Слайд 1
Биология как наука, её история.
Методы исследования в биологии.
Слайд 2Биология
- Это совокупность наук о живой природе
От греч. «bios»
– «жизнь», «logos» – «наука!
Предмет ее исследований
Многообразие проявлений
жизни:
Строение и функции живых организмов, природных сообществ;
Их происхождение и распространение;
Связи друг с другом и неживой природой.
Жан Батист Пьер
Антуан де Моне Ламарк
1802
Слайд 5Этапы развития биологии
1. Период до появления
земледелия и скотоводства
Накопление знаний
о
человеке, растениях, животных
2. Период
земледелия и скотоводства
Дальнейшее накопление знаний о
человеке, растениях,
животных
Слайд 6Аристотель
Аристотель (384 до н. э., Стагир – 322 до н. э., Халкида),
древнегреческий философ и педагог. Почти двадцать лет Аристотель учился в
Академии Платона и, по-видимому, какое-то время там преподавал. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Аристотель внёс существенный вклад в античную систему образования, основав Ликей в Афинах, который продолжал свою деятельность ещё многие столетия. Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям, однако величайшие достижения Аристотеля относятся к области философии.
Слайд 7Гален
Гален (Galenus) Клавдий (129–199), римский врач и естествоиспытатель. Родился в
семье богатого греческого архитектора. Изучал философию, медицину, естественные науки. Для
получения врачебных знаний путешествовал, побывал в Коринфе, Смирне, Александрии. Медицинскую помощь оказывал по преимуществу гладиаторам. В 164 переехал в Рим, где стал придворным врачом у императора Марка Антония, а после его смерти – у его сына Коммода. Развивал учение о пневмах и соках организма. По его представлениям, есть естественная пневма, которая производится в печени и распространяется по венам, животная пневма, которая производится в сердце и распространяется по артериям, и душевная пневма, которая образуется в мозгу и распространяется по нервам. К сокам организма он относил слизь (флегму), жёлтую желчь, чёрную желчь, кровь. Наряду с прочими занимался проблемами центральной нервной системы. Проделывая опыты по перевязке нервов, установил, что нервы связаны с ощущениями. Считал, что мозг является органом мышления. Констатировал, что женщины-меланхолики чаще заболевают раком, чем женщины-сангвиники.
Слайд 8Теофраст
ТЕОФРА́СТ (Феофраст) (наст. имя Тиртам) (372-287 до н. э.),
древнегреческий естествоиспытатель и философ, один из первых ботаников древности. Ученик
и друг Аристотеля, после его смерти глава перипатетической школы. Автор св. 200 трудов по естествознанию (физике, минералогии, физиологии и др.), философии и психологии. Создал классификацию растений, систематизировал накопленные наблюдения по морфологии, географии и медицинскому использованию растений.
Слайд 93. Появление древних
государств (Греция, Рим)
Систематизация знаний о
человеке, растениях, животных
Аристотель
Теофраст
Гален
Описал около
500 видов
животных.
Создал первую
систему их
классификации.
Заложил основы
сравнительной
анатомии. Считал,
что живая
материя
возникла
из неживой
«Отец» ботаники.
Описал разные
органы растений.
Заложил основы
классификации
растений.
Считал,
что живая
материя
возникла
из неживой
Выдающийся
римский врач.
«Отец» медицины.
Описал
органы человека.
Заложил основы
анатомии
человека
Основа для развития европейской
биологической науки,
не менялась до VIII в. н.э.
Слайд 104. Период
Средневековья
(V–XV ст. н. э.)
Торможение развития биологии,
преобладание религиозных
взглядов
о создании материи Богом
Биология развивалась преимущественно
как описательная наука.
Накопленные факты часто были искаженными.
Например, встречаются
описания различных мифических существ,
например «морского монаха»,
который будто появлялся морякам перед штормом,
сирен, русалок, спрутов и т.д.
Слайд 115. Период
Возрождения
(ХVІ–XVІІІ ст. н. э.)
Развитие биологической науки,
изучение строения
и функций
различных биологических объектов
Роберт
Гук
(1635–1703)
Изобретение
Микроскопа, введение термина «клетка»
Антони ван
Левенгук
(1632–1723)
Наблюдал однокле-точные организмы, клетки крови
Карл
Линней (1707–1778)
Ввел термин «вид».
Основал современную
систематику, а также соз-
рыл собственную
классификацию растений
и животных. Ввел ла-
тинские научные
названия видов,
родов и других сис-
тематических категорий,
описал свыше 7500 видов
растений и около
4000 видов животных
Слайд 126. Создание клеточной
теории и развитие
эволюционных идей
(ХІХ ст.
н. э.)
Резкий всплеск развития биологии,
борьба материалистических и
идеалистических взглядов
о возникновении материи
Теодор
Шванн (1810–1882)
Один из авторов клеточной теории
(Шлейден и Вирхов)
Жан-
Батист Ламарк
(1744–1829)
Автор первого эво-люционного учения
Чарльз
Дарвин (1809–1882)
Автор первой эволюцион-ной теории
Эрнст
Геккель (1834–1919)
Ввел термин «экология». Заложил основы филогении
Слайд 137. «Генетический» период
(с 1900 года)
Преобладание материалистических
взглядов, открытие
закономерностей
наследственности и изменчивости
Томас Хант Морган
Хромосомная теория наследственности
Уотсон и Крик
Структура
ДНК
(1953)
Грегор Мендель
(1822–1884)
Уильям Бетсон
(1861–1926)
Термин «генетика»
(1908)
Слайд 14Гуго де Фриз
(1848–1935)
Термин
«мутация»
сосредоточил свое внимание на практическом применении
генетических закономерностей в селекции культурных растений.
Эрих Чермак
(1871–1962)
Карл Корренс
(1864–1933)
работы по генетике пола, цитоплазматич. наследственности.
Переоткрыли законы Г. Менделя в 1900 г.
Слайд 16Наука как сфера человеческой деятельности
Научным фактом(греч. factum - сделанное) является
лишь тот, который можно воспроизвести и подтвердить.
Научный метод (греч. methodos
– путь исследования) – совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
Слайд 17Научные методы
Описательный – сбор фактического материала и его описание.
Сравнительный –
выявление сходства и различия между организмами и их частями.
Исторический –
сопоставление фактов с ранее известными фактами.
Экспериментальный – изучение того или иного явления с помощью опыта.
Слайд 18Научные методы
Описательный – сбор фактического материала и его описание.
Слайд 19Научные методы
Сравнительный – выявление сходства и различия между организмами и
их частями..
Слайд 20Научные методы
Исторический
сопоставление
фактов с ранее
известными
фактами.
Слайд 21Научные методы
Экспериментальный – изучение того или иного явления с помощью
опыта.
Слайд 22Понятие «жизнь». Свойства живых организмов
Слайд 23Сущность жизни
Жизнь
Субстрат Совокупность
(белок) специфических физико - химических процессов,
характерных для живых существ
Слайд 24Определение жизни
Ф. Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным
моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их природой,
причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».
Слайд 25Свойства живого
1. Единство химического состава
98% - C,
O2 ,N2 ,H2 органическое соединение
2. Обмен веществ и
энергии – обеспечивает
гомеостаз (окружающая среда живые организмы).
3. Единый принцип структурной организации (клеточное строение всех живых организмов).
Слайд 26Свойства живого
4. Репродукция – свойство организмов воспроизводить себе подобных.
Тесно связана с явлением наследственности (в основе лежат реакции матрического
синтеза).
5. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства.
Изменение структуры наследственного материала или возникновение новых комбинаций генов.
Слайд 27Свойства живого
6. Наследственность (обусловлена генетическим кодом)
Передача признаков передача
свойств особенностей развития
Преемственность
поколений
Слайд 28Свойства живого
7. Рост и развитие
Онтогенез Филогенез
(индивидуальный) (исторический)
Проявление
индивид-ых развитие живой свойств организмов природы
Увеличение роста многообразие живого на Земле
Слайд 29Свойства живого
8. Раздражимость - избирательно реагировать на внешние воздействия рефлексы (у
людей и животных); токсисы, тропизмы, настии (у простейших и растений).
9.
Дискретность – свойство материи – основа структурной упорядочности организма.
10. Ритмичность – согласовывает функции организма с окружающей средой, т. е. приспосабливает к периодически меняющимся условиям существования.
Слайд 30Свойства живого
11. Энергозависимость
Энергия и материя живые органы
ограничены
от окружающей среды оболочками
Слайд 31Уровни организации живой материи
Слайд 32Молекулярный уровень организации жизни
Представлен разнообразными молекулами, находящимися в живой клетке.
Молекулы неорганических и органических соединений.
Слайд 33Клеточный уровень организации жизни
Клетка - элементарная единица строения и жизнедеятельности
всех живых организмов (кроме вирусов), обладающая собственным обменом веществ, способная
к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию.
Слайд 34
Ткань — совокупность клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым
функциям.
Тканевый уровень организации жизни
Слайд 35Органный уровень организации жизни
Орган —обособленная совокупность различных типов клеток и тканей,
выполняющая определённую функцию в живом организме.
Слайд 36Организменный уровень организации жизни
Организм — живое тело, обладающее совокупностью свойств,
отличающих его от неживой материи.
Слайд 37Популяционно-видовой уровень организации жизни
Популя́ция — это совокупность организмов одного вида, обитающих
на одной территории.
Вид -группа особей с общими морфофизиологическими, биохимическими и
поведенческими признаками, способная к взаимному скрещиванию, дающему плодовитое потомство.
Слайд 38Биогеоценотический уровень организации жизни
Биогеоценоз - экосистема, занимающая определенный участок суши
включающий сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность
абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии.
Слайд 39Биосферный уровень организации жизни
Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами и
преобразованная ими.
Слайд 415
4
2
3
1
ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ
1
2
3
4
5
6
6
Расположи уровни организации жизни в порядке возрастания уровня.
Слайд 42На каком уровне организации живого проводят исследования в области молекулярной
биологии и цитологии?
Клеточном
Организменном
Популяционно-видовом
Биогеоценотическом
Слайд 432. Прудовые лягушки, длительно обитающие в одном озере – пример
уровня организации живого -
Биогеоценотического
Биосферного
Организменного
Популяционно-видового
Слайд 443. К какому уровню организации живого следует отнести совокупность всех
биогеоценозов планеты?
Экосистемному
Биосферному
Популяционно-видовому
Организменному
Слайд 45Предметом изучения экологии является уровень организации живой природы
Молекулярный
Клеточный
Органный
Популяционно-видовой
Слайд 465. Хвойный лес, болото можно отнести к уровню организации живого
Популяционно-видовому
Биогеоценотическому
Организменному
Биосферному
Слайд 476* Газовая функция живого вещества планеты (напр. круговорот углекислого газа
в природе) осуществляется на уровне организации жизни
Организменном
Популяционном
Биосферном
Молекулярном
Слайд 487* Клеточная организация живого служит доказательством
Единства происхождения органического мира
Взаимодействия организмов
и среды обитания
Приспособленности организмов к среде обитания
Единства живой и неживой
природы
Слайд 51Компоненты биосферы
живое вещество (образовано совокупностью живых организмов);
косное вещество (образовано без
участия живых организмов);
биокосное вещество (совместный результат жизнедеятельности организмов и абиогенных
процессов);
Слайд 52Царства живой природы. Классификация живых организмов. Систематика живых организмов.
Слайд 55КАРЛ ЛИННЕЙ (1707-1778), шведский натуралист
За выдающиеся научные исследования
ему был присвоен титул «Князь ботаников»
Слайд 56К. Линней и его заслуги перед наукой
Все растения разделил
на классы, классы на отряды, отряды - на роды, роды
- на виды;
Всех животных Линней разделил на шесть классов;
Каждому живому организму Линней дал видовое и родовое название;
Описал около 10000 видов растений и свыше 4200 видов животных;
Провел реформу языка ботаники, ввел новые термины;
Поместил человека рядом с обезьянами;
Система Линнея была искусственна, но сыграла огромную роль в истории биологии, так как помогала ориентироваться в огромном многообразии живых существ.
Слайд 57Принципы систематики
Одну из первых систем живой природы создал шведский
натуралист К. Линней и описал ее в «Системе природы» (1758).
В основу своей системы К. Линней положил два принципа: бинарной номенклатуры и иерархичности.
В соответствии с бинарной номенклатурой каждый вид называется по-латыни двумя словами: существительным и прилагательным.
Например, Лютик едкий и Лютик золотистый и т.д.
По современным правилам, упоминая вид организмов в тексте (научной статье, книге) впервые, приводят по-латыни и фамилию автора, его описавшего. Например, лютик ядовитый пишется Ranunculus sceleratus Linnaeus (Лютик ядовитый Линнея). Некоторые самые знаменитые систематики настолько общеизвестны, что их фамилии пишутся сокращенно. Например, Trifolium repens L . (Клевер ползучий Линнея).
Слайд 58Принципы систематики
Принцип иерархичности или соподчиненности, означает, что виды животных, объединяются
в роды, роды — в семейства, семейства — в отряды,
отряды — в классы, классы — в типы, типы — в царства.
При классификации бактерий, грибов и растений вместо ранга отряд используется порядок, а вместо тип — отдел. Часто, чтобы подчеркнуть разнообразие в какой-либо группе, используют подчиненные категории, например, подвид, подрод, подотряд, подкласс или надсемейство, надкласс.
В микробиологии употребляются такие термины, как " штамм " и " клон ".
Слайд 59Вид — Яблоня домашняя Malus domestica L .
Род — Яблоня
Malus
Семейство — Розовые Rosaceae
Порядок — Розовые Rosales
Класс — Двудольные Dicotyledones
Отдел
— Покрытосеменные Angiospermae
Царство — Растения Planta
ИМПЕРИЯ - Клеточные
ПОДИМПЕРИЯ - Многоклеточные
ЦАРСТВО Животные
ПОДЦАРСТВО Эуметазои или настоящие многоклеточные
ТИП Хордовые
КЛАСС Млекопитающие
ОТРЯД Хищные
СЕМЕЙСТВО Волчьи
РОД Собака
ВИД Собака домашняя
Слайд 60Вид
Вид – это единственная таксономическая категория, которой можно
дать относительно точное определение. Вот некоторые из определений вида:
Вид –
это группа особей, обладающих единственным в своём роде набором морфологических (структурных) и функциональных признаков, т.е. внешним видом, особенностями расположения органов и их работы и т.п.
Вид – это группа особей, способных, скрещиваясь
между собой, давать плодовитое потомство.
Вид – это группа особей, сходных по генотипу (количеству, размеру и форме хромосом).
Вид – это группа особей, занимающих одну и ту же экологическую нишу.