Слайд 2Арам Ильич Хачатурян (1903-1978)
Родился в с. Коджоры, ныне Гардабанский район, Грузии. С детства
любил музыку, в школьной капелле играл на фортепиано, горне и тубе, но родители не
одобряли его увлечение, и серьёзно заняться музыкой он смог лишь в 19 лет. В 1921 году 18-летний Хачатурян приехал в Москву, где стал студентом биологического отделения физико-математического факультета; однако спустя год покинул университет и поступил в Гнесинское музыкальное училище, где обучался игре на виолончели и фортепиано, брал уроки композиции. Окончил училище в 1929 году.
В эти же годы Хачатурян впервые в жизни оказался на симфоническом концерте и был потрясён музыкой Бетховена и Рахманинова. «Танец для скрипки и фортепиано» стал первой работой композитора.
Слайд 3
В 1934 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у
Н. Я. Мясковского. За годы учебы в консерватории Хачатурян написал
более 50 произведений. Лучшим из всех созданных тогда камерных произведений оказалось Трио для кларнета, скрипки и фортепиано. Написанное в 1932 году, оно было вскоре услышано Прокофьевым и привлекло его самостоятельностью интонационного языка, сочностью мелоса, удивительной непринужденностью самовыражения, душевной теплотой. Прокофьев рекомендовал Трио к изданию, и вскоре оно вышло.
Слайд 4
Первым крупным произведением Хачатуряна стала Танцевальная сюита — истинный
гимн танцевальности, столь близкой темпераменту и складу дарования композитора Близилась
к концу пора студенчества. Хачатурян остается еще на два года в классе Мясковского как аспирант. Но мандатом на право называться профессиональным композитором должна стать дипломная работа. Арам Ильич решает писать симфонию. «Мои творческие искания и борения юности увенчались Первой симфонией», — вспоминал он через много лет. Это была одна из первых симфоний в Армении.
Слайд 5
Доминанта Первой симфонии Хачатуряна — ее яркая живописность, покоряющий
воображение, захватывающий дух народного музицирования, самобытность. Период 1935-1941 годов —
один из самых плодотворных в жизни и творчестве Хачатуряна. Завершена аспирантура Московской консерватории. Сочинен и успешно сыгран Фортепианный концерт. Вышли на экраны страны кинофильмы «Пэпо» и «Зангезур» с музыкой Арама Ильича На сценах московских театров ставятся спектакли «Валенсианская вдова» и «Маскарад» с музыкой Хачатуряна «Маскарад» стал вершиной творчества Хачатуряна в драматическом театре Написанная для спектакля Театра имени Вахтангова, музыка эта использовалась впоследствии во многих других театрах.
Слайд 6
16 ноября 1940 года состоялась премьера Скрипичного концерта Хачатуряна.
«Концерт имел большой успех, я был счастлив», — красноречиво заключил
свои воспоминания о премьере композитор. Мелодическое богатство Скрипичного концерта определило его успех в не меньшей мере, чем цельность формы и рельефность драматургических принципов. Началась Великая Отечественная война. В эти грозные дни войны и состоялась новая встреча Арама Хачатуряна с Кировским театром — вдали от Ленинграда и Москвы, в глубоком тылу на Урале. Тогда-то пришла к Араму Ильичу мысль: необходимо продолжить работу над балетом «Счастье».
Завершив ее, Хачатурян принимается в 1942 году за сочинение нового балета — «Гаянэ».
Слайд 7
Кино — школа для композитора. К этой мысли Арам
Ильич возвращался неоднократно, в особенности когда размышлял о судьбах молодежи.
«Это для молодого композитора колоссальная школа, я бы сказал, еще одна консерватория». Лучшей работой композитора в кино стала музыка к «Отелло» — единственному совместному фильму Хачатуряна с известным режиссером С. Юткевичем, снятому в 1956 году. Хачатурян в 1960-1970-е годы продолжал активно сочинять в различных жанрах.
Слайд 8
Список произведений Хачатуряна завершается третьей инструментальной триадой — сольными
сонатами для виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976) «Я
стремился, — говорил композитор, — как можно глубже проникнуть в самое существо любимых мною смычковых инструментов, извлечь из их сокровенных тайников как можно больше тембровых, динамических, эмоциональных качеств Мне хотелось, чтобы мои музыкальные мысли, которые я старался высказать современным языком, инструменты произнесли возможно выразительнее, пропели мою музыку живыми, трепетными голосами...» Намерения композитора оказались блистательно реализованными.
Слайд 9
Здоровье Арама Ильича тем временем все ухудшалось, и все
чаще он говорил о своем желании быть похороненным в Ереване.
Завещание было исполнено. После смерти 1 мая 1978 года Хачатуряна похоронили в пантеоне столицы Армении.