«нестесненность»
«реализация воли»
«вольница,
беззаконие»
До 1820 года понятие свободы у Пушкина связано с понятием политической свободы.
«Вольность» — пример гражданской витийственной лирики.
Принципы правового гос-ва: 1. защита граждан законом, 2. равенство перед законом, 3. верховенство закона
Актуальность призыва Пушкина властителям
закон
властитель
народ
граждане
Стабильность правового гос-ва
Программа декабристов
В 1815г. П пишет стихотворение "Лицинию". Судьба Рима представляет для поэта большой интерес. Через его историю он пытается понять общие законы развития человечества. В этом произведении Пушкин пишет: "Свободой Рим возрос, а рабством погублен".
Пушкин провел в Царскосельском лицее шесть лет. Любовью лицеистов пользовались свободолюбивые педагоги: Куницын, Будри. Лицеисты живо воспринимали идеи времени, критику крепостничества, защиту прав личности и свободы. Свое учебное заведение они называли лицейской республикой, а себя —республиканцами
Истоки гражданской позиции Пушкина
Надпись Пушкина на книге «История Пугачева»: «Александру Петровичу Куницыну от автора в знак глубокого уважения и благодарности. 11 января 1835»
Пушкин, по свидетельству современников, «охотнее всех других классов занимался в классе Куницына»
Давид Иванович де Будри
Пушкин и декабристы
П.Я.Чаадаев
К.Ф.Рылеев
Выразительные метафоры: “Звезда пленительного счастья”, “Пока свободою горим”, “Обломки самовластья”,
эмоциональные эпитеты “Нетерпеливою душой”,“Роковая власть”.
Риторические предложения создают определенную эмоциональную окраску. Политическая лексика: “Отчизна”, “Власть”, “Самовластье”.
Жанр стихотворения — дружеское послание, рассчитанное на широкий круг читателей.
Иллюзорность частных интересов. Борьба за свободу как призыв родины. Активная борьба принесет освобождение России от гнета бесправия.
Актуален ли образ спящей под гнетом власти бесправной России?
Взошла ли звезда ?
Поэт избирает прием контраста. Богатой, щедрой своими красотами и дарами сельской природе, “приюту спокойствия, трудов и вдохновенья”, противопоставляется “барство дикое и рабство тощее” как результат несправедливого общественного строя России.
Образ поэта: “друг человечества”, размышляющий над важными вопросами своего времени, просвещенный, любящий родную природу и народ, враг рабства
Во глубине сибирских руд…, 1827
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Романтическая свобода
Романтическое мироощущение: максимализм, противопоставление идеала (мечты) и действительности, разочарованность.
Притча о сеятеле
Вот, вышел сеятель сеять.
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло,
и, как не имело корня, засохло;
иное упало в терние,
и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю
и принесло плод: одно во сто крат,
а другое в шестьдесят,
иное же в тридцать.
Кто имеет уши слышать, да слышит! Мф.13:1-9
Алеко, свободолюбивый герой «Цыган», бежит из тесных городов на волю, но и там он не находит полного раскрепощения. Алеко не может жить вольной жизнью цыган, он «не рожден для дикой доли, он для себя лишь хочет воли» и совершает преступление.
Внутренняя несвобода героев романтических поэм
Темы свободы и рабства становятся более философскими. Из них исчезает прямая социальная и политическая окраска.
Герцен: "Невозможно освободить человека извне, пока он не свободен изнутри".
Философский взгляд на тему свободы
Возникает и новое, приземленное понятие свободы — свободы материальной. В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» Пушкин высказывает такую истину: «В наш век жестокий без денег и свободы нет».
Свобода личности и творчества
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не всё ли нам равно? Бог с ними. Никому
Отчёта не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права…
Не свобода эгоизма, но
свобода саморазвития
Самоценность и независимость интеллектуальной, эмоциональной и нравственной жизни человека
Поэтическая свобода
Поэт, не дорожи любовию народной…
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Свобода от…
Свобода для…
Самостоянье человека – залог величия его
Философия воли
Воля
Волеизъявление, желание и способность действовать
Приволье, раздолье, отсутствие преград, возможность действовать
Свобода требует просвещения
Просвещение уничтожает естественную свободу
Невежественная чернь не должна мешать свободе творчества
Свобода как естественное право человека
Мнимая свобода исключительной личности
Свобода самоопределения, независимость духовной жизни
Телега жизни, 1823
Что подразумевается под утром, днем и вечером?
Какие особенности разных возрастов жизни отмечает поэт?
Почему поэт использует такое прозаическое сравнение «жизнь-телега»?
Согласен ли ты с концепцией жизни, представленной в стихотворении?
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть