Слайд 1ВАЖНЫЕ музыкальные открытия ХХ века
и что не понимали критики
способы
услышать
(понять) музыку
что сочиняют сейчас
Что слушать в этой непонятной музыке
Слайд 2начало ХХ века, Густав Малер
отец музыкального экспрессионизма, «симфонии-романа»
Слайд 3начало ХХ века, Густав Малер
отец музыкального экспрессионизма, «симфонии-романа»
критика
использовать в симфонии
массовую музыку (банальность) – это отсутствие вкуса (аргумент Малера –
«симфония, как Вселенная, должна вбирать всё»)
состояния (музыкальный материал) не должны быстро меняться, наслаиваться (но мир в ХХ веке ускоряется, становится полифоничным)
слушатель должен знать, где он находится – в начале, середине или конце музыки (но мир вокруг становится всё менее предсказуем)
Слайд 4начало ХХ века, Густав Малер
отец музыкального экспрессионизма, «симфонии-романа»
на что повлиял
композитор
«симфония-роман», в которой могли встретиться «высокое» и «низкое» искусство, стала
важна для развития симфонической музыки (Д. Шостакович, А. Шнитке)
эмоциональный накал и плотность сбытий, актуализация романтизма сделали к концу века музыку Малера одной из самой исполняемой.
Слайд 5начало ХХ века, Густав Малер
отец музыкального экспрессионизма, «симфонии-романа»
Пример 1 –
симфония № 1, часть III (с 3’30”) https://www.youtube.com/watch?v=RQCHgnpCGf4
венгерско-цыганская музыка после
после траурного марша
Пример 2 – начало «Песни о земле» https://www.youtube.com/watch?v=lAn8FUaOkz8
не угадать, когда голос вступит, музыка стихнет, снова оживится.
Слайд 61-я половина ХХ века, Игорь Стравинский
композитор ХХ века № 1
Слайд 71-я половина ХХ века, Игорь Стравинский
композитор ХХ века № 1
критика
русский
композитор должен обрабатывать фольклор для музицирования (на самом деле выявить
архаику, манеру оказалось продуктивнее, чем подбирать аккорды к народным мелодиям)
большому композитору нужно выработать свой стиль, «человек – это стиль» (но в 20-веке направления стали устаревать уже через 10 лет, Стравинский стал композитором «1000 стилей»)
Слайд 81-я половина ХХ века, Игорь Стравинский
композитор ХХ века № 1
на
что повлиял композитор
после Стравинского изменилось отношение композиторов к работе с
фольклором (интерес к архаическому пласту)
освоение актуальных техник стала необходимой частью профессии
Стравинский повлиял практически на всех ведущих композиторов ХХ века (новая эстетика, музыкальный язык)
Слайд 91-я половина ХХ века, Игорь Стравинский
композитор ХХ века № 1
Пример
3 – «Весна священная» 1913
https://www.youtube.com/watch?v=JQ2jh76JdkI
жертвоприношение, «реконструкция» архаического обряда
Пример 4 –
Симфония псалмов, часть III (с 15’50”)
https://www.youtube.com/watch?v=DqWZGUO_eoc
«универсальная европейская музыка», латинский текст, классические строгие линии
Слайд 101-я половина ХХ века, Арнольд Шёнберг
основоположник новой системы музыкального мышления
– додекафонии, основанной на придуманном порядке звуков как основе всей
композиции
Слайд 111-я половина ХХ века, Арнольд Шёнберг
основоположник новой системы музыкального мышления
– додекафонии, основанной на придуманном порядке звуков как основе всей
композиции
критика
музыка должна быть тональной – с ясным поведением мелодии и аккордов (но мир усложнялся, а музыка будто старалось оставаться неизменной, поиск нового общественного устройства совпал с поиском новой музыкальной системы)
Слайд 121-я половина ХХ века, Арнольд Шёнберг
основоположник новой системы музыкального мышления
– додекафонии, основанной на придуманном порядке звуков как основе всей
композиции
на что повлиял композитор
ошибались и критики, говорившие, что это бесплодный формализм, но ошибался и Шёнберг, считавший, что додекафония полностью сменит тональность (во 2-й половине ХХ века оказалось, что еще есть электроника, массовая музыка, инструментальный театр, минимализм, мультимедиа-арт и другие открытия, которые сделали второстепенным вопрос звуковысотной организации музыки)
додекафония стала важна для развития общей техники и мышления композиторов, была актуальной весь ХХ век (Шостакович, Денисов, Шнитке, Сильвестров и др.)
Слайд 131-я половина ХХ века, Арнольд Шёнберг
основоположник новой системы музыкального мышления
– додекафонии, основанной на придуманном порядке звуков как основе всей
композиции
Пример 5 – Камерная симфония (илл. - В. Кандинский)
https://www.youtube.com/watch?v=4po3zSPTexY
нет мелодии, аккомпанемента, горизонтали/вертикали – всё будто в диагональ (как в кубизме – соединение сразу нескольких ракурсов), для события/жеста хватает нескольких звуков
Пример 6 – Лунный Пьеро (Р. Нуриев 1977)
https://www.youtube.com/watch?v=GJh0GVq_cNY
В святом неистовстве поэт, / Напитком упиваясь лунным,
В восторге к небу обратил / Лицо, и жадно пьет, шатаясь,
Вино, что только взглядом пьют. // (А.Жиро)
Живой рисунок на грани импровиизации в жёстком каркасе – в постановке и музыке
Слайд 14середина ХХ века, Джон Кейдж
изобретатель, философ музыки
Слайд 15середина ХХ века, Джон Кейдж
изобретатель, философ музыки
критика
музыка записывается нотами, в
музыке не должно быть случайностей, музыка – это только организованные
звуки, шумы мешают музыке, исполнению музыки нужно учиться (всё это смог опровергнуть Кейдж)
Слайд 16середина ХХ века, Джон Кейдж
изобретатель, философ музыки
на что повлиял композитор
к
звуку стали относиться как к событию – действию
стала важна ситуация,
в которой звучит звук (перформанс)
случайность в музыке перестала восприниматься как ошибка (но как свойство звучащего мира)
Слайд 17середина ХХ века, Джон Кейдж
изобретатель, философ музыки
Пример 7 – Ария
https://www.youtube.com/watch?v=0l5MtB33tLI
Пример
8 – 4’33”
https://www.youtube.com/watch?v=v-T8WNPrXZE
https://www.youtube.com/watch?v=i8IT0hSLkMI
Слайд 18середина ХХ века, Дьёрдь Лигети
мастер сонорики – музыки множества сливающихся
элементов
Слайд 19середина ХХ века, Дьёрдь Лигети
мастер сонорики – музыки множества сливающихся
элементов
критика
музыка должна состоять из ясно различимых элементов – вертикалей и
горизонталей, ясных фраз и структур (но как музыкально описать явления микро и макромира – поле, свечение, плазма, звёздная туманность и т.д.)
Слайд 20середина ХХ века, Дьёрдь Лигети
мастер сонорики – музыки множества сливающихся
элементов
на что повлиял композитор
звуковые пятна, облака (соноры) стали востребованы в
киномузыке (фильмы о космосе), использовались в разных жанрах как оппозиция «гармония – хаос»
Слайд 21середина ХХ века, Дьёрдь Лигети
мастер сонорики – музыки множества сливающихся
элементов
Пример 9 – Реквием
https://www.youtube.com/watch?v=cHWs3c3YNs4
https://www.youtube.com/watch?v=ou6JNQwPWE0
Пример 10 – АНС (с 3’00”) (пример
сонорики в киномузыке)
https://www.youtube.com/watch?v=587O7tR_kAQ
Слайд 22последняя треть ХХ века, Стив Райх
один из столпов минимализма
Слайд 23последняя треть ХХ века, Стив Райх
один из столпов минимализма
критика
музыка без
мелодии, из одних фигураций и повторений, без волнового развития и
кульминации глупа и скучна (но такая музыка структур отражала множество явлений от медитации до активных физических процессов, становилась новой духовной музыкой, музыкальным оп-артом и проч.)
Слайд 24последняя треть ХХ века, Стив Райх
один из столпов минимализма
на что
повлиял композитор
минимализм обладал качествами массовой музыки (ритмичность, активность, благозвучность, повторность)
и киномузыки (мог звучать как фоновая музыка), это сделало его коммерчески успешным и демократичным направлением новой академической музыки, всё ещё актуальным для разных жанровых миксов
Слайд 25последняя треть ХХ века, Стив Райх
один из столпов минимализма
Пример 11
– Piano Phase
https://www.youtube.com/watch?v=Jqoieg0Vqag
Слайд 26последняя треть ХХ века, Альфред Шнитке
мастер полистилистики, концепций, музыки кино
Слайд 27последняя треть ХХ века, Альфред Шнитке
мастер полистилистики, концепций, театра
критика
невозможно сочетать
в творчестве академическую и массовую музыку, оставаясь «серьёзным композитором» -
«художники с Арбата не возвращаются!» (Шнитке – редкое исключение, благодаря концептуальной, театральной природе творчества)
Слайд 28последняя треть ХХ века, Альфред Шнитке
мастер полистилистики, концепций, театра
на что
повлиял композитор
«чистота стиля» больше не заботит композиторов
показана возможность органичного соединения
«несоединимого» (тональности, додекафронии, сонорики, «высокого» и «низкого» искусства)
Слайд 29последняя треть ХХ века, Альфред Шнитке
мастер полистилистики, концепций, театра
Пример 12
– Танго из Агонии / Танго из Concerto grosso 1
(c 2’40”)
https://www.youtube.com/watch?v=fWK7Y7ADjD0
https://www.youtube.com/watch?v=xNKWoo9Fe40
Слайд 30Способы услышать (понять) музыку
слушать несколько раз (и разные исполнения)
слушать вживую
или в качественном формате
подготовить слух постепенно (слушать предшественников, других
современников)
использовать музыку как материал в творческой деятельности (для рисования, создания видеоролика, музыкального оформления спектакля, для танца)
нужны опыт, усилия
восприятие – это работа
«читая книгу – читаем себя»
Слайд 31Способы услышать (понять) музыку
Пример 13 – А. Веберн, 5 пьес
для квартета
Слайд 32Что сочиняют сейчас
новая академическая музыка
электроакустическая музыка
компьютерная музыка
медиа-арт
междисциплинарные проекты
звуковая инсталляции
экспериментальная музыка
свободная
импровизация
саунд-дизайн
Слайд 33Что сочиняют сейчас
Пример 14 – К. Баукхольт, «Ох, я вижу»
(с 15’)
https://www.youtube.com/watch?list=PL7p7IHDRaGu45QqSxovpmxxtXk_BJ6vXl&v=QjZlfhOOunU
Слайд 34Что сочиняют сейчас композиторы
действия музыкантов (перформанс – Дж. Кейдж, инструментальный
театр – М. Кагель)
нотацию для записи музыки (графическая музыка, инструкции,
др.)
алгоритмы для взаимодействия и обработки звуков (электронная музыка)
взаимодействие музыки и видео (медиа-арт)
новые инструменты (как объект сочинения)
Слайд 35Что сочиняют сейчас
Пример 15 – даксофон