был главным из земных богов, являлся образом священного огня и
стоял в центре основного древнеиндийского ритуала. Основной его функцией было посредничество между людьми и богами, так как именно языками пламени жертвенного огня возносились жертвы на небо.
Для Агни характерно противоречие в описании: то у него три головы, то ни одной; то он старый, то молодой; иногда он с ногами, иногда безногий. Кроме того известно множество ипостасей божества: солнце и молния (огонь на небе), огонь в водах, огонь жертвенного костра. Он постоянно сравнивался с разными богами, людьми, животными, птицами, отдельными предметами.
Нет единой версии и о происхождении Агни: он рождён в водах, возник на небе, родился от самого себя, произошёл от трения двух кусков древесины, понимаемого как акт зачатия. Поэтому был сыном Дакши, Дакшины, Илы (Иды), Пришни, жреца, жертвователя, утренних лучей, растений и т. п. Он родился в трёх местах: на небе, среди людей и в водах; у него три жилища, у него троякий свет, три жизни, три головы, три силы, три языка.
Агни горел, сиял, освещал, обладал всеми силами, заполнял воздушное пространство, открывал двери тьмы, укреплял небо и землю, охранял их, восходил на небо, рождал оба мира, жил в воде; знал все пути, все мудрости, все миры, все людские тайны; наблюдал за всем на свете, правил законом; приводил богов на жертвоприношение. Он был дружествен к людям, к долгу, соединял супругов, приносил богатство, поощрял певцов, поражал врагов, тьму.
Многочисленны имена Агни, хотя высшее из них хранится в тайне: он — асура, пожиратель жертвы, первый Ангирас, Митра, Рудра, Матаришван, Бхарата и т. п.; из его эпитетов особенно известны: Джатаведас — «знаток всех существ», Тану на пат — «сын самого себя». Вайшванара — «принадлежащий всем людям», Нара-шанса — «хвала людям».
Агни