Слайд 1РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
2012 г.
Шипигин Юрий
Анатольевич
Слайд 2Арбитражная практика и ответственность за нарушение порядка ценообразования
Слайд 3
Предмет спора в Арбитражных судах
Слайд 4
Предмет спора в Арбитражных судах
Слайд 5
Порядок и организация ведения раздельного учета затрат
Слайд 6
2. Порядок разработки и утверждения норм труда
Слайд 7
3. Учет стоимости и трудоемкости как планируемых, так и
выполненных работ
Планы (отчеты) структурных
подразделений предприятия
Трудоемкость планируемых
работ
Трудоемкость выполненных
работ
Стоимость планируемых
работ
Стоимость выполненных
работ
Слайд 8
4. Превышение трудоемкости работ, принятой в цене
и оплаченной Заказчиком, над ее фактическим значением
В результате сравнительного анализа
протоколов согласования твердой фиксированной цены этапов ОКР за 2006-2008 годы и приложений к ним (заключение ВП МО РФ к проекту договорной цены, пояснительная записка к протоколу согласования договорной цены ОКР) с соответствующими табелями учета рабочего времени, был выявлен факт превышения трудоемкости работ инженерно-технических работников, принятой в цене и оплаченной Заказчиком, над ее фактическим значением.
Учитывая, что работы по государственному оборонному заказу в 2006 -2008 гг. были оплачены Заказчиком, рабочая группа произвела расчет суммы переплаты
Слайд 9
5. Порядок оформления начала и окончания этапа
НИОКР
Локальные нормативные акты, определяющие начало и окончание этапов НИОКР, являются
основанием для ведения раздельного учета, в соответствии с требованиями Правил ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности», утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 47.
Слайд 10
6. Сопоставимость стоимости нормо-часа, принимаемой
в цене
и фактически сложившейся
В ходе анализа сводных данных по нарядам на
выполнение работ по основным и вспомогательным цехам предприятия, участвовавших в 2006-2008 гг. в изготовлении научно-технической и серийной продукции, поставляемой по ГОЗ и последующего сопоставления величины фактической стоимости нормо-часа рабочих основных производственных цехов, а также вспомогательных производственных цехов предприятия за 2006 – 2008 гг. со стоимостью нормо-часа, соответствующих цехов, принятой ВП МО РФ в цене продукции, поставленной и оплаченной по государственному оборонному заказу, были выявлены факты несоответствия.
Результаты анализа свидетельствуют о том, что фактическая стоимость нормо-часа оказалась ниже, стоимости нормо-часа, соответствующих цехов, принятой ВП МО РФ в цене продукции, поставленной и оплаченной по государственному оборонному заказу в 2006 -2008 гг.
Разница в величине стоимости нормо-часа свидетельствует о завышении цены продукции, поставленной по государственному оборонному заказу в 2006 -2008 гг.
Слайд 11
7. Своевременность введения в организации новых
условий
оплаты труда
В нарушение приказов генерального директора предприятия оплата труда основных
производственных рабочих по вновь введенным повышенным тарифным ставкам осуществлялась с задержкой от 2 до 12 месяцев.
Данное обстоятельство повлияло на уровень фактических затрат организации по оплате труда работников.
При согласовании основных экономических нормативов организация обосновывало средний уровень заработной платы с учетом предложений по повышению тарифных ставок. На деле, не реализовав свои намерения, организация применяло при формировании цены на продукцию оборонного назначения, завышенные нормативы по оплате труда, завышая при этом цену продукции.
Слайд 12
8. Необоснованное отнесение на себестоимость затрат, включая
затраты на оплату труда работникам АУП
В ходе проверки был установлен
факт необоснованного отнесения на заказы за 2006-2008 годы затрат на оплату труда работникам (АУП), оплата труда которых была принята в цене работ и оплачена в составе общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
Слайд 13
9. Учет затрат, принятых организацией и включенных
в твердую фиксированную цену по договорам с соисполнителями
В согласованные цены
выполненных этапов за 2006-2008 г.г., были включены услуги соисполнителей, доля которых в себестоимости работ составляла более 80%.
При проведении анализа договоров с приложениями, платежных поручений, карточек счета 60, протоколов согласования твердых фиксированных цен по соисполнителям ГОЗ было выявлено, что при формировании твердой фиксированной цены в затраты организации по этапу 1 были включены затраты по этапам 1.1. и 1.2. по договорам, заключенным с соисполнителями 1 и 2.
В соответствии с ведомостью исполнения работ (неотъемлемая часть договора), утвержденной дополнительным соглашением, срок сдачи работ по этапу 1 перенесен на декабрь 2009 года.
Стоимость работ по этапу 1.1 в соответствии с уточненной ведомостью исполнения по договору составляет более 800 тыс. рублей
При согласовании твердой фиксированной цены предприятие включило затраты по этапу 1.1. в цену этапа 1. Военное представительство согласовало затраты организации по работам сторонних организаций (соисполнители) по этапу 1 в протоколе твердой фиксированной цены приняты в объеме, заявленном предприятием, однако, как было установлено в ходе проверки, данные работы не были выполнены (отсутствуют акты выполненных работ, платежные документы, подтверждающие факт оплаты этапа работ).
Слайд 14
10. Оплата невыполненных работ
Федеральный закон от 13
декабря 1994 года № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных
государственных нужд»:
пункт 4 статьи 3 «Продукция, поставляемая по государственному контракту, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этим контрактом».
пункт 3 статьи 5: «Продукция, не соответствующая требованиям, указанным в пункте 4 статьи 3 настоящего Федерального закона, а также некомплектная продукция считается непоставленной».
Слайд 15
11. Непропорциональное отнесение накладных расходов на себестоимость
продукции, поставляемой по ГОЗу
Правила ведения организациями, выполняющими государственный заказ за
счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 47:
накладные расходы (расходы по обслуживанию основного и вспомогательных производств, административно-управленческие расходы, расходы по содержанию общехозяйственного персонала и др.) включаются в себестоимость пропорционально прямым затратам, количеству продукции и другим показателям, характеризующим продукцию, выполняемую по государственному заказу за счет средств федерального бюджета, и иную продукцию, выпускаемую организацией.
Слайд 16
12. Завышение цены по прекращенным ОКР
( в
соответствии нормами статьи 776 ГК РФ)
Статья 776. Последствия невозможности продолжения
опытно-конструкторских и технологических работ
Если в ходе выполнения опытно-конструкторских и технологических работ обнаруживается возникшая не по вине исполнителя невозможность или нецелесообразность продолжения работ, заказчик обязан оплатить понесенные исполнителем затраты.
Согласно условиям государственного контракта в случае приостановления выполнения ОКР государственный заказчик оплачивает только фактически понесенные затраты
Оплата выполненных работ по прекращённой ОКР с учетом фактически понесенных затрат (себестоимость)
Принято и оплачено Заказчиком выполненные работы по прекращённой ОКР (с учётом % рентабельности)
Неправомерно полученные денежные средства
Слайд 17
13. Завышение объема выполненных работ при оплате
контрактов, заключенных в соответствии с п.4.2. Федерального закона от 21.06.2005
г. № 94-ФЗ
В случае, если в конкурсной документации, документации об аукционе при размещении заказа на выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг указывались цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, цена единицы услуги и (или) работы, предложенные лицом, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, в заявке на участие в конкурсе или при проведении аукциона, цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, цена единицы услуги и (или) работы являются твердыми и не могут изменяться в ходе исполнения такого контракта. Оплата выполнения таких работ, оказания таких услуг осуществляется по цене единицы услуги и (или) работы исходя из объема фактически оказанных услуг, выполненных работ, по цене каждой запасной части к технике, к оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых осуществлялись в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в конкурсной документации, документации об аукционе.
Слайд 18Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
Статья 14.6.
Нарушение порядка ценообразования
1. Завышение регулируемых государством цен на продукцию, товары либо услуги, предельных цен, завышение установленных надбавок к ценам … - влечет наложение административного штрафа на граждан - 5 000 рублей; на должностных лиц – 50 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
2. Занижение регулируемых государством цен на продукцию, товары либо услуги, предельных цен, занижение установленных надбавок к ценам, нарушение установленного порядка регулирования цен, а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 000 рублей; на должностных лиц – 50 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – 100 000 рублей.
Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения, а за нарушения законодательства РФ … о государственном регулировании цен (тарифов)… - по истечении одного года со дня совершения административного нарушения. При длящемся правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Слайд 19
Статья 7.32 Нарушение условий государственного или муниципального контракта на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд
…
2.
Изменение должностным лицом государственного заказчика условий государственного контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в том числе увеличение цены товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного контракта не предусмотрена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей.
3. Изменение должностным лицом государственного заказчика условий государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в том числе увеличение цены товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного контракта не предусмотрена федеральным законом и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для государственных нужд, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или стоимости товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметами административного правонарушения.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ)
Слайд 20Бюджетный кодекс Российской Федерации
от 31 июля 1998 г. N
145-ФЗ
Статья 301. Осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного
порядка
Осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением порядка, установленного настоящим Кодексом, влечет блокировку соответствующих расходов, привлечение к ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. При выявлении фактов умышленного завышения (занижения) цен в процессе осуществления государственных или муниципальных закупок руководители государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений привлекаются при наличии состава преступления к ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом РФ.