очерк «Двумя этажами ниже/Отрезвление» (1972)




Отношение к преступности как к серьезному

социальному явлению.
В капиталистических странах есть социальные при­чины для преступлений, а

у нас нету. Выходит, что мы, марксисты, признаем следствие без причины? Сделали это явление чисто милицейской проблемой. Нравственная наша система... У нас есть тенденция — ужесточать репрессии. Хотим мораль заменить законом. Человек бога не боится, черта не боится — пусть милиции боится. <…>
Попы, грозя муками ада, обращались к очень важному инструменту морали. Чего человек боится, чем он живет?.. Мы преуспели в формировании идейности, патриотизма. Война подтвердила это. А это не то же, что мораль... Отменили религию, потом самою мораль... Потом начали воскрешать — «человек человеку друг» и проч. Нужна система нравственности. Кто думает об этом, о стройной этой системе? <…> Честность. Не убий. Не укради. Не возжелай жены ближнего своего. Что этому можно дать взамен? Христианскую мораль разрушили до основанья, а затем? Первые годы: старая мораль еще действовала и плюс революционный энтузиазм — двойная тяга. Затем война. А 45 - 75 годы, тридцать лет - этот отрезок подлинней, чем с 17-го по 41-й.
Труд стал легче, мозолей меньше, свободного времени больше. Не соха, не лопата — экскаватор,.. Хлеб перестал потом пахнуть. Пропала забота о хлебе насущном. Новых нравственных ценностей не появилось... Вообще благодаря философии мы идейное отождествили с моральным. А это вещи разные. <…> Мы сформировали советского человека. Но человек не свая... Его надо поддерживать - нужны нравственные импульсы. <…>
Очерк «Двумя этажами ниже/Отрезвление» (1972)Отношение к преступности как к серьезному социальному явлению.В капиталистических странах есть социальные при­чины

Слайд 17Мастерство журналиста по Аграновскому: «всегда надо доверять жизни, описывать ее

достоверно и просто...»
Социальная действенность работы журналиста. Считаю очерк жанром «высоким»,

а работу очеркиста <…> необходимой для общества. Больше всего ценю возможность <…> помочь хорошему делу, воспрепятствовать ошибке, поддержать новаторов».
Отказаться от предвзятых идей и схем. «Было время, публицист шел к своим героям за готовым. Он сам все знал наперед, ему требовалось всего лишь подтверждение. К людям шли за фактом, за цифрой. Лучшие шли за метким словом, за краской: взглянуть, какие руки у героя, увидеть его глаза и не пошло описать современника. Но очень редко шли за мыслью. Нынешний очерк так уже не может. Ненаигранный интерес к мысли, или, беря привычную формулу, к духовному миру современника, ведет публицистику многих наших журналистов. С другой стороны, отходят на второй план всякого рода беллетристические завитки и украшения, призванные скрыть безмыслие».
Найти и понять проблему. «Если говорить обо мне, то я чаще пишу очерки проблемные. И для меня в работе сложнее не собрать, а понять материал, обобщить, обдумать, прийти к определенной идее. В публицистике все важно — композиция, язык, умение написать пейзаж, диалог, портрет,— но главным я считаю смелую мысль, верную идею. В этом основа мастерства журналиста.
Очеркист должен быть социальным исследователем. В положительной публицистике тоже нужны резоны, нужны доказательства, проверка фактов, говоря профессиональным языком, нужно расследование подвига. Не хочу вникать в недавний спор о легендах и фактах. Но, по-моему, очевидно, что сегодня новых легенд сочинять не следует. Если есть возможность в мирное время все проверить, значит, это нужно сделать. А легенды нынче сочиняют ленивые и нелюбопытные люди, которым неинтересно, что было на самом деле, и лень это узнать. Точность и достоверность изложения. «…разделяю мысль о вреде «инсценировки» в очерке. Как только начинаются всевозможные «и вот он вспомнил», «и перед его мысленным взором пронеслось», и прочее, тут же, как писали в старину, перестает искренность. Очерковая литература <…> конечно же, жива фантазией, воображением, но, как говорится, мухи — отдельно, котлеты — отдельно. Я часто вспоминаю партизанского разведчика (у Вершигоры), который донесения неизменно делил на три части: «Видел сам. Говорят. Предполагаю». Вот так примерно и должен работать писатель, если берется за очерк». (Из письма литератору, 1976).
Личность журналиста открывается в новаторской мысли. «Еще несколько лет назад шли споры о том, как писать: "я" или "мы". Редко кто отваживался на "я". Сейчас спора нет, сейчас все очеркисты пишут "я". Но уж коли так, то не пиши: "Я думаю, что Афины - город контрастов" или "Я был в Астрахани и лично убедился, что Волга впадает в Каспийское море". Если уж "я", так ты должен увидеть то, чего до тебя никто не увидел, найти факт, какого никто еще не нашел, высказать мысль новую и незатертую».

Мастерство журналиста по Аграновскому: «всегда надо доверять жизни, описывать ее достоверно и просто...»Социальная действенность работы журналиста. Считаю

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика