Разделы презентаций


ЛЕКЦИЯ 4. ФИЗИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ

Содержание

Изнашивание – процесс отделения материала поверхности твердого тела и (или) увеличения его остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и (или) формы тела. Изнашивание является довольно сложным процессом, до

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЛЕКЦИЯ 4. ФИЗИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ
1. Общее понятие, сущность процесса изнашивания.
2.

Классификация видов изнашивания.
3. Стадийность процесса изнашивания.

ЛЕКЦИЯ 4.  ФИЗИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ1. Общее понятие, сущность процесса изнашивания.2. Классификация видов изнашивания.3. Стадийность

Слайд 2 Изнашивание – процесс отделения материала поверхности твердого тела и (или)

увеличения его остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении

размеров и (или) формы тела.
Изнашивание является довольно сложным процессом, до настоящего времени недостаточно изученным.
Применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области трения, изнашивания и смазки устанавливает ГОСТ 27674-88.

2

Изнашивание – процесс отделения материала поверхности твердого тела и (или) увеличения его остаточной деформации при трении, проявляющийся

Слайд 3 Физическая сущность изнашивания заключается в том, что при относительном перемещении

двух поверхностей в области их контакта возникают механические и молекулярные

связи, сопровождающиеся тепловыми, окислительными и другими эффектами. Эти связи и их разрыв приводят, в конечном счете, к разрушению микрообъемов поверхности и их удалению, т.е. изнашиванию.

3

Физическая сущность изнашивания заключается в том, что при относительном перемещении двух поверхностей в области их контакта возникают

Слайд 4 Современное представление о природе изнашивания базируется на хорошо изученном факте

дискретности контакта шероховатых тел, в соответствии с которым фактическая площадь

контакта металлических поверхностей при умеренных давлениях составляет не более 0,1 – 1,0 % номинальной площади.

4

Современное представление о природе изнашивания базируется на хорошо изученном факте дискретности контакта шероховатых тел, в соответствии с

Слайд 5 Дискретный характер касания, наличие большого числа пятен контакта и соответственно

фрикционных связей является следствием того, что реальные поверхности деталей имеют

сложный рельеф, который характеризуется шероховатостью и волнистостью.

5

Дискретный характер касания, наличие большого числа пятен контакта и соответственно фрикционных связей является следствием того, что реальные

Слайд 6 В процессе изнашивания исходный (технологический) рельеф преобразуется в эксплуатационный. При

этом устанавливается та шероховатость поверхности, которая соответствует данному процессу разрушения

поверхностных слоев в период нормального изнашивания.

6

В процессе изнашивания исходный (технологический) рельеф преобразуется в эксплуатационный. При этом устанавливается та шероховатость поверхности, которая соответствует

Слайд 7Схема преобразования технологического рельефа поверхности (а) в эксплуатационный (б)
7

Схема преобразования технологического рельефа поверхности (а) в эксплуатационный (б)7

Слайд 8 Изнашивание включает ряд физико-химических процессов:

– снятие тончайших слоев металла (микрорезание);

смятие отдельных микронеровностей (пластическая и упругопластическая деформация);
– усталостное выкрашивание микронеровностей

в результате многократного упругого их деформирования;

8

Изнашивание включает ряд физико-химических процессов:– снятие тончайших слоев металла (микрорезание);– смятие отдельных микронеровностей (пластическая и упругопластическая деформация);–

Слайд 9– изменение структуры металла, повышение его хрупкости при нагрузках, вызывающих

высокие локальные температуры;
– молекулярное взаимодействие поверхностей, заключающееся в сращивании отдельных

участков контакта микронеровностей и в переносе частичек металла с одной поверхности на другую, и др.

9

– изменение структуры металла, повышение его хрупкости при нагрузках, вызывающих высокие локальные температуры;– молекулярное взаимодействие поверхностей, заключающееся

Слайд 10 В настоящее время наиболее приемлемой для практического использования принята следующая

классификация видов изнашивания:

– механическое;
– молекулярно-механическое;
– коррозионно-механическое;
– другие виды изнашивания (водородное,

избирательный перенос).

10

В настоящее время наиболее приемлемой для практического использования принята следующая классификация видов изнашивания:– механическое;– молекулярно-механическое;– коррозионно-механическое;– другие

Слайд 11 Механическое изнашивание происходит только в результате механических взаимодействий материалов изделий.

К нему относят:
– абразивное;
– усталостное;
– вследствие пластического деформирования;
– кавитационное;
– эрозионное.
11

Механическое изнашивание происходит только в результате механических взаимодействий материалов изделий. К нему относят:– абразивное;– усталостное;– вследствие пластического

Слайд 12 Абразивное изнашивание – наиболее распространенный вид изнашивания. Вызывается наличием на

поверхности трения абразивных частиц, попавших с воздухом, топливом и маслом

(вследствие недостаточной фильтрации), а также образовавшихся при разрушении микрообъемов трущихся поверхностей.
Этому виду изнашивания подвержены практически все детали машин.

12

Абразивное изнашивание – наиболее распространенный вид изнашивания. Вызывается наличием на поверхности трения абразивных частиц, попавших с воздухом,

Слайд 15 Разновидностью абразивного износа являются гидроабразивное и газоабразивное изнашивание. Такое изнашивание

возникает в результате действия твердых частиц, взвешенных в жидкости или

газе и перемещающихся относительно изнашивающегося тела.

15

Разновидностью абразивного износа являются гидроабразивное и газоабразивное изнашивание. Такое изнашивание возникает в результате действия твердых частиц, взвешенных

Слайд 16 Гидроабразивному виду изнашивания подвержены плунженые пары, гильзы цилиндров дизельных двигателей,

трубопроводы.
Газоабразивному виду изнашивания подвержены клапаны, поршневые кольца, зеркала цилиндров

двигателей в результате контакта с потоком раскаленных газов.

16

Гидроабразивному виду изнашивания подвержены плунженые пары, гильзы цилиндров дизельных двигателей, трубопроводы. 			Газоабразивному виду изнашивания подвержены клапаны, поршневые

Слайд 18 Усталостное изнашивание (контактная усталость) проявляется в виде местного выкрашивания на

поверхностях сопряженных деталей, перекатывающихся под нагрузкой с проскальзыванием или без

него.
Этот вид изнашивания является характерным для элементов подшипников качения, зубчатых колес, кулачков и толкателей, вкладышей подшипников коленчатого вала и других деталей.

18

Усталостное изнашивание (контактная усталость) проявляется в виде местного выкрашивания на поверхностях сопряженных деталей, перекатывающихся под нагрузкой с

Слайд 20 При изнашивании вследствие пластического деформирования происходит изменение макрогеометрических размеров детали

без потери массы под воздействием передаваемой нагрузки или под влиянием

сил трения.

20

При изнашивании вследствие пластического деформирования происходит изменение макрогеометрических размеров детали без потери массы под воздействием передаваемой нагрузки

Слайд 21 Пластическое деформирование поверхностей происходит постепенно и сопровождается некоторым уплотнением поверхностных

слоев. Такому износу подвержены резьбовые, шпоночные и шлицевые соединения, втулки

шатунов, вкладыши подшипников и др.

21

Пластическое деформирование поверхностей происходит постепенно и сопровождается некоторым уплотнением поверхностных слоев. Такому износу подвержены резьбовые, шпоночные и

Слайд 22 Кавитационное изнашивание (кавитационная эрозия) возникает при движении жидкости относительно поверхности

детали, когда вблизи поверхности образуются, а затем захлопываются пузырьки газа.

В результате разрушения этих пузырьков возникают локальные гидравлические удары большой силы с образованием каверн (полостей).
Такой износ наблюдается на наружных поверхностях мокрых гильз цилиндров двигателя, полостях водяных насосов и других деталях.

22

Кавитационное изнашивание (кавитационная эрозия) возникает при движении жидкости относительно поверхности детали, когда вблизи поверхности образуются, а затем

Слайд 23Разрушение крыльчатки помпы по причине
кавитации и коррозии
23

Разрушение крыльчатки помпы по причине кавитации и коррозии23

Слайд 24Результаты кавитационного изнашивания (часть насоса)

Результаты кавитационного изнашивания (гребной винт)

24

Результаты кавитационного изнашивания (часть насоса)Результаты кавитационного изнашивания (гребной винт)24

Слайд 25 Эрозионным изнашиванием называют процесс изменения размеров детали при динамическом воздействии

на материал механических частиц или электрических разрядов. Механические частицы могут

быть твердыми, жидкими или газообразными. В зависимости от этого различают абразивную, кавитационную, газовую и электрическую виды эрозии.

25

Эрозионным изнашиванием называют процесс изменения размеров детали при динамическом воздействии на материал механических частиц или электрических разрядов.

Слайд 27 Молекулярно-механическое изнашивание (изнашивание при заедании) проявляется как следствие молекулярного взаимодействия

поверхностей. Характерными признаками его проявления являются схватывания, задиры, перенос частичек

металла с одной из сопряженных поверхностей на другую. Этот вид изнашивания нередко встречается в сопряженных деталях тепловых двигателей (задиры стенок цилиндров, стержней и направляющих втулок клапанов, тарелок толкателей, кулачков распределительного вала и др.).

27

Молекулярно-механическое изнашивание (изнашивание при заедании) проявляется как следствие молекулярного взаимодействия поверхностей. Характерными признаками его проявления являются схватывания,

Слайд 28Результат изнашивания при схватывании
28

Результат изнашивания при схватывании28

Слайд 29 Коррозионно-механическое изнашивание возникает в результате сочетания коррозии и механического изнашивания.

Подразделяется на окислительное и фреттинг-коррозию.
29

Коррозионно-механическое изнашивание возникает в результате сочетания коррозии и механического изнашивания. Подразделяется на окислительное и фреттинг-коррозию.29

Слайд 30 При окислительном изнашивании кислород воздуха (или растворенный в масле) образует

на поверхности металла окисную пленку, которая механически удаляется при трении.

Затем процесс повторяется, и в него вступают новые, нижние слои металла. Изнашивание ускоряется, так как окисные пленки, как правило, малостойки при трении.

30

При окислительном изнашивании кислород воздуха (или растворенный в масле) образует на поверхности металла окисную пленку, которая механически

Слайд 31 Изнашивание при фреттинг-коррозии происходит вследствие вибраций контактирующих поверхностей или периодических

деформаций деталей. На участках, поврежденных фреттинг-коррозией, образуются окисные пленки, которые

при разрушении играют роль абразивных частиц при относительных перемещениях деталей и не удаляются за пределы области трения.

31

Изнашивание при фреттинг-коррозии происходит вследствие вибраций контактирующих поверхностей или периодических деформаций деталей. На участках, поврежденных фреттинг-коррозией, образуются

Слайд 32Результат изнашивания при фреттинг-коррозии
32

Результат изнашивания при фреттинг-коррозии32

Слайд 33 Внутренние поверхности внутренних колец подшипников (посадка с натягом на валу)

имеют следы фреттинг-коррозии, возникающей при микроперемещениях сопрягаемых поверхностей. Причина -

ослабление посадки подшипника на валу. Следствие - появление ударных нагрузок, ускоренный рост усталостных трещин

33

Внутренние поверхности внутренних колец подшипников (посадка с натягом на валу) имеют следы фреттинг-коррозии, возникающей при микроперемещениях сопрягаемых

Слайд 34 Каждый из перечисленных видов изнашивания редко встречается в чистом виде

– обычно они проявляются комплексно.
Например, рабочие поверхности гильз цилиндров

подвергаются как абразивному, так и молекулярно-механическому и коррозионно-механическому видам изнашивания. Любой из них может оказаться ведущим или сопутствующим в зависимости от условий и режимов работы двигателя.

34

Каждый из перечисленных видов изнашивания редко встречается в чистом виде – обычно они проявляются комплексно. 		Например, рабочие

Слайд 35 Изнашивание машин является стадийным процессом, который может быть подразделен на

три периода.
35

Изнашивание машин является стадийным процессом, который может быть подразделен на три периода.35

Слайд 36Кривая изнашивания деталей машин: tП – период приработки; tНИ – период

нормального изнашивания; tа – аварийное изнашивание; ИП – износ за

период приработки; ИПР – предельный износ; И = f(t) – кривая износа; γ = f(t) – скорость изнашивания

36

Кривая изнашивания деталей машин: tП – период приработки; tНИ – период нормального изнашивания; tа – аварийное изнашивание;

Слайд 37 В первый период (tп) осуществляется микро- и макрогеометрическая приработка поверхности

трения деталей и в некоторой степени стабилизируются показатели их технического

состояния. Происходит разрушение микронеровностей поверхностей трения деталей. В этот период скорость изнашивания монотонно убывает до значения γ = const, характерного для периода tни установившегося (нормального) изнашивания.

37

В первый период (tп) осуществляется микро- и макрогеометрическая приработка поверхности трения деталей и в некоторой степени стабилизируются

Слайд 38 Если нет причин, изменяющих параметры установившегося процесса изнашивания, то он

протекает стационарно, и возможные отклонения от средней скорости процесса за

счет его стадийности не влияют на общую линейную зависимость износа от наработки.

38

Если нет причин, изменяющих параметры установившегося процесса изнашивания, то он протекает стационарно, и возможные отклонения от средней

Слайд 39 Третий период характеризует наступление аварийного изнашивания, когда резко возрастает интенсивность

процесса. Его наступление связано, как правило, с изменением вида изнашивания

в результате активизации факторов, влияющих на процесс и зависящих от степени износа. Возникают ударные нагрузки, биение, изменение теплового режима и условий смазки. Происходит рост микронеровностей, возникают условия для схватывания и молекулярно-механического изнашивания.

39

Третий период характеризует наступление аварийного изнашивания, когда резко возрастает интенсивность процесса. Его наступление связано, как правило, с

Слайд 40 Линейная зависимость между износом и наработкой для установившегося режима, типичного

для нормальных условий эксплуатации, имеет вид

И = γt,

где И –

линейный износ, т.е. изменение размера детали, измеренное в направлении, перпендикулярном к поверхности трения; γ – скорость изнашивания;
t – наработка.

40

Линейная зависимость между износом и наработкой для установившегося режима, типичного для нормальных условий эксплуатации, имеет видИ =

Слайд 41 С учетом приработки эта зависимость выглядит следующим образом:

И = Ип

+ γt,

где Ип – износ за период приработки.
41

С учетом приработки эта зависимость выглядит следующим образом:И = Ип + γt,	где Ип – износ за период

Слайд 42Спасибо за внимание
42

Спасибо за внимание42

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика