Слайд 1
Кафедра Акушерства и гинекологии №1
создана в 1957 году и является
одной из трёх
выпускающих кафедр лечебного факультета,
поскольку государственная аттестация
выпускников лечебного факультета
проводится по трём клиническим дисциплинам:
акушерство и гинекология, терапия и хирургия.
Вы будете проходить обучение на трёх курсах:
1У – «Физиологическое и патологическое
акушерство»
У – «Гинекология»
У1 – «Акушерство и гинекология».
Слайд 2
АКУШЕРСТВО – ЭТО РАЗДЕЛ МЕДИЦИНЫ, ИЗУЧАЮЩИЙ ФИЗИОЛОГИЮ И ПАТОЛОГИЮ БЕРЕМЕННОСТИ,
РОДОВОГО АКТА И ПОСЛЕРОДОВОГО ПЕРИОДА
Слайд 3ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АКУШЕРСТВА
вводная лекция для студентов !У курса лечебного
факультета
Цели акушерства как клинической дисциплины.
Задачи студентов в процессе обучения
на цикле «АКУШЕРСТВО».
2008г.
Слайд 4
Вынашивание беременности и роды в
несколько раз повышают риск преждевременной смерти женщины и могут закончиться
преждевременным прерыванием беременности, гибелью плода во время беременности и родов, рождением мёртвого или тяжело больного новорожденного.
Слайд 5РЕАЛИЗАЦИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ – МОЩНЕЙШИЙ ФАКТОР ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
Слайд 6
В процессе вынашивания беременности происходят значительные изменения в системах жизнеобеспечения
материнского организма: эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой и системе гемостаза.
Слайд 7
Наличие в организме женщины скрытых или явных нарушений в работе
этих систем, наличие соматических (экстрагенитальных) заболеваний неизбежно приводит к осложненному
течению беременности, страданию плода, риску для здоровья и жизни матери.
В процессе вынашивания беременности всегда происходит ухудшение течения экстрагенитальных заболеваний, вплоть до развития декомпенсации функции пораженного органа.
Слайд 8Связь материнского организма и растущего и развивающегося плодного яйца очень
тесная
Между кровью матери и кровью плода хрупкий барьер из двух
рядов клеток
Разрыв этой связи всегда сопровождается материнским кровотечением
Слайд 9Растущее и развивающееся плодное яйцо, особенно на ранних стадиях развития,
чрезвычайно чувствительно к повреждающим факторам.
На любом этапе беременности и родов
плод может погибнуть от воздействия факторов внешней среды и патологических состояний материнского организма
Слайд 10
НАСТУПЛЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ, ЕЁ ВЫНАШИВАНИЕ И РОДЫ В НЕСКОЛЬКО РАЗ ПОВЫШАЮТ
РИСК ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЙ СМЕРТИ ЖЕНЩИНЫ
В ПРОЦЕССЕ ВЫНАШИВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ ВЫСОК РИСК ГИБЕЛИ
ПЛОДНОГО ЯЙЦА И ПЛОДА
Слайд 11
К каким результатам
( целям) должен стремиться
врач
в своей работе с
пациентом ?
Слайд 12ВРАЧ В РАБОТЕ С ПАЦИЕНТОМ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ К ДОСТИЖЕНИЮ ЧЕТЫРЕХ
ЦЕЛЕЙ:
НЕ ДОПУСТИТЬ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЙ СМЕРТИ БОЛЬНОГО
НЕ ДОПУСТИТЬ ИНВАЛИДИЗАЦИИ БОЛЬНОГО
МАКСИМАЛЬНО СОКРАТИТЬ ВРЕМЕННУЮ
УТРАТУ ТРУДОСПОСОБНОСТИ
УЛУЧШИТЬ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
Слайд 13Путь к достижению целей:
Поставить диагноз на основе клинических проявлений (
жалобы, анамнез заболевания и жизни, данные клинического обследования больного) и
результаты параклинических методов обследования (лабораторные исследования, функциональные, эхоскопические, рентгенологические, эндоскопические, цитологические. гистологические методы).
Назначить лечение на основе знаний этиологии, патогенеза и формирования клинической симптоматики заболевания
Слайд 14ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ АКУШЕРСТВА
НЕ ДОПУСТИТЬ СМЕРТИ ЖЕНЩИНЫ В ПРОЦЕССЕ ВЫНАШИВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ,
В РОДАХ И В ПОСЛЕРОДОВОМ ПЕРИОДЕ.
СПОСОБСТВОВАТЬ РОЖДЕНИЮ НЕ ТОЛЬКО ЖИВОГО,
НО И ЗДОРОВОГО РЕБЁНКА
Слайд 15ГЛАВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ АКУШЕРСКОЙ СЛУЖБЫ
МАТЕРИНСКАЯ СМЕРТНОСТЬ – СМЕРТЬ ЖЕНЩИН ВО
ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ, РОДОВ И В ПЕРВЫЕ 42 ДНЯ ПОСЛЕРОДОВОГО ПЕРИОДА
ОТ ПРИЧИН, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С БЕРЕМЕННОСТЬЮ И РОДАМИ ИЛИ ОТ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ТЕЧЕНИЕ КОТОРЫХ ОСЛОЖНИЛОСЬ В СВЯЗИ С БЕРЕМЕННОСТЬЮ И РОДАМИ
Слайд 16ГЛАВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ АКУШЕРСКОЙ СЛУЖБЫ
ПЕРИНАТАЛЬНАЯ СМЕРТНОСТЬ – СМЕРТЬ ПЛОДОВ ВО
ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ И В РОДАХ, А ТАКЖЕ СМЕРТЬ НОВОРОЖДЕННЫХ В
ПЕРВЫЕ СЕМЬ СУТОК ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ
Слайд 17МАТЕРИНСКАЯ СМЕРТНОСТЬ
ЧИСЛО УМЕРШИХ БЕРЕМЕННЫХ,
РОЖЕНИЦ, РОДИЛЬНИЦ В
ТЕЧЕНИЕ 42 ДНЕЙ
ПОСЛЕ
МС= ПРЕКРАЩЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ ×100000
ЧИСЛО ЖИВОРОЖДЕННЫХ
МС ИЗМЕРЯЕТСЯ В ЕДИНИЦАХ НА 100000
ЖИВОРОЖДЁННЫХ
Слайд 18ПЕРИНАТАЛЬНАЯ СМЕРТНОСТЬ
ЧИСЛО МЕРТВОРОЖДЕННЫХ
(АНТЕНАТАЛЬНО И ИНТРАНАТАЛЬНО)
+ ЧИСЛО НОВОРОЖДЕННЫХ,
ПС= УМЕРШИХ В ПЕРВЫЕ 168 ЧАСОВ ×1000
ЧИСЛО РОДИВШИХСЯ ДЕТЕЙ
(ЖИВЫХ + МЁРТВЫХ)
ПС ИЗМЕРЯЕТСЯ В ‰ НА 1000 РОДОВ
Слайд 19ПРИЧИНЫ МАТЕРИНСКОЙ СМЕРТНОСТИ
АКУШЕРСКИЕ КРОВОТЕЧЕНИЯ
ГЕСТОЗЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ БЕРЕМЕННОСТИ
ГНОЙНО-СЕПТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
ЭКСТРАГЕНИТАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
ЯТРОГЕННЫЕ ПРИЧИНЫ
Слайд 20АКУШЕРСКИЕ КРОВОТЕЧЕНИЯ
КРОВОТЕЧЕНИЯ В РАННИЕ СРОКИ БЕРЕМЕННОСТИ ИЗ ЛОЖА ПЛОДНОГО ЯЙЦА:
АБОРТЫ, ВНЕМАТОЧНАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ, ТРОФОБЛАСТИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ, ПЕРФОРАЦИЯ МАТКИ
КРОВОТЕЧЕНИЯ В ПОЗДНИЕ СРОКИ
БЕРЕМЕННОСТИ ИЗ СОСУДОВ ПЛАЦЕНТАРНОЙ ПЛОЩАДКИ: ПРЕДЛЕЖАНИЕ ПЛАЦЕНТЫ, ПРЕЖДЕВРЕМЕННАЯ ОТСЛОЙКА НОРМАЛЬНО РАСПОЛОЖЕННОЙ ПЛАЦЕНТЫ
КРОВОТЕЧЕНИЯ ПОСЛЕ РОДОВ: НАРУШЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЯ И ВЫДЕЛЕНИЯ ПЛАЦЕНТЫ, ГИПОТОНИЯ МАТКИ
Слайд 21ГЕСТОЗЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ БЕРЕМЕННОСТИ
БОЛЕЗНЬ АДАПТАЦИИ МАТЕРИНСКОГО ОРГАНИЗМА К ПЛОДНОМУ ЯЙЦУ,
КАК ПРОГРЕССИРУЮЩАЯ ПОЛИОРГАННАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ. ОСЛОЖНЯЕТ ТЕЧЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ В 20-15% СЛУЧАЕВ
Слайд 22ГНОЙНО-СЕПТИЧЕСКИЕ
ЗАБОЛЕВАНИЯ
АКТИВАЦИЯ УСЛОВНО-ПАТОГЕННОЙ И САПРОФИТНОЙ ФЛОРЫ В УСЛОВИЯХ ПРОГРЕССИРУЮЩЕЙ ИММУННОЙ ДЕПРЕССИИ,
ОБУСЛОВЛЕННОЙ ГОРМОНАМИ БЕРЕМЕННОСТИ
НАЛИЧИЕ ВХОДНЫХ ВОРОТ ИНФЕКЦИИ (НАРУШЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ЭНДОТЕЛИЯ И
ЭПИТЕЛИЯ) – ПОСЛЕРОДОВАЯ МАТКА, ТРАВМЫ РОДОВЫХ ПУТЕЙ, ЛАКТИРУЮЩИЕ МОЛОЧНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ
Слайд 23ЭКСТРАГЕНИТАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
ДЕКОМПЕНСАЦИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ, ПОЧЕЧНЫХ, ПЕЧЕНОЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В СВЯЗИ С РЕЗКИМ
УВЕЛИЧЕНИЕМ НАГРУЗКИ НА ОРГАНЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ИММУНОДЕФЕЦИТА
БЕРЕМЕННОЙ
ТРОМБОЭМБОЛИЧЕСКИЕ ОСЛОЖНЕНИЯ ПРИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ГЕМОСТАЗА, УСУГУБЛЯЮЩИЕСЯ НАЛИЧИЕМ БЕРЕМЕННОСТИ
Слайд 24 ТРЕТЬ ВСЕХ СЛУЧАЕВ МАТЕРИНСКОЙ СМЕРТНОСТИ ОБУСЛОВЛЕНА АБОРТАМИ:
КРИМИНАЛЬНЫМИ И МЕДИЦИНСКИМИ
Слайд 25ЯТРОГЕННЫЕ ПРИЧИНЫ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И ЛЕЧЕБНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ НЕ ПО ПОКАЗАНИЯМ ИЛИ
С НАРУШЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ ОРГАНИЗМА БЕРЕМЕННОЙ И РОДИЛЬНИЦЫ НА АДЕКВАТНЫЕ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И ЛЕЧЕБНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Слайд 26ПРИЧИНЫ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ СМЕРТНОСТИ
АНТЕНАТАЛЬНАЯ СМЕРТЬ – ГИБЕЛЬ ПЛОДА
ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ (С 22 НЕДЕЛЬ). НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ПРИЧИНА – АСФИКСИЯ.
ПРИЧИНА АСФИКСИИ – ОСТРАЯ ИЛИ ХРОНИЧЕСКАЯ ПЛАЦЕНТАРНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ.
Слайд 27ПРИЧИНЫ ПЛАЦЕНТАРНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ
ЭКСТРАГЕНИТАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ МАТЕРИ: ЭНДОКРИННЫЕ, ИНФЕКЦИОННЫЕ, СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ, ПОЧЕЧНЫЕ, АУТОИММУННЫЕ
ОСЛОЖНЕНИЯ
БЕРЕМЕННОСТИ: УГРОЗА ПРЕРЫВАНИЯ, ГЕСТОЗЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ БЕРЕМЕННОСТИ
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МАТЬ ПОВРЕЖДАЮЩИХ
ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ: ЭКОЛОГИЧЕСКИХ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ, СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ
Слайд 28ПРИЧИНЫ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ СМЕРТНОСТИ
ИНТРАНАТАЛЬНАЯ СМЕРТЬ – ГИБЕЛЬ ПЛОДА В ПРОЦЕССЕ РОДОВ:
АСФИКСИЯ
РОДОВАЯ ТРАВМА – КРОВОИЗЛИЯНИЕ В ВЕЩЕСТВО ГОЛОВНОГО ИЛИ СПИННОГО МОЗГА
Слайд 29ПРИЧИНЫ РОДОВОЙ ТРАВМЫ
ВНУТРИУТРОБНАЯ ГИПОКСИЯ (ЧАЩЕ ХРОНИЧЕСКАЯ) – 85-90%
МЕХАНИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В
ПРОЦЕССЕ РОДОРАЗРЕШЕНИЯ – 10-15%
ВНУТРИУТРОБНОЕ ПОРАЖЕНИЕ ВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ ЭНДОТЕЛИЯ СОСУДОВ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО
ЦНС
Слайд 30ФАКТОРЫ РИСКА РОДОВОЙ ТРАВМЫ
ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЕ РОДЫ
ОСЛОЖНЕНИЯ РОДОВ АНОМАЛИЯМИ РОДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛИТЕЛЬНЫЙ БЕЗВОДНЫЙ
ПЕРИОД
КРУПНЫЙ ПЛОД И/ИЛИ УЗКИЙ ТАЗ
Слайд 32ПРИЧИНЫ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ СМЕРТНОСТИ
РАННЯЯ НЕОНАТАЛЬНАЯ
СМЕРТЬ – СМЕРТЬ НОВОРОЖДЕННОГО
В ПЕРВЫЕ 7 СУТОК ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ
Слайд 33ПРИЧИНЫ НЕОНАТАЛЬНОЙ СМЕРТИ
ПОСЛЕДСТВИЯ АСФИКСИИ И РОДОВОЙ ТРАВМЫ
2. СИНДРОМ
ДЫХАТЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ (НЕДОНОШЕННЫЕ ДЕТИ, ВНУТРИУТРОБНОЕ ИНФИЦИРОВАНИЕ)
3. ПОРОКИ РАЗВИТИЯ
И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
4. ВНУТРИУТРОБНОЕ ИНФИЦИРОВАНИЕ: КРАСНУХА, ЦМВ, ГЕРПЕС, ГРИПП, β-ГЕМОЛИТИЧЕСКИЙ СТРЕПТОКОКК И ДР.
Слайд 34ЗАДАЧИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА ЦИКЛЕ «АКУШЕРСТВО»
УМЕТЬ ДИАГНОСТИРОВАТЬ УРГЕНТНЫЕ
СОСТОЯНИЯ В АКУШЕРСТВЕ И ОКАЗАТЬ ПРИ НИХ НЕОТЛОЖНУЮ ПОМОЩЬ
2.
ЗНАТЬ ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ ЭКСТРАГЕНИТАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА ФОНЕ БЕРЕМЕННОСТИ И ОСЛОЖНЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ЭКСТРАГЕНИТАЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Слайд 35ЗАДАЧИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА ЦИКЛЕ «АКУШЕРСТВО»
3. УМЕТЬ ПРОВОДИТЬ
ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬ И и учить этому других:
а) ГОТОВИТЬ ЖЕНЩИНУ С ЭКСТРАГЕНИТАЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ К НАСТУПЛЕНИЮ ЖЕЛАННОЙ БЕРЕМЕННОСТИ;
б) ПРЕДУПРЕЖДАТЬ ПУТЕМ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО НАЗНАЧЕНИЯ КОНТРАЦЕПЦИИ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ БЕРЕМЕННОСТИ
Слайд 36
4. ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О ФИЗИОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРИУТРОБНОГО ПЛОДА, ЗНАТЬ ПРИЧИНЫ ЕГО НАРУШЕНИЙ И
УМЕТЬ ПРЕДУПРЕДИТЬ ВОЗДЕЙСТВИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ НА ВНУТРИУТРОБНЫЙ ПЛОД
Слайд 38
Вы получаете специальность: «лечебное дело» и обязаны:
1) Не
дать преждевременно умереть беременной роженице и родильнице от ургентных состояний;
2) Предупредить прогрессирование и декомпенсацию заболеваний сердечно-сосудистой, мочевыделительной и эндокринной системы, а также хронических и острых инфекционных заболеваний;
3) Предупредить преждевременную потерю беременность, рождение мертвого или тяжело больного новорожденного.
Слайд 39Помните!!
Каким врачом вы бы не работали, более 50% ваших пациентов
будут женщины, которые имеют свойство быть беременными, рожать и находиться
в послеродовом периоде.
Каждый случай материнской смертности подвергается экспертизе на региональном уровне, экспертный отчет посылается в министерство.
Виновные в летальном исходе обязательно наказываются и, даже, несут уголовную ответственность.
Слайд 40
Оценка ваших знаний ежедневно и поэтапно будет проводиться по рейтинговой
системе.
В течение месяца у вас будут лекции и практические занятия.
Слайд 41
В процессе обучения вы выполняете курсовую работу: « История родов».
Затем
в течение двух недель вы, под контролем преподавателя, занимаетесь производственной
практикой и сдаёте, по её окончанию, зачёт по практическим навыкам.
Слайд 42
Если вы не имеете пропусков практических занятий, получили положительную оценку
за курсовую работу, зачёт по производственной практике и набрали достаточное
количество баллов по текущему рейтингу, вы будете допущены к курсовому экзамену по билетам, содержащим три вопроса и ситуационную задачу.
Слайд 43
Пропущенные практические занятия, согласно положению об отработках в АГМУ, отрабатываются
по субботам с 9.00 (Молодёжная 9, роддом №2, 3-ий этаж)
у дежурного преподавателя. Явка на отработку с рефератом по пропущенному занятию (для реферирования используются только рекомендованные кафедрой учебники, а также материалы лекций и пропущенных практических занятий).