Слайд 1Автор: Николай Челышев, к.т.н.
nchelyshev@hse.ru
chell@fors.ru
Введение
в бизнес-информатику
Часть 2
2014
Слайд 2Программа семинара
Зачем получать образование?
Что такое бизнес-информатика?
Как появляется и развивается научная
дисциплина
Слайд 4Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию
объективных знаний о действительности.
Основой этой деятельности является сбор фактов,
их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, прогнозировать.
Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.
Слайд 5Классификация научного знания (1)
Теоретические науки (математика, физика).
Практические науки.
Механические науки (навигация,
сельское хозяйство, охота, медицина, театр).
Логика, включающая грамматику и риторику.
Гуго Сен-Викторский
(XII век)
Слайд 6Классификация научного знания (2)
Слайд 7
Что такое бизнес-информатика?
Слайд 8Структура бизнес-информатики
информационно-коммуникационные системы (Information and communications systems);
информационный менеджмент
(Information Management);
бизнес-аналитика (Business Intelligence);
процессный менеджмент (Process Management);
интернет-экономика
(Internet Economy).
Слайд 9Основные области знаний бизнес-информатики
Слайд 10Введение в общую теорию систем
История: как появилась и развивалась теория
систем
Место теории систем в науке
Понятие проблемы
Способы решения проблемы
Улучшающее вмешательство
Слайд 11История: как появилась и развивалась теория систем
Познавать природу системно –
естественно для мышления человека
Системность – всеобщее свойство материи
Слайд 12История: как появилась и развивалась теория систем
Слайд 13Понятие системности
Системность
Ориентационная
Системный подход
Мировоззренческая
Методологическая
Системная теория
Системный метод
Систематизирующая
Познавательная
Объясняющая
Слайд 14Понятие системности
Системный подход
Системная теория
Системный метод
Множество обобщённых правил; предлагает рассматривать окружающий
мир с позиций его системного устройства
Некоторая совокупность относительно простых методов
и приёмов познания, а также преобразования действительности
Объясняет происхождение, устройство, функционирование и развитие систем различной природы
Слайд 15Место теории систем в науке
Математика
Отраслевые теории систем
Специальные теории различных наук
Естественные
и общественные науки
Инженерные науки
Специальные теории систем
Общая теория систем
Философия
Системотехника
Системология
Слайд 16Понятие проблемы
Проблемная ситуация – реальное стечение обстоятельств, положение вещей, которым
кто-то недоволен и хотел бы изменить
Проблема – субъективное отрицательное отношение
субъекта к реальности
СИТУАЦИЯ
Слайд 17Способы решения проблемы
Способы влияния на субъект без изменения реальности
Компенсация недостатка
информации
Изменение восприятия реальности
Прерывание взаимодействия субъекта с реальностью
Слайд 18Способы решения проблемы
Способы вмешательства в реальность: подготовительные соображения
Множественность субъектов
Различия между субъектом и объектом
«Правильное» поведение максимально согласуется с
принятой субъектом идеологией
Слайд 19Способы решения проблемы
Способы вмешательства в реальность
Множественность субъектов
Слайд 20Способы решения проблемы
Способы вмешательства в реальность: подготовительные соображения
Различия между
субъектом и объектом
Оценочное суждение: объективных оценок не может быть
«Правильное» поведение максимально согласуется с принятой субъектом идеологией
Слайд 21Способы решения проблемы
Три типа идеологий подхода к решению проблемы
Принцип
приоритета меньшинства
Принцип приоритета группы
Принцип приоритета каждого
Слайд 22Улучшающее вмешательство
ПСА – теория и практика проектирования и внедрения улучшающих
вмешательств
Осуществимо ли улучшающее вмешательство?
Причины неудач на пути реализации улучшающего вмешательства
Движение
в правильном направлении
Слайд 23Способы решения проблемы
Способы вмешательства в реальность
ABSOLUTION - невмешательство
RESOLUTION – частичное
вмешательство
SOLUTION – оптимальное решение
DISSOLUTION - предотвращение
Слайд 24
Типовая последовательность действий при решении проблемы с применением ПСА
Слайд 25Понятие системы
Классификация систем
Слайд 26Моделирование систем
Неизбежность построения модели
Построение модели: анализ и синтез
Модель состава системы
Модель
структуры системы
Абстрактные и реальные модели
Познавательные и прагматические модели
Адекватность модели
Слайд 27Неизбежность построения модели
Мир реальных систем
Мир реальных систем
Субъект
Познание мира
Преобразование мира
Слайд 28Неизбежность построения модели
Модель – форма существования знаний
Модель – средство осуществления
любой деятельности субъекта
Модель – описание желаемого будущего
Модель – алгоритм (план)
перехода из текущего состояния к желаемому будущему
Слайд 30Сложное целое расчленяем на более мелкие, возможно более простые, части
Анализируем,
изучаем полученные фрагменты
Объединяем изученные части и объясняем целое
Построение модели: аналитический
метод
Слайд 31Модель состава и модель структуры системы
Остановка разбиения: различные причины
Главная опасность
при декомпозиции – потеря эмерджентных свойств
Слайд 32Построение модели: синтетический метод
Слайд 33Построение модели: синтетический метод
Выделение большей системы – метасистемы
Изучение состава и
структуры метасистемы
Определение места и роли нашей системы в метасистеме
Слайд 34Абстрактные и реальные модели
Третье определение модели: модель есть системное отображение
оригинала
Язык – универсальное средство моделирования
От разговорного до языка математики
«Всякая область
знаний тем больше может претендовать на звание науки, чем больше она пользуется математическими моделями»
Классификация – простейшая абстрактная модель разнообразия действительности
Искусственная и естественная классификации
Слайд 35Познавательные модели
Не вошедшее в модель знание
Новое знание, полученное
с использованием модели
Слайд 36Адекватность и ингерентность модели
Субъект
Оригинал
Модель
Культура
Слайд 37Иерархия моделей
Данные - что
Информация - состав
Знание - структура
Понимание - почему
Мудрость
- зачем
Слайд 38Управление в системе
Пять компонентов управления
Объект управления – управляемая система
Цель управления
Управляющее воздействие
Модель системы
Блок управления
Слайд 39Объект управления – управляемая система
Y(t) = S[ V(t), U(t)]
Слайд 40Модель системы и блок управления
Слайд 41Типы управления системой
Y(t) = S [ V(t), U*M(t)]
Управление простой
системой
Управление сложной системой
Управление по параметрам
Управление по структуре
Управление по целям
Управление большими системами
Эволюционное управление
Слайд 42Управление простой системой
Программное управление
Y*(t) = S [ V(t), U*M(t)]
Простая
система
Адекватная модель управления
Управляющее воздействие U*M(t) - программа
Слайд 44Управление сложной системой
Метод проб и ошибок
Yi(t) = S [ v(t),
UiM(t)], i=1, 2, 3, …
Алгоритм управления сложной системой:
С использованием
модели SMi отыскиваем управляющее воздействие UiM(t)
Подаём UiM(t) на вход системы Si
Фиксируем выход системы Yi(t)
Меняем модель SMi на SMi+1, чтобы Yi+1M(t) как можно точнее повторял Yi(t)
Возвращаемся к пункту 1 и повторяем цикл
Слайд 45Управление по параметрам
Регулирование
Система S
Y(t)
U*М(t)
V(t)
V(t)
Y*(t)
1
2
4
5
3
R
Слайд 46Системное мышление
Методология ПСА
Состав и структура процесса управления системой
Действия по управлению:
предпосылки и ограничения
Сложная система: необходимо дополнительное знание
Большая система: требуется ускорение
принятия решения
Терминологические трудности
Слайд 47Заключительные пожелания и рекомендации
Сознательно и последовательно используйте технологию системного анализа
в обучении
Попробуйте рассмотреть реально встречавшуюся в вашей практике проблему и
решить её снова с использованием ПСА
Начинайте практиковаться с самой простой проблемы
При неудаче постарайтесь найти её причину
Нарушена (по ошибке или по незнанию) технология ПСА
Поставленная цель оказалась физически нереализуемой
Слайд 48Заключительные пожелания и рекомендации
Если вы не в силах изменить не
нравящуюся вам ситуацию – измените своё отношение к ней
Если вы
не в силах изменить не нравящуюся вам ситуацию и не можете изменить своё отношение к ней – смените её статус: переведите из разряда проблем в заданные условия
Слайд 49Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа. – Томск: Изд-во
НТЛ, 2001. - 396 с.
Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ. –
Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2004. – 186 с.
Акофф Р. Искусство решения проблем. – М.: Мир, 1982. – 224 с.
Акофф Р. Менеджмент в XXI веке. Преобразование корпорации. – Томск: издательство Томского ГУ, 2006.
Брукс Ф. Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы. – СПб.: Символ-Плюс, 2006. – 304 с.
Литература
Слайд 50Карр Н. Блеск и нищета информационных технологий: Почему ИТ не
являются конкурентным преимуществом. – М.: ИД «Секрет фирмы», 2005. –
176 с.
Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
Остин Р.Д., Нолан Р.Л., Шаннон О’Д. Приключения ИТ-Лидера. – М.: Аквамариновая Книга, 2010. – 320 с.
Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Математические методы в экономике», «Прикладная информатика». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011