Разделы презентаций


Свободолюбивая лирика Пушкина - Эволюция темы свободы и воли в творчестве А.С. Пушкина

Содержание

План:Понятия вольности, воли, свободы в пушкинское время Гражданская составляющая понятия вольность в творчестве ПушкинаОбраз романтической свободы в творчестве Пушкина Философская составляющая понятий воля и вольность у Пушкина

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Свободолюбивая лирика Пушкина
Эволюция темы свободы и воли в творчестве А.С.Пушкина

Свободолюбивая лирика ПушкинаЭволюция темы свободы и воли в творчестве А.С.Пушкина

Слайд 2План:
Понятия вольности, воли, свободы в пушкинское время
Гражданская составляющая понятия

вольность в творчестве Пушкина
Образ романтической свободы в творчестве Пушкина
Философская

составляющая понятий воля и вольность у Пушкина
План:Понятия вольности, воли, свободы в пушкинское время Гражданская составляющая понятия вольность в творчестве ПушкинаОбраз романтической свободы в

Слайд 3Формирование общественно-политической лексики
Свобода
Воля – вольность
19в.
20в.
Права и свободы, гражданские

свободы:
свобода слова, собраний
Свобода как важнейшая
жизненная ценность:
свобода выбора,
свобода творчества,
свобода личности,
бремя

свободы

«нестесненность»

«реализация воли»

«вольница,
беззаконие»

Формирование общественно-политической лексикиСвобода Воля – вольность 19в.20в.Права и свободы, гражданские свободы: свобода слова, собранийСвобода как важнейшаяжизненная ценность:свобода

Слайд 4Воля в народной культуре
Трад.-нар. Располагающий собой по собственному усмотрению, не

связанный с кем-л. какими-л. отношениями, обязательствами; свободный. В. народ. В.

казак. Жизнь у тебя в-ая! (также: разг.; о любом свободном, ни от кого не зависящем человеке). В. город (пользующийся по международному соглашению правами политической и экономической самостоятельности). В. ветер (нар.-поэт.). В-ые земли (никем не занятые). В-ые просторы (нар.-поэт.; приволье, раздолье).
Большой толковый словарь русского языка С. А. Кузнецова, 1998.
Воля в народной культуреТрад.-нар. Располагающий собой по собственному усмотрению, не связанный с кем-л. какими-л. отношениями, обязательствами; свободный.

Слайд 5Правовая составляющая понятия вольности
ВО́ЛЬНОСТЬ,
Политическая свобода, независимость (книжн. устар.). «Он

вольность хочет проповедать!» Грибоедов.
Преимущество, право, льгота (старин.). Казацкие вольности. Манифест

о вольности дворянства.
Излишняя непринужденность, бесцеремонность, неприличие. Вольность в обращении. «Послушай, вольностей ты лишних не бери.» Грибоедов.
Отступление от нормы, от правила. Поэтическая вольность. Позволить себе маленькую вольность.

Толковый словарь Ушакова

Правовая составляющая понятия вольностиВО́ЛЬНОСТЬ, Политическая свобода, независимость (книжн. устар.). «Он вольность хочет проповедать!» Грибоедов.Преимущество, право, льгота (старин.).

Слайд 6Вольность и вольный
Свободный, самостоятельный. Вольная страна. || Свободолюбивый, либеральный.

Вольные мысли, идеи. Вольный дух.
Имеющий возможность по собственной воле поступать,

как угодно. Он волен был ехать или оставаться.

Вольность и вольный Свободный, самостоятельный. Вольная страна. || Свободолюбивый, либеральный. Вольные мысли, идеи. Вольный дух.Имеющий возможность по

Слайд 7Ода «Вольность», 1817
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.



Увы! куда ни брошу взор –
Везде бичи, везде железы,



Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела …

Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит


До 1820 года понятие свободы у Пушкина связано с понятием политической свободы. «Вольность» — пример гражданской витийственной лирики.

Принципы правового гос-ва: 1. защита граждан законом, 2. равенство перед законом, 3. верховенство закона

Ода «Вольность», 1817Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок. Увы! куда ни брошу взор – Везде

Слайд 8Закон выше власти

Владыки! вам венец и трон
Дает Закон -

а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше

вас Закон.
И горе, горе племенам,
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу иль царям
Законом властвовать возможно!

Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

Актуальность призыва Пушкина властителям

закон

властитель

народ

граждане

Стабильность правового гос-ва

Программа декабристов

Закон выше властиВладыки! вам венец и трон Дает Закон - а не природа; Стоите выше вы народа,

Слайд 9На раннее творчество Пушкина оказала влияние особая атмосфера Лицея. Там

внушали высокие принципы, проповедовали естественное право каждого человека на свободу,

независимость суждений и поступков.

В 1815г. П пишет стихотворение "Лицинию". Судьба Рима представляет для поэта большой интерес. Через его историю он пытается понять общие законы развития человечества. В этом произведении Пушкин пишет: "Свободой Рим возрос, а рабством погублен".

Пушкин провел в Царскосельском лицее шесть лет. Любовью лицеистов пользовались свободолюбивые педагоги: Куницын, Будри. Лицеисты живо воспринимали идеи времени, критику крепостничества, защиту прав личности и свободы. Свое учебное заведение они называли лицейской республикой, а себя —республиканцами

Истоки гражданской позиции Пушкина

На раннее творчество Пушкина оказала влияние особая атмосфера Лицея. Там внушали высокие принципы, проповедовали естественное право каждого

Слайд 10Куницын преподавал в Царскосельском лицее нравственность, логику и юридические науки.

Широко образованный ученый с независимым образом мышления, он произвел на

лицеистов сильное впечатление своей знаменитой речью, произнесенной при открытии Лицея в присутствии Александра I, где громко звучали слова о гражданском долге, а царь не был даже упомянут.

Надпись Пушкина на книге «История Пугачева»: «Александру Петровичу Куницыну от автора в знак глубокого уважения и благодарности. 11 января 1835»

Пушкин, по свидетельству современников, «охотнее всех других классов занимался в классе Куницына»

Куницын преподавал в Царскосельском лицее нравственность, логику и юридические науки. Широко образованный ученый с независимым образом мышления,

Слайд 11Профессор французского языка и словесности в Царскосельском лицее (1811 -1821),

брат известного деятеля Великой французской революции Жана-Поля Марата, «на него

похожий лицом». С 1784 года жил в России. Сохранились записи лекций де Будри, в которых преобладают отрывки из политических сочинений французских писателей. По свидетельству М. А. Корфа, де Будри «способствовал нашему развитию, отнюдь не в одном понимании французского языка… Он способствовал правильному мышлению и отчетливому выражению мыслей словом».

Давид Иванович де Будри

Профессор французского языка и словесности в Царскосельском лицее (1811 -1821), брат известного деятеля Великой французской революции Жана-Поля

Слайд 12В Петербурге этих лет общественно-политическая жизнь била ключом. Пушкин знакомится

с произведениями Радищева, сближается с вольнодумцем П.Я. Чаадаевым. Участвует в

заседаниях “Арзамаса”, а после его закрытия посещает литературно-политический кружок “Зеленая лампа”, который был негласным отделом декабристского тайного союза.

Пушкин и декабристы

П.Я.Чаадаев

К.Ф.Рылеев

В Петербурге этих лет общественно-политическая жизнь била ключом. Пушкин знакомится с произведениями Радищева, сближается с вольнодумцем П.Я.

Слайд 13Декабристы рассматривают литературу как средство политической пропаганды. Основная идея -

«необходимость уничтожения рабства».
Весь круг идей оды «Вольность» - отношение

к русскому самодержавию и французской революции - четко выражает политические взгляды Союза Благоденствия.
Вольность в понимании Пушкина наступает тогда, когда выше всех будет стоять не царь, не тиран, а закон и правосудие.
В то же время тема свободы у Пушкина связана с идеей «естественного человека» Руссо. Свобода не противопоставляется Счастью, а совпадает с ним. Свободное общество должно обеспечить полноту и расцвет личности, расширение внутренних сил и возможностей.
Декабристы рассматривают литературу как средство политической пропаганды. Основная идея - «необходимость уничтожения рабства». Весь круг идей оды

Слайд 14К Чаадаеву, 1818
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,


Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;

Но в

нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Выразительные метафоры: “Звезда пленительного счастья”, “Пока свободою горим”, “Обломки самовластья”,
эмоциональные эпитеты “Нетерпеливою душой”,“Роковая власть”.
Риторические предложения создают определенную эмоциональную окраску. Политическая лексика: “Отчизна”, “Власть”, “Самовластье”.
Жанр стихотворения — дружеское послание, рассчитанное на широкий круг читателей.

К Чаадаеву, 1818Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний

Слайд 15Свобода как призыв Отечества
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,


Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши

имена!

Иллюзорность частных интересов. Борьба за свободу как призыв родины. Активная борьба принесет освобождение России от гнета бесправия.

Актуален ли образ спящей под гнетом власти бесправной России?
Взошла ли звезда ?

Свобода как призыв ОтечестваТоварищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках

Слайд 16«Деревня», 1819
Везде Невежества убийственный Позор.

Здесь Барство дикое, без чувства,

без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность,

и время земледельца.

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Поэт избирает прием контраста. Богатой, щедрой своими красотами и дарами сельской природе, “приюту спокойствия, трудов и вдохновенья”, противопоставляется “барство дикое и рабство тощее” как результат несправедливого общественного строя России.

Образ поэта: “друг человечества”, размышляющий над важными вопросами своего времени, просвещенный, любящий родную природу и народ, враг рабства

«Деревня», 1819Везде Невежества убийственный Позор. Здесь Барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И

Слайд 17Пушкин верит, “не пропадет ваш скорбный труд”, за который эти

мужественные люди отдали свои жизни, дело их продолжают другие борцы

за свободу. “Придет желанная пора”, когда Родина станет счастливой и свободной.

Во глубине сибирских руд…, 1827

Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут.

Пушкин верит, “не пропадет ваш скорбный труд”, за который эти мужественные люди отдали свои жизни, дело их

Слайд 18Свобода
Закон
Рабство
«Лицейская республика»
Юный Пушкин
Просветительские идеи
Идеи французской революции
Война


1812
«Союз Благоденствия»
Невежество, поругание человеческой личности, сон России

Свобода Закон Рабство «Лицейская республика» Юный ПушкинПросветительские идеиИдеи французской революцииВойна 1812«Союз Благоденствия» Невежество, поругание человеческой личности, сон

Слайд 19Весной 1923 года Пушкин переезжает в Одессу. В это время

его ждут два потрясения. Первое - подавление революции в Греции,

второе - разгром кишиневской группы заговорщиков, что было связано с общим кризисом декабризма. Появляется идея бесполезности всех усилий.

Романтическая свобода

Романтическое мироощущение: максимализм, противопоставление идеала (мечты) и действительности, разочарованность.

Весной 1923 года Пушкин переезжает в Одессу. В это время его ждут два потрясения. Первое - подавление

Слайд 20«Свободы сеятель пустынный…», 1823
Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою

чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя — Но потерял я

только время, Благие мысли и труды...
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.

Притча о сеятеле
Вот, вышел сеятель сеять.
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло,
и, как не имело корня, засохло;
иное упало в терние,
и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю
и принесло плод: одно во сто крат,
а другое в шестьдесят,
иное же в тридцать.
Кто имеет уши слышать, да слышит! Мф.13:1-9

«Свободы сеятель пустынный…», 1823Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные

Слайд 21Прощание с романтическими идеалами: «К морю», 1824
Прощай, свободная стихия!

Мир опустел...

Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей

повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
Прощание с романтическими идеалами: «К морю», 1824Прощай, свободная стихия!Мир опустел... Теперь куда же Меня б ты вынес,

Слайд 22Мотив несвободы от цивилизации
Когда б ты знала,
Когда бы ты воображала
Неволю

душных городов!
Там люди в кучах, за оградой,
Не дышат утренней прохладой,
Ни

вешним запахом лугов,
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.
Мотив несвободы от цивилизацииКогда б ты знала,Когда бы ты воображалаНеволю душных городов!Там люди в кучах, за оградой,Не

Слайд 23В поэме «Кавказский пленник» тема свободы носит философский смысл: герой

не только пленник горцев, но и пленник своих страстей, «цепей

судьбы».

Алеко, свободолюбивый герой «Цыган», бежит из тесных городов на волю, но и там он не находит полного раскрепощения. Алеко не может жить вольной жизнью цыган, он «не рожден для дикой доли, он для себя лишь хочет воли» и совершает преступление.

Внутренняя несвобода героев романтических поэм

В поэме «Кавказский пленник» тема свободы носит философский смысл: герой не только пленник горцев, но и пленник

Слайд 24Теперь Пушкину нужна была не столько политическая свобода, сколько личная

независимость. Понятие свободы у поэта с годами становится именно понятием

внутренней, духовной свободы.

Темы свободы и рабства становятся более философскими. Из них исчезает прямая социальная и политическая окраска.

Герцен: "Невозможно освободить человека извне, пока он не свободен изнутри".

Философский взгляд на тему свободы

Возникает и новое, приземленное понятие свободы — свободы материальной. В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» Пушкин высказывает такую истину: «В наш век жестокий без денег и свободы нет».

Теперь Пушкину нужна была не столько политическая свобода, сколько личная независимость. Понятие свободы у поэта с годами

Слайд 25Теперь главным предметом его забот становится осознание своего гения, своего

"я", то есть стремление самому строить свою жизнь независимо от

общества и государства, чтобы человек сам мог воплотиться и развиться.

Свобода личности и творчества

Зависеть от царя, зависеть от народа — Не всё ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчёта не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье! вот права…

Не свобода эгоизма, но
свобода саморазвития

Самоценность и независимость интеллектуальной, эмоциональной и нравственной жизни человека

Теперь главным предметом его забот становится осознание своего гения, своего

Слайд 26Поэтическая свобода — это независимость поэта и его деятельности от

мнения толпы «непросвещенной». Добиться этого можно, лишь следуя своему вдохновению,

«велению Музы».
«Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Из Пиндемонти».

Поэтическая свобода

Поэт, не дорожи любовию народной…

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Свобода от…

Свобода для…

Поэтическая свобода — это независимость поэта и его деятельности от мнения толпы «непросвещенной». Добиться этого можно, лишь

Слайд 27Бог и поэтический гений как мерила творчества
Веленью божию, о

муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету

приемли равнодушно        И не оспоривай глупца.

Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Самостоянье человека – залог величия его

Бог и поэтический гений как мерила творчества Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не

Слайд 28Пора, мой друг, пора! [покоя] сердце просит –
Летят за

днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы

с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь - как раз - умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

Философия воли

Воля

Волеизъявление, желание и способность действовать

Приволье, раздолье, отсутствие преград, возможность действовать

Пора, мой друг, пора! [покоя] сердце просит – Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку

Слайд 29Эволюция темы свободы и связанных с ней понятий
Революционно-демократический подход
Романтический подход

Философский

подход

Призыв к освобождению порабощенного народа
Понимание невозможности изменить рабскую сущность народа
Опосредованное

служение народу через искусство

Свобода требует просвещения

Просвещение уничтожает естественную свободу

Невежественная чернь не должна мешать свободе творчества

Свобода как естественное право человека

Мнимая свобода исключительной личности

Свобода самоопределения, независимость духовной жизни

Эволюция темы свободы и связанных с ней понятийРеволюционно-демократический подходРомантический подходФилософский подходПризыв к освобождению порабощенного народаПонимание невозможности изменить

Слайд 30
Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет с облучка. С

утра садимся мы в телегу; Мы рады голову сломать И, презирая лень и негу, Кричим: пошел! …… мать! Но в полдень нет уж той отваги; Порастрясло нас; нам страшней И косогоры и овраги; Кричим: полегче, дуралей! Катит по-прежнему телега; Под вечер мы привыкли к ней И, дремля, едем до ночлега - А время гонит лошадей.

Телега жизни, 1823

Что подразумевается под утром, днем и вечером?
Какие особенности разных возрастов жизни отмечает поэт?
Почему поэт использует такое прозаическое сравнение «жизнь-телега»?
Согласен ли ты с концепцией жизни, представленной в стихотворении?


Хоть тяжело подчас в ней бремя,  Телега на ходу легка;  Ямщик лихой, седое время,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика