Слайд 1Башкирский институт физической культуры
кафедра морфологии и физиологии человека
Выполнила студентка группы
о.т. – 21
А.М. Музафарова
Тренировка качества быстроты
Доклад по
дисциплине биомеханика
Уфа, 2012 год
Слайд 2Тренировка качества быстроты.
Слайд 3 Быстрота как двигательное качество – это способность человека
совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени
с определенной частотой и импульсивностью.
Слайд 4 Основные формы проявления быстроты человека – время двигательной
реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения
с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта.
Слайд 5 Выделяют также еще одну форму проявления быстроты («скоростных
качеств») – быстрое начало движения (то, что в спортивной практике
называют «резкостью»).
Слайд 6 Способность быстро выполнять движения ациклические и циклические, взрывные
ускорения в них – одно из самых важнейших качеств спортсмена
такого, например, как легкоатлет.
Слайд 7 Быстрота движения в первую очередь определяется соответствующей нервной деятельностью, вызывающей
напряжение и расслабление мышц, направляющей и координирующей движения.
Слайд 8 Она в значительной мере зависит от совершенства спортивной
техники, силы и эластичности мышц, подвижности в суставах, а в
продолжительной работе от выносливости спортсмена.
Слайд 9 Встречаются утверждения, что быстрота – качество врожденное, что нельзя,
например, стать бегуном на короткие дистанции, если нет соответствующих природных
данных.
Слайд 10 Однако практика подтверждает, что в процессе систематической многолетней
тренировки спортсмен может развить качество быстроты в очень большой мере.
Слайд 11 Различают быстроту как способность к быстрым двигательным реакциям
на зрительный, звуковой или тактильный раздражитель.
Слайд 12 Одной из характеристик быстроты является частота движений, играющая
большую роль в таких действиях, как, например, спринтерский бег.
Слайд 13 С целью превышения максимальной скорости и частоты движений
можно использовать звуковой ритм или соответствующую музыку.
Слайд 14 Под музыкальное сопровождение с отчетливым ускоряющимся ритмом, рассчитанное
на 15-30 сек. передвижения, гораздо легче проявить предельную быстроту и
попытаться превысить ее.
Слайд 15Быстрота проявляется также в способности преодолевать определенное расстояние в наиболее
короткий отрезок времени, а также в импульсивности, резкости одиночных или
повторных движений.
Слайд 16 Даже марафонец должен,возможно, быстрее
пробежать свою дистанцию, сохраняя высокую «крейсерскую» скорость.
Под «крейсерской»
скоростью подразумевается средняя скорость прохождения дистанции.
Слайд 17Быстрота определяется:
а) путем измерения скорости движения в ответ на определенный
сигнал реакциометрами различной конструкции;
б) по количеству движений за установленное время
незагруженной конечностью или туловищем в границах определенной амплитуды;
Слайд 18в) по времени преодоления установленного короткого расстояния (например, бега на
20, 30 м);
г) по скорости выполнения однократного движения в
сложном действии, например отталкивания в прыжках, движения плечевого пояса и руки в метаниях, начального движения бегуна на короткие дистанции, и др.
Слайд 19 Для воспитания способности выполнять движения более быстро, для
повышения достигнутого уровня скорости можно рекомендовать разные пути.
Слайд 20 Первый из них – повторное выполнение движения или
действия с сознательным и весьма сильным стремлением сделать их с
рекордной быстротой.
Слайд 21 Такой путь требует чрезвычайной концентрации психических возможностей спортсмена и
огромной волевой вспышки.
Эффективному выполнению подобных упражнений помогает
использование ускорения.
Слайд 22 Например, в беге с ускорением (обычно на 60-80
м) спортсмен постепенно наращивает скорость и доводит ее до максимальной.
Слайд 23
В ускорениях бегун пытается с разгона перейти
установившийся предел и хотя бы на небольшом расстоянии достичь еще
большей скорости.
Слайд 24 Такие ускорения будут действенны только в том случае,
если их повторять многократно.
Однако проводить такие занятия можно не более
1-2 раза в неделю из-за опасности перетренировки.
Слайд 25 Другой путь сходен с первым, только стремление более
быстро выполнить действие имеет конкретную, предметную цель (например, прыжок в
длину через рейку, положенную близко к отметке рекордного результата).
Слайд 26 Эффективен и третий путь, когда для воспитания способности
проявлять волевые усилия, направленные на «мгновенное» движение, применяются время от
времени скоростные упражнения в затрудненных условиях и сразу же в обычных условиях.
Слайд 27 Развитие такого качества, как быстрота зависит от лабильности
нервно-мышечного аппарата, эластичности мышц, подвижности в суставах, согласованности деятельности мышц-антагонистов
при максимально частом чередовании процессов возбуждения и торможения, степени владения техническими приемами.
Слайд 28 Наиболее успешно быстрота развивается в 10-12-летнем возрасте.
Слайд 29 Поскольку быстрота движений зависит от силы мышц, поэтому
эти качества развивают параллельно.
Слайд 30 Как известно, чем меньше внешнее сопротивление движениям, тем
они быстрее.
Слайд 31 Уменьшить вес снаряда, установленный правилами соревнований, нельзя.
Также невозможно уменьшить вес тела без вреда для здоровья.
Но можно увеличить силу.
Слайд 32 Без этого невозможны достижения, например в легкой атлетике
(барьерный бег, прыжки, метание и др.)
Слайд 33 Большое значение также имеет подвижность в суставах и способность мышц-антагонистов
к растягиванию
Слайд 34 Если продуктивно использовать эластичные свойства мышц, то быстрота
движений повышается.
Слайд 35 Мышца предварительно оптимально растянутая сокращается быстрее и с
большей силой.
Поэтому необходимо обращать особое внимание на
улучшение эластичности мышц.
Слайд 36Для этого следует выполнять специальные упражнения на растягивание расслабленных и
напряженных мышц.
Частота ациклических и циклических движений во многом определяется
техникой.
Это касается не только кинематической структуры движений, но и динамической.
Слайд 37 При овладении техникой быстрых движений нужно научиться расслаблять
мышцы-антагонисты, не вовлеченные в данный момент в активную работу, научиться
бегать, прыгать с максимальной отдачей всех сил, но в то же время свободно, без излишнего напряжения.
Слайд 38 В достижении этого особо важную роль играет упрочение
двигательного навыка, для чего необходимо многократно повторять упражнения в течение
длительного времени.
Слайд 39 Но повторения должны выполняться с интенсивностью 0,8 –
0,9 от максимальной, чтобы не вызывать излишних мышечных напряжений.
Слайд 40 Важное значение для воспитания быстроты и повышения скорости движений
имеет правильное определение дозировки скоростных упражнений.
Слайд 41 Те из них, которые выполняются с максимальной интенсивностью,
являются сильно действующим средством, вызывающим быстрое утомление.
Слайд 42 Поэтому упражнения, выполняемые с максимальной скоростью, должны применяться
часто, но в относительно небольшом объеме.
Слайд 43 Отдых между повторными выполнениями тренировочных упражнений должен обеспечить
готовность повторить ту же работу, не снижая быстроты
Слайд 44 При длительных интервалах отдыха быстрота движений снижается.
Слайд 45 Продолжительность отдыха зависит от вида упражнений, состояния спортсмена,
его подготовленности, условий тренировки.
Обычно интервал отдыха определяется
субъективно по моменту готовности к выполнению упражнения.
Слайд 46 Таким образом, для совершенствования этого физического качества необходимо подбирать
упражнения:
- развивающие быстроту ответной реакции;
- способствующие возможно более быстрому выполнению
движений;
- облегчающие овладение наиболее рациональной техникой движения.
Слайд 47 Выполняют их в максимально быстром темпе.
Для
этого используются повторные ускорения с постепенным наращиванием скорости и увеличением
амплитуды движения до максимальной.
Слайд 48 Очень полезны упражнения в облегченных условиях, например, бег
под уклон, бег за лидером и т.п.
Слайд 49Различают пять основных методов развития быстроты:
1. Повторный метод.
Суть его сводится к выполнению упражнений с околопредельной или
максимальной скоростью.
Следует выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных движений.
Слайд 50 Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается
максимальная быстрота (обычно 5-10 сек.).
Интервал отдыха между
упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе (30 сек. – 5 мин. В зависимости от характера упражнений и состояния спортсмена).
Слайд 51 2. Сопряженный метод.
Например, выполнение ударного
движения при нападающем ударе с отягощением на кисти, перемещения с
отягощением и т.п.
Слайд 52 3. Метод круговой тренировки. Подбирают упражнения, при выполнении
которых участвуют основные группы мышц и суставы.
Слайд 53 4. Игровой метод. Выполнение упражнений на быстроту в
подвижных играх и специальных эстафетах.
Слайд 54 5. Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной быстротой
в условиях соревнования.
Слайд 55 Особенно рекомендуется последний – соревновательный метод, который требует
значительных волевых усилий.
Эффективность этого метода повышается при групповом
выполнении упражнений.
Слайд 56 Главная задача при воспитании быстроты состоит в том,
чтобы спортсмен преждевременно не специализировался в каком-либо одном упражнении скоростного
характера, чтобы не включать в большом объеме однотипное повторение этого упражнения.
Слайд 57 Большинство упражнений, применяемых для развития быстроты, предъявляет высокие
требования к работе внутренних органов. Поэтому их могут применять только
молодые, здоровые и хорошо тренированные люди.
Слайд 58 Резкие напряжения, используемые для развития быстроты, у недостаточно
тренированных лиц могут привести к растяжениям и разрывам связок и
мышечных волокон.
Слайд 59 В старшем и пожилом возрастах в силу
высоких требований, предъявляемых к организму, упражнения для развития быстроты следует
применять весьма осторожно и ограниченно.
Слайд 60Литература :
http://www.bestreferat.ru/referat