Слайд 1Человек с ограниченными возможностями
Слайд 2Инвалиды – люди с ограниченными возможностями, у которых навсегда или
на длительный срок нарушены какие-то важные функции организма.
Инвалидность дается людям
для того, чтобы с помощью социальных льгот, выплат и других мер сделать их жизнь лучше и приблизить к жизни людей, у которых все функции в норме. Люди с ограниченными возможностями нуждаются в помощи и поддержке здоровых людей. Ведь многие становятся инвалидами по трагической случайности. Каждому из нас хочется жить полной жизнью, общаться друг с другом и узнавать новое, и у каждого из нас есть свои особенности. Люди с ограниченными возможностями - такие же люди, как и любой из нас. Они почти ничем не отличаются, только носят очки с толстыми линзами, слуховой аппарат, используют вспомогательную технику для передвижения, специальные книги для чтения, принимают определённые медицинские препараты или ограничены в приёме некоторой пищи и т.д. И для общения или совместной деятельности с этими людьми требуется соблюдение некоторых правил.
Слайд 3Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной
трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и
реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.
Слайд 4В истории развития человеческой цивилизации отношение общества к людям с
ограниченными возможностями жизнедеятельности выражалось в форме, манере обращения с ними
и в характер тех социальных «полок» или «ниш», которые им отводились. Нередко эти представления можно различить во взглядах, представления современных людей. Остановимся на кратком описании таких «полок» или моделей.
Слайд 5Больной человек». В соответствии с этой моделью лица с ограниченным
возможностями — больные люди. Это означает, что человек рассматривается как
объект лечения. Не отрицая значимости медицинского обслуживания этих людей, следует видеть, что в контексте образовательного поля природа ограниченных возможностей связана с затруднениями в обучении социализации. Поэтому образовательные программы для таких лиц должны предусматривать не только и не столько уход и лечение, сколько обучение и развитие. Общество, полагающее, что человек с ограниченными возможностями — это больной, может предоставить ему только медицинскую диагностику, лечение и уход, исключая его из образовательного процесса.
Слайд 6Модель «Недочеловек». Человек с отклонениями в развитии согласно этой модели
рассматривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному.
Следствием этого стало создание негуманных условий жизни и применение негуманного обращения по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Это выражается в создании искусственных ограничений, препятствующих взаимодействию с окружающими
Слайд 7Модель «Угроза обществу». Существовало представление, что некоторые категории лиц с
отклонениями в развитии представляют угрозу обществу (умственно отсталые, глухие, лица
с психическими отклонениями). Невежество порождало мнение, что эти люди могут не только быть источником заболеваний, но и «наслать порчу», «накликать несчастье», нанести материальный и моральный ущерб. Вследствие этого общество предпринимало меры, чтобы оградить себя от этой потенциальной «угрозы», создавая интернаты, закрытые учреждения призрения, часто в удаленных от общества местах, иногда со строгим режимом содержания в них. Обучение в этом случае либо отсутствовало, либо было недостаточным.
Слайд 8Россия на пути к интеграции Интеграционные процессы начались в России
лишь в 90-е гг. ХХ в. благодаря ее вхождению в
мировое информационное и образовательное пространство. Сегодня специальное образование в нашей стране пока еще не соответствует общепринятым международным нормам в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. для нашей страны задача интегрированного обучения требует своего решения на государственном уровне. В настоящее время в массовых общеобразовательных школах России находится много детей с проблемами в развитии. Это вынужденная интеграция (псевдоинтеграция).
Слайд 9Ее причинами являются: отсутствие специальных (коррекционных) образовательных учреждений; их удаленность
от места проживания ребенка и его семьи; нежелание родителей обучать
ребенка в специальном учреждении; волевое решение органов управления образованием без одновременного создания соответствующей инфраструктуры в массовой школе. Проблема интегрированного обучения является в настоящее время дискуссионной, так как интеграция имеет свои положительные и отрицательные стороны. Хорошо, что дети с особыми образовательными потребностями не будут изолированы от общества, но плохо, что в массовых школах возможности специального интегрированного обучения ограничены