Слайд 1Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей. Методика клинического неврологического обследования
детей. Семиотика основных заболеваний нервной системы у детей.
доцент, д.мед.н. Величко
В.И
ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ПЕДИАТРИИ
2013
Слайд 2Главные этапы развития головного мозга
1. Дорзальная индукция или первичная нейруляция
– 3-4 нед гестации;
2. Вентральная индукция – 5-6 нед гестации;
3.
Нейрональная пролиферация – 2-4 мес гестации;
4. Миграция – 3-5 мес гестации
5. Организация – 6-9 мес гестации и последующие годы постнатальной жизни;
6. Миелинизация – с момента рождения и годы постнатальной жизни.
Слайд 3Анатомо - физиологические особенности нервной системы ребенка
- головной мозг новорожденного
имеет относ. большую массу (1/8 от массы тела - около
400 гр.; к концу 1 года жизни она составляет 1/10 - 1/11 часть массы тела - около 1000 гр.);
- крупные борозды и извилины хорошо выражены, но имеют малую высоту и глубину;
- мелких борозд относительно мало, они появляются после рождения;
- размеры лобной доли относительно меньше, чем у взрослого человека, а затылочной, наоборот больше;
Слайд 4Анатомо - физиологические особенности нервной системы ребенка
- мозжечок развит слабо,
характеризуется малой толщиной, малыми размерами полушарий и поверхностными бороздами;
- боковые
желудочки относительно велики, растянуты;
- у новорожденных серое вещество плохо дифференцировано от белого и практически отсутствует миелиновая оболочка;
- в целом миелинизация завершается к 3-5 годам;
Слайд 5Анатомо - физиологические особенности нервной системы ребенка
- кровоснабжение головного мозга
значительно лучше, чем у взрослых;
- отток крови от головного мозга
хуже, т.к. не развиты диплоические вены(они образуются только после закрытия родничка);
- большая проницаемость гематоэнцефалитического барьера;
- твердая мозговая оболочка у новорожденного относительно тонкая, сращена с костями основания черепа;
Слайд 6Анатомо - физиологические особенности нервной системы ребенка
- венозные пазухи тонкостенны
и относительно уже, чем у взрослых. Сильвиев водопровод шире.
- мягкая
и паутинная оболочка новорожденного тонкие, субдуральное и субарахноидальное пространство уменьшены;
- цистерны, расположенные на основании мозга, относительно велики.
Слайд 7По мере развития нервной системы существенно
изменяется химический состав головного
мозга.
- уменьшается количество воды;
- увеличивается содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов.
Общее количество ликвора с возрастом увеличивается, его давление нарастает.
Слайд 8относительно длиннее, чем у взрослого, доходит до третьего поясничного позвонка
проекция
сегментов в этом периоде не соответствует позвонкам
окончательно рост заканчивается к
5-6 годам
нижний сегмент спинного мозга расположен у новорожденного на уровне 3 поясничного позвонка, а к 4-5 году между 1 и 2 поясничным
Слайд 9Вегетативная нервная система уже функционирует у
новорожденных, причем превалирует симпатический отдел над парасимпатическим
Слайд 10Органы зрения и слуха
Эти органы закладываются и развиваются параллельно развитию
всей центральной нервной системы. К физиологическим особенностям органа зрения ребенка
раннего возраста относится:
Светобоязнь
Косоглазие
Нистагм
Отсутствие расширения зрачка при сильных болевых раздражениях (на первом году жизни)
Низкая острота зрения (0,02 первые 6 месяцев, 0,1 к году, 1,0 к 5 годам)
Слайд 11Орган вкуса
Функционирует уже при рождении и к 4-5 месяцам дифференцируется
полностью.
Орган обоняния
Резкие запахи ребенок различает в первые месяцы жизни, а
к 7-8 месяцам он хорошо ощущает и слабые запахи.
Слайд 12Схема обследования нервной системы ребенка
- общая оценка поведения ребенка,
соответствие его нервно-психического развития возрастному, уровень его адекватности;
- общий
осмотр (поза, осмотр головы, лица и.т.д.)
- исследование функции черепно-мозговых нервов;
- исследование поверхностных и сухожильных рефлексов;
- исследование чувствительности;
- пробы на координацию движений;
- исследование функции вегетативной нервной системы;
- выявление патологических рефлексов
Слайд 13Последовательность неврологического обследования
1. ОПРОС (паспортные данные, жалобы, анамнез болезни и
жизни, оценка психофизического развития ребенка)
Слайд 14Динамику нервно-психического развития контролируют в определенные сроки;
- на первом году
– ежемесячно;
- на втором году – один раз в квартал;
-
на третьем году – один раз в полугодие;
- затем 1 раз в год.
Слайд 15 Последовательность оценки степени нервно-психического развития
Выявление умений данного ребенка с
учетом ведущих показателей развития, характерных для данного возрастного периода.
Определение показателей
нервно-психического развития для ребенка данного возраста на основании стандартных таблиц.
Сопоставление уровня нервно-психического развития данного ребенка с физиологическими показателями развития детей данного возраста.
Выявление отклонений в нервно-психическом развитии данного ребенка на основании показателей нервно-психического развития детей данного возраста в норме.
Слайд 16Последовательность неврологического обследования
2. ОСМОТР (головы, выражение лица, положение в постели,
поза)
Слайд 17Последовательность неврологического обследования
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ НЕРВОВ.
Слайд 18Исследование черепно-мозговых нервов
1 пара (обонятельный)- у маленьких детей функция проверяется
косвенно по реакции ребенка на сильно пахнущее вещество, у старших-
путем вдыхания пахучих веществ и характеристики запаха;
Слайд 19Исследование черепно-мозговых нервов
2 пара (зрительный нерв)- проверяется острота зрения, поля
зрения, цветоощущение и глазное дно.
Слайд 20Исследование черепно-мозговых нервов
3,4 и 6 пара (глазодвигательный, блоковой, отводящий). Ребенку
предлагают посмотреть, не поворачивая головы, на предмет, который помещают справа,
слева, вверху и внизу.
Слайд 21Исследование черепно-мозговых нервов
5 пара (тройничный нерв)- функция двигательных волокон проверяется
по напряжению жевательных мышц, функция чувствительных ветвей проверяется обычным путем.
Схематическое
изображение зон иннервации кожи головы периферическими ветвями тройничного нерва: 1 — глазной нерв; 2 — верхнечелюстной нерв; 3 — нижнечелюстной нерв.
Слайд 22Исследование черепно-мозговых нервов
7 пара (лицевой нерв)- больному предлагают наморщить лоб,
зажмурить глаза, оскалить зубы, надуть щеки.
Слайд 23Исследование черепно-мозговых нервов
8 пара (вестибуло - слуховой нерв) – у
детей грудного возраста по реакции на громкий голос, хлопок, шум
погремушки. У старших детей исследуется с помощью аудиометрии.
Слайд 24Исследование черепно-мозговых нервов
9 и 10 пара (языкоглоточный и вагус) –
функция определяется по состоянию мягкого неба и его подвижности, носовому
оттенку голоса.
Слайд 25Исследование черепно-мозговых нервов
11 пара (добавочный нерв) – при его поражении
возникает периферический паралич плеча, невозможность поднятия плеч выше среднего уровня,
нарушение поворота головы.
Слайд 2612 пара (подъязычная пара)
функция определяется положением языка во
рту, выдвижением вперед.
Исследование черепно-мозговых нервов
Слайд 27Последовательность неврологического обследования
4. ПАЛЬПАЦИЯ И ПЕРКУССИЯ.
Слайд 28Последовательность неврологического обследования
5. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ [сила движений, тонус мышц,
координация движений (колено-пяточная, поза Ромберга, пальце-носовая)];
Слайд 29Последовательность неврологического обследования
7. ИССЛЕДОВАНИЕ функции вегетативной нервной системы
Более детальное исследование
вегетативной нервной системы целесообразно проводить у пациентов, предъявляющих соответствующие жалобы,
а также при ряде полиневропатий. Для оценки вегетативных функций во многих случаях достаточно тщательного анализа жалоб больного и анамнестических сведений о функции мочеполовой сферы и прямой кишки, о наличии повышенной потливости, императивных позывов на мочеиспускание, недержание мочи
• Ортостатическая проба
• Проба со сжатием кисти в кулак
• Тест с глубоким дыханием
• Проба с давлением на глазные яблоки (Даньини-Ашнера)
• Характер потоотделения
Слайд 30Последовательность неврологического обследования
Слайд 31Последовательность неврологического обследования
7. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКСОВ
- физиологические рефлексы новорожденного;
- кожные (верхний
нижний брюшной, кремастерный) ;
Слайд 32Последовательность неврологического обследования
7. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКСОВ
- со слизистых (роговичный, небный, глоточный);
-
сухожильные (с бицепса, трицепса, карпорадиальный коленный, ахиллов);
Слайд 33Последовательность неврологического обследования
7. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКСОВ
- патологические (Хвостека, Люста, Труссо)
Слайд 34Последовательность неврологического обследования
8. ИССЛЕДОВАНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ (болевой, тактильной, температурной, глубокой)
Слайд 35Последовательность неврологического обследования
9. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕНИНГЕАЛЬНЫХ ЗНАКОВ
- ригидность мышц затылка
- состояние
родничка
Слайд 36Последовательность неврологического обследования
9. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕНИНГЕАЛЬНЫХ ЗНАКОВ
- симптом Кернига
Слайд 37Последовательность неврологического обследования
9. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕНИНГЕАЛЬНЫХ ЗНАКОВ
- верхний,средний и нижний симптом
Брудзинского
Слайд 38Последовательность неврологического обследования
9. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕНИНГЕАЛЬНЫХ ЗНАКОВ
- симптом Лесажа («подвешивания)
Симптом Бехтерева
- гримаса боли на соответствующей половине лица, возникающая при постукивании
по скуловой дуге.
Симптом посадки - невозможность сидеть в кровати с выпрямленными ногами.
Слайд 39Последовательность неврологического обследования
10. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПИННОМОЗГОВОЙ ЖИДКОСТИ.
Слайд 40Спинномозговая пункция (синоним: люмбальная пункция, поясничный прокол) — операция, производимая
для извлечения спинномозговой жидкости или для введения в спинномозговой канал
лекарственных или контрастных веществ. При диагностической спинномозговой пункции исследуются давление жидкости, ее цвет, прозрачность, состав, производят биохимические и серологические реакции или вводят воздух при пневмоэнцефалографии.
С диагностической целью спинномозговую пункцию производят при психических и нервных заболеваниях, в особенности при менингитах, травмах головного и спинного мозга, при сосудистых заболеваниях и по особым показаниям при опухолях головного мозга.
С лечебной целью спинномозговую пункцию производят для снижения давления спинномозговой жидкости при менингитах, открытой водянке мозга, для освобождения спинномозговой жидкости от крови и продуктов распада после операций на головном и спинном мозге, а также для введения в субарахноидальное пространство лекарств.
Слайд 41Оценка состояния нервной системы ребенка
базируется на
совокупности данных:
- анамнеза;
- осмотра;
- клинического (неврологического) обследования;
- результатах дополнительных лабораторно-инструментальных
методов исследования.
Слайд 42 К уродствам мозга относятся:
-его отсутствие анэнцефалия
- уменьшение массы и
размеров - микроцефалия
- недоразвитие одного полушария – гемицефалия
Возможно и полное
отсутствие головы - внутриутробная ампутация головы. Такие грубые врожденные уродства не совместимы с жизнью.
Слайд 48Малые аномалии развития - изменения структуры того или иного органа,
при которых (в отличие от БАР), функция органа остается неизменной
и речь идет о незначительных косметических дефектах
Слайд 49ГИПОКСИЧЕСКИ-ИШЕМИЧЕСКИЕ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ;
перивентрикулярная лейкомаляция;
перивентрикулярно-интравентрикулярные кровоизлияния
Разнообразные вредные воздействия, испытываемые плодом,
часто приводят к гемодинамическим и метаболическим расстройствам, к внутриутробной и
интранатальной гипоксии.
Слайд 50Интранатальные повреждения нервной системы новорожденных
Повреждения костей черепа и скальпа:
кефалогематома; переломы черепа;
Внутричерепные кровоизлияния.
Слайд 51Семиотика заболеваний нервной системы
основные типы заболеваний центральной нервной системы: функциональные
и органические
Слайд 52К наиболее частым проявлениям неврозов у детей относятся : недержание
мочи, особенно ночное (энурез); заикание; тики; детские страхи; патологические (болезненные)
влечения.
Неврозы
Слайд 53 НАРУШЕНИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
- ОЛИГОФРЕНИЯ - врожденная задержка умственного
развития
- дебильность
- имбецильность
- идиотия
- ДЕМЕНЦИЯ - приобретенная степень слабоумия
Слайд 54Синдром Дауна (синдром трисомии по 21 хромосоме) - одна из
самых распространённых форм умственной отсталости.
Популяционная частота составляет 1:700 новорожденных
детей, причём мальчиков и
девочек рождается одинаковое количество
с введением методов пренатальной диагностики в генетическую практику частота синдрома в цивилизованных странах снизилась на 10-15% за последние годы
среди факторов риска рождения ребёнка с синдромом Дауна основное место принадлежит возрасту матери
имеются данные повышения частоты рождения детей с синдромом Дауна при применении гормональных контрацептивных средств,
рентгенологического облучения и т.д.
Слайд 55Аутизм - нарушение психического развития
Слайд 56
Каждый ребенок, независимо от того, есть ли у него умственная
отсталость или нет, по-своему уникален
Всем детям нужна любовь и признание,
чтобы они могли развить свой собственный позитивный имидж
Слайд 57дети с отклонениями в развитии умственной деятельности, речи, сенсорной, двигательной,
эмоционально - волевой сфер, которые неизбежно ограничивают индивидуальные возможности жизнедеятельности,
качество жизни - disabled (англ.), hendicapl (франц.), personas con discapacidad (исп.), инвалиды (рус.).
Аномальные дети - это дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития, что приведёт к значительному своеобразию в формировании личности ребёнка
Слайд 58Рождение ребенка с умственной отсталостью - это не повод для
того, чтобы семья отказывалась от своих социальных и профессиональных интересов
Рождение ребенка сразу
вызывает бурю эмоций у всех
членов семьи. Однако если у
ребенка имеется умственная
отсталость, то напряженность
в семье возрастает и всем ее
членам нужна помощь, чтобы
принять такого ребенка,
понять его потребности.
Слайд 59
Держать взаперти людей с нарушениями интеллекта - это лучший способ
не дать возможности развиваться их способностям и в то же
время позволить обществу продолжать относиться к таким людям с пренебрежением и отвергать их.
Люди с умственной отсталостью могут нормально и со всей ответственностью выполнять работу, если она будет адекватна их возможностям
Люди с синдромом Дауна могут гораздо лучше развить свои способности, если они живут дома, в атмосфере любви, если в детстве они занимаются по программам ранней помощи, если они получают специальное образование, надлежащее медицинское обслуживание и ощущают позитивное отношение к себе общества.
Слайд 60
вопреки болезни – растить личность
Центр возвращает право на существование брошенным
на произвол судьбы больным детям
• постоянное, длительное восстановительное лечение,
начиная с первых недель и месяцев жизни
• развитие личности ребенка
• поэтапное профессиональное обучение
• социальная адаптация
• Конечная цель - улучшение качества жизни, снижение процента инвалидизации и социальная адаптация больных с органическим поражением нервной системы и опорно-двигательного аппарата.
Слайд 63Вся учебная деятельность имеет коррекционно-игровую направленность на преодоление отклонений в
физическом развитии, познавательной и речевой деятельности
Слайд 64ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ
МЕНИНГЕАЛЬНЫЙ СИНДРОМ
характерная «менингеальная поза-лягавой
собаки»
Слайд 66CHOREA MINOR
Малая хорея один из видов ревматического поражения
ЦНС, может развиться после ангины, бывает спровоцирована гриппом, но может
быть и первым проявлением ревматизма и развиться на фоне полного здоровья. Болезнь поражает различные отделы головного мозга, особенно его подкорковые образования. Страдают при этом также сердце и суставы. Болезни чаще развиваются постепенно, исподволь. На первых порах может проявляться расстройствами настроения. У прежде спокойного и уравновешенного ребенка появляется раздражительность, обидчивость, плаксивость. Он начинает быстро уставать, ему все труднее сосредоточиться, ухудшается память. Затем на этом фоне начинают проявляться первые отдельные непроизвольные движения. Они еще не очень интенсивны, их немного. Непроизвольные движения в мимической мускулатуре создают впечатление гримасничанья, выражения насмешки или, наоборот, плаксивости.
Слайд 67Мышечно-неврогенные нарушения:
- ПРОГРЕССИРУЮЩАЯ СПИНАЛЬНАЯ МЫШЕЧНАЯ АТРОФИЯ БОЛЕЗНЬ Верднига-Гоффманна);
- врожденная амиотония
(синдром Оппенгейма);
- миастнения
ОПУХОЛИ ЦНС:
- Мозжечка;
В области желудочка;
Ствола головного мозга
В
области зрительного перекреста гипоталамуса
Слайд 68ЭПИЛЕПСИЯ
В основе ее возникновения лежит особое состояние головного мозга, так
называемое повышение его судорожной готовности. Заболевание эпилепсией может носить наследственный
характер, но бывает и следствием перенесенных ребенком заболеваний (менингит, энцефалит, черепно-мозговая травма).
Наиболее известно такое проявление эпилепсии, как большой обще судорожный припадок. Во время такого припадка больной теряет сознание, падает, судорожно вытягивается и застывает (фаза тонических судорог), а затем начинает биться в так называемых клонических судорогах, дыхание становится хриплым, лицо синеет, в углах рта собирается пена, нередко отмечается непроизвольное мочеиспускание. После припадка наступает непреодолимый сон.
Слайд 70ДЕТСКИЕ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЕ ПАРАЛИЧИ большая группа разных по этиологии и
патогенезу поражений головного мозга.
Поражение происходит внутриутробно, интранатально или в раннем
неонатальном периоде. Причин много, а исход один ДЦП:
✏ инфекции, родовые травмы и повреждения, внутриутробная
гипоксия плода;
✏ алкоголизм родителей, наркомания;
✏ травмы в родах обвитие пуповины, наложение щипцов и вакуум экстрактора, асфиксия, несоответствие размеров таза и плода;
✏ в раннем неонатальном гемолитическая болезнь новорожденных,
инфекционные болезни...
Слайд 71Нередко дети, особенно школьного возраста, при обращении к врачу невропатологу
жалуются на головные боли.
Причины головных болей могут быть очень разнообразными,
и в международной классификации, утвержденной Всемирной организацией здравоохранения в 1992 году приводится 15 основных причин головных болей.
Одной из основных и доминирующих жалоб при гидроцефалии является головная боль.
Слайд 72ПОВРЕЖДЕНИЯ СПИННОГО МОЗГА имеют не меньшее значение и встречаются не
реже церебральных. Самый большой процент повреждений спинного мозга отмечается после
родов в тазовом предлежании, когда наибольшая нагрузка падает на шейное и поясничное утолщение позвоночника. Нижние отделы спинного мозга повреждаются в результате тяги за туловище (при тазовом предлежании). Тяга экстрактором, щипцами, бинтом Вербова и т.д. не меньше повреждают спинной мозг. Клинические проявления отличаются полиморфизмом.
Слайд 73ПАРАЛИЧ ДЕЖЕРИНА-КЛЮМПКЕ (С7 С8) дистальный паралич страдают дистальные
отделы. Кисть безвольно свисает, чувствительность при этом сохранена.
Слайд 74Ребенок с тотальным типом пареза плечевого сплетения: симптом шарфа
ПЛЕКСИТЫ проявляются
гипотонией мышц, (позже) гипотрофией и гипорефлексией. При этом плечо приведено
и ротировано внутрь, предплечье разогнуто, кисть в ладонной флексии, болевые раздражители не вызывают реакции.
Слайд 75ПАРАЛИЧ ЭРБА-ДЮШЕННА (С5 С6) т.н. проксимальный паралич
преимущественно нарушена функция плеча.
Слайд 76Существует золотое правило медицины, гласящее, что заболевание легче предупредить, чем
лечить. Это совершенно справедливо и в отношении патологии нервной системы
у детей.
Основа здоровья будущего ребенка в здоровье его родителей. Длительные интоксикации (особенно алкогольные), заболевания (например, сифилис) подрывают здоровье ребенка еще до его рождения. Период беременности, его нормальное течение чрезвычайно важны для психического здоровья будущего ребенка. Правильное, рациональное питание, прогулки на свежем воздухе, не менее восьми часов в сутки сон. Отсутствие эмоциональных перегрузок, психических травм.