Слайд 1«Человек и природа в русской литературе;
тема дуэли в русской литературе;
образ города в русской литературе;
мотив сна в русской литературе;
тема отечественной
истории в русской литературе»
ЕГЭ по ЛИТЕРАТУРЕ
Подготовка к заданию 9 : сопоставление произведений
Слайд 2Человек и природа в русской литературе
Вопрос
В каких произведениях русских писателей
отображены картины русской природы и что сближает эти произведения с
соответствующими страницами «Евгения Онегина» А. Пушкина?
Слайд 3Человек и природа в русской литературе
Контекст
И. Тургенев «Отцы и дети»,
Л. Толстой «Война и мир»,
М. Шолохов «Тихий Дон»,
В.
Астафьев «Царь-рыба»,
В. Распутин «Прощание с Матёрой» и др.
Слайд 4Человек и природа в русской литературе
Обоснование для сопоставления
Соотнесённость природной и
человеческой жизни; психологический параллелизм; пейзаж как средство характеристики героев; социальный
пейзаж; философский пейзаж; натурфилософия; сюжетообразующая функция пейзажа; символическое значение пейзажа.
Слайд 5Тема дуэли в русской литературе
Вопрос
Кто из русских писателей обращался к
теме дуэли?
Слайд 6Тема дуэли в русской литературе
Контекст
А. Пушкин «Выстрел» и «Евгений Онегин»,
М. Лермонтов «Герой нашего времени»,
И. Тургенев «Отцы и дети»,
А. Чехов «Дуэль»,
А. Куприн «Поединок».
Слайд 7Тема дуэли в русской литературе
Обоснование для сопоставления
Тема дуэли интересна писателям
прежде всего тем, что позволяет ему создать экстремальную ситуацию, в
которой наиболее полно раскрываются социальный конфликт и характер героя; дуэль как поединок непохожих характеров и как поединок идей; психологический анализ личности героя, прошедшего испытание дуэлью.
Слайд 8Образ города в русской литературе
Вопрос
В каких произведениях русской классики город
становится предметом художественного изображения?
Слайд 9Образ города в русской литературе
Контекст
А. Пушкин «Медный всадник»,
Н. Гоголь
«Шинель» (Петербург),
Ф. Достоевский «Преступление и наказание»,
А. Островский «Гроза»
(Калинов),
М. Булгаков«Мастер и Маргарита» (Ершалаим, Москва).
Слайд 10Образ города в русской литературе
Обоснование для сопоставления
а) Петербург – «мёртвый»,
«самый фантастический город», наделённый мрачной мистической силой, угнетающий личность. Парадный
Петербург контрастирует с его изнаночной стороной. Этот город – особое духовное пространство, где всё приобретает символическое и психологическое значение.
б) Петербург Гоголя – это мир невероятных происшествий, абсурда, будничной фантастики.
Слайд 11Образ города в русской литературе
Обоснование для сопоставления
в) Вымышленный город Калинов
(«Гроза» Островского) изображён подробно и многосторонне. Калинов противоречив. С одной
стороны – это прекрасное место на берегу Волги. С другой – жизнь в городе, где господствуют «жестокие нравы», ужасна. Красоту природы хозяева города подчинить себе не способны.
Слайд 12Образ города в русской литературе
Обоснование для сопоставления
г) Москва 20-х гг.
– город, где происходят плутовские похождения Воланда и его свиты,
прибывших с «ревизией» нового мира.
Город в произведениях русских писателей – не фон, на котором разворачивается действие, а один из героев романа; самостоятельный художественный образ. Город – метонимия государства; пространственный образ, имеющий символическое значение.
Слайд 13Мотив сна в русской литературе
Вопрос
Какую функцию выполняет сон Петра Гринёва
(А.С. Пушкин «Капитанская дочка») и кто из русских писателей обращался
к изображению сновидений?
Слайд 14Мотив сна в русской литературе
Контекст
В.А. Жуковский «Светлана»,
А.С. Пушкин «Евгений
Онегин» (сон Татьяны Лариной),
И.А. Гончаров «Обломов» («Сон Обломова»),
Н.Г.
Чернышевский «Что делать?»(сны Веры Павловны),
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (сны Раскольникова).
Слайд 15Мотив сна в русской литературе
Обоснование для сопоставления
Сам Пётр Гринёв называет
увиденный им сон «пророческим». Множество мелких деталей связывает сон с
реальным будущим: это, например, «чёрная борода» вожатого, о которой впервые будет упомянуто сразу после описания сна, и слова бродяги, обращённые к хозяину постоялого двора («а теперь заткни топор за спину: лесничий ходит»), и требование «поцеловать ручку» государя-мужика в качестве присяги. И так же, как во сне, – множество мёртвых тел близких герою людей. Сон Гринёва – аллегория будущих событий, их пророческая схема.
Слайд 16Мотив сна в русской литературе
Обоснование для сопоставления
Сновидения издавна использовались в
художественной литературе для создания таинственной атмосферы, мотивировки поступков персонажей, передачи
их эмоционального состояния (психологизма). Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли, давали отдых и одновременно искушали, испытывали, ставили перед выбором.
Слайд 17Мотив сна в русской литературе
Обоснование для сопоставления
Сновидения выполняют ретроспективную и
прогностическую функции, участвуют в создании хронотопа произведения. Они вбирают в
себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего, раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста. Сны могут выполнять функцию памяти. Таким образом, сновидения в произведениях художественной литературы полифункциональны.
Слайд 18Тема отечественной истории в русской литературе
Вопрос
Кто из русских поэтов обращался
к теме русской истории и в чём их произведения сопоставимы
со стихотворением А. Блока «На поле Куликовом»?
Слайд 19Тема отечественной истории в русской литературе
Контекст
М. Лермонтов «Бородино»,
С. Есенин
«Русь Советская»,
А. Ахматова «Реквием»,
А. Твардовский «Василий Тёркин».
Слайд 20Тема отечественной истории в русской литературе
Обоснование для сопоставления
Вовлечённость героев в
круговорот социально-исторических событий; высокое чувство ответственности за всё происходящее на
земле; любовь к родине; тема исторического пути, вера в могущество России и способность к возрождению; единство лирического героя (героини) и родины;
Слайд 21Тема отечественной истории в русской литературе
Обоснование для сопоставления
взаимосвязь пути поэта
и пути России; историческое осмысление современности; философия истории; взаимосвязь прошлого
и настоящего России; лирический герой (героиня): поэт, воин, патриот; исторические параллели; художественная образность.