Слайд 1Артур Шопенгауэр
22 февраля 1788 - 21 сентября 1860
Слайд 2Артур Шопенгауэр - немецкий философ XIX века, который считается одним
из основоположников субъективного идеализма и одним из первых философов-иррационалистов.
Основой философии
Шопенгауэра является понятие воли, которая является основной сущностью личности и проявляется в виде мировой воли, что и лежит в основе всего сущего. Воля независима от разума (слепое желание), но является неотъемлемой частью человеческой природы.
Воля - начало (первооснова) бытия, она порождает явления или "представления".
«Человек — единственное животное, которое причиняет другим боль, не имея при этом никакой другой цели.»
Слайд 3Биография
Место рождения : Гданьск, Гданьский повет, Поморское воеводство, Корона Королевства Польского,
Речь Посполитая. Отец философа, Генрих Флорис Шопенгауэр, был образованным человеком,
ценителем европейской культуры. Часто ездил по торговым делам в Англию и Францию. Его любимым писателем был Вольтер. Мать Артура, Иоганна, была моложе своего мужа на 20 лет. Она была писательницей и хозяйкой литературного салона. В 9 лет отец увёз Артура во Францию и оставил в Гавре на 2 года, в семье знакомого. В том же 1797 году родилась сестра Артура, Луиза Аделаида Лавиния, или Адель. В 1799 году Артур поступил в частную гимназию Рунге, где обучались сыновья самых знатных граждан, готовясь к занятиям коммерцией. В 1803 году около полугода обучался в Уимблдоне (Великобритания). В январе 1805 года начал работать в конторе торговой компании в Гамбурге. Весной того же года отец Артура погиб при загадочных обстоятельствах. В 1809 году (после двухлетней подготовки) поступил в Гёттингенский университет на медицинский факультет, а затем перешёл на философский. В Гёттингене прожил с 1809 по 1811 год. Затем переехал в Берлин, где посещал лекции Фихте и Шлейермахера.
Слайд 4В 1812 году Йенский университет заочно удостоил его звания доктора
философии. В 1819 году опубликовал свой основной труд «Мир как
воля и представление». В 1820 году получил звание доцента и начал преподавать в Берлинском университете. В 1831 году из-за эпидемии холеры покидает Берлин и поселяется во Франкфурте-на-Майне. В 1840-х годах Шопенгауэр стал одним из пионеров появлявшихся тогда в Германии первых зоозащитных организаций. В 1843 году Шопенгауэр переиздал трактат «Мир как воля и представление» и добавил к нему второй том. 21 сентября 1860 года Шопенгауэр скончался от пневмонии. Он был похоронен на кладбище Хауптфридхоф, на могильном камне философа всего два слова: «Артур Шопенгауэр». Был старым холостяком, славился своей внутренней, душевной свободой, пренебрегал элементарными жизненными благами, здоровье ставил на первое место, отличался резкостью суждений. Был крайне честолюбив и мнителен. Отличался недоверием к людям и крайней подозрительностью. Временами его охватывал по разным поводам страх: то он бежит из Неаполя из страха перед оспой; то покидает Верону из опасения, что ему подсунули отравленный нюхательный табак; то спит с оружием в руках и прячет в потайные углы ценные вещи из страха перед грабителями. Помимо своего родного языка свободно владел латинским, английским, французским, итальянским и испанским языками. Больше всего времени проводил в кабинете своей двухкомнатной квартиры, где его окружали бюст Канта, портреты Гёте, Декарта и Шекспира, бронзовая позолоченная тибетская статуя Будды, шестнадцать гравюр на стенах с изображением собак.
Слайд 5Достижения
В 1839 году получил премию Королевского норвежского научного общества за
конкурсную работу «О свободе человеческой воли».
В годы реакции Шопенгауэр получил
долгожданное признание. Рихард Вагнер посвящает ему свой оперный цикл «Кольцо нибелунга».
В 1820 году получил звание доцента и начал преподавать в Берлинском университете.
Философия Шопенгауэра, не получившая признания при его жизни, становится популярной с сер. 19 в. В западной традиции он явился предтечей философского иррационализма и волюнтаризма; в России влиятельными оказались его этика сострадания и эстетическая концепция (особенно в русском символизме). Идеи Шопенгауэра вошли в состав неокантианства, философии жизни, экзистенциализма, интуитивизма, психоанализа, прагматизма, дарвинизма; влияние его испытали Р.Вагнер, Э.Гартман, Ф.Ницше, Т.Манн, М.Пруст, Вл.Соловьев, Л.Толстой, А.Фет и др. С 1911 во Франкфурте-на-Майне работает международное Шопенгауэровское общество, издающее «Шопенгауэровский ежегодник».
За всю свою жизнь философ написал девять произведений на различные темы, такие как мораль, этика, поведение человека, медицина и закон. Шопенгауэр был твердо уверен в том, что его философские труды обречены на бессмертие и имеют непреходящую ценность для всего человечества. Эта уверенность была важнее для него, чем что бы то ни было.
Слайд 6Метафизика
К гносеологическому учению Шопенгауэра примыкает его метафизическое воззрение на волю
как сущность бытия. В 1813 г., когда Шопенгауэр заканчивал свою
первую работу, его отношение к «вещи в себе» вообще было сдержанным: он говорит о «подозрительном» понятии «вещи в себе» и указывает на его противоречивый характер. В книге «Мир как воля и представление» оказывается, что этому понятию соответствует некоторое положительное содержание. Для нашего интеллекта дан лишь мир-представление, но непосредственное чувство внутренним путём вводит нас в сущность всякого бытия, в волю. Наше тело знакомит нас и с физическими, и с психическими переменами: в движениях его нам нередко дана причинность в форме и бывания, и мотивации. Вот тут-то в актах, совершаемых нами одновременно по механической причинности и по мотивам, нам непосредственно становится очевидным, что общим корнем и физического, и психического является мировая воля.
Слайд 7Суждения философа
Философ возлагает надежды на достижение полнейшего истребления всего существующего.
Философская трактовка пессимизма у него является не чем иным, как
настрой ума на трезвое и целеноправленное стремление к истине. Свобода есть некончающийся, бесконечный родник жизни, но вместе с тем и родительница вообще всех бед. Воля стремится к идеалу, но он недостигаемый. Вот это то и определяет наши страдания. Чтобы избежать их, важно отказаться от желания бытия, жизни наслаждения, надо принять аскетизм. Путь, который ведёт к нравственности, именно в том и заключается, чтобы воля была обезоружена умом, обратилась бы к самой себе.
Философ утверждает, что сущность Христианства, Буддизма и других религий заключается в утверждении и отрицании воли. В частности, он ссылается на стоиков, которые предлагают, не забывать, об условиях человеческой жизни и всегда помнить, что наше бытие, в сущности очень грустная и жалкая судьба, а беды, которым мы подвержены, действительно не исчислимы. Мировоззрение стоиков говорит смириться с несовершенством всех вещей.
Слайд 8Произведения
«О четверояком корне закона достаточного основания» (Über die vierfache Wurzel
des Satzes vom zureichenden Grunde, 1813)
«О зрении и цветах» (Über
das Sehn und die Farben, 1816)
«Мир как воля и представление» (Die Welt als Wille und Vorstellung, 1819)
«Эристика, или искусство побеждать в спорах» (Eristische Dialektik: Die Kunst, Recht zu Behalten, 1831)
«О воле в природе» (Über den Willen in der Natur, 1836)
«О свободе воли» (Über die Freiheit des menschlichen Willens, 1839)
«Об основе морали» (Über die Grundlage der Moral, 1840)
«Две основные проблемы этики» (Die beiden Grundprobleme der Ethik, 1841)
«Parerga und Paralipomena» (1841, 1851 — два тома), в составе которого опубликованы, в частности, «Афоризмы житейской мудрости»
«Новые Paralipomena» (1860)
Слайд 9Цитаты
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что
поистине здоровый нищий счастливее больного короля.»
«Каждый усматривает в другом лишь
то, что содержится в нем самом.»
«Для каждого человека ближний — зеркало, из которого смотрят на него его собственные пороки; но человек поступает при этом как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.»
«Кто жесток к животным, тот не может быть добрым человеком.»
«В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле.»
«Мы редко думаем о том, что имеем, но всегда беспокоимся о том, чего у нас нет.»
«С точки зрения молодости жизнь есть бесконечное будущее, с точки зрения старости — очень короткое прошлое.»
«Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг.»
«Истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собой.»
«Одиночество есть жребий всех выдающихся умов»
«Примириться с человеком и возобновить с ним прерванные отношения — это слабость, в которой придется раскаяться, когда он при первом же случае сделает то же самое, что стало причиной разрыва. «
Слайд 10Заключение
Актуальность учения немецкого философа Шопенгауэра состоит в том, что большое
количество его мыслей многие философы взяли за основу для дальнейшего
развития философских понятий. Его высказывания о воле, жизни, смерти, истине стали формироваться как человеческая мудрость, которую необходимо познать, понять, донести до всего человечества. Артур Шопенгауэр в трудах западных ученых 20 века упоминается гораздо чаще, чем философы его современности. Объясняя свои понятия, философ пытался "посеять" в окружающем мире разумное, вечное, доброе и хотел, чтобы каждый человек был по-своему счастлив. Шопенгауэр - один из самых ярких представителей пессимистического постреализма своего времени. Его учение об истине и воле в некоторых аспектах применимы в нашей современной жизни. Безвольному человеку всегда трудно жить, а волю нужно развивать, растить, вскармливать, воспитывать. Философия Артура Шопенгауэра - это огромный вклад в развитие человечества. Его труды не исчезли бесследно. Несмотря на то, что популярность пришла в последние годы жизни, а всю жизнь он неустанно отстаивал свои взгляды, философия Шопенгауэра оказала огромное влияние на многих известнейших в дальнейшем философов. Огромное значение философии Шопенгауэра заключается также в ее влиянии на общий ход философской мысли, на образование новых систем и направлений.Слова, сказанные Шопенгауэром более ста лет назад, не потеряли своей актуальности и сегодня. Артур Шопенгауэр внёс неоценимый вклад в развитие иррационалистической философии XIX века.