Разделы презентаций


Антоний Погорельского «Черная курица или Подземные жители» презентация, доклад

Содержание

Цели урока:Повторение и систематизация знаний учащихся о фольклорной и литературной сказке.Обучение приемам анализа характера главного героя произведения.Формирование умений ориентироваться в тексте художественного произведения.Обогащение речи детей оценочной лексикой нравственного аспекта.Развитие умений обобщать

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок литературы в 5 классе
по сказке Антония Погорельского
«Черная курица, или

Подземные жители»
(УМК под редакцией В. Я. Коровиной)
(работа выполнена учителем русского

языка и литературы МОУ «Лесогорская СОШ» Голубевой Натальей Леонидовной)
Урок литературы в 5 классепо сказке Антония Погорельского«Черная курица, или Подземные жители»(УМК под редакцией В. Я. Коровиной)(работа

Слайд 3Цели урока:
Повторение и систематизация знаний учащихся о фольклорной и литературной

сказке.
Обучение приемам анализа характера главного героя произведения.
Формирование умений ориентироваться в

тексте художественного произведения.
Обогащение речи детей оценочной лексикой нравственного аспекта.
Развитие умений обобщать проанализированный материал.
Духовно-нравственное воспитание( развитие умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с целью возможного личностного роста).
Цели урока:Повторение и систематизация знаний учащихся о фольклорной и литературной сказке.Обучение приемам анализа характера главного героя произведения.Формирование

Слайд 4Задачи урока :
При работе с текстом произведения учить видеть логику

развития действия в эпосе, выделять ключевые слова, составлять их тематические

группы, совершенствовать технику чтения.
Развивать способности к образному и логическому обобщению, отражая результат анализа текста в цветовой гамме, рисунке, схеме, таблице, сборнике (мудрых мыслей).
Анализируя поступки героя, вызвать эмоциональный отклик на проявление добродетелей и пороков в человеке; развивать ценностные ориентации.
Задачи урока :При работе с текстом произведения учить видеть логику развития действия в эпосе, выделять ключевые слова,

Слайд 5Ход урока:
Организационный момент.


Проверка готовности класса к

уроку.(1 мин.)
Содержание:
1.Игра «Цепочка». (2 мин.)
2.Повторительно-обобщающая беседа. Составление таблицы «Основные признаки фольклорной и литературной сказки». (9 мин.)
3.Проверка знания текста учащимися. (2 мин.)
4.Аналитическая беседа . Характер главного героя . Составление таблицы «Добродетели и пороки». (20 мин.)
5.Жизнь души героя . Беседа о совести. (7 мин.)
6.Нравственные уроки сказки . Выводы. (3 мин.)
7.Домашнее задание. Составление сборника мудрых мыслей. (1 мин.)


Ход урока:Организационный момент.              Проверка

Слайд 6Игра «Цепочка»
Первый вариант называет фольклорные сказки, второй – литературные.
Первый ученик

называет сказку , второй повторяет название первого и добавляет свое

и т.д.
Например:
«Царевна – Лягушка»
2. «Царевна – Лягушка» , «Марья – Моревна »
3. «Царевна – Лягушка» , «Марья – Моревна » , «Финист ясный сокол»( и далее)
Игра «Цепочка»Первый вариант называет фольклорные сказки, второй – литературные.Первый ученик называет сказку , второй повторяет название первого

Слайд 7Повторительно – обобщающая беседа.
Найдите в содержании хрестоматии сказки «Царевна –

Лягушка» и «Спящая царевна».
Перелистайте знакомые вам тексты.
Чем отличаются произведения?
Попробуйте сопоставить

их по
- наличию авторства
- присутствию в тексте описания местности, облика героев , их характеров
способу выражения основной мысли
(в результате беседы заполняется таблица)


Повторительно – обобщающая беседа.Найдите в содержании хрестоматии сказки «Царевна – Лягушка» и «Спящая царевна».Перелистайте знакомые вам тексты.Чем

Слайд 8Основные признаки фольклорной и литературной сказки

Основные признаки фольклорной и литературной сказки

Слайд 9Вид на Исаакиевский собор

Вид на Исаакиевский собор

Слайд 10Васильевский остров

Васильевский остров

Слайд 11Линии Васильевского острова

Линии Васильевского острова

Слайд 12Проверка знания текста учащимися.
Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки

. Приведите их в порядок, используя нумерацию. При проверке цепочку

событий проговаривайте.
1.Алеша проявляет необыкновенные способности.
2.Король награждает героя конопляным зернышком , обещая исполнить желание.
3.Алеша в подземном королевстве.
4.Спасение Чернушки.
5.Прщание с министром.
6.Предательство.
7.Жизнь Алеши в пансионе.
8.Болезнь и выздоровление.
( 7 , 4 , 3 , 2 , 1 , 6 , 5 , 8 – упорядоченный ход событий )
Проверка знания текста учащимися.Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки . Приведите их в порядок, используя нумерацию.

Слайд 13Аналитическая беседа . Работа с текстом.
Главный герой сказки – десятилетний

мальчик Алеша.
1.Каким мы видим его в начале произведения?
2.Какой поступок Алеши

поразил вас?
(чтение и обсуждение эпизода «Спасение Чернушки»)
3.Как и почему изменился Алеша?
Итоги наблюдения за характером героя.
Закрасьте пространство, выразив цветом свое отношение к смыслу слова(поступка)

самопожертвование

предательство

Аналитическая беседа . Работа с текстом.Главный герой сказки – десятилетний мальчик Алеша.1.Каким мы видим его в начале

Слайд 14Работа с оценочной лексикой нравственного аспекта
Как называет Чернушка отрицательные качества

, проявившиеся в герое?(ПОРОКИ)
Назовите слово , противоположное по значению.(ДОБРОДЕТЕЛИ)
Познакомьтесь с

определением значения этого слова:
Добродетель – всякое похвальное качество души , деятельное стремление к добру , к избежанию зла (словарь В. И. Даля)
Найдите в тексте слова, с помощью которых можно назвать, оценить качества героя и его поступки.
(В результате коллективной работы появляется таблица)

Работа с оценочной лексикой нравственного аспектаКак называет Чернушка отрицательные качества , проявившиеся в герое?(ПОРОКИ)Назовите слово , противоположное

Слайд 15ДОБРОДЕТЕЛЬ ПОРОК


Скромность

Непослушание
Послушание Нескромность
Сострадание Гордость
Раскаяние Самолюбие
Стыд Самонадеянность
Совесть Праздность
Доброта Самопревозношение
Прилежание Неблагодарность

(Вся лексика взята из текста сказки .Конечно , учитель включен в работу , подсказывает детям нужные эпизоды и даже страницы . Это начало кропотливой работы с текстом . Обязательно учим работать с карандашом в руках).

ДОБРОДЕТЕЛЬ        ПОРОК

Слайд 16Право нравственного выбора
А теперь представим две графы таблицы в виде

двух дорожек . Вам надо выбрать , по какой идти

. Помните , как в сказках : налево пойдешь , направо пойдешь…Что будет в конце пути ? У вас есть право выбора.

Право нравственного выбораА теперь представим две графы таблицы в виде двух дорожек . Вам надо выбрать ,

Слайд 17Жизнь души героя . Беседа о совести.
Мы вспомнили внешние события

жизни героя. Но для человека свойственна и внутренняя жизнь. Жизнь

души. Мы радуемся, грустим, испытываем боль, став свидетелем или участником какого-то события. Внутри каждого из нас звучит колокольчик, подсказывающий нам, хорошо мы поступаем или дурно. Этот звоночек называется совесть. Когда человек поступает вопреки совести, ему становится как-то не по себе, его мучает совесть. Если человек не обращает внимания на голос совести, то звоночек замолкает в конце концов. Это значит, что человек убил в себе совесть. Про таких говорят бессовестный.
Назовите события, происходящие во внутренней жизни героя сказки.
Поразмышляйте над вопросами:
1.В своем духовном развитии герой движется вверх или вниз? Отразите это движение в виде схемы.
2.Как относится автор к своему герою?
(Алеша совершает много опрометчивых поступков, в нем много противоречий. Но автор тепло относится к нему за способность чувствовать свою вину и раскаиваться).
Жизнь души героя . Беседа о совести.Мы вспомнили внешние события жизни героя. Но для человека свойственна и

Слайд 18Жизнь души героя

Жизнь души героя

Слайд 19Выводы
Л. Н. Толстой , составляя список книг, повлиявших на его

духовное становление, включил в него сказку «Черная курица, или Подземные

жители». А какие уроки сказки усвоили вы?(Учащиеся предлагают варианты формулировок ,которые записываются в тетрадь).
1.Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей.
2.Слушать внутренний голос совести.
3.Быть требовательным к себе.
4.Преодолевать в себе эгоизм, лень,
ВыводыЛ. Н. Толстой , составляя список книг, повлиявших на его духовное становление, включил в него сказку «Черная

Слайд 20Домашнее задание
Можем ли мы в тексте сказки найти советы: как

жить? Как работать над собой?
Найдите такие высказывания, запишите и постарайтесь

запомнить.
Возможный вариант:
«Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку.»
«…если хочешь исправиться, то должен беспрестанно строго смотреть за собою».
«…для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность».
«Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли».
«Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть».
«Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит , благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай , что ты лучше их».
Согласны ли вы с утверждениями:
- у всех людей есть совесть
- голос совести можно услышать только после плохого поступка
плохих людей совесть не мучает
бессовестному человеку жить легче
Будьте готовы поделиться своими размышлениями с товарищами.





Домашнее заданиеМожем ли мы в тексте сказки найти советы: как жить? Как работать над собой?Найдите такие высказывания,

Слайд 21Задачи учителя и виды деятельности учеников на каждом этапе урока

Задачи учителя и виды деятельности учеников на каждом этапе урока

Слайд 23Рабочий лист учащегося

Рабочий лист учащегося

Слайд 24Рабочий лист учащегося

Рабочий лист учащегося

Слайд 25Спасение Чернушки. Иллюстрацию выполнил Притулин Владимир

Спасение Чернушки. Иллюстрацию выполнил Притулин Владимир

Слайд 26Иллюстрация выполнена Андрушко Александрой

Иллюстрация выполнена Андрушко Александрой

Слайд 27Сад в подземном королевстве. Иллюстрация выполнена Ипатовой Т

Сад в подземном королевстве. Иллюстрация выполнена Ипатовой Т

Слайд 28Сад в подземном королевстве. Иллюстрация выполнена Миловой А

Сад в подземном королевстве. Иллюстрация выполнена Миловой А

Слайд 29Литература
Литература 5 класс . Учебник для общеобразовательных учреждений . Автор-составитель

В. Я. Коровина. М. : Просвещение, 2007.
Интернет-ресурсы:
1.Библиотека Михаила Телегина
www.mtelegin.ru
2.Википедия
www.wikipedia.org


ЛитератураЛитература 5 класс . Учебник для общеобразовательных учреждений . Автор-составитель В. Я. Коровина. М. : Просвещение, 2007.Интернет-ресурсы:1.Библиотека

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика