Слайд 1 Часто мы можем услышать фразы следующего содержания: «Ну
что мы можем?», подразумевающие при этом, что мы песчинки, которые
не участвуют в политическом процессе.
Насколько обоснованы эти заявления?
Что такое политический процесс?
Какую роль мы с вами в нем играем?
Об этом и пойдет речь на нашем уроке.
Тема урока:
«Политический процесс»
Слайд 2Политический процесс
Уроки 76-77
Слайд 3ЦЕЛЬ УРОКА:
ЗНАТЬ: сущность и природу политического процесса, факторы воздействия на
политический процесс, особенности политического процесса в рамках демократических политических систем
и систем диктаторского типа, характеристику основных типов политических процессов;
УМЕТЬ: развивать умения исследовать, анализировать, делать выводы, рационально
решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
Формировать: отношение к политическому
процессу.
Слайд 4План урока
1. Политический процесс: основные положения.
2. Типологизация политических процессов.
3. Особенности
политического процесса в современной России
Политический процесс - это …
совокупность действий
субъектов
политики, направляемых на осуществление своих ролей и функций
в рамках политической системы, на реализацию ими собственных
интересов и целей.
Слайд 5Политический процесс позволяет:
1. Анализировать реальные связи и отношения индивидов,
групп, институтов власти, государства в процессе отправления
ими своих ролей и
функций в рамках системы
и в борьбе за реализацию собственных интересов и целей.
2. Демонстрировать механику функционирования политической системы.
3. Понять, как и где именно в ходе функционирования политической системы возникают варианты, способные привести
к ее эволюции или распаду.
Слайд 6Задание 1:
1. Обсудите в парах и проанализируйте, чем
определяются характер и
содержание политического процесса в условиях:
• демократической политической системы (первый вариант);
•
авторитарной и тоталитарной политических систем (второй вариант).
2. Спрогнозируйте, чем может закончиться кризисная ситуация:
• для демократических режимов;
• для авторитарных и тоталитарных режимов.
Для примера можете использовать исторические события.
Слайд 7Человечество выработало определенные механизмы, посредством
которых граждане и их организованные группы
выражают свои требования к правительству. Этот процесс именуется артикуляцией
интересов и
требований. Он может принимать самые разные
формы. Рассмотрите схему:
Слайд 82. Типологизация политических процессов
Задание 2: Заполните таблицу «Типологизация политических процессов».
Проверка
выполнения таблицы
Слайд 133. Особенности политического процесса в современной России
Задание 3:
Вспомните, как назывался
наш режим до 90-х гг. XXв.
К какой политической системе мы
можем отнести себя сегодня?
Мы переживаем переходный период от тоталитаризма к демократии. Это главная отличительная особенность политического процесса, который развивается в России.
Проследите этапы и особенности политического процесса постсоветской России.
Слайд 14Особенности политического процесса:
1. Крайне низкий уровень доверия граждан ко всем
политическим
институтам.
2. Разочарование и недовольство своим положением.
3. Ностальгия по советским временам.
4.
Более половины россиян признавали необходимость демократических перемен.
Слайд 155. Причудливое сочетание элементов:
• авторитаризма;
• демократии.
6. Многие эксперты обеспокоены
возможностью серьезных дисбалансов и роста напряженности, стрессов в политической системе
страны.
7. Наметились позитивные моменты:
• у населения появилась устойчивая привычка к выборам на альтернативной основе;
• существуют перспективы для самоорганизации людей, институтов гражданского общества.
Таким образом, ход политического процесса нас убеждает в том, что модель демократического процесса не может быть навязана нам сверху. Она должна расти снизу, и многое зависит от нас с вами.
Слайд 16IV. Итог урока
Подумайте над тем, какие именно политические процессы протекают
в данный момент в нашем городе.
Созвучны ли они
с теми процессами, которые происходят по всей стране?
Подтвердите свое мнение примерами.
Слайд 17Домашнее задание:
Выскажи свое отношение:
1) «В политических играх, в отличие от
игры в жмурки, лишь немногие видят всё, а у всех
остальных – повязки на глазах».
Пьер Буаст
2) «Государственные деятели отличаются от политиков тем, что первые думают о будущем страны, а вторые - о предстоящих выборах».
Уинстон Черчилль