Слайд 2Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу - густой, душистый,
Пахнет
свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем
Ведь он нам необходим!
Слайд 3Воздух является «невидимкой». Мы его не видим, но знаем, что
он повсюду вокруг нас. Мы можем увидеть движение воздуха, когда
пускаем мыльные пузыри, или обмахиваемся веером.
Слайд 4В реальности существования воздуха мы легко убедимся, проделав простые опыты:
Наполните
полиэтиленовый пакет воздухом, завяжите его и попробуйте его осторожно сжать.
–
Легко ли он сжимается?
Слайд 5Наполните небольшой шприц без иглы воздухом. Зажмите пальцем входное отверстие.
Попробуйте передвинуть поршень.
– Можно ли сжать воздух?
– Что произойдёт, если
отпустить палец?
Слайд 6Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов
чувств, что мы сейчас и делали.
Слайд 7Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух
есть везде - на улице, в комнате, в земле, в
воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.
Слайд 8Ветер – это движение воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и
нашу планету, называется атмосферой. Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка,
которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова.
Слайд 9Воздушную оболочку Земли часто называют Пятым океаном. Так ли нужен
Пятый океан Земле?
Слайд 10Люди, растения и животные живут на дне воздушного океана. Без
воздуха на земном шаре вечно царствовали бы пустота и безмолвие.
Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была лишь безжизненным небесным телом.
Воздух
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в
лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.
Слайд 12
углекислый газ
кислород
азот
Так что же такое воздух? Это газ, а вернее,
смесь газов . Всего лишь 2 века назад учёные узнали,
что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.
Слайд 13 Какими же свойствами обладает воздух?
Мы знаем, что воздух
есть везде – на улице, в комнате, в земле, в
воде.
Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
Слайд 14А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
О каком свойстве
воздуха это говорит?
Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы
видим через него все окружающие предметы.
Слайд 15Воздух бесцветен.
Это еще одно физическое свойство воздуха.
Посмотрите на
комнатные растения. Какого они цвета?
Какого цвета школьная парта?
А
какого цвета воздух?
Слайд 16 Приоткройте дверь и поставьте зажжённую свечу на порог класса.
Пламя отклонится в сторону комнаты. Холодный воздух выходит из коридора
по низу. Поднимите свечу кверху. Пламя отклонится в сторону коридора. Это выходит из комнаты тёплый воздух.
Воздух занимает место.
Слайд 17Чистый воздух не пахнет. Воздух не имеет запаха.
Вспомни как
пахнет в булочной, в столярной мастерской, в парикмахерской. Почему?
Слайд 18Если взять колбу с трубкой и опустить трубку в воду.
Заметим, что вода не входит в трубку - ее «не
пускает» воздух. Будем нагревать колбу.
Из трубки стали выходить пузырьки воздуха.
Почему это стало возможным?
При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Слайд 19У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо
проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому,
что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.
Воздух плохо проводит тепло.
Слайд 20 Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют.
Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками
задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
Слайд 21У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать
прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим
пышным хвостом.
Слайд 22И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной
постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между
длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод.
Слайд 23А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая
шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу
и льду ей не страшно.
Слайд 24Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло
и уютно.
Слайд 25 А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые
трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом
есть даже стихотворение:
Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех.
Слайд 26Какое свойство воздуха объясняет эти факты?
Воздух плохо проводит тепло.
Слайд 27Воздух плохо проводит тепло. Это свойство используется при изготовлении окон.
В них всегда делают двойные или тройные рамы..
Слайд 28Сжатым воздухом наполнен резиновый мяч. Когда мяч ударяется об пол,
воздух в нём ещё больше сжимается. Но так как сжатый
воздух упруг, он сейчас же расширяется, и мяч с силой отскакивает от пола.
Воздух сжимаемый и упругий
Слайд 29При нагревании воздух расширяется.
Слайд 30Почему в сильные холода птицы сидят нахохлившись?
Почему в домах
устанавливают двойные рамы на зиму?
Как вы понимаете выражение: «Воздух
должен быть чистым!»
Вопросы на смекалку
Слайд 32В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа.
При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600
литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу.
Слайд 33углекис-лый газ
углекис-лый газ
Кислород
Кислород
Животные и человек поглощaют кислород,
a выдыхaют угле-кислый гaз CO2, который, в свою очередь, повторно
усвaивaется рaстениями. Тaким обрaзом происходит его естественный круго-ворот в природе.
Слайд 34Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Какой чудесный воздух
в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь
деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.
Слайд 35А вот в городах воздух совсем другой, загрязненный. Вы мне
можете объяснить с чем или с кем это связано?
Слайд 36фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу,
пыль;
автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных
веществ;
пожары, извержения вулканов;
загрязнение земли непереработанным мусором.
Источники загрязнения:
Слайд 37Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!
Что люди
должны сделать, чтобы воздух был чистым?
Слайд 38Для здоровья людей, всего живого на Земле нам нужен чистый
воздух. Ведь только чистый воздух дает ЖИЗНЬ!
Слайд 41Какие вещества входят в состав воздуха?
А. водород, медь, цинк
Б.
кислород, азот, углекислый газ
В. хлор, фтор, йод
Тест «Воздух и
его охрана»
Слайд 42Какой газ воздуха необходим для дыхания?
А. азот
Б. кислород
В. углекислый
газ
Слайд 43Какими свойствами обладает воздух?
А. Прозрачен, бесцветен, без запаха, при
нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.
Б. Голубого
цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.
Слайд 44В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство
воздуха используется?
А. При нагревании воздух расширяется.
Б. При охлаждении воздух
сжимается.
В. Воздух плохо проводит тепло.
Слайд 45Как нужно охранять воздух от загрязнения?
А. Остановить все фабрики
и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю
в один огромный заповедник.
Б. Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.
Слайд 46https://www.youtube.com/watch?v=PacNM8Ojj7Y
Что такое воздух? Энциклопедия для детей.
https://www.youtube.com/watch?v=w8q_J_Zbr2Y
Воздух и его охрана
https://www.youtube.com/watch?v=vSh6IL13My4
О воздухе
https://www.youtube.com/watch?v=DH2QOBvCvbU
Почемучка.
О воздухе.
https://interneturok.ru/okruj-mir/3-klass
Интернетуроки 3 класс
Слайд 47Перечислите свойства воздуха и ответьте на вопросы.
Почему при ударе мяч
отскакивает от пола?
Почему окна делают с двойными рамами?
В чем будет
теплее: в 10-ти шелковых блузках или в 1-й шерстяной?
Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?
Что происходит с объемом воздуха при нагревании?
Что теплее валенки или зимние сапоги? Почему?
Какие свойства воздуха запомнили?
Какой газ в воздухе самый важный?
Как люди научились использовать воздух?
Что нужно делать, чтобы воздуха на земле не стало меньше?
Слайд 49Источник интернета: http://festival.1september.ru/articles/522383
Использован конспект урока Ламекиной Ольги Михайловны
Оформление и
звук: Елены Берюховой
https://videouroki.net/video/nachalniyeKlassi/3-class/okruzhaiushchii-mir-3-klass/
Видеоуроки 3 класс