Слайд 1Бизнес-планирование
Составитель: к.э.н., доцент
Бочаров Сергей Николаевич
Слайд 2Основные определения:
1. Бизнес-план – документ, содержащий комплекс описательных разделов
и расчетных таблиц относительно перспектив развития инвестиционного проекта.
2. Инвестиции –
вложения денежных средств или иных активов с целью их приращения
Слайд 3Законодательные документы, регламентирующие составление бизнес-плана:
Постановление правительства РФ № 1470 от
22.11.1997 «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе
за счет средств бюджета ризваития Российской Федерации и положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития РФ»;
Приказ Минэкономразвития РФ № 75 от 23.03.2006 «Об утверждении форм бизнес-планов, предоставляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам»;
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Утверждены Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ № ВК 477 от 21.06.1999;
Постановление Администрации Алтайского края № 437 от 15.09.2007 «О мерах государственного стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае».
Налоговый кодекс Российской Федерации (в частности, Глава 25)
Несмотря на то, что многие документы не действуют они хорошо регламентируют
структуру и содержание бизнес-плана
Слайд 4Структура разделов Бизнес-плана
Существуют международные стандарты, регламентирующие состав разделов бизнес-плана. Один
из них разработан организацией UNIDO (международная организация по проблемам промышленного
развития). В соответствии с этими рекомендациями бизнес-план должен включать в себя следующие разделы:
1. Титульный лист
2. Меморандум о конфиденциальности
3. Резюме
4. Описание предприятия и отрасли
5. Описание продукции (услуг)
6. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
7. Производственный план
8. Организационный план
9. Финансовый план
10. Направленность и эффективность проекта
11. Риски и гарантии
12. Приложения
Однако, структура не является жесткой и зависит от специфика объекта и отрасли
Слайд 5Примерное описание ключевых разделов –
титульный лист
1.1. Наименование юридического лица.
1.2.
Организационно-правовая форма претендента, имена и адреса учредителей.
1.3. Дата регистрации претендента,
номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего претендента.
1.4. Место государственной регистрации и почтовый адрес претендента.
1.5. ФИО, номера телефонов, факсов руководителя (руководителей) претендента.
Вид (виды) экономической деятельности предприятия. В случае, если на момент подачи инициативной заявки предприятие осуществляет несколько видов экономической деятельности, указать процент прибыли, приходящийся на каждый из видов деятельности в общем объеме прибыли в среднем за последний отчетный год деятельности.
1.6. Срок реализации проекта.
1.7. Полная стоимость реализации проекта, ожидаемые источники денежных средств и их структура (собственные и заемные средства претендента, бюджетное финансирование).
1.8. Заявление о коммерческой тайне.
1.9. Дата составления бизнес-плана.
Слайд 6Примерное описание ключевых разделов –
Резюме
Информация, характеризующая направления и цели
деятельности претендента, доказательства экономической эффективности и реализуемости проекта.
2.1. Сущность предполагаемого
проекта и место реализации.
2.2. Эффективность реализации проекта.
2.3. Общая стоимость проекта.
2.4. Необходимые (привлекаемые) финансовые ресурсы.
2.5. Срок окупаемости проекта.
2.6. Финансовые результаты реализации плана (чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности, ежегодные суммы налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет на ближайшие 3 года).
2.7. Предполагаемая форма и условия участия инвестора (кредитора).
2.8. Гарантии возврата инвестиций (кредитных ресурсов).
2.9. Сопутствующие эффекты (социальные, экологические) от реализации проекта.
Слайд 7Примерное описание ключевых разделов –
анализ положения дел в отрасли
и описание организации
Анализ современного состояния и перспектив развития отрасли.
3.2.
Основные потребительские группы и их территориальное расположение.
3.3. Прогноз конъюнктуры рынка продукции (работ, услуг).
3.4. Ожидаемая доля претендента в производстве отрасли. Значимость данного производства для экономического и социального развития субъекта Российской Федерации.
3.5. Перечень основных (потенциальных) конкурентов, их доли на рынке.
3.6. Общая концепция предполагаемого бизнеса (цели функционирования, выпускаемая продукция (работы, услуг), основные потребители).
3.7. Учредители организации-претендента.
3.8. Перечень существующих (потенциальных) стратегических партнеров и контрагентов.
Слайд 8Примерное описание ключевых разделов –
описание продукции (услуг)
4.1. Основные характеристики
продукции (работ, услуг) (функциональное назначение, основные потребительские качества и параметры
продукции (работ, услуг), соответствие государственным стандартам, патентно-лицензионная защита, требования к контролю качества, сервисное обслуживание, возможности адаптации (модификация) продукции (работ, услуг) к изменениям рынка).
4.2. Наличие опыта производства данной продукции (работ, услуг).
4.3. Анализ качества жизненного цикла продукции (работ, услуг).
4.4. Сравнительный анализ основных характеристик аналогичных и конкурирующих (замещающих) видов продукции (работ, услуг).
Слайд 9Примерное описание ключевых разделов –
маркетинг и сбыт продукции (услуг)
В
этом разделе должно быть доказано, что продукция (работ, услуг) претендента
имеет рынок сбыта, и обоснованы подходящая тактика конкурентной борьбы и механизм продвижения продукции на рынок:
5.1. Факторный анализ состояния рынков сбыта продукции (работ, услуг) и его сегментов (емкость, степень насыщенности, потенциал роста рынка).
5.2. Оценка доли претендента на рынке и объема продаж по номенклатуре выпускаемой продукции (работ, услуг).
5.3. Обоснование рыночной ниши продукции (работ, услуг) и среднесрочная концепция ее расширения, т.е. характеристика целевых рынков и поведения потребителей, прогнозы продаж, трудности выхода (расширения) на целевые рынки, наиболее эффективные механизмы продвижения продукции (работ, услуг) на целевые рынки.
5.4. Общая стратегия маркетинга претендента.
5.5. Характеристика ценообразования претендента (сопоставление собственной стратегии в области цен с ценовой политикой основных конкурентов, обоснование цены на продукцию с учетом требований к качеству и анализа формирования себестоимости, оценка окупаемости затрат, уровня рентабельности продаж, политика предоставления скидок).
5.6. Тактика реализации продукции (работ, услуг). Анализ методов реализации (прямая поставка, торговые представители, посредники) и их эффективность, выбор приоритетных каналов сбыта в долгосрочной перспективе, наличие договоров и протоколов намерений на поставку.
5.7. Политика послепродажного обслуживания и предоставления гарантий.
5.8. Реклама и продвижение продукции (работ, услуг) на рынок.
5.9. Стратегия в области качества (наиболее привлекательные для потребителей характеристики качества продукции (работ, услуг), тенденции их изменения, стратегическая линия поведения претендента на рынке в области качества и дизайна продукции (работ, услуг)).
Слайд 10Примерное описание ключевых разделов –
Производственный план
Обоснование выбора производственного (научно-технологического)
процесса и возможности претендента выпустить необходимое количество продукции (работ, услуг)
с определенными качественными характеристиками в заявленные сроки. Все данные этого раздела должны быть представлены в среднесрочной перспективе.
6.1. Место реализации проекта (с обоснованием выбора) и строительной площадки, их особенности (климат; обеспеченность транспортной, инженерной, социальной инфраструктурой; наличие строительно-монтажных и вспомогательных ремонтных организаций; наличие и состояние производственных площадей и т.п.).
6.2. Планирование и сметная стоимость работ по проекту (сроки строительства, монтажа, ввода в эксплуатацию и достижения проектной мощности оборудования - календарный план с указанием затрат на реализацию каждого этапа).
6.3. Производственная программа претендента в номенклатурном разрезе.
6.4. Производственные мощности и их развитие (расчет потребности в основных фондах, исходя из нормативов производительности, технология производства и обоснование ее выбора, технический и возрастной состав основного оборудования, его поставщики, возможность аренды и лизинга необходимого оборудования, форма амортизации и годовая величина амортизационных отчислений).
6.5. План капитальных вложений.
6.6. Стратегия материально-технического обеспечения программы производственной деятельности (расчет потребности в материальных ресурсах, поставщики ресурсов и обоснование их выбора, условия поставок, ориентировочные цены, возможные альтернативные источники снабжения ресурсами).
6.7. Оценка обеспеченности производственных потребностей квалифицированным персоналом (общая численность персонала, анализ структуры производственной программы претендента (ППП) по возрасту и квалификации, система оплаты труда и годовой фонд заработной платы, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития бизнеса).
6.8. Характеристика экологических последствий реализации проекта, обеспечение экологической и технической безопасности.
6.9. Анализ системы качества продукции (работ, услуг).
Слайд 11Примерное описание ключевых разделов –
организационный план
7.1. Краткая характеристика членов
совета директоров и высшего руководства претендента (краткие биографические справки с
указанием квалификации, послужного списка и опыта работы в данной сфере деятельности, контактные телефоны).
7.2. Организационная структура управления организации-претендента (с указанием основных должностных обязанностей представителей высшего руководства).
7.3. План-график основных мероприятий развития бизнеса (список видов намеченных мероприятий с указанием даты начала и завершения работ, ответственных исполнителей).
Слайд 12Примерное описание ключевых разделов –
финансовый план
В данном разделе наряду
с прогнозируемым движением денежных потоков (поступлениями и выплатами) должно быть
описано текущее финансовое состояние предприятия. Все расчеты этого раздела должны быть выполнены на основе информации, приведенной в разделах "Маркетинг и сбыт продукции (работ, услуг)" и "Производственный план". Все данные этого раздела должны быть представлены в среднесрочной перспективе.
8.1. Анализ финансово-хозяйственного состояния претендента (пишется только для действующих организаций путем расчета показателей ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности, имущественного состояния, рентабельности, рыночной стоимости).
8.2. Бюджет доходов и расходов претендента (данные по предполагаемым доходам и расходам по всем видам деятельности претендента. Первый год реализации проекта в разбивке помесячно, 2-й и 3-й - поквартально, далее - по годам).
8.3. Бюджет движения денежных средств (данные по предполагаемым доходам и расходам по всем видам деятельности претендента. Первый год реализации проекта в разбивке помесячно, 2-й и 3-й - поквартально, далее - по годам).
8.4. Бюджет налоговых платежей (данные по предполагаемым налоговым платежам по всем видам деятельности претендента. Первый год реализации проекта в разбивке помесячно, 2-й и 3-й - поквартально, далее - по годам).
8.5. Предполагаемый объем инвестиций по проекту с указанием источников финансирования.
Слайд 13Примерное описание ключевых разделов –
оценка эффективности и рисков
Раздел является
ключевым, по нему планируются затраты на реализацию проекта и определяется
его эффективность, а также осуществляется оценка факторов риска реализации проекта и возможных вариантов их снижения. В разделе должна быть представлена следующая информация:
9.1. Расчет абсолютных экономических показателей деятельности претендента (выручка от реализации, анализ себестоимости продукции (работ, услуг), предложения по экономии затрат, внереализационные доходы и расходы, балансовая прибыль и прибыль после налогообложения).
9.2. Расчет чистой приведенной стоимости проекта (по месяцам).
9.3. Расчет показателя внутренней нормы рентабельности IRR (внутренняя норма рентабельности должна быть не меньше принятой процентной ставки по долгосрочным кредитам).
9.4. Расчет срока окупаемости инвестиций по проекту (период времени с начала реализации проекта по данному бизнес-плану до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретет положительное значение).
9.5. Определение точки безубыточности деятельности претендента (рассчитывается как отношение величины постоянных расходов к разности цены продукции и величины переменных расходов, деленной на объем реализации продукции).
9.6. Анализ основных видов рисков:
9.6.1. Технологический риск (отработанность технологии, наличие, исправность и ремонтопригодность оборудования; наличие запасных частей, дополнительной оснастки и приспособлений; оснащенность инструментом; подготовка обслуживающего персонала; наличие квалифицированных кадров, если это предусмотрено проектом; участие в монтаже и обучении зарубежных специалистов).
9.6.2. Организационный и управленческий риск (наличие и гарантия выполнения плана-графика выполнения работ; заинтересованность всех участников в выполнении плана-графика; возможность дублирования организационных срывов; наличие квалифицированного управленческого персонала (сертификация менеджеров); отношения с местными органами власти).
9.6.3. Риск материально-технического обеспечения (анализ информации о поставщиках основных производственных ресурсов; оценка возможности перехода на альтернативное сырье; уровень организации входного контроля качества сырья).
9.6.4. Финансовый риск (оценка существующего финансового положения; вероятность неплатежей со стороны участников проекта; кредитный и процентный риск).
9.6.5. Экономические риски (устойчивость экономического положения претендента к изменениям макроэкономического положения в стране; оценка последствий повышения тарифов и цен на стратегические ресурсы; возможность снижения платежеспособного спроса на продукцию в субъекте Российской Федерации и в целом по стране; наличие альтернативных рынков сбыта; последствия ухудшения налогового климата).
9.6.6. Экологические риски (возможные штрафные санкции и их влияние на экономическое положение претендента).
Слайд 14Примерное описание ключевых разделов –
приложения
В приложение включаются документы, подтверждающие
и разъясняющие сведения, представленные в бизнес-плане.
Примечания:
- бизнес-план разрабатывается на период,
который превышает срок окупаемости проекта на три года;
- при обосновании инвестиционного проекта все расчеты ведутся в постоянных среднегодовых ценах года, в котором бизнес-план представлен для заключения (изменения) соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности;
- Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами вправе запросить дополнительную информацию по представленному бизнес-плану;
- претендент может представить дополнительную информацию по своему усмотрению.
Слайд 15Примерное описание ключевых разделов –
схема расчетов в бизнес-плане
Схема расчетов
пронизывает все разделы и является приблизительной
Слайд 16Оформление таблиц
Расчетные таблицы выглядят следующим образом:
0 годом считается дата начала
проекта, т.е. это не год – а какое-то событие, например,
начало строительно-монтажных работ;
Число лет зависит от проекта и должно охватывать весь его жизненный цикл