Разделы презентаций


Автор: Николай Челышев, к.т.н. nchelyshev@hse.ru chell@fors.ru Введение в

Содержание

Программа семинараЗачем получать образование?Что такое бизнес-информатика?Как появляется и развивается научная дисциплина

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Автор: Николай Челышев, к.т.н.
nchelyshev@hse.ru
chell@fors.ru

Введение
в бизнес-информатику

Часть 2
2014

Автор: Николай Челышев, к.т.н.nchelyshev@hse.ruchell@fors.ru Введение в бизнес-информатикуЧасть 22014

Слайд 2Программа семинара

Зачем получать образование?


Что такое бизнес-информатика?


Как появляется и развивается научная

дисциплина

Программа семинараЗачем получать образование?Что такое бизнес-информатика?Как появляется и развивается научная дисциплина

Слайд 3
Зачем получать образование?

Зачем получать образование?

Слайд 4Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию

объективных знаний о действительности.
Основой этой деятельности является сбор фактов,

их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, прогнозировать.

Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности

Слайд 5Классификация научного знания (1)
Теоретические науки (математика, физика).
Практические науки.
Механические науки (навигация,

сельское хозяйство, охота, медицина, театр).
Логика, включающая грамматику и риторику.
Гуго Сен-Викторский

(XII век)
Классификация научного знания (1)Теоретические науки (математика, физика).Практические науки.Механические науки (навигация, сельское хозяйство, охота, медицина, театр).Логика, включающая грамматику

Слайд 6Классификация научного знания (2)

Классификация научного знания (2)

Слайд 7
Что такое бизнес-информатика?

Что такое бизнес-информатика?

Слайд 8Структура бизнес-информатики
информационно-коммуникационные системы (Information and communications systems);
информационный менеджмент

(Information Management);
бизнес-аналитика (Business Intelligence);
процессный менеджмент (Process Management);
интернет-экономика

(Internet Economy).
Структура бизнес-информатики информационно-коммуникационные системы (Information and communications systems); информационный менеджмент (Information Management); бизнес-аналитика (Business Intelligence); процессный менеджмент

Слайд 9Основные области знаний бизнес-информатики

Основные области знаний бизнес-информатики

Слайд 10Введение в общую теорию систем
История: как появилась и развивалась теория

систем
Место теории систем в науке
Понятие проблемы
Способы решения проблемы
Улучшающее вмешательство

Введение в общую теорию системИстория: как появилась и развивалась теория системМесто теории систем в наукеПонятие проблемыСпособы решения

Слайд 11История: как появилась и развивалась теория систем
Познавать природу системно –

естественно для мышления человека

Системность – всеобщее свойство материи

История: как появилась и развивалась теория системПознавать природу системно – естественно для мышления человекаСистемность – всеобщее свойство

Слайд 12История: как появилась и развивалась теория систем

История: как появилась и развивалась теория систем

Слайд 13Понятие системности
Системность
Ориентационная
Системный подход
Мировоззренческая
Методологическая

Системная теория

Системный метод
Систематизирующая
Познавательная
Объясняющая

Понятие системностиСистемностьОриентационнаяСистемный подходМировоззренческаяМетодологическаяСистемная теорияСистемный методСистематизирующаяПознавательнаяОбъясняющая

Слайд 14Понятие системности
Системный подход

Системная теория

Системный метод
Множество обобщённых правил; предлагает рассматривать окружающий

мир с позиций его системного устройства



Некоторая совокупность относительно простых методов

и приёмов познания, а также преобразования действительности



Объясняет происхождение, устройство, функционирование и развитие систем различной природы


Понятие системностиСистемный подходСистемная теорияСистемный методМножество обобщённых правил; предлагает рассматривать окружающий мир с позиций его системного устройстваНекоторая совокупность

Слайд 15Место теории систем в науке
Математика
Отраслевые теории систем

Специальные теории различных наук

Естественные

и общественные науки

Инженерные науки

Специальные теории систем
Общая теория систем
Философия
Системотехника
Системология

Место теории систем в наукеМатематикаОтраслевые теории системСпециальные теории различных наукЕстественные и общественные наукиИнженерные наукиСпециальные теории системОбщая теория

Слайд 16Понятие проблемы
Проблемная ситуация – реальное стечение обстоятельств, положение вещей, которым

кто-то недоволен и хотел бы изменить
Проблема – субъективное отрицательное отношение

субъекта к реальности

СИТУАЦИЯ

Понятие проблемыПроблемная ситуация – реальное стечение обстоятельств, положение вещей, которым кто-то недоволен и хотел бы изменитьПроблема –

Слайд 17Способы решения проблемы
Способы влияния на субъект без изменения реальности

Компенсация недостатка

информации
Изменение восприятия реальности
Прерывание взаимодействия субъекта с реальностью

Способы решения проблемыСпособы влияния на субъект без изменения реальностиКомпенсация недостатка информацииИзменение восприятия реальностиПрерывание взаимодействия субъекта с реальностью

Слайд 18Способы решения проблемы
Способы вмешательства в реальность: подготовительные соображения

Множественность субъектов

Различия между субъектом и объектом
«Правильное» поведение максимально согласуется с

принятой субъектом идеологией

Способы решения проблемыСпособы вмешательства в реальность: подготовительные соображения Множественность субъектов Различия между субъектом и объектом «Правильное» поведение

Слайд 19Способы решения проблемы
Способы вмешательства в реальность
Множественность субъектов

Способы решения проблемыСпособы вмешательства в реальностьМножественность субъектов

Слайд 20Способы решения проблемы
Способы вмешательства в реальность: подготовительные соображения

Различия между

субъектом и объектом
Оценочное суждение: объективных оценок не может быть

«Правильное» поведение максимально согласуется с принятой субъектом идеологией
Способы решения проблемыСпособы вмешательства в реальность: подготовительные соображения Различия между субъектом и объектом Оценочное суждение: объективных оценок

Слайд 21Способы решения проблемы
Три типа идеологий подхода к решению проблемы

Принцип

приоритета меньшинства

Принцип приоритета группы

Принцип приоритета каждого

Способы решения проблемыТри типа идеологий подхода к решению проблемы Принцип приоритета меньшинства Принцип приоритета группы Принцип приоритета

Слайд 22Улучшающее вмешательство

ПСА – теория и практика проектирования и внедрения улучшающих

вмешательств

Осуществимо ли улучшающее вмешательство?
Причины неудач на пути реализации улучшающего вмешательства
Движение

в правильном направлении

Улучшающее вмешательствоПСА – теория и практика проектирования и внедрения улучшающих вмешательствОсуществимо ли улучшающее вмешательство?Причины неудач на пути

Слайд 23Способы решения проблемы
Способы вмешательства в реальность

ABSOLUTION - невмешательство
RESOLUTION – частичное

вмешательство
SOLUTION – оптимальное решение
DISSOLUTION - предотвращение

Способы решения проблемыСпособы вмешательства в реальностьABSOLUTION - невмешательствоRESOLUTION – частичное вмешательствоSOLUTION – оптимальное решениеDISSOLUTION - предотвращение

Слайд 24
Типовая последовательность действий при решении проблемы с применением ПСА

Типовая последовательность действий при решении проблемы с применением ПСА

Слайд 25Понятие системы
Классификация систем

Понятие системыКлассификация систем

Слайд 26Моделирование систем
Неизбежность построения модели
Построение модели: анализ и синтез
Модель состава системы
Модель

структуры системы
Абстрактные и реальные модели
Познавательные и прагматические модели
Адекватность модели

Моделирование системНеизбежность построения моделиПостроение модели: анализ и синтезМодель состава системыМодель структуры системыАбстрактные и реальные моделиПознавательные и прагматические

Слайд 27Неизбежность построения модели
Мир реальных систем
Мир реальных систем
Субъект
Познание мира
Преобразование мира

Неизбежность построения моделиМир реальных системМир реальных системСубъектПознание мираПреобразование мира

Слайд 28Неизбежность построения модели
Модель – форма существования знаний
Модель – средство осуществления

любой деятельности субъекта
Модель – описание желаемого будущего
Модель – алгоритм (план)

перехода из текущего состояния к желаемому будущему
Неизбежность построения моделиМодель – форма существования знанийМодель – средство осуществления любой деятельности субъектаМодель – описание желаемого будущегоМодель

Слайд 29Неизбежность построения модели

Неизбежность построения модели

Слайд 30Сложное целое расчленяем на более мелкие, возможно более простые, части
Анализируем,

изучаем полученные фрагменты
Объединяем изученные части и объясняем целое
Построение модели: аналитический

метод
Сложное целое расчленяем на более мелкие, возможно более простые, частиАнализируем, изучаем полученные фрагментыОбъединяем изученные части и объясняем

Слайд 31Модель состава и модель структуры системы
Остановка разбиения: различные причины
Главная опасность

при декомпозиции – потеря эмерджентных свойств

Модель состава и модель структуры системыОстановка разбиения: различные причиныГлавная опасность при декомпозиции – потеря эмерджентных свойств

Слайд 32Построение модели: синтетический метод

Построение модели: синтетический метод

Слайд 33Построение модели: синтетический метод
Выделение большей системы – метасистемы
Изучение состава и

структуры метасистемы
Определение места и роли нашей системы в метасистеме

Построение модели: синтетический методВыделение большей системы – метасистемыИзучение состава и структуры метасистемыОпределение места и роли нашей системы

Слайд 34Абстрактные и реальные модели
Третье определение модели: модель есть системное отображение

оригинала
Язык – универсальное средство моделирования
От разговорного до языка математики
«Всякая область

знаний тем больше может претендовать на звание науки, чем больше она пользуется математическими моделями»
Классификация – простейшая абстрактная модель разнообразия действительности
Искусственная и естественная классификации

Абстрактные и реальные моделиТретье определение модели: модель есть системное отображение оригиналаЯзык – универсальное средство моделированияОт разговорного до

Слайд 35Познавательные модели
Не вошедшее в модель знание
Новое знание, полученное
с использованием модели

Познавательные моделиНе вошедшее в модель знаниеНовое знание, полученноес использованием модели

Слайд 36Адекватность и ингерентность модели
Субъект
Оригинал
Модель
Культура

Адекватность и ингерентность моделиСубъектОригиналМодельКультура

Слайд 37Иерархия моделей
Данные - что
Информация - состав
Знание - структура
Понимание - почему
Мудрость

- зачем

Иерархия моделейДанные 		- чтоИнформация - составЗнание 		- структураПонимание 	- почемуМудрость 	- зачем

Слайд 38Управление в системе
Пять компонентов управления
Объект управления – управляемая система

Цель управления
Управляющее воздействие
Модель системы
Блок управления

Управление в системеПять компонентов управления Объект управления – управляемая система Цель управления Управляющее воздействие Модель системы Блок

Слайд 39Объект управления – управляемая система
Y(t) = S[ V(t), U(t)]

Объект управления – управляемая системаY(t) = S[ V(t), U(t)]

Слайд 40Модель системы и блок управления

Модель системы и блок управления

Слайд 41Типы управления системой
Y(t) = S [ V(t), U*M(t)]

Управление простой

системой
Управление сложной системой
Управление по параметрам
Управление по структуре

Управление по целям
Управление большими системами
Эволюционное управление
Типы управления системой			Y(t) = S [ V(t), U*M(t)] Управление простой системой Управление сложной системой Управление по параметрам

Слайд 42Управление простой системой
Программное управление
Y*(t) = S [ V(t), U*M(t)]

Простая

система
Адекватная модель управления
Управляющее воздействие U*M(t) - программа

Управление простой системойПрограммное управление			Y*(t) = S [ V(t), U*M(t)] Простая система Адекватная модель управления Управляющее воздействие U*M(t)

Слайд 43Управление сложной системой
v(t)

Управление сложной системойv(t)

Слайд 44Управление сложной системой
Метод проб и ошибок
Yi(t) = S [ v(t),

UiM(t)], i=1, 2, 3, …

Алгоритм управления сложной системой:
С использованием

модели SMi отыскиваем управляющее воздействие UiM(t)
Подаём UiM(t) на вход системы Si
Фиксируем выход системы Yi(t)
Меняем модель SMi на SMi+1, чтобы Yi+1M(t) как можно точнее повторял Yi(t)
Возвращаемся к пункту 1 и повторяем цикл
Управление сложной системойМетод проб и ошибокYi(t) = S [ v(t), UiM(t)], 	i=1, 2, 3, …Алгоритм управления сложной

Слайд 45Управление по параметрам
Регулирование
Система S
Y(t)

U*М(t)

V(t)

V(t)

Y*(t)
1
2

4
5
3
R

Управление по параметрамРегулированиеСистема SY(t)U*М(t)V(t)V(t)Y*(t)12453R

Слайд 46Системное мышление
Методология ПСА

Состав и структура процесса управления системой
Действия по управлению:

предпосылки и ограничения
Сложная система: необходимо дополнительное знание
Большая система: требуется ускорение

принятия решения
Терминологические трудности
Системное мышлениеМетодология ПСАСостав и структура процесса управления системойДействия по управлению: предпосылки и ограниченияСложная система: необходимо дополнительное знаниеБольшая

Слайд 47Заключительные пожелания и рекомендации
Сознательно и последовательно используйте технологию системного анализа

в обучении
Попробуйте рассмотреть реально встречавшуюся в вашей практике проблему и

решить её снова с использованием ПСА
Начинайте практиковаться с самой простой проблемы
При неудаче постарайтесь найти её причину
Нарушена (по ошибке или по незнанию) технология ПСА
Поставленная цель оказалась физически нереализуемой
Заключительные пожелания и рекомендацииСознательно и последовательно используйте технологию системного анализа в обученииПопробуйте рассмотреть реально встречавшуюся в вашей

Слайд 48Заключительные пожелания и рекомендации
Если вы не в силах изменить не

нравящуюся вам ситуацию – измените своё отношение к ней

Если вы

не в силах изменить не нравящуюся вам ситуацию и не можете изменить своё отношение к ней – смените её статус: переведите из разряда проблем в заданные условия
Заключительные пожелания и рекомендацииЕсли вы не в силах изменить не нравящуюся вам ситуацию – измените своё отношение

Слайд 49Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа. – Томск: Изд-во

НТЛ, 2001. - 396 с.
Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ. –

Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2004. – 186 с.
Акофф Р. Искусство решения проблем. – М.: Мир, 1982. – 224 с.
Акофф Р. Менеджмент в XXI веке. Преобразование корпорации. – Томск: издательство Томского ГУ, 2006.
Брукс Ф. Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы. – СПб.: Символ-Плюс, 2006. – 304 с.


Литература

Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа. – Томск: Изд-во НТЛ, 2001. - 396 с.Тарасенко Ф.П. Прикладной

Слайд 50Карр Н. Блеск и нищета информационных технологий: Почему ИТ не

являются конкурентным преимуществом. – М.: ИД «Секрет фирмы», 2005. –

176 с.
Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
Остин Р.Д., Нолан Р.Л., Шаннон О’Д. Приключения ИТ-Лидера. – М.: Аквамариновая Книга, 2010. – 320 с.
Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Математические методы в экономике», «Прикладная информатика». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011



Карр Н. Блеск и нищета информационных технологий: Почему ИТ не являются конкурентным преимуществом. – М.: ИД «Секрет

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика