Слайд 1Data sources for academic research
Olga Kuzina
Слайд 2HSE Library
http://library.hse.ru/e-resources/e-resources.htm
цитатные базы данных Web of Science и Scopus
ProQuest Dissertations & Theses:
библиография и полные тексты
Слайд 3International Periodical Databases
Слайд 5 ProQuest Dissertations & Theses: Bibliography and Full Texts
Слайд 7Макростатистика
Официальная статистика
http://www.gks.ru/ Росстат
http://www.cbr.ru/ ЦБ РФ
http://minfin.ru/ru/statistics/index.php Минфин РФ
Аналитика+статистика
https://dcenter.hse.ru/ Центр
развития
www.iep.ru Институт Гайдара
http://www.forecast.ru/ ЦМАКП
http://www.cefir.org/ ЦЭФИР
www.raexpert.ru/ Эксперт РА
http://www.arett.ru/ АНЦЭА
http://www.sberbank.ru/ru/about/analytics/macroeconomics Сбербанк
Слайд 8Зарубежные аналитические центры
www.nber.org National Bureau of Economic Research
www.inet.econ.cam.ac.uk The
Cambridge-INET Institute
http://www.niesr.ac.uk/ National Institute of Economic and Social Research
http://www.adamsmith.org/ Adam
Smith Institute (ASI)
http://www.cesifo-group.de/ CESifo Group
http://www.cepr.org/ Centre for Economic Policy Research (CEPR)
http://www.ifs.org.uk/ Institute for Fiscal Studies (IFS)
http://www.niesr.ac.uk/ National Institute for Economics and Social Research (NIESR)
www.odi.org.uk Overseas Development Institute (ODI)
University of Michigan Institute for Social Research http://home.isr.umich.edu/about/
Working as an Economist : career exploration and job search resources http://www.lse.ac.uk/intranet/CareersAndVacancies/careersService/EmploymentSectors/Economics/Working%20as%20an%20Economist.pdf
Слайд 9Базы данных (макростатистика)
World Bank http://data.worldbank.org/
Organisation for Economic Co-operation and
Development (OECD) www.oecd.org
International Monetary Fund (IMF) www.imf.org
European Central
Bank (ECB) www.ecb.int
The Federal Reserve (US) https://www.federalreserve.gov/
Слайд 10Данные микростатистики (опросы населения и предприятий) сравнительные исследования
European Bank for
Reconstruction and Development http://www.ebrd.com/
Life in Transition Survey (LITS) http://www.ebrd.com/what-we-do/economic-research-and-data/data/lits.html
World Values Survey http://www.worldvaluessurvey.org/wvs.jsp
Eurostat http://ec.europa.eu/eurostat/web/microdata
GESIS http://www.gesis.org/en/services/data-analysis/official-microdata/european-microdata/
Centre for comparative European Survey data http://www.ccesd.ac.uk/Home
Surveys of Consumer Finance (SCF)
US http://www.federalreserve.gov/econresdata/scf/scfindex.htm
EU https://www.ecb.europa.eu/pub/economic-research/research- networks/html/researcher_hfcn.en.html
The Survey of Health, Ageing and Retirement in Europe (SHARE) http://www.share-project.org/
Слайд 11Опросы населения по странам
The UK Data Service https://www.ukdataservice.ac.uk/
Pew Research
Center (US) http://www.pewresearch.org/
The Panel Study of Income Dynamics –
PSID (US) http://psidonline.isr.umich.edu/
Consumer Expenditure Survey – CE (US) http://www.bls.gov/cex/
American Time Use Survey – ATUS (US) http://www.bls.gov/tus/
List of US Household Surveys http://www.census.gov/programs-surveys/are-you-in-a-survey/survey-list/household-survey-list.html
DNB Household Survey (Netherlands)
http://www.eui.eu/Research/Library/ResearchGuides/Economics/Statistics/DataPortal/DNB.aspx
CentERdata http://www.centerdata.nl/en
Health and Retirement Study – HRS (US) http://hrsonline.isr.umich.edu/
Слайд 12Данные опросов (РФ)
РМЭЗ Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения
(RLMS) https://www.hse.ru/rlms/
Единый архив экономических и социологических данных http://sophist.hse.ru/
Родители
и дети, мужчины и женщины в семье и обществе http://www.socpol.ru/gender/RIDMIZ.shtml
ОБДХ (Обследование бюджетов домашних хозяйств) исходные данные недоступны http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140096812812
Мониторинг финансового поведения и доверия населения финансовым институтам (НИУ ВШЭ, ежегодный с 2009 г, N=1600)
Слайд 13Российский мониторинг экономики и здоровья (РМЭЗ) - Russian Longitudinal Monitoring
Survey, (RLMS)
Период: 1992 – н.в., 1 раз в год (2012
г. - 21-я волна)
Кто проводит: с 1992 г. - исследовательский центр ЗАО «Демоскоп» совместно с Институтом социологии РАН и Университетом штата Северная Каролина в Чапел-Хилл (США); с 2006 г. в его реализации активное участие принимает НИУ ВШЭ (РМЭЗ – ВШЭ)
Выборка: общенациональная репрезентативная «повторяющаяся выборка» (repeated sample), с «разделяющейся панелью» (split-panel). (Лесли Киш). N = 4,5 тыс. домохозяйств , более 12 тыс. человек в 160 населённых пунктах.
Повторяющаяся выборка жилищ: на протяжении всех волн делаются попытки опроса домохозяйств, проживающих именно в этих жилищах на момент опроса. Если даже в какой-либо волне домохозяйство, проживающее по данному адресу, по каким-либо причинам не участвует в опросе (например, отказывается или в домохозяйстве никого нет на всём протяжении данного раунда), то в последующих волнах интервьюеры повторяют попытки контакта с данным домохозяйством или с другим, проживающим в данном жилище на момент опроса. Такой подход дает возможность репрезентации ситуации по Российской Федерации на каждой волне.
отслеживание конкретных домохозяйств и их членов во времени (в случае разделения/слияния домохозяйств в период между волнами)
Слайд 14Российский мониторинг экономики и здоровья (РМЭЗ) - Russian Longitudinal Monitoring
Survey, (RLMS)
Основные преимущества:
практически единственное в России панельное обследование, отслеживающее состояние
конкретных домохозяйств и индивидов за более чем десятилетний период.
широкий набор социально-экономических показателей о структуре доходов и расходов, занятости, материальном благосостоянии, образовании, миграционном поведении и др. Есть целый ряд показателей, которые отсутствуют в государственной статистике.
В 18-й волне (2009 г.) реализованы два дополнительных модуля:
«Комплексные экономические стратегии домохозяйств»:
Установки в отношении денег, сбережений и кредитов
Гипотетические (модельные) вопросы об управлении деньгами – выявление предпочтений
Предпочтения в сфере распределения времени
Вопросы о миграции, работе, образовании и т.д.
«Инновационное поведение населения».
Слайд 15Структура анкеты РМЭЗ
Семейный вопросник. Основные разделы:
Карточка домохозяйства
Жилищные условия (тип жилья,
площадь, кол-во комнат, обеспеченность ЖКУ, имущественная обеспеченность)
Земледелие и животноводство (владение
землей, выращивание, подробные сведения об урожае с ЛПХ – направлено на потребление, безвозмездную передачу, продажу, в том числе оценка объема дохода с продажи продукции ЛПХ)
Расходы (наличие и сумма расходов на питание в подробностях по статьям, на питание вне дома, на покупку одежды и обуви, ТДП, различные услуги, на лекарства, образовательные и медицинские услуги, на уплату налогов, на погашение кредитов и долгов частных лицам, вопросы о текущих сбережениях, о межпоколенных трансфертах)
Доходы (структура источников доходов и объемов: безвозмездная помощь, субсидии и пособия, зарплата, доходы от собственности, от предпринимательской деятельности и т.д.)
Различные оценки объемов запасов сбережений
Кредитное поведение (наличие и цели кредитов, объемы)
Анкета для взрослых (индивидуальная) .
Вопросы о занятости (всех видах), миграции, образовании
Индивидуальные доходы
Анкета для детей
Источник: http://www.hse.ru/rlms/
Слайд 16«Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе»
(РиДМиЖ) – Gender and Generation Survey (GGS)
Период: 2004 г. (1-я
волна), 2007 г. – 2-я волна, 2011 г. (3-я волна)
Кто проводит: Независимый институт социальной политики (НИСП) совместно с ЗАО «Демоскоп» (поле)
Выборка: общенациональная репрезентативная. N = 11000 респондентов (домохозяйств) . Использовался метод многоступенчатого вероятностного отбора жилищ, в которых затем выбирали домохозяйства, в домохозяйстве случайным образом отбирали одного респондента. Дизайн выборки РиДМиЖ выстроен на принципах, аналогичных принципам, по которым строится выборка РМЭЗ.
Основные преимущества:
Обследование в рамках международной программы «Поколения и гендер» (инициатор и координатор – Отдел населения Европейской экономической комиссии ООН)
Анализ демографических процессов, гендерных и межпоколенных отношений в контексте демографической и семейной политики в разных странах – один из важнейших фокусов программы
Есть блок про сбережения
Подробнее: http://www.socpol.ru/gender/RIDMIZ.shtml
Слайд 17Мониторинг финансового поведения и доверия финансовым институтам (НИУ-ВШЭ)
Период: с 2009
г. (2015 год – 7-я волна)
Кто проводит: НИУ-ВШЭ (поле –
ВЦИОМ, ФОМ, ГФК-Русь, Левада-центр)
Выборка: общероссийская репрезентативная, с учетом квот по полу, возрасту, образованию. N=1600.
Структура анкеты:
Текущие оценки и ожидания относительно материального положения, экономической ситуации в стране, оценки ситуации на потребительском рынке, изменения доходов в сравнении с ценами
Доверие финансовым институтам
Сберегательная активность
Пользование финансовыми услугами
Кредитное и долговое поведение, в т.ч. оценка спроса на жилищные кредитные программы
Безналичные платежи и денежные переводы
Страховое поведение
Пенсионные накопления
Финансовая грамотность, в том числе наличие долгосрочных финансовых целей
Слайд 18База данных «Индекс потребительских настроений» – в рамках мониторинга социально-экономических
перемен
Период: 1993 – июнь 2008 г. 1 раз в 2
месяца (с мая 1996 г.)
Кто проводит: совместный проект Фонда ИПН, Левады-центр, НИСП (с 2004г.)
Выборка: общенациональная репрезентативная N = 2000 респондентов в 140 населённых пунктах, предусмотрен “oversampling” для Москвы (450)
Основные преимущества:
Мониторинг всех базовых вопросов для построения ИПН
Вопросы типа «Почему Вы так думаете?» для выявления факторов формирования мнений
Вопросы о сделанных покупках (ТДП) и планируемых покупках
Измерение ожиданий безработицы, инфляционных ожиданий
2 раза в год – блок вопросов по сберегательному и кредитному поведению
Доступ: в Едином архиве социологических данных (ГУ-ВШЭ): http://sophist.hse.ru
Перечень исследований – Повторяющиеся исследования – Мониторинги – Мониторинг социально-экономических перемен
Слайд 19Опрос потребительских финансов (по методологии SCF)
Состоялся в 2013г. и 2015г.,
всероссийская выборка домохозяйств N=6000 домохозяйств, 12.5 тыс. индивидов, третья волна
запланирована на 2017 г.
Слайд 20Опрос потребительских финансов (структура анкеты)
Объекты недвижимости домохозяйства (жилье, в котором
проживают; другое жилье – дом, дача, загородный дом, собственность за
границей; участок(ки) земли; гараж);
Имущественная обеспеченность домохозяйства (товары длительного пользования и предметы домашнего обихода, антикварные изделия, картины, коллекционные предметы);
Транспортные средства в домохозяйстве;
Индивидуальные и домохозяйственные доходы;
Расходы домохозяйства;
Финансовые активы/пассивы:
Ипотека/жилищные кредиты/кредиты на покупку недвижимости;
Автокредиты (целевые кредиты на покупку транспортных средств);
Акции предприятий, облигации, сертификаты долевого участия ОФБУ;
Сберегательные сертификаты;
Паи в ПИФах;
Накопления в НПФ/добровольные пенсионные накопительные полисы;
Полисы страхования жизни/на случай потери работы/добровольного медицинского страхования/имущества;
Дебетовая банковская карта;
Банковская кредитная карта;
Образовательные кредиты;
Банковский кредит на потребительские нужды за исключением кредитов по кредитной карте, целевых кредитов на недвижимость, транспортные средства и специальных кредитов на образование;
Кредит в кредитном кооперативе;
Срочный вклад/текущий счет в банке/кредитном кооперативе;
Счета в электронных платежных системах типа Яндекс-деньги, Web-Money, PayPal и т.п.;
Металлические банковские счета;
Сбережения в наличных деньгах;
Долги у частных лиц;
Материнский капитал.