Разделы презентаций


Буржуазно-демократические реформы 60-70 гг. Развитие уголовного и гражданского права во второй половине XIX в

Содержание

Цели:познание исторического процесса формирования и развития отечественного государства и права в древний период;выяснение сущности и особенностей развития отечественного государства и права, изучение основных памятников права;осмысление роли и места отечественного государства в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
Электронное наглядное пособие по истории отечественного

государства и права
на тему:
«Государство и право России в

пореформенный период
(вторая половина XIX в.)»
«КАФЕДРА ИСТОРИИ  ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» Электронное наглядное пособие по истории отечественного государства и права  на

Слайд 2Цели:
познание исторического процесса формирования и развития отечественного государства и права

в древний период;

выяснение сущности и особенностей развития отечественного государства и

права, изучение основных памятников права;

осмысление роли и места отечественного государства в мире;

формирование навыков самостоятельного творческого анализа основных памятников и источников права, а также событий, связанных с эволюцией государственно-правовых институтов;

формирование у курсантов знания об истории государства и права России, факторов воздействующих на его становление и развитие;

выработку научного представления об изучаемой эпохе развития русского государства и права;

воспитывать у курсантов уважительное отношение к первоисточникам, к нормативно-правовым актам, применяемым в российском государстве.


Цели:познание исторического процесса формирования и развития отечественного государства и права в древний период;выяснение сущности и особенностей развития

Слайд 3Задачи:
Подготовка курсантов и слушателей в соответствии с новыми электронными технологиями.



С этой целью в электронном пособии на основе новейшего материала:

видеофильмов, альбомов схем, хрестоматий, основной и дополнительной литературы, с учетом последних изменений, а также результатов научных исследований в популярной форме в соответствии с учебной программой курса объясняются основные термины и понятия, встречающихся в процессе преподавания и изучения курса «История отечественного государства и права», в целях раскрытия и закрепления вопросов, предусмотренных темой №6 «Государство и право России в пореформенный период
(вторая половина XIX в.)»
Задачи:		Подготовка курсантов и слушателей в соответствии с новыми электронными технологиями. 		С этой целью в электронном пособии на

Слайд 4Учебные вопросы:

Буржуазно-демократические реформы 60-70 гг.
Развитие уголовного и гражданского права

во второй половине XIX в.
Контрреформы в России в 80-х

гг. XIX в.



Учебные вопросы:Буржуазно-демократические реформы 60-70 гг. Развитие уголовного и гражданского права во второй половине XIX в. Контрреформы в

Слайд 5Вопрос 1
Буржуазно-демократические реформы
60-70 гг.



Вопрос 1 Буржуазно-демократические реформы 60-70 гг.

Слайд 6 19 февраля 1855 г. скончался Николай I, и на российский

престол вступил его старший сын Александр.

19 февраля 1855 г. скончался Николай I, и на российский престол вступил его старший сын Александр.

Слайд 8Подготовка крестьянской реформы
Подготовка реформы выявила разногласия в обществе по

методам ее проведения.
Основные разногласия:
Часть помещиков соглашались лишь на незначительные уступки;
Между

помещиками черноземных губерний (вели барщинное хозяйство) и помещикам Нечерноземья (оброчные платежи);
Помещики черноземных губерний были против освобождения крестьян с землей, т.к. земля в черноземье представляла большую ценность из-за ее плодородности;
Между членами правительства: Милютин, Ростовцев, Ланской выступали за последовательность реформ. Долгоруков, Муравье стремились повлиять на либеральность реформы.
В конце 1857 г. в губерниях были созданы комитеты для разработки проектов реформы.
Окончательный вид проект реформы принял к 1861 году.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест об отмене крепостного права.

Подготовка крестьянской реформы 		Подготовка реформы выявила разногласия в обществе по методам ее проведения.		Основные разногласия:Часть помещиков соглашались лишь

Слайд 9Основные положения крестьянской реформы
Крестьяне сразу получили личную свободу (освобождение от

крепостной зависимости);
Крестьяне получили земельный надел за выкуп, превышающий рыночную стоимость

надела;
До заключения выкупной сделки крестьяне оставались временно обязанными и несли повинности (оброк и барщина), не могли свободно распоряжаться своим имуществом, не имели возможности уйти из деревни;
Крестьяне могли получить кредит от государства на срок в 49 лет (до 80% выкупной суммы) для совершения выкупного платежа;
Часть крестьянской земли перешла к помещикам (отрезки);
Основные положения крестьянской реформыКрестьяне сразу получили личную свободу (освобождение от крепостной зависимости);Крестьяне получили земельный надел за выкуп,

Слайд 10Основные положения крестьянской реформы
Сохранялась крестьянская община, земля выкупалась не

отдельными крестьянами, а крестьянской общиной, которая владела землей, сохранялась круговая

порука;
Проводились регулярные переделы общинной земли: крестьяне получали наделы во временное пользование, был запрещен выход крестьян из общины с землей;
Крестьяне получили право владеть имуществом, заниматься торговлей и предпринимательством, наниматься на работу без разрешения помещика и заключать сделки, могли переходить в другие сословия;
Основные положения крестьянской реформы Сохранялась крестьянская община, земля выкупалась не отдельными крестьянами, а крестьянской общиной, которая владела

Слайд 11Основные положения крестьянской реформы
Крестьяне получили выборное самоуправление: спорные вопросы крестьянского

землепользования решались на общинных сходах;
Помещики сохранились как господствующий класс, сохранялось

помещичье землевладение;
Помещики лишились права распоряжаться личностью крестьянина
Основные положения крестьянской реформыКрестьяне получили выборное самоуправление: спорные вопросы крестьянского землепользования решались на общинных сходах;Помещики сохранились как

Слайд 12Значение отмены крепостного права:
Крестьяне освобождены от крепостной зависимости;
Произошло социальное расслоение

крестьянства, появление кулаков (разбогатевших крестьян, нанимавших на работу односельчан и

нанимавшихся к ним батраков, рост влияния разбогатевших крестьян в сельском обществе);
Значение отмены крепостного права:Крестьяне освобождены от крепостной зависимости;Произошло социальное расслоение крестьянства, появление кулаков (разбогатевших крестьян, нанимавших на

Слайд 13Значение отмены крепостного права:
Были созданы условия для развития капитализма в

стране: капиталистические отношения проникли в сельское хозяйство, был формирован рынок

свободной рабочей силы, развивалась промышленность;
Были сохранены феодальные пережитки: помещичье землевладение, крестьянская община, владевшая землей, сословная система, малоземелье крестьян;
Значение отмены крепостного права:Были созданы условия для развития капитализма в стране: капиталистические отношения проникли в сельское хозяйство,

Слайд 14Значение отмены крепостного права:
Крестьяне вынуждены были из-за малоземелья соглашаться на

отработки – работать на земле помещика за взятую ими в

аренду землю;
Размеры выкупных платежей вызывали недовольство крестьян, рост социальной напряженности, крестьянские восстания.
Итог: крестьянская реформа способствовала развитию буржуазных отношений в стране, но не сняла напряженность в деревне.

Значение отмены крепостного права:Крестьяне вынуждены были из-за малоземелья соглашаться на отработки – работать на земле помещика за

Слайд 15Реформа местного управления
Проект земской реформы разработала комиссия во главе с

Милютиным Н.А.. Утверждена земская реформа Александром II 1 января 1864

г. Основные принципы реформы: выборность и бессословность.

Милютин Н.А.

Реформа местного управления		Проект земской реформы разработала комиссия во главе с Милютиным Н.А.. Утверждена земская реформа Александром II

Слайд 16Подготовка реформ
Основные принципы земской реформы — выборность, всесословность, самоуправление в

вопросах местных хозяйственных нужд — были включены в проект еще

до отставки Милютина в апреле 1861. Возглавивший затем подготовительные работы министр внутренних дел П. А. Валуев (оппонент Милютина) был вынужден считаться с этим проектом и принять его за основу.
Подготовка реформ		Основные принципы земской реформы — выборность, всесословность, самоуправление в вопросах местных хозяйственных нужд — были включены

Слайд 17ГУБЕРНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ В КОНЦЕ XIXв. - НАЧАЛЕ ХХв.



О

Т Д Е Л Е Н И Я
П Р И

С У Т С Т В И Я К О М И Т Е Т Ы

ГУБЕРНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ В КОНЦЕ XIXв. - НАЧАЛЕ ХХв.О Т Д Е Л Е Н И

Слайд 18Формирование местных органов

«Положение 1 января 1864» предусматривало создание земства в

34 губерниях Европейской части России. Земская реформа не распространялась на

Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии, где почти не было дворянского землевладения, а также на национальные окраины России — Прибалтику, Польшу, Кавказ, Казахстан, Среднюю Азию. В 1911-13 земские учреждения, помимо 34 губерний, были введены еще в 9-ти.
Формирование местных органов				«Положение 1 января 1864» предусматривало создание земства в 34 губерниях Европейской части России. Земская реформа

Слайд 19
Избирательная система строилась на сочетании сословного и имущественного принципов. Каждые

три года жители уезда разных сословий избирали от 14 до

100 с лишним гласных — депутатов уездных земских собраний. Выборы проводились по куриям (частям), на которые разделялось все уездное население.
Первую курию составляли землевладельцы, имевшие 200 десятин и более земли (включая надельное землевладение крестьян, еще не перешедших на выкуп) или другое недвижимое имущество стоимостью 15 тыс. руб., или годовой доход в 6 тыс. руб. Тон в этой курии задавали дворяне (помещики), однако со временем все большую роль начали играть представители других сословий — купцы, скупавшие дворянские земли, богатые крестьяне, приобретавшие землю в собственность. Вторую курию составляли горожане, владевшие купеческими свидетельствами, торговыми и промышленными предприятиями с годовым доходом не менее 6 тыс. руб., владельцы городских недвижимых имуществ стоимостью не менее чем 500 руб. — в небольших и 2 тыс. руб. в крупных городах.
Третья курия главным образом состояла из представителей сельских обществ, крестьян, для которых не требовался специальный имущественный ценз.
Избирательная система строилась на сочетании сословного и имущественного принципов. Каждые три года жители уезда разных сословий избирали

Слайд 20 Создание сословного крестьянского самоуправления (сельского и волостного) позволило дать выход

крестьянам во всесословные земские учреждения. В результате первых земских выборов

1865-66 дворяне составили 42% уездных и 74% губернских гласных, крестьяне соответственно — 38,5% и 10,6%, купцы — 10,4% и 11%. Гласные уездных земств избирались в куриях, а губернских — в уездных земских собраниях. Председателями уездного и губернского земских собраний являлись уездный и губернский предводители дворянства. Земские собрания являлись распорядительными органами, они избирали исполнительную власть — губернские и уездные земские управы (три, пять человек).


Создание сословного крестьянского самоуправления (сельского и волостного) позволило дать выход крестьянам во всесословные земские учреждения. В результате

Слайд 21Права земств
Компетенция земства ограничивалась местными хозяйственными делами (медицина, народное образование,

агрономия, ветеринарная служба, устройство местных дорог, организация статистики и др.).

Земские сборы обеспечивали финансовую базу деятельности земских учреждений. Бюджет утверждался земским собранием. Он складывался в основном из налогов на недвижимость, прежде всего — на землю, при этом главная тяжесть ложилась на владения крестьян. В пределах своей компетенции земства обладали относительной самостоятельностью. Губернатор мог лишь наблюдать за законностью земских решений. Он также утверждал председателя уездной земской управы, членов губернской и уездной управ. Председателя губернской земской управы утверждал министр внутренних дел.
Права земств		Компетенция земства ограничивалась местными хозяйственными делами (медицина, народное образование, агрономия, ветеринарная служба, устройство местных дорог, организация

Слайд 22 В структуре земских учреждений не было «мелкой земской единицы», т.

е. всесословного волостного земства, наиболее близкого к нуждам местного населения,

не был предусмотрен и общероссийский орган, который мог бы координировать деятельность местных земств. В результате земства оказались «зданием без фундамента и крыши». Правительство препятствовало и общению земств друг с другом, боясь конституционных веяний. У земств не было собственных органов принудительной власти, что вынуждало их обращаться к администрации и полиции. Все это поставило земство с первых шагов в оппозицию к самодержавной власти и вместе с тем делало его уязвимым, не защищенным от пресса могучей государственной машины. Общий пересмотр земской реформы осуществлен в царствование Александра III. В 1890 принята земская контрреформа, существенно ограничившая права земств.
В структуре земских учреждений не было «мелкой земской единицы», т. е. всесословного волостного земства, наиболее близкого к

Слайд 23Значение земской реформы
Земская реформа создала в России новый, современный институт

местного самоуправления, приобщила к гражданской жизни ранее абсолютно бесправное крестьянство,

она способствовала развитию местного благоустройства. Описанный А. П. Чеховым земский интеллигент — врач и учитель, бескорыстный подвижник и знаток своего дела — стал олицетворением лучших черт русской интеллигенции.
Значение земской реформы		Земская реформа создала в России новый, современный институт местного самоуправления, приобщила к гражданской жизни ранее

Слайд 24Губернское
земское
собрание
Уездное
земское
собрание
Городское
собрание
Губернская
земская
управа
Уездная
земская
управа

Городская
управа
Городская
дума
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПОРЕФОРМЕННОЕ ВРЕМЯ
( ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIXв.

- НАЧАЛО ХХв.)

ГубернскоеземскоесобраниеУездноеземскоесобраниеГородскоесобраниеГубернскаяземскаяуправаУездная земскаяуправаГородскаяуправаГородскаядумаОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПОРЕФОРМЕННОЕ ВРЕМЯ( ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIXв. - НАЧАЛО ХХв.)

Слайд 25ПОЛИЦЕЙСКИЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПОРЕФОРМЕННОЕ ВРЕМЯ
( ВТОРАЯ ПОЛОВИНА

XIXв. - НАЧАЛО ХХв.)


ПОЛИЦЕЙСКИЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПОРЕФОРМЕННОЕ ВРЕМЯ ( ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIXв. - НАЧАЛО ХХв.)

Слайд 26Министр
внутренних дел
Совет при министре
Особое совещание
(с 1881г.)
Отдельный корпус
жандармов
Начальник
штаба
Товарищи министра
СТРУКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО

АППАРАТА МВД РОССИИ В ПОРЕФОРМЕННОЕ ВРЕМЯ
(КОНЕЦ XIXв. - НАЧАЛО ХХв.)





ОСНОВНЫЕ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ


Министр внутренних делСовет при министреОсобое совещание(с 1881г.)Отдельный корпусжандармовНачальникштабаТоварищи министраСТРУКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА МВД РОССИИ В ПОРЕФОРМЕННОЕ ВРЕМЯ(КОНЕЦ XIXв.

Слайд 27СТРУКТУРА СЫСКНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
(КОНЕЦ XIXв. - НАЧАЛО ХХв.)




С Т О Л Ы


СТРУКТУРА СЫСКНОГО ОТДЕЛЕНИЯ (КОНЕЦ XIXв. - НАЧАЛО ХХв.)

Слайд 28Судебная реформа
Была проведена в 1864 году;
Было установлено равенство граждан перед

законом;
Суд стал независимым от администрации (принцип несменяемости судей);
Была введена гласность

судопроизводства (присутствие публики в зале заседания);
Судебный процесс стал носить состязательный характер (обвинение –защита), в судебный процесс был введен адвокат (присяжный поверенный), установлено равенство прав прокурора и адвоката;
Решение о виновности обвиняемого выносили присяжные заседатели от всех сословий;
Создана система мировых судов, быстрых и бесплатных по делам не связанными с лишением свободы и прав состояния.

Судебная реформаБыла проведена в 1864 году;Было установлено равенство граждан перед законом;Суд стал независимым от администрации (принцип несменяемости

Слайд 29Последствия и значение реформ.
Крестьянская реформа создала благоприятные возможности для более

быстрого развития капитализма в сельском хозяйстве и промышленности и для

успешного завершения промышленного переворота.

В политической сфере был сделан шаг к созданию системы представительной власти.

Реформы 1860-1870-х гг. были противоречивыми и непоследовательными, не были доведены до конца, а после смерти Александра II были свернуты.
Последствия и значение реформ.		Крестьянская реформа создала благоприятные возможности для более быстрого развития капитализма в сельском хозяйстве и

Слайд 30Вопрос 2
Контрреформы в России в 80-х гг. XIX в.

Вопрос 2 Контрреформы в России в 80-х гг. XIX в.

Слайд 31 Политика контрреформ была направлена на укрепление самодержавной власти.
Восстановлена предварительная цензура;
Установлен

строгий надзор за газетами и журналами;
Закрыты все радикальные и либеральные

издания: а) журналы «Отечественные записки» и «Дело», б) газеты «Голос» и «Земства»;
Введен новый университетский устав, более реакционный;
Повышена плата за обучение;
Циркуляр министра народного просвещения Делянова «О кухаркиных детях» 1887 г.
Политика контрреформ была направлена на укрепление самодержавной власти.	Восстановлена предварительная цензура;Установлен строгий надзор за газетами и журналами;Закрыты все

Слайд 32Контрреформы в области местного управления:

Учреждения должностей земских начальников «назначались правительством

из дворян»;
Проведены земская и городская контрреформы – ограничены права земств;
Самодержавие

урезало избирательное право (перевес дворян в органах самоуправления);
Полномочия земств были больше ограничены;
Усилен контроль администрации над ними.

Контрреформы в области местного управления:Учреждения должностей земских начальников «назначались правительством из дворян»;Проведены земская и городская контрреформы –

Слайд 33Судебная контрреформа:

Нарастание форм внесудебного преследования;
Нарушение принципа гласности судопроизводства,
Сокращение компетенции суда

присяжных;
Нарушение принципа разделения властей и не зависимости суда;
Упразднение выборных мировых

судей и замена их назначаемыми земскими начальниками.

Судебная контрреформа:Нарастание форм внесудебного преследования;Нарушение принципа гласности судопроизводства,Сокращение компетенции суда присяжных;Нарушение принципа разделения властей и не зависимости

Слайд 34Вопрос 3
Развитие права
во второй половине XIX в.




Вопрос 3 Развитие права во второй половине XIX в.

Слайд 40Вопрос 4

Судебные органы,
судебный процесс и их изменения.


Вопрос 4Судебные органы, судебный процесс и их изменения.

Слайд 41Съезд мировых
судей уезда
(до 1889г.)
Участковые
мировые судьи
(с 1889г. земские
начальники)
Судебные
следователи
Уездные члены
окружного суда
Волостные
суды
(с 1861г.)
Особое

присутствие Сената
( с 1872г.)
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПОРЕФОРМЕННОЕ ВРЕМЯ


( ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIXв - НАЧАЛО ХХв.)




Съезд мировыхсудей уезда(до 1889г.)Участковыемировые судьи(с 1889г. земскиеначальники)СудебныеследователиУездные членыокружного судаВолостныесуды(с 1861г.)Особое присутствие Сената( с 1872г.)СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Слайд 43Список литературы:
История отечественного государства и права. Части 1 и 2.

Учебник. / Под редакцией А.И. Чистякова. М. 1996, 1997.
История государства

и права России. Учебник. / Под редакцией Ю.П. Титова. М., 1996.
Крестьянская реформа в России 1861 года: Сборник законодательных актов. М., 2008.
Полевой П.Н. история России от древних славян до отмены крепостного права. М., 2007.
Список литературы: История отечественного государства и права. Части 1 и 2. Учебник. / Под редакцией А.И. Чистякова.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика