Слайд 1Сознание и бессознательное
Время и его восприятие
Классификация архетипов
Архетипы коллективного бессознательного
Теория и
практика массовой информации. Лекционный курс 3-го семестра. РосНОУ. Москва, 2010
г.
Ст. преподаватель Решетников С.Н.
Слайд 2Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг
(1875—1961)
швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии.
Развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел
источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений.
Слайд 4Человеческая психика
«Сфера» человеческой психики «изнутри». Основную площадь занимает подсознание. Сознание
помещается
за плотной,
но проницаемой ширмой-временем
Слайд 5Архетипы
Архетипы – это мощные
психические первообразы,
скрытые в глубинах
бессознательного,
врожденные
универсальные идеи,
изначальные модели
восприятия, мышления,
переживания. Это своего
рода первичные
представления о мире
и жизни, которые
не зависят от уровня
полученных знаний.
Они в разное время
появляются в сознании
людей, как бы всплывают
независимо от воли
человека; эти праформы
автономны, они не
определяются сознанием,
но способны
воздействовать на него.
Слайд 6
Четыре вида восприятия информации:
логическое (T)
и образное (эмоциональное) (F);
сенсорное
(S) (акцент на органы восприятия)
и интуитивное (N) (акцент на
воображение).
две установки при взаимодействии
с окружающим миром: экстравертная (E) (мотивирующая сила направлена
во вне);
интровертная (I) (внимание направлено внутрь, на субъект).
Классификация архетипов
Слайд 7Классификация архетипов
Плоскость
“экстраверсия
–интроверсия/
логика–
образность”.
Представлена
архетипами
Любовник,
Герой,
Славный
малый
и
Мудрец
Слайд 8Классификация архетипов
Плоскость “экстраверсия
–интроверсия/сенсорика
–интуиция”.
Представлена
архетипами Правитель,
Хранитель, Ребенок
и
Искатель
F - Образность
Слайд 9Классификация архетипов
F - Образность
Плоскость “логика
–образность/сенсорика
–интуиция”.
Представляет собой
по сути
разработанную
Абрахамом Маслоу
пирамиду
потребностей:
Сектор ST –
потребность
в действии,
обеспечении
питания
и защиты.
Сектор SF –
потребность в
самоидентификации –
кто я на самом деле?
Сектор FN –
потребность
в социализации,
осознании себя частью
большего.
Сектор NT –
потребность
в самореализации
Слайд 10Пирамида потребностей А.Маслоу
Духовные потребности,
творческая
самореализация
________________________
Потребность в престиже,
самореализация в
карьере
________________________
Социальные потребности,
принадлежность
к коллективу
Слайд 111. Правитель (плоскость ES)
Ценности:
власть, статус, престиж, контроль.
Проявление архетипа:
человек, который стремится
управлять другими людьми, держать все под контролем. Энергичен, напорист, уделяет
внимание своему имиджу. Старается занять высокое положение в обществе, укрепить свой авторитет и власть.
Мотивация:
воля, доминирование, удержание превосходства, руководство, контроль, статус, власть.
Слайд 122. Воин, герой (плоскость ET)
Ценности:
профессионализм, победа, предприимчивость, деньги.
Проявление архетипа:
легко
справляется со сложным делом, требующим профессионализма. Его естественная среда - поле
битвы, спортивное состязание, работа, т.е. там, где трудности требуют мужественных
и энергичных действий. С готовностью принимает вызов судьбы. Ловок
и предприимчив.
Мотивация:
агрессивность, соревнование, завоевание, мастерство, предприимчивость, деньги.
Слайд 133. Ребенок (плоскость EN)
Ценности:
радость жизни, веселье, беззаботность, новые возможности.
Проявление архетипа:
человек, который считает, что жизнь прекрасна и удивительна. Для него
жизнь - это веселая игра, праздник
и развлечение. Оптимист, фантазер
и выдумщик, он открыт всему новому, готов постоянно экспериментировать.
Мотивация:
новизна, игра, перспективы, обновление.
Слайд 14Архетипу «ребенок» соответствуют следующие художественные решения :
буйство красок, достаточно простых,
со смещением скорее в пастельные сочетания, чем в сложные грязноватые
оттенки;
динамика в композиции, причем движение скорее всенаправленное, чем устремленное к четко заданной цели;
обращение к образам игры, открытий, невероятных и сказочных сюжетов;
«неформальная», чуждая академичности графика.
3. Ребенок (плоскость EN)
Слайд 154. Эстет, любовник (EF)
Ценности:
привлекательность, сексуальность, страстность, чувственность.
Проявление архетипа:
человек,
который склонен к проявлению бурных эмоций. Ценит прекрасное, внимательно следит
за модой, общителен. Старается всегда быть привлекательным для окружающих, находиться в центре внимания.
Мотивация:
сексуальная привлекательность, эмоциональность, чувство прекрасного, искусство.
Худ. Елена Мироседина, «В лесу»
Слайд 165. Хранитель (плоскость IS)
Ценности:
комфорт, расслабление, покой, наслаждение.
Проявление архетипа:
человек, для
которого очень важно ощущение комфорта - удобная одежда, вкусная еда,
хорошее здоровье, полноценный отдых. Он стремится жить без стрессов, ценит стабильность, уют и покой.
Мотивация: защищенность, состояние здоровья, удобство, расслабление, наслаждение, консерватизм.
Худ. Джон Уильям Годвард (John William Godward ), «Праздность», 1900 г.
Слайд 175. Хранитель (плоскость IS)
Архетипу «хранитель», соответствует:
эмоциональная сдержанность;
спокойствие композиции, отсутствием ярко
выраженной динамики;
активное использование цвета, правда, не очень яркого, скорее оптимистичного
и теплого, создающего ощущение уюта.
Слайд 186. Мыслитель, философ (IT)
Ценности:
ум, объективность, логичность, знания.
Проявление архетипа:
человек, который
старается во всем быть объективным. Рассуждает логично, старается все разложить
"по полочкам". По натуре - "технарь". Не склонен к проявлению эмоций. Хорошо ориентируется
в законах, классификациях, способен дать дельный совет.
Мотивация:
логичность, планомерность, педантизм, знания, закон, мудрость.
Платон и Аристотель.
Худ. Рафаэль Санти, «Афинская школа», фреска, (1509-1511 гг.)
Слайд 19Архетипу «мудрец» соответствует:
сдержанная или ахроматическая цветовая гамма;
четкость в построении композиции,
разделенной на определенные смысловые блоки, связанные между собой очень логично;
умеренность,
возможно, симметричность;
отсутствие бурной эмоциональности;
академичность и реалистичность в графике.
6. Мыслитель, философ (IT)
Слайд 207. Странник, искатель (IN)
Ценности:
поиск индивидуальности, свобода, реализация, открытие тайн.
Проявление архетипа:
человек, который стремится быть не таким как все, отстаивает свою
индивидуальность. Его привлекают тайны природы, загадки истории. Он стремится познать смысл жизни, найти свое призвание, предназначение. Любит философствовать, путешествовать наяву и в своих фантазиях.
Мотивация:
раскрытие загадок природы и истории, поиск индивидуальности, интуиция, свобода.
Слайд 218. Друг, славный малый (IF)
Ценности:
доброта, душевность, верность, мораль.
Проявление архетипа:
человек, для
которого очень важны дружба, взаимоуважение, верность слову, семейные ценности. Большое
внимание в своей жизни уделяет человеческим взаимоотношениям, сентиментален. Ценит свою принадлежность к коллективу, "чувство локтя", душевность и искренность. Проявляет заботу и внимание к своим друзьям и близким.
Мотивация:
принадлежность, взаимоотношения, привязанность, забота, семья, гуманность.
Слайд 22Для лучшего запоминания:
Правитель приказал Герою доставить Ребенка, которого Хранительница родила
от Любовника-эстета, в то время как Философ с Искателем гуляли
в гостях у Славного малого
Слайд 24Архетип «герой» в рекламе
Компания Marlboro
продлила контракт с Ferrari
Слайд 25Архетип «Тень»
Символами подсознания часто выступают лабиринты, где можно повстречать Тень.
Тень обычно неприятна, потому что это критика наших действий подсознанием.
Олицетворяет те качества, которые нам не нравятся в других (противоположная сторона нашего эго).
В сновидениях как правило появляется
в образе человека одного пола со сновидящим.
Тень это не все подсознание целиком,
а только те его аспекты, которые принадлежат к личной сфере и вполне могут быть осознаны. Миф об Авгиевых конюшнях – пример такой критики со стороны Тени.
Тень сильно подвержена влиянию коллектива, причем дурному («гипнотическое влияние толпы»
у Г. Лебона). В образе положительного героя Тень выступает тогда, когда мы ощущаем потребность проявить худшую сторону своего характера.
Ариадна и Минотавр в лабиринте царя Миноса
Слайд 26Архетип «Анима»
Анима – олицетворение проявлений женственного в психике мужчины: это
смутные чувства, пророческие озарения, восприимчивость к иррациональному, способность любить, способность
контактировать с подсознанием. Образ складывается под влиянием матери.
В снах появляется в виде женщины, обычно действует за спиной Тени.
«Плохая» Анима порождает неуверенность, тревогу, раздражение (Иона, проглоченный китом, Орфей
и сирены, «роковые женщины» и проч.).
Ее преодоление помогает укрепить мужественность (все вариации битв
с драконами). «Хорошая» Анима может сделать мужчину женоподобным.
Анима объясняет любовь с первого взгляда (архетип обладает свойством проекции на внешние объекты).
Анима – проводник к миру Самости
и посредник в отношениях с ним.
Святой Георгий Победоносец, побеждающий змия, православная икона
Слайд 27Архетип «Анима»
Четыре стадии развития Анимы: Ева (инстинктивный уровень), Елена из
«Фауста» (эстетический уровень), Дева Мария
(вершина любви (эроса) в духовной преданности),
София (высшая мудрость, превосходящая высшие святость и чистоту)
Слайд 28Анимус – олицетворение мужского начала в женском подсознании. Это неявная,
но непреклонная убежденность, редко подходящая к конкретной ситуации. Основное влияние
на анимус оказывает отец. В снах обычно появляется в виде мужчины.
«Плохой» анимус – это расчетливые и злые мысли, «одержимость» злонамерениями, болтливость, страсть к грубым скандалам.
«Хороший» анимус – это высокий творческий потенциал, помогающий проложить дорогу к Самости, инициатива, храбрость, объективность и духовная мудрость.
Мифические образы: ангел смерти, разбойник и грабитель (Синяя Борода), сказка о Спящей Красавице и др.
Архетип «Анимус»
Иллюстрация Гюстава Доре к сказке о герцоге Синяя Борода.
Слайд 29Архетип «Анимус»
Мужские типы, характеризующие четыре стадии развития Анимуса: киногерой
Тарзан
(инстинктивный уровень), Э. Хемингуэй, писатель, тип «человека
действия» (эстетический уровень),
британский премьер-министр Д. Ллойд Джордж
(человек, несущий слово в массы), Махатма Ганди (мудрый наставник)
Слайд 30
Ключевые слова "Мужского" архетипа:
активность, прорыв, рост, сила, движение, распространение,
проникновение, разрушение границ, качество, упорядоченность, установление чего-то (в инженерном смысле),
четкая форма, ясность, абсолютная точность, твердость, четкие грани, (визуальный) чистый образ.
В изобразительном ряду – это образы "фаллического типа", то есть вытянутые и имеющие четкие границы фигуры, контрастные цвета. Например, изображения водонапорной башни, пальмы или кинжала будут отнесены к фаллическим символам.
Ключевые слова "Женского" архетипа:
принятие, принадлежность, покой, комфорт, надежность, защита, обладание.
В изобразительном ряду это округлые формы с нечеткими границами, мягкие переходы цвета. Например, бассейн, наполненный водой, композиция с мягкими тканями, овальные флаконы будут отнесены
к "женскому" типу символов.
Архетипы
«Мужское» и «Женское»
Слайд 31Архетип «Трикстер» (плут, веселый обманщик, двойник). Удачлив, неуловим, все время
меняется, плохо различает добро и зло, но — может наделять
бессмыслицу смыслом, умеет убеждать, тянется к знаниям, часто выступает как спаситель.
Архетип «Трикстер»
Слайд 32Четыре функции сознания: мышление, чувство, ощущение
и интуиция
Архетип «Самость»
Сфера
Ведунья
Старец
Квадрат
Гигантский
человек
Древо жизни
Мандала
Слайд 33Сбалансированная психика
Процесс индивидуации – это медленно
и неуловимо идущий процесс
духовного роста. Его центр – Самость (Даймон у греков, «гений»
у римлян, Ба – у египтян, личный тотем, фетиш – у древних племен). Сознание не самостоятельно, оно является структурной парой Самости. Психика сбалансирована, когда сознание находится в гармонии с бессознательным и его ядром.
Слайд 34Карл Густав Юнг
«Если человек, желающий оказать влияние на общественное мнение,
злоупотребляет с этой целью символами, они могут произвести впечатление на
массы,.. Однако невозможно знать наперед, будет или нет подсознание масс эмоционально захвачено… Похоже, что коллективное подсознание сохраняет свою автономность в той же мере, что и индивидуальное»
[мы не можем влиять на собственные сновидения]
«Иногда, в случаях особенно навязчивого воздействия на аудиторию, манипуляторы общественным мнением могут добиться временного успеха.
Но здесь лишь подавлены подлинные подсознательные реакции. А как коллективное, так и индивидуальное подавление приводит в одному и тому же результату – неврастенической диссоциации и психическим расстройствам. Любые попытки подавить реакции подсознания в конечном счете обречены на провал, поскольку в своей основе они антагоничны природе инстинктов»
«Попытки влиять на общественное мнение … строятся на двух факторах.
С одной стороны, они опираются на механизмы отбора … коллективных настроений. С другой стороны, они отражают предрассудки, проекции
и подсознательные комплексы (главным образом, комплекс силы) тех, кто манипулирует общественным мнением… Очевидно, что второй фактор
не может создать ничего позитивного»