Разделы презентаций


Архетипы коллективного бессознательного

Содержание

Карл Густав ЮнгКарл Густав Юнг (1875—1961) швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии. Развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Сознание и бессознательное
Время и его восприятие
Классификация архетипов

Архетипы коллективного бессознательного

Теория и

практика массовой информации. Лекционный курс 3-го семестра. РосНОУ. Москва, 2010

г.
Ст. преподаватель Решетников С.Н.

Сознание и бессознательноеВремя и его восприятиеКлассификация архетиповАрхетипы коллективного бессознательногоТеория и практика массовой информации. Лекционный курс 3-го семестра.

Слайд 2Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг (1875—1961) швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии.

Развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел

источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений.
Карл Густав ЮнгКарл Густав Юнг  (1875—1961) швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии. Развил учение о коллективном бессознательном,

Слайд 3Человеческая психика

Человеческая психика

Слайд 4Человеческая психика
«Сфера» человеческой психики «изнутри». Основную площадь занимает подсознание. Сознание

помещается за плотной, но проницаемой ширмой-временем

Человеческая психика«Сфера» человеческой психики «изнутри». Основную площадь занимает подсознание. Сознание помещается  за плотной,  но проницаемой

Слайд 5Архетипы
Архетипы – это мощные психические первообразы, скрытые в глубинах бессознательного,

врожденные универсальные идеи, изначальные модели восприятия, мышления, переживания. Это своего

рода первичные представления о мире и жизни, которые не зависят от уровня полученных знаний. Они в разное время появляются в сознании людей, как бы всплывают независимо от воли человека; эти праформы автономны, они не определяются сознанием, но способны воздействовать на него.
АрхетипыАрхетипы – это мощные  психические первообразы,  скрытые в глубинах  бессознательного,  врожденные  универсальные

Слайд 6

Четыре вида восприятия информации: логическое (T) и образное (эмоциональное) (F); сенсорное

(S) (акцент на органы восприятия) и интуитивное (N) (акцент на

воображение).
две установки при взаимодействии с окружающим миром: экстравертная (E) (мотивирующая сила направлена во вне); интровертная (I) (внимание направлено внутрь, на субъект).

Классификация архетипов




Четыре вида восприятия информации:  логическое (T)  и образное (эмоциональное) (F); сенсорное (S) (акцент на органы

Слайд 7Классификация архетипов
Плоскость “экстраверсия –интроверсия/
логика– образность”.
Представлена архетипами Любовник, Герой, Славный малый

и Мудрец

Классификация архетиповПлоскость  “экстраверсия  –интроверсия/логика– образность”. Представлена  архетипами  Любовник,  Герой,  Славный

Слайд 8Классификация архетипов
Плоскость “экстраверсия –интроверсия/сенсорика –интуиция”.
Представлена архетипами Правитель, Хранитель, Ребенок и

Искатель
F - Образность

Классификация архетиповПлоскость “экстраверсия  –интроверсия/сенсорика –интуиция”. Представлена  архетипами Правитель,  Хранитель, Ребенок  и Искатель F

Слайд 9Классификация архетипов
F - Образность
Плоскость “логика –образность/сенсорика –интуиция”.
Представляет собой по сути

разработанную Абрахамом Маслоу пирамиду потребностей:
Сектор ST – потребность в действии, обеспечении

питания и защиты.
Сектор SF – потребность в самоидентификации – кто я на самом деле?
Сектор FN – потребность в социализации, осознании себя частью большего.
Сектор NT – потребность в самореализации
Классификация архетиповF - ОбразностьПлоскость “логика  –образность/сенсорика –интуиция”. Представляет собой  по сути разработанную  Абрахамом Маслоу

Слайд 10Пирамида потребностей А.Маслоу
Духовные потребности, творческая самореализация ________________________
Потребность в престиже, самореализация в

карьере

________________________
Социальные потребности, принадлежность к коллективу

Пирамида потребностей А.МаслоуДуховные потребности,  творческая  самореализация ________________________Потребность в престиже,  самореализация в карьере________________________Социальные потребности, принадлежность

Слайд 111. Правитель (плоскость ES)

Ценности: власть, статус, престиж, контроль. 

Проявление архетипа: человек, который стремится

управлять другими людьми, держать все под контролем. Энергичен, напорист, уделяет

внимание своему имиджу. Старается занять высокое положение в обществе, укрепить свой авторитет и власть.

Мотивация: воля, доминирование, удержание превосходства, руководство, контроль, статус, власть.


1. Правитель (плоскость ES)Ценности: власть, статус, престиж, контроль. Проявление архетипа: человек, который стремится управлять другими людьми, держать все

Слайд 122. Воин, герой (плоскость ET)

Ценности: профессионализм, победа, предприимчивость, деньги.

Проявление архетипа: легко

справляется  со сложным делом, требующим профессионализма.  Его естественная среда - поле

битвы, спортивное состязание, работа, т.е. там, где  трудности требуют мужественных и энергичных действий. С готовностью принимает  вызов судьбы. Ловок и предприимчив.

Мотивация: агрессивность, соревнование, завоевание, мастерство, предприимчивость, деньги.


2. Воин, герой (плоскость ET)Ценности: профессионализм, победа, предприимчивость, деньги.Проявление архетипа:  легко справляется  со сложным делом, требующим

Слайд 133. Ребенок (плоскость EN)


Ценности: радость жизни, веселье, беззаботность, новые возможности.

Проявление архетипа:

человек, который считает, что жизнь прекрасна и удивительна. Для него

жизнь - это веселая игра, праздник и развлечение. Оптимист, фантазер и выдумщик, он открыт всему новому, готов  постоянно экспериментировать.

Мотивация: новизна, игра, перспективы, обновление.


3. Ребенок (плоскость EN)Ценности: радость жизни, веселье, беззаботность, новые возможности.Проявление архетипа:  человек, который считает, что жизнь

Слайд 14Архетипу «ребенок» соответствуют следующие художественные решения :
буйство красок, достаточно простых,

со смещением скорее в пастельные сочетания, чем в сложные грязноватые

оттенки;
динамика в композиции, причем движение скорее всенаправленное, чем устремленное к четко заданной цели;
обращение к образам игры, открытий, невероятных и сказочных сюжетов;
«неформальная», чуждая академичности графика.

3. Ребенок (плоскость EN)

Архетипу «ребенок» соответствуют следующие художественные решения : буйство красок, достаточно простых, со смещением скорее в пастельные сочетания,

Слайд 154. Эстет, любовник (EF)

Ценности: привлекательность, сексуальность, страстность, чувственность.

Проявление архетипа: человек,

который склонен к проявлению бурных эмоций. Ценит прекрасное, внимательно следит

за модой, общителен. Старается всегда быть привлекательным для окружающих, находиться в центре внимания.

Мотивация: сексуальная привлекательность, эмоциональность, чувство прекрасного, искусство.

Худ. Елена Мироседина, «В лесу»


4. Эстет, любовник (EF) Ценности: привлекательность, сексуальность, страстность, чувственность.Проявление архетипа:  человек, который склонен к проявлению бурных

Слайд 165. Хранитель (плоскость IS)

Ценности: комфорт, расслабление, покой, наслаждение.

Проявление архетипа: человек, для

которого очень важно ощущение комфорта - удобная одежда, вкусная еда,

хорошее здоровье, полноценный отдых. Он стремится жить без стрессов, ценит стабильность, уют и покой.

Мотивация: защищенность,  состояние здоровья, удобство, расслабление, наслаждение, консерватизм.

Худ. Джон Уильям Годвард (John William Godward ), «Праздность», 1900 г.



5. Хранитель (плоскость IS)Ценности: комфорт, расслабление, покой, наслаждение.Проявление архетипа:  человек, для которого очень важно ощущение комфорта

Слайд 175. Хранитель (плоскость IS)
Архетипу «хранитель», соответствует:

эмоциональная сдержанность;
спокойствие композиции, отсутствием ярко

выраженной динамики;
активное использование цвета, правда, не очень яркого, скорее оптимистичного

и теплого, создающего ощущение уюта.
5. Хранитель (плоскость IS)Архетипу «хранитель», соответствует:эмоциональная сдержанность;спокойствие композиции, отсутствием ярко выраженной динамики;активное использование цвета, правда, не очень

Слайд 186. Мыслитель, философ (IT)

Ценности: ум, объективность, логичность, знания.

Проявление архетипа: человек, который

старается во всем быть объективным. Рассуждает логично, старается все разложить

"по полочкам". По натуре - "технарь". Не склонен к проявлению эмоций. Хорошо ориентируется в законах, классификациях, способен дать дельный совет.

Мотивация: логичность, планомерность, педантизм, знания, закон, мудрость.


Платон и Аристотель.
Худ. Рафаэль Санти, «Афинская школа», фреска, (1509-1511 гг.)


6. Мыслитель, философ (IT)Ценности: ум, объективность, логичность, знания.Проявление архетипа:  человек, который старается во всем быть объективным.

Слайд 19Архетипу «мудрец» соответствует:

сдержанная или ахроматическая цветовая гамма;
четкость в построении композиции,

разделенной на определенные смысловые блоки, связанные между собой очень логично;
умеренность,

возможно, симметричность;
отсутствие бурной эмоциональности;
академичность и реалистичность в графике.

6. Мыслитель, философ (IT)

Архетипу «мудрец» соответствует:сдержанная или ахроматическая цветовая гамма;четкость в построении композиции, разделенной на определенные смысловые блоки, связанные между

Слайд 207. Странник, искатель (IN)

Ценности: поиск индивидуальности, свобода, реализация, открытие тайн.

Проявление архетипа:

человек, который стремится быть не таким как все, отстаивает свою

индивидуальность. Его привлекают тайны природы, загадки истории. Он стремится познать смысл жизни, найти свое призвание, предназначение.  Любит философствовать, путешествовать наяву и в своих фантазиях.

Мотивация: раскрытие загадок природы и истории, поиск индивидуальности, интуиция, свобода.


7. Странник, искатель (IN)Ценности: поиск индивидуальности, свобода, реализация, открытие тайн.Проявление архетипа:  человек, который стремится быть не

Слайд 218. Друг, славный малый (IF)

Ценности: доброта, душевность, верность, мораль.

Проявление архетипа: человек, для

которого очень важны дружба, взаимоуважение, верность слову, семейные ценности. Большое

внимание в своей жизни уделяет человеческим взаимоотношениям, сентиментален. Ценит свою принадлежность к коллективу, "чувство локтя", душевность и искренность. Проявляет заботу и внимание к своим друзьям и близким.

Мотивация: принадлежность, взаимоотношения, привязанность, забота, семья, гуманность. 


8. Друг, славный малый (IF)Ценности: доброта, душевность, верность, мораль.Проявление архетипа: человек, для которого очень важны дружба, взаимоуважение,

Слайд 22Для лучшего запоминания:
Правитель приказал Герою доставить Ребенка, которого Хранительница родила

от Любовника-эстета, в то время как Философ с Искателем гуляли

в гостях у Славного малого
Для лучшего запоминания:Правитель приказал Герою доставить Ребенка, которого Хранительница родила от Любовника-эстета, в то время как Философ

Слайд 23Архетип «герой» в рекламе

Архетип «герой» в рекламе

Слайд 24Архетип «герой» в рекламе
Компания Marlboro
продлила контракт с Ferrari

Архетип «герой» в рекламеКомпания Marlboroпродлила контракт с Ferrari

Слайд 25Архетип «Тень»
Символами подсознания часто выступают лабиринты, где можно повстречать Тень.

Тень обычно неприятна, потому что это критика наших действий подсознанием.

Олицетворяет те качества, которые нам не нравятся в других (противоположная сторона нашего эго). В сновидениях как правило появляется в образе человека одного пола со сновидящим. Тень это не все подсознание целиком, а только те его аспекты, которые принадлежат к личной сфере и вполне могут быть осознаны. Миф об Авгиевых конюшнях – пример такой критики со стороны Тени. Тень сильно подвержена влиянию коллектива, причем дурному («гипнотическое влияние толпы» у Г. Лебона). В образе положительного героя Тень выступает тогда, когда мы ощущаем потребность проявить худшую сторону своего характера.


Ариадна и Минотавр в лабиринте царя Миноса


Архетип «Тень»Символами подсознания часто выступают лабиринты, где можно повстречать Тень.  Тень обычно неприятна, потому что это

Слайд 26Архетип «Анима»
Анима – олицетворение проявлений женственного в психике мужчины: это

смутные чувства, пророческие озарения, восприимчивость к иррациональному, способность любить, способность

контактировать с подсознанием. Образ складывается под влиянием матери. В снах появляется в виде женщины, обычно действует за спиной Тени. «Плохая» Анима порождает неуверенность, тревогу, раздражение (Иона, проглоченный китом, Орфей и сирены, «роковые женщины» и проч.). Ее преодоление помогает укрепить мужественность (все вариации битв с драконами). «Хорошая» Анима может сделать мужчину женоподобным. Анима объясняет любовь с первого взгляда (архетип обладает свойством проекции на внешние объекты). Анима – проводник к миру Самости и посредник в отношениях с ним.


Святой Георгий Победоносец, побеждающий змия, православная икона


Архетип «Анима»Анима – олицетворение проявлений женственного в психике мужчины: это смутные чувства, пророческие озарения, восприимчивость к иррациональному,

Слайд 27
Архетип «Анима»

Четыре стадии развития Анимы: Ева (инстинктивный уровень), Елена из

«Фауста» (эстетический уровень), Дева Мария
(вершина любви (эроса) в духовной преданности),

София (высшая мудрость, превосходящая высшие святость и чистоту)
Архетип «Анима»Четыре стадии развития Анимы: Ева (инстинктивный уровень), Елена из «Фауста» (эстетический уровень), Дева Мария(вершина любви (эроса)

Слайд 28
Анимус – олицетворение мужского начала в женском подсознании. Это неявная,

но непреклонная убежденность, редко подходящая к конкретной ситуации. Основное влияние

на анимус оказывает отец. В снах обычно появляется в виде мужчины. «Плохой» анимус – это расчетливые и злые мысли, «одержимость» злонамерениями, болтливость, страсть к грубым скандалам. «Хороший» анимус – это высокий творческий потенциал, помогающий проложить дорогу к Самости, инициатива, храбрость, объективность и духовная мудрость. Мифические образы: ангел смерти, разбойник и грабитель (Синяя Борода), сказка о Спящей Красавице и др.

Архетип «Анимус»


Иллюстрация Гюстава Доре к сказке о герцоге Синяя Борода.


Анимус – олицетворение мужского начала в женском подсознании. Это неявная, но непреклонная убежденность, редко подходящая к конкретной

Слайд 29
Архетип «Анимус»

Мужские типы, характеризующие четыре стадии развития Анимуса: киногерой Тарзан

(инстинктивный уровень), Э. Хемингуэй, писатель, тип «человека действия» (эстетический уровень),

британский премьер-министр Д. Ллойд Джордж (человек, несущий слово в массы), Махатма Ганди (мудрый наставник)
Архетип «Анимус»Мужские типы, характеризующие четыре стадии развития Анимуса: киногерой  Тарзан (инстинктивный уровень), Э. Хемингуэй, писатель, тип

Слайд 30

Ключевые слова "Мужского" архетипа: активность, прорыв, рост, сила, движение, распространение,

проникновение, разрушение границ, качество, упорядоченность, установление чего-то (в инженерном смысле),

четкая форма, ясность, абсолютная точность, твердость, четкие грани, (визуальный) чистый образ.     В изобразительном ряду – это образы "фаллического типа", то есть вытянутые и имеющие четкие границы фигуры, контрастные цвета. Например, изображения водонапорной башни, пальмы или кинжала будут отнесены к фаллическим символам.        
Ключевые слова "Женского" архетипа: принятие, принадлежность, покой, комфорт, надежность, защита, обладание.  В изобразительном ряду это округлые формы с нечеткими границами, мягкие переходы цвета. Например, бассейн, наполненный водой, композиция с мягкими тканями, овальные флаконы будут отнесены к "женскому" типу символов.

Архетипы «Мужское» и «Женское»


Ключевые слова

Слайд 31
Архетип «Трикстер» (плут, веселый обманщик, двойник). Удачлив, неуловим, все время

меняется, плохо различает добро и зло, но — может наделять

бессмыслицу смыслом, умеет убеждать, тянется к знаниям, часто выступает как спаситель.

Архетип «Трикстер»


Архетип «Трикстер» (плут, веселый обманщик, двойник). Удачлив, неуловим, все время меняется, плохо различает добро и зло, но

Слайд 32
Четыре функции сознания: мышление, чувство, ощущение и интуиция
Архетип «Самость»

Сфера
Ведунья
Старец
Квадрат
Гигантский

человек
Древо жизни
Мандала

Четыре функции сознания: мышление, чувство, ощущение  и интуиция Архетип «Самость»СфераВедуньяСтарецКвадратГигантский человекДрево жизниМандала

Слайд 33Сбалансированная психика
Процесс индивидуации – это медленно и неуловимо идущий процесс

духовного роста. Его центр – Самость (Даймон у греков, «гений»

у римлян, Ба – у египтян, личный тотем, фетиш – у древних племен). Сознание не самостоятельно, оно является структурной парой Самости. Психика сбалансирована, когда сознание находится в гармонии с бессознательным и его ядром.
Сбалансированная психикаПроцесс индивидуации – это медленно  и неуловимо идущий процесс духовного роста. Его центр – Самость

Слайд 34Карл Густав Юнг
«Если человек, желающий оказать влияние на общественное мнение,

злоупотребляет с этой целью символами, они могут произвести впечатление на

массы,.. Однако невозможно знать наперед, будет или нет подсознание масс эмоционально захвачено… Похоже, что коллективное подсознание сохраняет свою автономность в той же мере, что и индивидуальное» [мы не можем влиять на собственные сновидения]

«Иногда, в случаях особенно навязчивого воздействия на аудиторию, манипуляторы общественным мнением могут добиться временного успеха. Но здесь лишь подавлены подлинные подсознательные реакции. А как коллективное, так и индивидуальное подавление приводит в одному и тому же результату – неврастенической диссоциации и психическим расстройствам. Любые попытки подавить реакции подсознания в конечном счете обречены на провал, поскольку в своей основе они антагоничны природе инстинктов»

«Попытки влиять на общественное мнение … строятся на двух факторах. С одной стороны, они опираются на механизмы отбора … коллективных настроений. С другой стороны, они отражают предрассудки, проекции и подсознательные комплексы (главным образом, комплекс силы) тех, кто манипулирует общественным мнением… Очевидно, что второй фактор не может создать ничего позитивного»
Карл Густав Юнг«Если человек, желающий оказать влияние на общественное мнение, злоупотребляет с этой целью символами, они могут

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика