Разделы презентаций


Биология как наука, её история. Методы исследования в биологии

Содержание

Биология - Это совокупность наук о живой природеОт греч. «bios» – «жизнь», «logos» – «наука!Предмет ее исследований Многообразие проявлений жизни:Строение и функции живых организмов, природных сообществ;Их происхождение и распространение;Связи друг с

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Биология как наука, её история. Методы исследования в биологии.

Биология как наука, её история. Методы исследования в биологии.

Слайд 2Биология
- Это совокупность наук о живой природе
От греч. «bios»

– «жизнь», «logos» – «наука!
Предмет ее исследований


Многообразие проявлений

жизни:
Строение и функции живых организмов, природных сообществ;
Их происхождение и распространение;
Связи друг с другом и неживой природой.


Жан Батист Пьер
Антуан де Моне Ламарк
1802

Биология - Это совокупность наук о живой природеОт греч. «bios» – «жизнь», «logos» – «наука!Предмет ее исследований

Слайд 5Этапы развития биологии
1. Период до появления
земледелия и скотоводства
Накопление знаний

о
человеке, растениях, животных
2. Период
земледелия и скотоводства
Дальнейшее накопление знаний о
человеке, растениях,

животных
Этапы развития биологии1. Период до появления земледелия и скотоводстваНакопление знаний очеловеке, растениях, животных2. Периодземледелия и скотоводстваДальнейшее накопление

Слайд 6Аристотель
Аристотель (384 до н. э., Стагир – 322 до н. э., Халкида),

древнегреческий философ и педагог. Почти двадцать лет Аристотель учился в

Академии Платона и, по-видимому, какое-то время там преподавал. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Аристотель внёс существенный вклад в античную систему образования, основав Ликей в Афинах, который продолжал свою деятельность ещё многие столетия. Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям, однако величайшие достижения Аристотеля относятся к области философии.
АристотельАристотель (384 до н. э., Стагир – 322 до н. э., Халкида), древнегреческий философ и педагог. Почти двадцать лет

Слайд 7Гален
Гален (Galenus) Клавдий (129–199), римский врач и естествоиспытатель. Родился в

семье богатого греческого архитектора. Изучал философию, медицину, естественные науки. Для

получения врачебных знаний путешествовал, побывал в Коринфе, Смирне, Александрии. Медицинскую помощь оказывал по преимуществу гладиаторам. В 164 переехал в Рим, где стал придворным врачом у императора Марка Антония, а после его смерти – у его сына Коммода. Развивал учение о пневмах и соках организма. По его представлениям, есть естественная пневма, которая производится в печени и распространяется по венам, животная пневма, которая производится в сердце и распространяется по артериям, и душевная пневма, которая образуется в мозгу и распространяется по нервам. К сокам организма он относил слизь (флегму), жёлтую желчь, чёрную желчь, кровь. Наряду с прочими занимался проблемами центральной нервной системы. Проделывая опыты по перевязке нервов, установил, что нервы связаны с ощущениями. Считал, что мозг является органом мышления. Констатировал, что женщины-меланхолики чаще заболевают раком, чем женщины-сангвиники.

ГаленГален (Galenus) Клавдий (129–199), римский врач и естествоиспытатель. Родился в семье богатого греческого архитектора. Изучал философию, медицину,

Слайд 8Теофраст
ТЕОФРА́СТ (Феофраст) (наст. имя Тиртам) (372-287 до н. э.),

древнегреческий естествоиспытатель и философ, один из первых ботаников древности. Ученик

и друг Аристотеля, после его смерти глава перипатетической школы. Автор св. 200 трудов по естествознанию (физике, минералогии, физиологии и др.), философии и психологии. Создал классификацию растений, систематизировал накопленные наблюдения по морфологии, географии и медицинскому использованию растений.
Теофраст ТЕОФРА́СТ (Феофраст) (наст. имя Тиртам) (372-287 до н. э.), древнегреческий естествоиспытатель и философ, один из первых

Слайд 93. Появление древних
государств (Греция, Рим)
Систематизация знаний о
человеке, растениях, животных
Аристотель


Теофраст
Гален
Описал около
500 видов
животных.
Создал первую
систему их
классификации.


Заложил основы
сравнительной
анатомии. Считал,
что живая
материя
возникла
из неживой

«Отец» ботаники.
Описал разные
органы растений.
Заложил основы
классификации
растений.
Считал,
что живая
материя
возникла
из неживой

Выдающийся
римский врач.
«Отец» медицины.
Описал
органы человека.
Заложил основы
анатомии
человека

Основа для развития европейской
биологической науки,
не менялась до VIII в. н.э.

3. Появление древних государств (Греция, Рим)Систематизация знаний очеловеке, растениях, животныхАристотель Теофраст Гален Описал около 500 видов животных.Создал

Слайд 104. Период
Средневековья
(V–XV ст. н. э.)
Торможение развития биологии,
преобладание религиозных

взглядов
о создании материи Богом
Биология развивалась преимущественно
как описательная наука.


Накопленные факты часто были искаженными.
Например, встречаются описания различных мифических существ,
например «морского монаха», который будто появлялся морякам перед штормом,
сирен, русалок, спрутов и т.д.
4. ПериодСредневековья (V–XV ст. н. э.)Торможение развития биологии, преобладание религиозных взглядов о создании материи БогомБиология развивалась преимущественно

Слайд 115. Период
Возрождения
(ХVІ–XVІІІ ст. н. э.)
Развитие биологической науки,
изучение строения

и функций
различных биологических объектов
Роберт
Гук
(1635–1703)
Изобретение
Микроскопа, введение термина «клетка»
Антони ван
Левенгук


(1632–1723)
Наблюдал однокле-точные организмы, клетки крови

Карл
Линней (1707–1778)

Ввел термин «вид».
Основал современную
систематику, а также соз- рыл собственную
классификацию растений
и животных. Ввел ла- тинские научные
названия видов,
родов и других сис- тематических категорий,
описал свыше 7500 видов
растений и около 4000 видов животных

5. ПериодВозрождения (ХVІ–XVІІІ ст. н. э.)Развитие биологической науки, изучение строения и функций различных биологических объектовРобертГук (1635–1703)ИзобретениеМикроскопа, введение

Слайд 126. Создание клеточной
теории и развитие
эволюционных идей
(ХІХ ст.

н. э.)
Резкий всплеск развития биологии,
борьба материалистических и
идеалистических взглядов


о возникновении материи

Теодор
Шванн (1810–1882)
Один из авторов клеточной теории
(Шлейден и Вирхов)

Жан-
Батист Ламарк
(1744–1829)
Автор первого эво-люционного учения

Чарльз
Дарвин (1809–1882)
Автор первой эволюцион-ной теории

Эрнст
Геккель (1834–1919)
Ввел термин «экология». Заложил основы филогении

6. Создание клеточной теории и развитие эволюционных идей (ХІХ ст. н. э.)Резкий всплеск развития биологии, борьба материалистических

Слайд 137. «Генетический» период
(с 1900 года)
Преобладание материалистических
взглядов, открытие

закономерностей
наследственности и изменчивости
Томас Хант Морган
Хромосомная теория наследственности
Уотсон и Крик
Структура

ДНК
(1953)

Грегор Мендель
(1822–1884)

Уильям Бетсон
(1861–1926)
Термин «генетика»
(1908)

7. «Генетический» период (с 1900 года)Преобладание материалистических взглядов, открытие закономерностей наследственности и изменчивостиТомас Хант МорганХромосомная теория наследственностиУотсон

Слайд 14Гуго де Фриз
(1848–1935)
Термин
«мутация»
сосредоточил свое внимание на практическом применении

генетических закономерностей в селекции культурных растений.
Эрих Чермак
(1871–1962)
Карл Корренс
(1864–1933)


работы по генетике пола, цитоплазматич. наследственности.

Переоткрыли законы Г. Менделя в 1900 г.

Гуго де Фриз (1848–1935)Термин «мутация»сосредоточил свое внимание на практическом применении генетических закономерностей в селекции культурных растений.Эрих Чермак

Слайд 15Биология как наука, методы

Биология как наука, методы

Слайд 16Наука как сфера человеческой деятельности
Научным фактом(греч. factum - сделанное) является

лишь тот, который можно воспроизвести и подтвердить.

Научный метод (греч. methodos

– путь исследования) – совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
Наука как сфера человеческой деятельностиНаучным фактом(греч. factum - сделанное) является лишь тот, который можно воспроизвести и подтвердить.Научный

Слайд 17Научные методы
Описательный – сбор фактического материала и его описание.
Сравнительный –

выявление сходства и различия между организмами и их частями.
Исторический –

сопоставление фактов с ранее известными фактами.
Экспериментальный – изучение того или иного явления с помощью опыта.
Научные методыОписательный – сбор фактического материала и его описание.Сравнительный – выявление сходства и различия между организмами и

Слайд 18Научные методы
Описательный – сбор фактического материала и его описание.

Научные методыОписательный – сбор фактического материала и его описание.

Слайд 19Научные методы
Сравнительный – выявление сходства и различия между организмами и

их частями..

Научные методыСравнительный – выявление сходства и различия между организмами и их частями..

Слайд 20Научные методы
Исторический
сопоставление
фактов с ранее
известными
фактами.

Научные методыИсторический сопоставлениефактов с ранее известными фактами.

Слайд 21Научные методы
Экспериментальный – изучение того или иного явления с помощью

опыта.

Научные методыЭкспериментальный – изучение того или иного явления с помощью опыта.

Слайд 22Понятие «жизнь». Свойства живых организмов

Понятие «жизнь». Свойства живых организмов

Слайд 23Сущность жизни
Жизнь

Субстрат Совокупность
(белок) специфических физико - химических процессов,

характерных для живых существ

Сущность жизниЖизнь	Субстрат			Совокупность		(белок)		   специфических физико -  				химических процессов, 				характерных для 					живых существ

Слайд 24Определение жизни
Ф. Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным

моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их природой,

причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».
Определение жизниФ. Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с

Слайд 25Свойства живого
1. Единство химического состава
98% - C,

O2 ,N2 ,H2 органическое соединение
2. Обмен веществ и

энергии – обеспечивает
гомеостаз (окружающая среда живые организмы).
3. Единый принцип структурной организации (клеточное строение всех живых организмов).


Свойства живого 1. Единство химического состава  98% - C, O2 ,N2 ,H2 	 органическое 							 соединение2.

Слайд 26Свойства живого
4. Репродукция – свойство организмов воспроизводить себе подобных.

Тесно связана с явлением наследственности (в основе лежат реакции матрического

синтеза).
5. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства.

Изменение структуры наследственного материала или возникновение новых комбинаций генов.
Свойства живого 4. Репродукция – свойство организмов воспроизводить себе подобных. Тесно связана с явлением наследственности (в основе

Слайд 27Свойства живого
6. Наследственность (обусловлена генетическим кодом)

Передача признаков передача

свойств особенностей развития
Преемственность

поколений
Свойства живого6. Наследственность (обусловлена генетическим кодом) Передача признаков  передача свойств   					особенностей 							 развития Преемственность

Слайд 28Свойства живого
7. Рост и развитие

Онтогенез Филогенез
(индивидуальный) (исторический)

Проявление

индивид-ых развитие живой свойств организмов природы

Увеличение роста многообразие живого на Земле
Свойства живого7. 			Рост и развитие       Онтогенез				 Филогенез(индивидуальный)

Слайд 29Свойства живого
8. Раздражимость - избирательно реагировать на внешние воздействия рефлексы (у

людей и животных); токсисы, тропизмы, настии (у простейших и растений).
9.

Дискретность – свойство материи – основа структурной упорядочности организма.
10. Ритмичность – согласовывает функции организма с окружающей средой, т. е. приспосабливает к периодически меняющимся условиям существования.
Свойства живого8. Раздражимость - избирательно реагировать на внешние воздействия		рефлексы (у людей и животных); токсисы, тропизмы, настии (у

Слайд 30Свойства живого
11. Энергозависимость
Энергия и материя живые органы

ограничены

от окружающей среды оболочками

Свойства живого11. Энергозависимость   Энергия и материя		живые органы 				ограничены от окружающей 				   среды оболочками

Слайд 31Уровни организации живой материи

Уровни организации живой материи

Слайд 32Молекулярный уровень организации жизни


Представлен разнообразными молекулами, находящимися в живой клетке.


Молекулы неорганических и органических соединений.


Молекулярный уровень организации жизниПредставлен разнообразными молекулами, находящимися в живой клетке. Молекулы неорганических и органических соединений.

Слайд 33Клеточный уровень организации жизни
Клетка - элементарная единица строения и жизнедеятельности

всех живых организмов (кроме вирусов), обладающая собственным обменом веществ, способная

к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию.
Клеточный уровень организации жизниКлетка - элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов (кроме вирусов), обладающая собственным

Слайд 34
Ткань — совокупность клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым

функциям.
Тканевый уровень организации жизни

Ткань — совокупность клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям.Тканевый уровень организации жизни

Слайд 35Органный уровень организации жизни
Орган —обособленная совокупность различных типов клеток и тканей,

выполняющая определённую функцию в живом организме.

Органный уровень организации жизниОрган —обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в живом организме.

Слайд 36Организменный уровень организации жизни
Организм  — живое тело, обладающее совокупностью свойств,

отличающих его от неживой материи.

Организменный уровень организации жизниОрганизм  — живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи.

Слайд 37Популяционно-видовой уровень организации жизни
Популя́ция — это совокупность организмов одного вида, обитающих

на одной территории.
Вид -группа особей с общими морфофизиологическими, биохимическими и

поведенческими признаками, способная к взаимному скрещиванию, дающему плодовитое потомство.
Популяционно-видовой уровень организации жизниПопуля́ция — это совокупность организмов одного вида, обитающих на одной территории.Вид -группа особей с общими

Слайд 38Биогеоценотический уровень организации жизни
Биогеоценоз - экосистема, занимающая определенный участок суши

включающий сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность

абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии.
Биогеоценотический уровень организации жизниБиогеоценоз - экосистема, занимающая определенный участок суши включающий сообщество живых организмов и тесно связанную

Слайд 39Биосферный уровень организации жизни
Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами и

преобразованная ими.

Биосферный уровень организации жизниБиосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими.

Слайд 415
4
2
3
1
ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ
1
2
3
4
5
6
6
Расположи уровни организации жизни в порядке возрастания уровня.

54231ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ1234566Расположи уровни организации жизни в порядке возрастания уровня.

Слайд 42На каком уровне организации живого проводят исследования в области молекулярной

биологии и цитологии?

Клеточном
Организменном
Популяционно-видовом
Биогеоценотическом

На каком уровне организации живого проводят исследования в области молекулярной биологии и цитологии?КлеточномОрганизменномПопуляционно-видовомБиогеоценотическом

Слайд 432. Прудовые лягушки, длительно обитающие в одном озере – пример

уровня организации живого -

Биогеоценотического
Биосферного
Организменного
Популяционно-видового

2. Прудовые лягушки, длительно обитающие в одном озере – пример уровня организации живого -БиогеоценотическогоБиосферногоОрганизменногоПопуляционно-видового

Слайд 443. К какому уровню организации живого следует отнести совокупность всех

биогеоценозов планеты?

Экосистемному
Биосферному
Популяционно-видовому
Организменному

3. К какому уровню организации живого следует отнести совокупность всех биогеоценозов планеты?ЭкосистемномуБиосферномуПопуляционно-видовомуОрганизменному

Слайд 45Предметом изучения экологии является уровень организации живой природы

Молекулярный
Клеточный
Органный
Популяционно-видовой

Предметом изучения экологии является уровень организации живой природыМолекулярныйКлеточный ОрганныйПопуляционно-видовой

Слайд 465. Хвойный лес, болото можно отнести к уровню организации живого

Популяционно-видовому
Биогеоценотическому
Организменному
Биосферному

5. Хвойный лес, болото можно отнести к уровню организации живогоПопуляционно-видовомуБиогеоценотическомуОрганизменномуБиосферному

Слайд 476* Газовая функция живого вещества планеты (напр. круговорот углекислого газа

в природе) осуществляется на уровне организации жизни

Организменном
Популяционном
Биосферном
Молекулярном

6* Газовая функция живого вещества планеты (напр. круговорот углекислого газа в природе) осуществляется на уровне организации жизниОрганизменномПопуляционномБиосферномМолекулярном

Слайд 487* Клеточная организация живого служит доказательством

Единства происхождения органического мира
Взаимодействия организмов

и среды обитания
Приспособленности организмов к среде обитания
Единства живой и неживой

природы
7* Клеточная организация живого служит доказательствомЕдинства происхождения органического мираВзаимодействия организмов и среды обитанияПриспособленности организмов к среде обитанияЕдинства

Слайд 51Компоненты биосферы
живое вещество (образовано совокупностью живых организмов);
косное вещество (образовано без

участия живых организмов);
биокосное вещество (совместный результат жизнедеятельности организмов и абиогенных

процессов);
Компоненты биосферыживое вещество (образовано совокупностью живых организмов);косное вещество (образовано без участия живых организмов);биокосное вещество (совместный результат жизнедеятельности

Слайд 52Царства живой природы. Классификация живых организмов. Систематика живых организмов.

Царства живой природы. Классификация живых организмов. Систематика живых организмов.

Слайд 55КАРЛ ЛИННЕЙ (1707-1778), шведский натуралист
За выдающиеся научные исследования

ему был присвоен титул «Князь ботаников»

КАРЛ ЛИННЕЙ (1707-1778), шведский натуралист  За выдающиеся научные исследования ему был присвоен титул «Князь ботаников»

Слайд 56К. Линней и его заслуги перед наукой
Все растения разделил

на классы, классы на отряды, отряды - на роды, роды

- на виды;
Всех животных Линней разделил на шесть классов;
Каждому живому организму Линней дал видовое и родовое название;
Описал около 10000 видов растений и свыше 4200 видов животных;
Провел реформу языка ботаники, ввел новые термины;
Поместил человека рядом с обезьянами;
Система Линнея была искусственна, но сыграла огромную роль в истории биологии, так как помогала ориентироваться в огромном многообразии живых существ.
К. Линней и его заслуги перед наукой Все растения разделил на классы, классы на отряды, отряды -

Слайд 57Принципы систематики
Одну из первых систем живой природы создал шведский

натуралист К. Линней и описал ее в «Системе природы» (1758).


В основу своей системы К. Линней положил два принципа: бинарной номенклатуры и иерархичности.
В соответствии с бинарной номенклатурой каждый вид называется по-латыни двумя словами: существительным и прилагательным.
Например, Лютик едкий и Лютик золотистый и т.д.
По современным правилам, упоминая вид организмов в тексте (научной статье, книге) впервые, приводят по-латыни и фамилию автора, его описавшего. Например, лютик ядовитый пишется Ranunculus sceleratus Linnaeus (Лютик ядовитый Линнея). Некоторые самые знаменитые систематики настолько общеизвестны, что их фамилии пишутся сокращенно. Например, Trifolium repens L . (Клевер ползучий Линнея).

Принципы систематики Одну из первых систем живой природы создал шведский натуралист К. Линней и описал ее в

Слайд 58Принципы систематики
Принцип иерархичности или соподчиненности, означает, что виды животных, объединяются

в роды, роды — в семейства, семейства — в отряды,

отряды — в классы, классы — в типы, типы — в царства.

При классификации бактерий, грибов и растений вместо ранга отряд используется порядок, а вместо тип — отдел. Часто, чтобы подчеркнуть разнообразие в какой-либо группе, используют подчиненные категории, например, подвид, подрод, подотряд, подкласс или надсемейство, надкласс.

В микробиологии употребляются такие термины, как " штамм " и " клон ".

Принципы систематикиПринцип иерархичности или соподчиненности, означает, что виды животных, объединяются в роды, роды — в семейства, семейства

Слайд 59Вид — Яблоня домашняя Malus domestica L .
Род — Яблоня

Malus
Семейство — Розовые Rosaceae
Порядок — Розовые Rosales
Класс — Двудольные Dicotyledones
Отдел

— Покрытосеменные Angiospermae
Царство — Растения Planta

ИМПЕРИЯ - Клеточные
ПОДИМПЕРИЯ - Многоклеточные
ЦАРСТВО Животные
ПОДЦАРСТВО Эуметазои или настоящие многоклеточные
ТИП Хордовые
КЛАСС Млекопитающие
ОТРЯД Хищные
СЕМЕЙСТВО Волчьи
РОД Собака
ВИД Собака домашняя

Вид — Яблоня домашняя Malus domestica L .Род — Яблоня MalusСемейство — Розовые RosaceaeПорядок — Розовые RosalesКласс

Слайд 60Вид
Вид – это единственная таксономическая категория, которой можно

дать относительно точное определение. Вот некоторые из определений вида:

Вид –

это группа особей, обладающих единственным в своём роде набором морфологических (структурных) и функциональных признаков, т.е. внешним видом, особенностями расположения органов и их работы и т.п.
Вид – это группа особей, способных, скрещиваясь
между собой, давать плодовитое потомство.
Вид – это группа особей, сходных по генотипу (количеству, размеру и форме хромосом).
Вид – это группа особей, занимающих одну и ту же экологическую нишу.
Вид  Вид – это единственная таксономическая категория, которой можно дать относительно точное определение. Вот некоторые из

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика