Слайд 1Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики
«Прежде, чем сделать ребёнка
умным и сообразительным – сделайте его здоровым»!
Ж.Ж. Руссо
Учитель ГБОУ СОШ №5 г.Санкт-Петербурга
Очагова Неля Ивановна
Слайд 2 В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно
стать здоровьесберегающим. В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья
детей выделено в приоритетную задачу.
Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели.
Слайд 3в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной
нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане – он коммуникабелен,
общителен;
в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
Здоровье ученика в норме, если:
Слайд 4Только 14% детей школьного возраста здоровые;
50% имеют функциональные отклонения;
35 –
40% - хронические заболевания;
У каждого четвёртого выпускника – патология сердечно
– сосудистой системы;
У каждого третьего – близорукость, нарушение осанки;
50% нуждаются в помощи психолога.
Цифры, цифры…
Слайд 5Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и технологий обучение возрастным и функциональным
возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного
процесса;
В чем причина?
Слайд 6Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Провалы в существующей
системе физического воспитания;
Интенсификация учебного процесса;
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны
и укрепления здоровья;
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Слайд 7подготовка помещения к уроку (проветривание, свет, доска и т.д.);
смена видов
учебной деятельности (4-7 видов за урок, продолжительностью каждого 7-10 мин.);
количество
видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.), норма - не менее трех;
чередование видов преподавания, норма: не позже, чем через 10-15 мин. -наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учеников;
правильное применение ТСО;
поза учащихся за партой - наличие физкультминуток, динамических пауз, минуток релаксации, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, массаж активных точек. Норма: на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений;
Приемы здоровьесбережения детей
Слайд 8наличие здоровьесберегающих вопросов в содержательной части урока;
наличие мотивации деятельности учащихся
на уроке (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация:
стремление больше узнать, радость познания, интерес);
психологический климат на уроке;
наличие на уроке эмоциональных разрядок (юмор, афоризм, музыка и т.д.);
плотность урока, т.е. количество времени на учебную работу (60-80% урока);
спокойное завершение урока.
Слайд 9Требования к проведению физкультминуток
Комплексы подбираются в зависимости от вида
урока, его содержания.
Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие
снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Слайд 12Гимнастика для глаз.
Обвести по контуру геометрические фигуры,
линии. Посмотреть
на предмет перед глазами, затем на дальний предмет.
Слайд 13«Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется.»
Из исследований известно,
что учащиеся удерживают в памяти:
- 10% от того, что они
читают;
- 26% от того, что они слышат;
- 30% от того, что они видят;
- 50% от того, что они видят и слышат;
- 70% от того, что они обсуждают с другими;
- 80% от того, что основано на личном опыте;
- 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
- 95% от того, чему они обучаются сами.
Слайд 14Задачи и задания по здоровьесберегающей тематике
На
уроках математики желательно использовать задачи, содержащие сведения о здоровом образе
жизни. Они призваны заинтересовать учащихся заботиться о своем здоровье, а учителю по ходу выполнения заданий могут помогать в систематизации знаний. Задачи основаны на фактическом материале и составлены таким образом, чтобы учащиеся привыкали ценить, уважать и беречь свое здоровье. В ходе решения заданий ученики могут взглянуть на основные жизненные процессы глазами математика. Математическое содержание заданий соответствует прохождению программы в течение учебного года, задачи разнообразны по содержанию и уровням сложности и позволяют использовать материалы на различных этапах урока.
Слайд 15Например: Ученикам предлагается решить задачи:
Задача 1: Один въедливый учёный подсчитал,
что в 1 г грязи из-под ногтей содержится 38 000 000 микробов,
чтобы заболеть достаточно проглотить 1/100 часть. Сколько же это микробов?
Задача 2: Ежегодно диагноз рак легких получают 18 тыс. человек , что составляет 30% всех курильщиков. Сколько человек из числа курильщиков еще можно уберечь от этого страшного заболевания?
Слайд 16Темы проектов для учащихся
Одним из условий здоровьесбережения является творческий характер
образовательного процесса. Можно учащимся в виде домашнего задания предложить презентации
на одну из тем: «Охрана зрения», « Правильная осанка», « Здоровый образ жизни» и другие.
Можно предложить сделать слайд – шоу с помощью геометрических фигур для использования во время проведения физкультурных минуток. Или комплекс заданий для группы учащихся:
Задание 1. Напишите эссе по теме «Математика и здоровье»
Задание 2. Решите задачу:
Детям 11-15 лет на каждый килограмм своей массы необходимо употреблять в день: белков – 1,8 г, жиров -1,8 г, углеводов – 7,8 г. Посчитайте приближенно до граммов сколько должен употреблять ежедневно белков, жиров и углеводов мальчик 11 лет, масса которого равна 36,9 кг.
Задание 3. Зная массу своего тела, рассчитайте суточное количество
белков, жиров и углеводов, необходимое для правильного питания.
Задание 4. Составьте режим дня для пятиклассника так, чтобы в нем
рационально чередовались работа и отдых, способствующие
восстановлению всех сил организма.
Слайд 17Для того чтобы научить детей заботиться о своем здоровье. На
уроках можно рассмотреть задачи, которые основаны на фактическом материале. Все
это способствует тому, что учащиеся привыкают, ценить, уважать и беречь свое здоровье.
Рассмотрим некоторые задачи:
1. Произведение двух последовательных натуральных чисел равно 132. Найдите сумму этих чисел, и вы узнаете, сколько пар хромосом в хромосомном наборе человека. Ответ: 23 пары.
2. За день сердце может перекачать 10 000 литров крови. За сколько дней насос такой мощности смог бы заполнить бассейн длиной 20 метров, шириной 10 метров и глубиной 2 метра? Ответ:40 дней.
3. Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4:1. Какова суточная норма в витамине Е, если витамина С мы в день должны употреблять 60 мг.? Ответ:15 мг.
4.В позвоночном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на 7 больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на 5 меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32? Ответ:7,12,5,5,5.
5.Одна сигарета содержит до 1,2 мг. никотина. При курении 2/3 дыма
попадает в воздух. Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты,
в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что
смертельная доза яда – 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет
в воздухе? Ответ:14 мг.,35%.