Слайд 1Час информации «День, который нас объединяет!»
Андреевская сельская библиотека
Слайд 2 День народного единства - один из самых
молодых праздников нашей страны, который отмечается в соответствии с Федеральным
законом «О днях воинской славы и памятных датах России». Государственная Дума в 2005 году приняла действительно историческое решение.
Слайд 3 В Москве на Красной площади стоит памятник. На
нём надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия.
В лето 1818 года.»
Слайд 4 В 1584 году в Москве умер царь Иван IV, прозванный
за крутой нрав Грозным. С его смертью и наступило в
России Смутное время.
За это время на Руси произошло много трагических событий. Первые годы XVII столетия выдались очень страшными: неурожаи, голод, восстания.
В 1601 году в стране случился неурожай, повторился он и в последующие два года. Повсюду начались голод и мор. За два с половиной года от голода в одной только Москве умерло около 120 тысяч человек
Слайд 5 В стране назревало недовольство. Во всем обвиняли
царя, Бориса Годунова, который пришел к власти после смерти Ивана
Грозного.
Всем этим и воспользовались польские паны. Со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые Самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана Грозного Дмитрия, доказывая всем, что он и есть царевич Дмитрий, которого Борис Годунов много лет назад пытался убить, но чудом Дмитрий остался жив. Народ поверил в «воскресшего» царевича и Лжедмитрий был с почестями встречен в Москве.
Лжедмитрий I
Слайд 6Пришедшие с Лжедмитрием I поляки держали себя в Москве заносчиво
– они оскорбляли москвичей, грабили их. Особенно русских людей оскорбило
то, что поляки попытались установить свою католическую веру. Все это не могло не вызвать взрыв возмущения. В ночь на 17 мая 1606 года в Москве зазвучал набатный колокол. Жители столицы узнали, что бояре и дворяне ворвались в царские покои и убили самозванца. Через несколько дней тело Лжедмитрия I сожгли, а пепел смешали с порохом и выстрелили им из пушки в сторону Польши, откуда Самозванец и пришел.
Cмерть Лжедмитрия I
Слайд 7 Василий Шуйский, которого бояре-заговорщики и «выкрикнули» новым царем.
Но, его царствовавший с 1606 по 1610 годы, тоже был
немалым обманщиком. Он всегда говорил то, что ему было выгодно. В народе Шуйского не любили, считая не всенародным, а лишь «боярским» царем.
В августе 1607 года поляки предприняли новую попытку проникновения в Московскую Русь, на этот раз уже с участием Лжедмитрия II. К его войску, состоявшему из польских отрядов, вскоре примкнули южнорусские дворяне и отряды казаков. Самозванец разбил лагерь в подмосковном селе Тушине, отчего в народе его прозвали «Тушинский вор». С помощью польских отрядов Тушинскому вору удалось захватить власть более, чем в двадцати русских городах. Но как и первого самозванца его постигла трагическая участь: он был убит.
Василий Шуйский
Слайд 8Лагерь в Тушине Лжедмитрия II
Слайд 9 Бояре и дворяне, разгневанные поражением русских войск под
Клушином, ворвались покои Василия Шуйского и под угрозой смерти потребовали,
чтобы он отрекся от престола. Шуйскому ничего не оставалось, как согласиться, и против собственной воли он был пострижен в монахи. Власть в стране перешла к временному боярскому правительству. В народе эту власть прозвали «Семибоярщиной», а историки время с 1610 по 1613 годы окрестили «Междуцарствием».
Чтобы избавиться от угрозы стоявшего под Москвой Тушинского вора, притязавшего на трон, правители Семибоярщины решили возвести на российский престол сына польского короля Сигизмунда III – Владислава. И под предлогом защиты Москвы в ночь с 20 на 21 сентября 1610 года, когда ворота в Московский Кремль боярами были открыты, в столицу вошел польский гарнизон с немалым числом литовских воинов. Поляки посадили в темницу патриарха Гермогена, который отказался подписать документ, о том, что церковь венчает на царство царевича Владислава. За это поляки заморили голодом Гермогена.
Слайд 10 Эти действия Семибоярщины и поляков послужили сигналом
к объединению россиян и изгнанию из Москвы польских захватчиков. Народ
желал избрать нового царя «волей Всей земли».
Это было в далеком 1611 году. В Нижнем Новгороде весь люд спозаранку стал собираться на городской площади перед Земской избой. Один из гонцов, прибывших из Москвы, громко зачитал привезенную из Троицкого монастыря грамоту, призывавшую русский народ к «великому стоянию» против польско-литовских захватчиков, за веру православную и отечество: «Соотечественники, польский король Сигизмунд – это хитрый лис, который всех обманывает: будто мыслит он не завоевать Московское государство, а помочь русским людям преодолеть Смуту. Но мы своими глазами видели, как поляки разоряли православные храмы, как пред очами родителей сжигали в русских деревнях детей. И видели мы, как носили поляки на саблях и копьях головы русских воинов. И не бывало еще на Руси так плохо, как нынче. Больше года нет у нас законного царя, и Московским государством правят семь бояр. Семибоярщина – это измена и предательство!.. Который год идет великая Смута на Руси! И приблизились дни окончательной погибели земли Русской!»
Слайд 12 На Лобное место быстро поднялся Кузьма Минин:
«Сограждане нижегородские, слушал я гонцов и не смог сдержаться. Сердце
мое разрывается от боли за бедную землю Московскую. Пришло время всем российским людям подняться за яростную брань! Не вечно же топтать Русь врагу, пора и честь знать!.. Так давайте создадим всенародное ополчение против врага!... Пока же начнем собирать для воинов деньги. Я отдам все, что за долгие годы нажил тяжким трудом.»
Воеводой пригласили князя Дмитрия Михайловича Пожарского, который жил в деревне недалеко от Нижнего Новгорода. Войско Минина и Пожарского пришло в Москву 20 августа 1612 года. Польские захватчики оказались в осаде (в Кремле и Китай-городе). К середине октября поляки съели всех лошадей, собак, кошек и даже мышей.
22 октября по старому стилю, а по новому стилю 4 ноября совершили молебен перед иконой Казанская Божья Матерь., а 26 октября уже все кремлевские вороты были открыты настежь. Остатки польско-литовского гарнизона отпущены восвояси.
Слайд 13Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский
Слайд 14 После изгнания из Москвы поляков несколько месяцев
страной правило временное правительство во главе с Пожарским и Трубецким.
В самом конце декабря 1612 года оба князя разослали по городам грамоты, в которых вызывали в Москву из всех городов и из всякого чина самых лучших и разумных выборных людей «для Земского совета и для государственного избрания». Этим выборным людям и предстояло избрать нового царя. После недолгих споров они остановили свой выбор на 16-летнем Михаиле Романове – сыне Митрополита Филарета.
Михаил Федорович Романов
Слайд 16 20 февраля 1818 года на Красной площади
в Москве был открыт памятник Минину и Пожарскому (по проекту
скульптора И.П.Мартоса). На его пьедестале отлиты две бронзовые картины с выпуклыми изображениями (барельефами). На первой картине изображено, как граждане Нижнего Новгорода несут свое имущество на площадь и приводят в ополчение своих сыновей. Вторая картина иллюстрирует бегство поляков из Москвы, преследуемых русскими воинами.
Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале. Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает Пожарскому меч. На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной»
(Н. Кончаловская)
Слайд 17 Тридцать лет губило Русь Смутное время. Ослабевшую от
раздоров страну пытались захватить враги. Но нашлись мудрые головы и
храбрые сердца: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, собрав ополчение, спасли Русь от гибели.
Проникнутый идеями национального согласия и сплочения общества, упрочения российской государственности, День народного единства также является праздником добра, днем заботы о людях. Любое, даже самое малое доброе дело в этот день для каждого должно стать первым шагом к исцелению души, а добрые дела миллионов добровольцев вместе взятые приведут нас к духовному оздоровлению всего общества.
Слайд 18
Все проходит. Остается Родина -
То, что не изменит никогда.
С ней
живут, любя, страдая, радуясь.
Падая и поднимаясь ввысь…
И еще немало будет
пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.