Слайд 1Блок 6, Вопрос 4: «Основные направления практической
деятельности психолога. Особенности
профессиональной деятельности
психолога в разных видах учреждений. Принципы организации психологических
служб.»
Слайд 2Основные направления практической деятельности психолога.
Слайд 3Положение психологической отрасли в наше время:
Развитие практической психологии вызвано, с
одной стороны, многоотраслевым развитием психологической науки, следствием которой явилась дифференциация
психологического знания по различным частным отраслям, включая экопсихологию, психофармакологию, геронтопсихологию, акмеологию, психологию управления и ряд других отраслей.
С другой стороны, практическая психология является ответом на социальный заказ общества в условиях социальной нестабильности, межнациональных конфликтов, событий кризисного и катастрофического характера.
Слайд 4 Становление прикладной психологии происходит в тесной взаимосвязи с фундаментальными отраслями
психологии, такими как общая, возрастная, социальная психология, педагогическая психология и
психология личности, основу которых составляют теоретические принципы и методы психологического познания, закономерности существования и развития психической реальности.
Среди разнообразных направлений деятельности практического психолога, описанных и представленных в разнообразных литературных источниках, считаем целесообразным выделить следующие:
психодиагностическую работу;
психологическое консультирование;
психотерапевтическое воздействие;
коррекционно-развивающую деятельность;
психопрофилактическую работу.
Слайд 5Психодиагностическое направление
Слайд 6 Психодиагностическая работа: Установление психологического диагноза – одна из задач, стоящих
перед практическим психологом. Психологическая диагностика может пониматься в широком и
узком смысле. В широком смысле она сближается с измерением вообще или с психометрикой – наукой об измерении индивидуальных различий и практикой использования психологического знания. В более узком смысле имеется в виду измерение индивидуально-психологических особенностей личности, основу которого составляют классификация и ранжирование людей по психологическим и психофизиологическим признакам [Гуревич и др., 2010]. Психологическая диагностика базируется на использовании психодиагностических инструментов и методов, позволяющих осуществлять применение современного статистического аппарата, обеспечивающего надежность и достоверность полученных данных.
Слайд 7Психологическое консультирование
Слайд 8Важным направлением деятельности практического психолога, включающим в себя индивидуальное консультирование,
профконсультирование, промышленное консультирование, консультирование руководителей и многое другое, является психологическое
консультирование [Алешина, 2011]. Фактически в любой сфере деятельности, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование. Содержанием психологического консультирования является работа с конкретным запросом, идущим как от отдельного клиента, так и от группы или организации в целом.
Слайд 9Психотерапевтическое воздействие
Слайд 10 Под коррекционно-развивающей понимается деятельность психолога по устранению отклонений в психическом
и личностном развитии ребенка и работа по развитию его способностей.
Слайд 11Коррекционно-развивающая деятельность
Слайд 12 Психокоррекционная деятельность тесно связана с диагностико-коррекционным и диагностико-развивающим воздействием. Практический
психолог не только ставит диагноз, на основе которого разрабатывает коррекционную
программу развития, но и сам осуществляет значительную часть коррекционной работы. Диагностико-коррекционное воздействие проводится по результатам обследования и предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях и как они соотносятся с возрастными особенностями испытуемых.
Диагностико-коррекционная деятельность в школе достаточно сложна и многопланова, ее выполнение включает последовательный ряд действий [Дубровина и др., 1997]:
Изучение практического запроса;
Формулировку психологической проблемы;
Выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;
Выбор методов исследования;
Использование метода;
Формулировку психологического диагноза;
Разработку рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы;
Осуществление этой программы;
Контроль за ее выполнением.
Слайд 14Психопрофилактическая робота: Она связана с сообщением необходимых психологических знаний тем,
кто в первую очередь в них нуждается – родителям, учителям,
учащимся, работникам социальных служб и др., с целью предупреждения возможных нарушений психологических условий развития и повышения уровня психологической компетенции. Это может быть также работа по созданию условий, максимально благоприятных для развития продуктивных межличностных взаимодействий в педагогических коллективах или в организационных структурах на предприятии. Психопрофилактика касается также превентивных мер по предупреждению неблагополучия в психическом и личностном развитии, совершения противоправных действий, пагубных последствий наркоманических и алкогольных пристрастий. Психопрофилактика включает работу с неблагополучными семьями, родителями и детьми из этих семей, предупреждая случаи возможных социальных осложнений.
Слайд 15Особенности профессиональной деятельности психолога в различных видах учреждения.
Слайд 16 Опора на положения современной психологической науки и практики, представляющие теоретическую
основу, а также необходимый эмпирический материал для решения практических проблем.
Неукоснительное
следование психолога этическим нормам, выраженная ориентация на ценность другого человека, предполагающая адекватное восприятие и оценку психологом своих возможностей как меры воздействия на другого человека.
Достаточная регламентация деятельности нормативными актами. Это подразумевает ориентацию психолога как на интересы клиента, учет его личностных ценностей, интересов и сохранение психического здоровья, так и на необходимость качественного решения профессиональных и организационных задач, обеспечения эффективного функционирования психики работника в процессе их выполнения.
Слайд 17Ограниченность возможностей психолога для профессионального общения и самосовершенствования.
Необходимость выполнения (помимо
осуществления непосредственной профессиональной деятельности) и других организационных обязанностей, во многом
противоречащих стилю и духу профессионального взаимодействия психолога с клиентом (контроль за соблюдением распорядка рабочего времени, участие в проведении служебных расследований, аттестациях, оценке персонала и т. д.).
Слайд 18Коллективный характер организации и проведения психологической работы, необходимость тесного взаимодействия
ее субъектов, предполагающие обмен между ними психологической информацией, полученной в
ходе работы с работниками, и использование этой информации в практической деятельности, что предопределяет особенность ориентации на требование конфиденциальности такой информации.
Зависимость окончательного результата от согласованности совместных действий психолога и других субъектов психологической работы — руководителей.
Слайд 19
Основные цели профессиональной деятельности психолога профессиональной организации — психологическое изучение и
описание объекта исследования, а также психологическое управление объектом.
Слайд 20Общее представление о психологической службе (Современная концепция психологической службы)
Слайд 21 В нашей стране и за рубежом практические психологи работают преимущественно
в структуре психологической службы. Психологическая служба не имеет однозначного понимания.
Выделено два наиболее общих определения, которые отражают суть ее задач и пути их решения.
Во-первых, психологическая служба представляет собой психологическое обеспечение различных социальных сфер: здравоохранения, образования, производства и других, — создавая особую сферу психологических услуг. Это система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, образования, здравоохранения, охраны правопорядка и т. д. Иными словами, термином «психологическая служба» обозначают всю сферу практической психологии.
Слайд 22 Во-вторых, психологическая служба обозначает и систему специальных учреждений, создаваемых в
различных социальных институтах и организациях, призванных оказывать квалифицированную психологическую помощь
нуждающимся в ней людям. Основные цели психологической службы - оказание психологической помощи людям и обеспечение удовлетворения спроса населения на те или иные виды психологической помощи. Итак, целенаправленность психологии на оказание помощи людям выражена в названии «Психологическая служба».
Слайд 23 Таким образом, психологическая служба - это широкое обобщение психологической помощи.
Психологическая помощь определяется как система специальных мероприятий, направленных на предупреждение,
смягчение или преодоление различного рода трудностей, возникающих у человека или группы, средствами практической психологии, обычно в форме диагностики, консультирования, психотерапии и психокоррекции, основанных на не медицинской модели.
Слайд 24 Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на которых строится
деятельность и взаимоотношения людей в той или иной сфере их
общения. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы, выражающие особые категории добра, такие общие принципы, выработанные в истории человеческой культуры, следование которым составляет благо для людей, приносит им пользу. Этический кодекс основывается на нормах морали, а не права и следовательно человек нарушающий этот кодекс не подлежит суду в соответствии с законом.
Слайд 25Идеи Шейниса о положении психолога в организации:
Идея первая. Суть психологической
деятельности - в научно-методическом обеспечении кадровой и воспитательной работы, то
есть психолог выступает чуть ли не идеологом всей работы с кадрами, ее творцом, реализатором и, видимо, впоследствии, «козлом отпущения».
Идея вторая. Смысл деятельности психолога - в оказании помощи сотрудникам, испытывающим различные психологические или социально-психологические трудности. Психологам, работающим в русле моделей, построенных на этой идее, часто присущ специфический взгляд на сотрудников: они интересны ему прежде всего с точки зрения наличия нарушений, которые надо исправлять.
Слайд 26 Третья идея. Суть психологической деятельности - в сопровождении работника в
процессе всей его работы. Понятие сопровождения не новое, но сегодня
оно приобрело особую популярность. Многие авторы пользуются близкими по смыслу терминами, например, «содействие». Такой подход к работе практического психолога позволяет сделать ее самостоятельной, но не чужеродной частью системы организации.
Слайд 27Психологическое сопровождение - это профессиональная деятельность психолога. Она осуществляется в
рамках системы управления персоналом предприятия (организации) и направлена на создание
социально-психологических условий для успешной профессиональной деятельности и личностного роста сотрудника в ситуациях служебного взаимодействия.
Объектом психологической практики в данном случае выступает профессиональная деятельность и личностный рост сотрудника, предметом - социально-психологические условия успешной профессиональной деятельности и личностного роста.
Слайд 28Блок 6, Вопрос 4: «Основные направления практической
деятельности психолога. Особенности
профессиональной деятельности
психолога в разных видах учреждений. Принципы организации психологических
служб.»