Слайд 1Анатомия и физиология речевого аппарата.
Патология речи
Кафедра специальной психологии КГПУ
канд.
мед. наук, доцент Бардецкая Я.В.
Слайд 3Наружный нос
Скелет наружного носа:
1- носовая кость;
2-
боковой хрящ носа;
3- большой крыльный хрящ;
4-крыло носа;
5- малые крыльные хрящи;
6 – лобный отросток верхней челюсти
Слайд 4Строение носа
Разрез через полость носа:
1- нижняя раковина;
2- средняя раковина;
3- верхняя
раковина;
4- нижний носовой ход;
5- средний ход;
6- верхний носовой
ход;
7- гайморова пазуха;
8 – решетчатые клетки;
10- носовая перегородка.
Слайд 6Взаимоотношение околоносовых пазух:
а — вид спереди
б — вид сбоку
а
б
Слайд 7Грудная клетка:
1- позвоночник;
2 – ребра;
3- реберные хрящи;
4 – грудная кость.
Слайд 8Мышцы губ и щек
1-мышца, поднимающая верхнюю губу и крыло носа;
2- мышца, поднимающая верхнюю губу;
3- малая скуловая мышца;
4-
мышца, поднимающая угол рта;
5 – большая скуловая мышца;
6 –щечная мышца (мышца трубачей);
7 – круговая мышца рта;
8- санториниева мышца смеха;
9- мышца, опускающая нижнюю губу;
10- мышца, опускающая угол рта;
11- жевательная мышца.
Слайд 9Мышцы языка
1-продольная мышца языка;
2-подбородочно-язычная мышца;
3-подъязычная кость;
4-подъязычно-язычная мышца;
5-шилоязычная мышца;
6-шиловидный отросток.
Слайд 10Ротоглотка
I-полость носа;
II- рот;
III-глотка: а- носоглотка; б- ротовая часть глотки; в
- гортанная часть глотки;
1-твердое небо;
2-мягкое небо опущенное;
2а-
мягкое небо поднятое;
3- язычок;
4-верхний центральный резец;
5-альвеолярный отросток;
6-свод твердого неба;
7-нижний центральный резец;
8-язык;
9-кончик языка;
10-спинка языка;
11-корень языка;
12- надгортанник;
13-щитовидный хрящ;
14- гортань и верхняя часть трахеи;
15- начало пищевода.
Слайд 11Зев
1-задняя стенка глотки;
2-язычок;
3-небная миндалина;
4-передняя небная дужка;
5- и 6-задние небные дужки;
7 – мягкое небо
Слайд 12Положение мягкого неба и надгортанника при дыхании (А) и глотании
(Б)
1- мягкое небо;
2- надгортанник;
3- трахея;
4 – пищевод.
Слайд 13Вертикальный разрез через гортань
1- надгортанник;
2-черпало-надгортанная складка;
3-щитовидный хрящ;
4-ложная
голосовая связка;
5- морганиев желудочек;
6 –истинная голосовая связка (складка);
7-перстневидный
хрящ;
8- трахея.
Слайд 14Гортань, трахея, бронхи, легкие
1-правое легкое;
2- левое легкое;
3- бронхи;
4- трахея;
5- перстневидный
хрящ;
6- щитовидный хрящ;
7-подъязычная кость
Слайд 16ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЧИ
КОММУНИКАТИВНАЯ
РЕГУЛЯТОРНАЯ
ПОНЯТИЙНАЯ
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕЧИ
АКУСТИЧЕСКАЯ
ОПТИЧЕСКАЯ
КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ
Слайд 17Речь делает возможными общение, передачу мыслей, знаний и опыта с
помощью условных обозначений - слов.
Речевые центры образуют распределенную систему,
расположенную вокруг сильвиевой борозды.
На заднем полюсе этой системы находится сенсорный центр речи (центр Вернике ), занимающий заднюю треть верхней височной извилины и часть нижней теменной дольки.
Основная его функция - преобразование слуховых сигналов в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия.
Слайд 18На переднем полюсе располагается моторный центр речи (центр Брока), включающий
задний отдел нижней лобной извилины и прилежащую часть префронтальной области
.
Основная его функция - преобразование нейронных кодов слов в последовательность артикуляций.
Моторный центр речи обеспечивает также правильный порядок слов и их допустимые сочетания - то есть синтаксис (или грамматику) высказываний.
Слайд 191- двигательный анализатор;
2- двигательный (моторный) центр речи;
3 сенсорный центр речи.
Слайд 20Первичные речевые зоны коры
Зона
Брока
Зона
Вернике
Слайд 21Структуры мозга, участвующие в речевой функции
Слайд 22Речевой акт включает три взаимосвязанные функции:
1) образование воздушной струи;
2) голосообразование
(фонация);
3) образование звуковой речи (артикуляция)
Воздушная струя, необходимая для образования голоса
и звуков речи, возникает в процессе дыхательного акта, именно в фазе выдоха.
Слайд 23Типы речи и их основные нарушения
ЭКСПРЕССИВНАЯ (МОТОРНАЯ) РЕЧЬ
- речевая апраксия
ИМПРЕССИВНАЯ (СЕНСОРНАЯ) РЕЧЬ
- речевая агнозия
АФАЗИЯ - РАСПАД СФОРМИРОВАННОЙ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ
АЛАЛИЯ - НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
ДИЗАРТРИИ - НАРУШЕНИЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКОВ
Слайд 25Голосообразование
При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму,
равнобедренного треугольника, основание которого обращено кзади, а вершина — кпереди
(к щитовидному хрящу). Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через широкую голосовую щель.
При фонации истинные голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии.
Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т. е. срединное, положение, с тем чтобы в силу продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны.
Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не продольном направлении, т. е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу.
Слайд 26Механизм шепота
Если во время звукопроизнесения смыкание голосовых складок происходит без
участия поперечной черпаловидной мышцы, то при шепоте голосовые складки смыкаются
не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха.
Голосовые складки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается в виде шепота.
Слайд 27Механизм фальцета
Фальцетом (от итал. — ложный, фальшивый) называется неестественно высокий
мужской голос.
Механизм образования фальцета состоит в том, что голосовые
складки колеблются не по всей своей толщине, а лишь тонкими краями, причем колебания совершаются не в поперечном, а в продольном направлении, т. е. вверх и вниз.
При фальцетном звуке голосовые складки смыкаются не полностью — между ними остается веретенообразная щель.
Слайд 28Схема действия голосовых складок:
а - дыхание,
б - голосообразование,
в - фальцет (стрелки указывают направление колебаний голосовых связок)
Положение голосовых
связок при шепоте
Слайд 29Сила голоса
Зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых складок,
которая определяется величиной воздушного давления, т.е. силой выдоха.
При большем
наполнении легких воздухом и при большей интенсивности выдыхания получается и более громкий голос. Однако во всех случаях голос, возникающий в гортани, относительно слаб.
Значительное влияние на силу голоса оказывают резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость), которые являются усилителями звука.
Слайд 30Высота голоса
Зависит от частоты колебаний голосовых складок, которая, в свою
очередь, находится в зависимости от их длины, толщины и напряжения.
Чем длиннее голосовые складки, чем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса.
Изменение высоты голоса обеспечивается работой мышечного аппарата гортани.
При произнесении (или пении) низких звуков натяжение голосовых складок невелико: натягивающая голосовую складку перстне-щитовидная мышца не работает; активна голосовая (щито-черпаловидная) мышца, которая при своем сокращении становится толще и тем самым увеличивает толщину голосовой складки.
Слайд 31Диапазон голоса
Голос человека может изменяться по высоте приблизительно в пределах
двух октав.
Для обычной разговорной речи достаточно 4—6 тонов.
Диапазоны
голоса, т. е. пределы возможных изменений голоса по высоте, у разных людей различны.
Слайд 32Для основных типов голосов эти пределы в среднем таковы:
Бас -
80—340 гц
Баритон - 96—426 гц
Тенор - 128—512
гц
Контральто - 170—680 гц
Меццо-сопрано - 216—864 гц
Сопрано – 256 – 1024 гц
Слайд 33Диапазон голоса у детей значительно меньше, чем у взрослых.
С
возрастом диапазон детского голоса увеличивается (почти одинаково у мальчиков и
девочек), охватывая примерно следующие границы:
От 8 до 10 лет - 320—512 гц
От 10 до 12 - 290—580 гц
От 12 до 14 - 256—680 гц
Как у мальчиков, так и у девочек встречаются более высокие голоса (дискант) и более низкие (альт).
Слайд 34Мутация
В детском возрасте диапазоны голосов мальчиков и девочек почти не
отличаются друг от друга.
С наступлением периода полового созревания у
мальчиков голос резко изменяется и в сравнительно короткий срок превращается из детского в голос мужчины.
Этот процесс связан с быстрым ростом гортани и носит название мутации или перелома голоса.
Время наступления мутации колеблется в значительных пределах. В южных странах она начинается обычно раньше (в 10—12 лет), в северных — позже (14—15 лет).
У девочек мутация наступает примерно на 1 год раньше, чем у мальчиков.
Изменение голоса сказывается в первую очередь на разговорной речи. У мальчика, говорящего фальцетным голосом, начинают появляться низкие грудные звуки.
Слайд 35За время перелома голоса у мальчиков понижается на целую октаву
и даже больше, превращаясь из детского дисканта или альта в
голос мужчины — тенор, баритон или бас.
В этом периоде голос непостоянен, часто срывается, обнаруживая неожиданные переходы от низких звуков к высоким.
Часто голос становится хриплым, приобретает неприятный резкий тембр. К концу периода мутации все эти изменения исчезают и устанавливается нормальный мужской голос.
При недоразвитии половых желез, а также при их искусственном удалении (кастрации) мутация не наступает, и голос сохраняет свой детский тембр на всю жизнь (голос евнухов).
Слайд 36Мутация
У девочек в период смены голоса тембр его не претерпевает
резких изменений.
Переход от детского дисканта или альта к женскому
сопрано или контральто сопровождается понижением голоса в среднем лишь на два тона.
Период мутации протекает у девочек более гладко, и обычно не вызывает заметных расстройств голосовой функции.
Какой-либо закономерной взаимозависимости между характером детского голоса и образующегося из него голоса взрослого человека не отмечается.
Из низкого детского голоса может образоваться высокий голос взрослого, и, наоборот. Существует наблюдение, что такая обратная зависимость встречается даже чаще.
Слайд 37Иногда наблюдается так называемая патологическая мутация, в виде преждевременной (в
возрасте 10—11 лет) или поздней (в возрасте 19—20 лет) мутации.
Такие отклонения от нормы бывают обычно при эндокринных нарушениях.
Слайд 38Голосовой аппарат человека не только усиливает голос, придает ему
индивидуальную окраску (тембр), но и служит местом образования звуков речи.
Зубы и зубные альвеолы, твердое нёбо, задняя стенка глотки, носовая полость неподвижны и называются пассивными органами произношения.
Нижняя челюсть, губы, язык, мягкое небо являются подвижными и носят название активных органов произношения.
Деятельность активных органов произношения называется артикуляцией и обеспечивает образование звуков речи (фонем).
Система фонем русского языка состоит из 42 звуков, 6 гласных (а, и, о, у, ы, э) и 36 согласных (б, б', в, в', г, г', д, д', ж, з, з', (йот), к, к', л, л', м, м', н, н', п, п', р, р', с, с', у, т', ф, ф', х, к', ц, ч, ш, щ).
Слайд 39Артикуляция гласных
Общим для всех гласных звуков признаком, отличающим их артикуляцию
от артикуляции всех согласных звуков, является отсутствие препятствий в надставной
трубе на пути выдыхаемого воздуха.
Возникший в гортани звук в надставной трубе усиливается и воспринимается в виде чистого голоса без примеси шумов.
Звук голоса состоит из основного тона и целого ряда добавочных тонов—обертонов.
В полости рта и глотки происходит усиление не только основного тона, но и обертонов, причем не все обертоны усиливаются одинаково.
Слайд 40Артикуляция согласных
Особенностью артикуляции согласных является то, что при их образовании
на пути выдыхаемой струи воздуха в надставной трубе возникают различного
рода препятствия.
Преодолевая их, воздушная струя производит шумы, которые и определяют акустические особенности большинства согласных
Слайд 42Особенности детской речи
Речь детей раннего возраста (2—5 лет) изобилует дефектами
произношения.
Характерными дефектами являются: 1) пропуски звуков и слогов («пать»
вместо спать, «моко» вместо молоко);
2) замена одних звуков другими («ути» вместо уши, «тутла» вместо кукла);
3) перестановки звуков и слогов («талерка» вместо тарелка, «лябоко» вместо яблоко, ядиги вместо ягоды);
4) уподобление (ассимиляция) звуков («мамок» вместо замок).
Лучше других воспроизводятся детьми ударный и начальный слоги, так как они легче всего воспринимаются на слух. Наряду с расширением словаря, усвоением грамматических форм и уточнением слухового восприятия происходит постепенное совершенствование произношения.
К пяти-семи годам перечисленные выше дефекты произношения в большинстве случаев исчезают, все звуки речи произносятся правильно.
Слайд 43Исследование речевых органов
При наличии дефекта речи начинается с собирания анамнеза
→ сведений о предшествующем общем и речевом развитии ребенка →
опрос родителей или других ближайших родственников ребенка.
Особенно тщательно выясняются обстоятельства, сопровождающие возникновение речевого нарушения и предшествовавшие ему.
Выясняется общее состояние ребенка, состояние слуха, перенесенные заболевания, условия жизни, особенности речевой среды.
Нарушения строения и функции органов речи выявляются посредством осмотра и функционального исследования.
Большинство органов речи расположено в более или менее глубоких полостях (полость носа, ротовая полость, полости глотки, гортани, трахеи), поэтому детальный осмотр этих органов может быть произведен лишь при искусственном освещении и при помощи специальных инструментов.
Слайд 44Заболевания наружного носа и носовой полости
Сужение и зарастание полости носа,
редко→ атрезии (полные, неполные) ноздрей или хоан;
Повреждения носа→ деформация или
западение спинки (пластика после 14-16 лет).
Искривление носовой перегородки. Причины: растет быстрее, чем окружающая костная рамка, или последствия травмы;
Инородные тела носа;
Острый насморк (острое воспаление слизистой оболочки носа), м.б. как самостоятельное заболевание, так и проявлением общего инфекционного процесса (грипп, дифтерия, корь).
Набухание слизистой→ закладывание носа: больной не дышит носом, тяжесть в голове, общая слабость и разбитость.
Слайд 46Заболевания наружного носа и носовой полости
Хронический насморк. Может возникать при
частых повторениях острых или первично. Может появиться в результате воспалительного
процесса в соседних отделах дыхательных путей.
Различают 4 формы хронического насморка:
Простой;
Гипертрофический;
Атрофический;
Аллергический насморк, или ринит→ часто является причиной других заболеваний: синусита, БА, сочетается с крапивницей или коньюнктивитом.
Частое осложнение хронического насморка → катар среднего уха.
Слайд 47В основе развития симптомов АР лежит воспаление
Воспаление ведет к…
…повышению
сосудистой проницаемости и отеку слизистой оболочки
…повышению продукции слизи
…повреждению мукоцилиарной функции
Слайд 48Классификация
по локализации процесса
Слайд 49Озена
Особое хроническое заболевание, сопровождающееся резкой атрофией слизистой оболочки носа и
нижележащих дыхательных путей.
В отличие от атрофического насморка при озене
атрофируется не только слизистая оболочка носа, но и костный скелет раковин. Носовые ходы становятся еще более широкими, чем при атрофическом насморке. Особенно характерно для озены образование плотных корок с неприятным запахом.
Вследствие резкой атрофии слизистой оболочки, распространяющейся также и на обонятельную область, больные озеной обычно лишены обоняния и сами не ощущают запаха в своем носу.
Иногда запах из носа при озене бывает настолько резок и неприятен, что затрудняет общение больных с окружающими.
Слайд 50Полипы носа
Представляют собой округлые опухолевидные образования, сидящие на тонкой ножке
и исходящие чаще из среднего носового хода.
Развиваются обычно при
заболеваниях придаточных пазух носа.
Основная жалоба → очень затрудненное дыхание. Речь приобретает гнусавый оттенок. Частые головные боли, слух нередко понижен.
Лечение → хирургическое.
Слайд 51Гнусавость (ринолалия)
Это изменение тембра голоса, искажение произношения звуков в результате
нарушения нормального участия носовой полости в процессе речеобразования.
Во время фонации
происходит патологическое изменение резонирования носовой полости.
При патологическом выдохе воздушная струя либо направляется в нос при всех звуках речи (открытая ринолалия), либо проход в носовую полость всегда закрыт, даже при произнесении носовых звуков (закрытая ринолалия).
Определить гнусавость можно:
на слух
при поднесении зеркала к носу (если при произнесении слов без носовых звуков зеркало запотевает - открытая гнусавость;
при произнесении слов с носовыми звуками зеркало не запотевает - закрытая).
Слайд 52Заболевания полости рта
Щелевые дефекты (1 и 2 стор.) верхней губы
и неба (причина-задержка слияния эмбриональных зачатков или вр.сифилис). Лечение: хейло
/уранопластика, обтураторы.
Укорочение мягкого неба
Дефекты языка: аглоссия, микро/макроглоссия (лимфангиома), укорочение уздечки языка
Дефекты челюстей и зубов: 1.прогнатия (челюсть-вперед), 2.прогения (подбородок), 3.Открытый прикус (передний и задний)
Нервно-мышечные нарушения (параличи лицевого и подъязычного нервов).
Слайд 53врожденные расщелины верхней губы и неба
Слайд 54Лимфангиома дна полости рта, подчелюстных областей, языка.
Лимфангиомы в челюстно-лицевой
области у детей
Слайд 55Виды профиля лица:
а - ортогнатический прикус,
б - при
верхней прогнатии, в - при нижней прогнатии (прогения)
Прогения
Передний Боковой открытый прикус открытый прикус
Слайд 57Заболевания глотки
Расщепление или отсутствие мягкого неба или язычка;
Рубцовые изменения (после
дифтерии, скарлатины, последствия сифилитических язв).
Ожоги химические;
Инородные тела (кости, монеты, пуговицы,
мелкие игрушки)
Ангины. Острое воспаление миндали, при котором в процесс вовлекается обычно и окружающая слизистая оболочка зева. Хроническое воспаление миндалин (хронический тонзиллит) развивается в результате повторных ангин.
Гипертрофия носоглоточной миндалины (аденоидные разрастания). Обычно к 10-12 годам аденоиды рассасываются, нередко под влиянием повторных воспалений миндалина разрастается до значительных размеров. После удаления миндалин, детей приучают к носовому дыханию с помощью специальной дыхательной гимнастики.
Гипертрофия небных миндалин. У детей эти миндалины часто гипертрофируются, вплоть до закрытия входа в глотку. Голос становится сдавленным и гнусавым, появляется затруднение глотания и дыхания, ночью ребенок храпит и часто просыпается.
Фиброма носоглотки. Представляет собой опухоль, состоящую из плотной соединительной ткани и большого количества кровеносных сосудов. Развивается почти исключительно у мальчиков с 8-13 лет (юношеская фиброма).
Паралич м/неба (постдифтерийный) → мягкое небо не выполняет своей функции, не разобщает рото- и носоглотку→ гнусавость и расстройство глотания (попадание жидкой пищи в нос). Обычно носит временный характер.
Слайд 58Аденоидные разращения в носоглотке
Слайд 59Заболевания гортани
Аномалии развития → отсутствие или деформация надгортанника, врожденная диафрагма
(перепонка) гортани;
Острый ларингит→ чаще часть разлитого поражения слизистой ВДП. Сухость,
царапание в горле, сухой кашель, хриплый голос, иногда афония.
Ложный круп (в отличие от истинного при дифтерии) – припухание слизистой оболочки гортани под истинными голосовыми связками. У детей особенно 2-7 лет значительный отек и приступы удушья. Приступы 1-2 часа.
Хронический ларингит→ следствие повторяющихся острых или перенапряжения голоса. Основной симптом – дисфония.
Узелки голосовых складок→ ограниченные симметричные припухлости на свободном крае истинных голосовых складок. Величина небольшая. Чаще у певцов и хористов. Лечение → покой
Фиброма голосовых складок (полип гортани).
Папиллома гортани - доброкачественная опухоль, имеет вид бугристых гроздевидных наростов, похожих на цветную капусту. Симптом – прогрессирующая охриплость.
Новообразования
Нервно-мышечные нарушения (периф./центр)- возвратный н/гортанный сдавлен лимфоузлом, щит/ж или опухолью пищевода.
Слайд 60Заикание
Это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков
или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в
речи, разрывающей её ритмическое течение. Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны.
Структурный анализ ЭЭГ позволяет выделить две группы больных с заиканием, различающиеся характером и выраженностью изменений электрической активности, предположительно связанных с преимущественной заинтересованностью передних и задних отделов гипоталамуса.
Первая форма характеризуется отсутствием выраженных невротических проявлений по данным психологического тестирования, неврологического и электроэнцефалографического исследований, возникает в результате сильного одноразового стресса.
Вторая форма, напротив, сопровождается выраженными вегетативными и эмоциональными расстройствами и изменениями функционального состояния мозга, свойственными невротическому состоянию, и является следствием длительного воздействия стрессогенных факторов.
Слайд 61Профилактика нарушения голоса и речи у детей
Предупреждение хронических болезней голосового
аппарата;
Важно сохранять полноценное носовое дыхание;
При наличии анатомических дефектов своевременная медицинская
и логопедическая помощь;
Правильное воспитание речи в семье («речевое окружение»);
Своевременная и систематическая помощь в развитии речи у детей с нарушением слуха;
Велика роль учителя в привитии учащимся навыков умелого пользования своим речевым аппаратом.