По месту возникновения
По характеру поражающих факторов
Промышленные (пром., радиац., хим., гидро-опасные объекты)
Транспортные (ж/д, авиац., трубопр., водн. Транспорт, ДТП, в подземном сооружении)
Эпидемии
Эпизоотии
Эпифитотии
По масштабу, ущербу, опасности
Опасные биологические явления и процессы
Опасные гидрологические явления и процессы
Опасные метеорологические явления и процессы
Природные пожары
Землетр., вулкан, обвал, оползень, карст, просадка грунта
Наводн., затор, лавина, цунами, сель, Эрозия, штормовой нагон воды
Ветер, ураган, циклон, снегопад, метель, снег, ливень, град, гроза, гололед, засуха, заморозок, пыльная буря, суховей
Ландшафтный, лесной, степной, торфяной
Муниципальные
Межмуниципальные
Региональные
Межрегиональные
Федеральные
Локальные
По характеру
По масштабам
Создаются федеральными
органами исполнительной
власти для организации
работы по защите населения и
территорий от ЧС в сфере
деятельности этих органов
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства Федеральных органов исполнительной власти всех уровней, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС
Правительственная
КЧС
КЧС органа испонительной
власти субъекта РФ
ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
ОРГАНЫ ПОВСЕДНЕВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЦУКС РЦ ГОЧС;
ЦУКС ГУ МЧС по суб. РФ,
иформ. центры, ДДС орган.
испол. власти суб. РФ
ДДС муницип.
образований
ДДС организаций
(объектов)
ЦУКС, инф. центры,
ДДС федер органов
исполн. власти
Силы и средства; системы связи, оповещения, информационного
обеспечения; резервы финансовых и материальных ресурсов
межрегиональные
региональные
объектовые
федеральные
КЧС организации
ОУ МЧС субъектах РФ
РЦ ГОЧС
МЧС России
Орг. ГОЧС МО
Структ. подразд.
ГОЧС
муниципальные
КЧС муниципа-
льного образования
АВТОМАТИЗИР. ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА
(СОВОКУПНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ, СРЕДСТВ СВЯЗИ И ОПОВЕЩЕНИЯ, АВТОМАТИЗАЦИИ И ИНФОРМАЙИОННЫХ РЕСУРСОВ)
Региональный
Муниципальный
- при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, пожарной, биологической , ветеринарной, сейсмической, гидрометеорологической обстановки;
- при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.
- при возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации.
Решение о режиме функционирования РСЧС в зависимости от возможной или реально сложившейся обстановки; от масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС принимают: Правительство Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления городов, районов, руководство объектов.
Медицинская защита
Биологическая защита
Предотвращение или ослабление
поражающего воздействия источников ЧС на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах ЧС и в местах размещения эвакуирован-
ного населения
Предупреждение возникновения
и распространения массовых инфек-
ционных заболеваний, своевремен-ного оказания необходимого объема
медицинской помощи пораженному
населению, локализации и ликвида-ции очага биологического заражения (эпидемического очага)
Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных – единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, энзоотии, эпизоотии, панзоотии, инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных не выявленной этиологии.
Биолого – социальные ЧС
Противоэпидемическое обеспечение - это комплекс организационных, правовых, медицинских и противоэпидемических мероприятий направленных на предупреждение возникновения и ликвидацию инфекционных заболеваний, а также соблюдение санитарных правил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемиологического состояния в зонах катастроф и других чрезвычайных ситуаций.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Подвижное автономное формирование постоянной готовности, предназначенное для проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях чрезвычайных санитарно-эпидемических ситуаций или при угрозе их возникновения
При развертывании СПЭБ ее руководство организует взаимодействие с администрацией, на территории которой действует СПЭБ, решает вопросы обеспечения СПЭБ помещениями для развертывания его подразделений; охраны; удовлетворения коммунально-бытовых, технических, энергетических и транспортных потребностей; выделения при необходимости дополнительного персонала.
СПЭБ подчиняются непосредственно Федеральной службе по защите прав потребителей и благополучия человека и являются его представителями в зонах деятельности
индикация возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний с помощью люминесцирующих сывороток, РНГА и других методов экспресс-контроля, с одновременной доставкой проб в головные лаборатории сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК);
лабораторный контроль за зараженностью продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды ПБА с выдачей заключения о пригодности их для использования;
участие в определении границ очага поражения, определении границ карантинной и обсервационной зон, режима работы аварийно-спасательных и других формирований, участвующих в ликвидации ЧС;
эпидемиологическое обследование очагов заболеваний и анализ инфекционной заболеваемости в очаге;
организация экстренной неспецифической и специфической профилактики инфекционных заболеваний среди населения, личного состава аварийно-спасательных и других формирований, участвующих в ликвидации ЧС;
выдача предварительных рекомендаций по обеззараживанию, использованию и условиям хранения запасов продуктов питания и пищевого сырья на объектах, складах и базах;
лабораторный контроль полноты обеззараживания продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды;
контроль и оказание организационно-методической помощи по обеспечению санитарно-эпидемиологического режима работы медицинских учреждений, формирований и ведомственных служб;
контроль за организацией санитарно-гигиенического режима работы на предприятиях общественного питания, объектах водоснабжения и других объектах жизнеобеспечения;
контроль за проведением санитарной обработки пораженных ПБА, поступающих в лечебные учреждения;
представление материалов исследований и экспертиз в территориальное управление для принятия решений.
поддержание постоянной готовности управления отряда, других сил и средств, обеспечение готовности к забору проб, проведению индикации возбудителей инфекционных заболеваний; накопление, хранение и обновление оснащения;
создание запасов медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики особо опасных инфекционных заболеваний;
подготовка специалистов формирования по вопросам профилактики особо опасных инфекций, предупреждения и ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций;
обучение личного состава формирования современным методам обнаружения и индикации возбудителей, лабораторного контроля продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды и других объектов окружающей среды на зараженность ПБА, ОХВ и РВ;
проведение тренировочных занятий личного состава формирования по организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении ЧС;
проверка готовности формирования к практическому его развертыванию в установлен-ные сроки с привлечением всех сил и средств и постановкой задач по ликвидации послед-ствий ЧС.
приведение сил и средств формирования в состояние повышенной готовности (выдвижение спецформирований в район предполагаемых действий).
организация и проведение противоэпидемических мероприятий
отбор, доставка проб и проведение лабораторных исследований
оценка санитарно-эпидемиологической обстановки и прогноз ее развития
определение объема и реализация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации ЧС
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и личного состава аварийно-спасательных формирований, участвующих в ликвидации ЧС
экспертиза продовольствия, питьевой воды, источников водоснабжения, воздушной среды и почвы на загрязнение РВ и ОХВ, заражение ПБА и выдача предварительных заключений о возможности их использования для нужд населения
информирование населения о степени риска для здоровья и жизнедеятельности в результате ЧС
проведение оперативной работы со средствами массовой информации
представление на основании анализа данных и принятия оперативных решений руководитель территориального органа
санитарно-эпидемиологическое сопровождение неотложных мероприятий по жизнеобеспечению населения и личного состава других формирований, участвующих в ликвидации ЧС
стрессовые состояния и паника
снижение естественной резистентности организма
постоянные перебои электроэнергии, разрушение канализации
разрушение жилищного фонда переселение больших групп населения, несоблюдение санитарных норм при размещении
наличие своевременно неубранных трупов людей и животных
недостаток питьевой воды, ухудшение питания
нарушение функционирования социальной инфраструктуры (школы, магазины, лечебные учреждения, органы государственной власти и др.)
ухудшение эпидемиологической обстановки
большое число различных беспризорных домашних животных
«оживление» природных очагов особо опасных инфекций (туляремии, чумы, сибирской язвы и др.)
Неустойчивое состояние: рост уровня инфекционной заболеваемости или возникновение групповых заболеваний без тенденции к дальнейшему распространению; появление единичных инфекционных заболеваний, связанных между собой или имеющих общий источник заболевания вне данной территории при удовлетворительном санитарном состоянии территории и качественном проведении комплекса мероприятий по противоэпидемическому обеспечению; наличие эпизоотических очагов зоонозных инфекций, представляющих угрозу для людей; район ЧС находится в непосредственной близости от очага опасных инфекционных заболеваний.
Неблагополучное состояние: появление групповых случаев опасных инфекционных заболеваний в зоне ЧС или эпидемических очагов особо опасных инфекций на соседних территориях при наличии условий для их дальнейшего распространения; многочисленные заболевания неизвестной этиологии; возникновение единичных заболеваний особо опасными инфекциями; существенные нарушения в организации санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения.
Чрезвычайное состояние: резкое нарастание в короткий срок числа опасных инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения; наличие повторных или групповых заболеваний особо опасными инфекциями; активизация в зоне ЧС природных очагов опасных инфекций с появлением заболеваний среди людей.
Санитарно-эпидемическое состояние района ЧС
оценка санитарно-гигиенического состояния территории и определение вредных факторов
Осуществляет
организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий ЧС и населения
санитарный надзор за условиями размещения населения в районе ЧС, его питанием, водоснабжением, банно-прачечным обслуживанием
санитарный надзор на гигиенически значимых объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения в районе ЧС
медицинский контроль за состоянием здоровья л/с СФ и учреждений, участвующего в АСДНР, его всестороннем обеспечением
контроль санитарного состояния территории, своевременная ее очистка, обеззараживание и надзор за захоронением погибших и умерших
организационно-разъяснительная работа по режиму и правилам поведения персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий аварии и населения в зоне ЧС
системы водоснабжения и канализации
лечебно-профилактические учреждения, в которые госпитализированы пораженные и больные из района катастрофы
предприятия пищевой промышленности, общественного питания и торговли
детские дошкольные и школьные учреждения
пострадавший и непострадавший жилой фонд
предприятия коммунального обслуживания
места временного расселения эвакуируемого населения
места расположения спасательных команд, отрядов
промышленные объекты, которые могут быть источниками вторичного поражения АОХВ, РВ, БС и др.
регистрация и оповещение
обеззараживание эпидемического очага (дезинфекция, дезинсекция, дератизация)
общая и специальная экстренная профилактика
эпидемиологическое обследование и санитарно-эпидемиологическая разведка
режимно-ограничительные или карантинные мероприятия
Основные противоэпидемические мероприятиями при возникновении эпидемического очага
выявление, изоляция и госпитализация заболевших
выявление носителей инфекции и усиленное медицинское наблюдение за пораженным населением и личным составом спасательных формирований
санитарно-разъяснительная работа
При получении данных о возникновении высококонтагиозных инфекций оповещение население в районе ЧС и прилегающих территорий с разъяснением правил поведения.
Выявление предполагаемого источника заражения на основании опроса больного и окружающих
Проведение основных мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекции
Определение методов дезинфекции очага
Определение подозрительных объектов в данной обстановке
Регистрация и оповещение
Эпидемиологическое обследование
Обследование санитарно-гигиенического состояния зоны ЧС, входящих в нее населенных пунктов и водоисточников, объектов экономики, коммунально- и санитарно-бытовых, лечебных и санитарно-эпидемиологических учреждений (санитарные пропускники, бани, прачечные, санитарно-эпидемиологические и дезинфекционные учреждения, инфекционные стационары и больницы, бактериологические и вирусологические лаборатории, водоочистные сооружения, свалки и полигоны бытовых и промышленных отходов, кладбища, крематории и т.п.)
Оценка возможности использования для работы в эпидемических очагах сил и средств местных органов здравоохранения, сохранившихся в зонах катастроф
Уточнение обстановки в зоне ЧС, возможные сроки проведения разведки, определение маршрутов движения, характера оповещения и средств связи, представление донесений
Санитарно-эпидемиологическая разведка
Отбор проб почвы и поверхностных вод водоемов для микробиологического контроля
Сбор и уточнение данных, которыми располагают местные органы власти и здраво-охранения, учреждения ветеринарных и других служб (общее число жителей в населенном пункте, возможное количество оставшихся людей в очаге и зоне ЧС; район отселения пострадавших и пути их эвакуации)
При ряде заболеваний (дизентерия, сыпной тиф, скарлатина др.) необходимо организовать ежедневные обходы и опросы обслуживаемых контингентов
Перевозка инфекционных (подозрительных) больных производится специальным транспор-том раздельно в сопровождении медперсонала с использованием ИСЗ и спецоборудования.
Предотвращение распространение инфекции из ЛПУ или временного инфекционного стационара, а также предупреждение внутрибольничную инфекции.
Контроль за выполнением правил санобработки при поступлении больного, а также за соблюдением правил текущей дезинфекции в период пребывания больного в ЛПУ.
Особое внимание на сроки выписки больного (досрочная выписка может привести к проникновению в коллектив носителей и дальнейшему обсеменению окружающей среды)
Контроль госпитализации заболевших и наблюдение за режимом инфекционных больных в стационарах
Помимо выявления больных и заподозренных на заболевание лиц с сигнальными признаками (температура, диарея, сыпь и др.), подворные обходы проводятся для проверки осуществления госпитализации больных, массовых прививок, для наблюдения за санитарным состоянием жилищ и территории
На врачебно-сестринскую бригаду выделяют участок с населением 1000-2000 чел. Она обеспечивается укладкой для забора материала от больных, препаратами для экстренной профилактики, дезсредствами (1,5 л), специальными бланками, карандашами. Бригада должна иметь списки обслуживаемого населения
Выявление, изоляция и госпитализация заболевших
Комплекс режимных, ограничительных и медицинских мероприятий, которые в зависимости от эпидемиологических особенностей инфекции и эпидемиологической обстановки подразделяются на карантин и обсервацию.
Организация и проведение этих мероприятий возлагается на ответственных руководителей административных территорий и санитарно-противоэпидемическую комиссию.
Режимно-ограничительные мероприятия, предусматривающие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и проведением противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий, ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно-территориальных образованиях, которые создают зону обсервации.
Режимно-ограничительные мероприятия
Обсервация и карантин отменяются по истечении срока максимального инкубационного периода данного инфекционного заболевания с момента изоляции последнего больного, проведения заключительной дезинфекции и санитарной обработки обслуживающего персонала и населения
Обсервация вводится в районах с неблагополучным или чрезвычайным санитарно-эпидемическим состоянием, то есть появлением групповых неконтагиозных заболеваний или единичных случаев контагиозных инфекций.
Проводится после установления вида возбудителя, вызвавшего инфекционное заболевание
Экстренная профилактика
В качестве средств общей экстренной профилактики используются антибиотики и химиопрепараты широкого спектра действия, активные в отношении всех или большинства возбудителей инфекционных заболеваний. Продолжительность курса общей экстренной профилактики определяется временем, необходимым для выявления, идентификации и определения чувствительности возбудителя к антибиотикам и составляет в среднем 2-5 суток.
В качестве средств специальной экстренной профилактики применяют антибактериальные препараты, оказывающие высокое этиотропное действие на возбудителя, выделенного от инфекционных больных в эпидемическом очаге, с учетом результатов определения его чувствительности к антибиотикам. Продолжительность курса специальной экстренной профилактики определяется нозологической формой заболевания (сроком инкубационного периода, исчисляемого со дня заражения), свойствами назначаемого противомикробного препарата.
Методическое руководство и контроль за выполнением мероприятий экстренной профилактики ведется органами здравоохранения. Ответственность за ее проведение возлагается на руководителей учреждений, предприятий, врачебно-сестринские бригады
Очередность экстренной профилактики определяется местными органами исполнительной власти (по представлению органов здравоохранения, с учетом эпидемической ситуации в зоне ЧС, реальные запасы антимикробных средств и др. факторы). В первую очередь ее проводят в учреждениях и формированиях, участвующих в предупреждении или в ликвидации вспышек инфекционных заболеваний; в организациях, находящихся в очаге и продолжающих свою работу, а также в детских коллективах.
Экстренная профилактика среди остальных категорий населения осуществляется участковыми поликлиниками. Для этих целей на территории каждого микроучастка населенного пункта в зоне ЧС формируются сестринские бригады медицинского обслуживания, осуществляющие весь комплекс лечебно-профилактических мероприятий — экстренную профилактику, медицинское наблюдение за населением, раннее активное выявление больных, их изоляцию, госпитализацию и т.д.
Распоряжение о проведении экстренной медицинской профилактики выдается санитарно-противоэпидемическими комиссиями.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть