Разделы презентаций


Психология как наука

Содержание

Содержание1.Объект и предмет психологии.2.Структура психики.3.Органы психической деятельности.4.Принципы психологии.5.Отросли психологии.6.Задачи психологии.7.Методы психологии.8.Основные этапы развития психологии.9.Вопросы для размышления.Литература

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психология как наука Лекция
Национальный исследовательский Томский Политехнический Университет
Томск 2013
Преподаватель :

Федорчук Любовь
Семеновна

Психология как наука ЛекцияНациональный исследовательский Томский Политехнический УниверситетТомск 2013 Преподаватель : Федорчук Любовь Семеновна

Слайд 2Содержание
1.Объект и предмет психологии.
2.Структура психики.
3.Органы психической деятельности.
4.Принципы психологии.
5.Отросли психологии.
6.Задачи психологии.
7.Методы

психологии.
8.Основные этапы развития психологии.
9.Вопросы для размышления.
Литература

Содержание1.Объект и предмет психологии.2.Структура психики.3.Органы психической деятельности.4.Принципы психологии.5.Отросли психологии.6.Задачи психологии.7.Методы психологии.8.Основные этапы развития психологии.9.Вопросы для размышления.Литература

Слайд 3Психология (греч. psyche - душа; logos – учение)-наука о закономерностях

развития и функционирования психики как формы жизнедеятельности человека (психология человека)

и животных (зоопсихология).
Психика присуща человеку и животному, что позволяет говорить об общности психических процессов.

Психология (греч. psyche - душа; logos – учение)-наука о закономерностях развития и функционирования психики как формы жизнедеятельности

Слайд 4Объект и предмет психологии
Объект – психика:
внутренний мир, возникающий в процессе

взаимодействия человека или животного с окружающим внешним миром, в процессе

активного отражения этого мира.
Предмет психологии – различные стороны психики.

Объект и предмет психологииОбъект – психика:внутренний мир, возникающий в процессе взаимодействия человека или животного с окружающим внешним

Слайд 5Структура психики:
психические процессы – познавательные, эмоционально-волевые (ощущение, восприятие, память, мышление,

воображение, эмоции, чувства;
психические состояния - напряжённость, интерес, угнетенность;
психические свойства

личности - направленность, способности, задатки, характер, темперамент.
Структура психики:психические процессы – познавательные, эмоционально-волевые (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, чувства; психические состояния - напряжённость,

Слайд 6Человек – родовое понятие, указывает на отнесенность существа к высшей

ступени развития живой природы к человеческому роду.
В нем утверждается

генетическая предопределенность к развитию собственно человеческих признаков и качеств (сознания, способностей, речи, деятельности и др.).
Индивид – единичный представитель вида «homo sapiens», отличающийся морфологическими особенностями (рост, конституция, цвет глаз и др.), психологическими свойствами ( способности, темперамент, эмоциональность и др.)

Человек, индивид

Человек – родовое понятие, указывает на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы к человеческому роду.

Слайд 7Личность, индивидуальность
Личность – субъект сознания и самосознания. Феномен общественного развития,

неотделимый от системы межиндивидных (социальных) отношений.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретной

личности в совокупности унаследованных и приобретенных специфических особенностей. С помощью индивидуальности реализуется личностный потенциал, то есть заложенные возможности, способности.

Личность, индивидуальностьЛичность – субъект сознания и самосознания. Феномен общественного развития, неотделимый от системы межиндивидных (социальных) отношений.Индивидуальность –

Слайд 8Функции психики
1.Отражение внешнего мира.
2.Регуляция поведения и деятельности.
3.Ориентация организма в среде,

адаптация.
Отражение
Регуляция
Адаптация

Функции психики1.Отражение внешнего мира.2.Регуляция поведения и деятельности.3.Ориентация организма в среде, адаптация.ОтражениеРегуляцияАдаптация

Слайд 9Функции психики
Ученые доказали (Н. А. Бернштейн, Р. Лурия К. Халл,

П. К. Анохин и др.) что даже простое движение, приобретенное

при жизни, не говоря уже о сложной человеческой деятельности и поведении в целом, не может быть выполнено без участия психики. А.
Функции психикиУченые доказали (Н. А. Бернштейн, Р. Лурия К. Халл, П. К. Анохин и др.) что даже

Слайд 10Органы психической деятельности
1.Кора головного мозга (зрительные, слуховые, осязательные и др.

реакции, личностная сфера).
2.Спинной мозг (управление двигательными реакциями); мозжечок (ходьба, бег).
3.Нервная

система ( ).

Органы психической деятельности1.Кора головного мозга (зрительные, слуховые, осязательные и др. реакции, личностная сфера).2.Спинной мозг (управление двигательными реакциями);

Слайд 12Органы психической деятельности
1.Кора головного мозга (зрительные, слуховые, осязательные и др.

реакции, личностная сфера).
2.Спинной мозг (управление двигательными реакциями); мозжечок (ходьба, бег).
3.Нервная

система (согласованная деятельность различных органов и систем, регуляция функций организма, связь организма с внешней средой, благодаря чему мы чувствуем, реагируем).
Органы психической деятельности1.Кора головного мозга (зрительные, слуховые, осязательные и др. реакции, личностная сфера).2.Спинной мозг (управление двигательными реакциями);

Слайд 13Физиологическая основа психики – нервная система
Нервная клетка

Физиологическая основа психики – нервная системаНервная клетка

Слайд 14Физиологическая основа психики – нервная система
ПЕРЕДАЧА
НЕРВНОГО
ИМПУЛЬСА

Физиологическая основа психики – нервная системаПЕРЕДАЧА НЕРВНОГОИМПУЛЬСА

Слайд 15Строение головного мозга

Строение головного мозга

Слайд 18Головной мозг состоит из нескольких отделов:
задний мозг
средний мозг;
передний мозг;


большие полушария.
Большие полушария - самый крупный отдел головного мозга(правое и

левое).
Полушария состоят из коры, образованной серым веществом, поверхность которого испещрена извилинами и бороздами, отростками нервных клеток белого вещества.


Головной мозг состоит из нескольких отделов:задний мозг средний мозг;передний мозг; большие полушария.Большие полушария - самый крупный отдел

Слайд 19Деятельность мозга
С деятельностью коры полушарий связаны процессы, отличающие человека от

животных: сознание, память, мышление, речь, трудовая деятельность.
По названиям костей

черепа, к которым прилегают различные части больших полушарий, головной мозг делят на доли: лобные, теменные, затылочные и височные.
Очень важный отдел головного мозга, отвечающий за согласованность движений и равновесие тела, – мозжечок – расположен в затылочной части головного мозга над продолговатым мозгом. Его поверхность Мозжечок соединен со всеми отделами ствола головного мозга.

Деятельность мозгаС деятельностью коры полушарий связаны процессы, отличающие человека от животных: сознание, память, мышление, речь, трудовая деятельность.

Слайд 20Принципы психологии

Принципы психологии

Слайд 21Отросли психологии
По принципу деятельности:




военная;
спортивная;
клиническая;
искусства;
науки

и др.

психология труда;
педагогическая;
инженерная;
юридическая;
авиационная;
космическая;

Отросли психологииПо принципу деятельности:    военная;спортивная; клиническая;искусства; науки и др.психология труда;педагогическая; инженерная; юридическая;авиационная; космическая;

Слайд 22 По принципу развития:

возрастная;
сравнительная;
зоопсихология;
патопсихология;
психогенетика и

др.

По принципу развития: возрастная; сравнительная; зоопсихология; патопсихология; психогенетика и др.

Слайд 23По принципу отношения личности и общества:

социальная;
политическая;
экологическая;
экономическая;
психология

личности;
психология управления.

По принципу отношения личности и общества:социальная; политическая; экологическая; экономическая; психология личности; психология управления.

Слайд 24Задачи психологии
Изучение законов психической деятельности в её развитие.
Формирование способностей человека

ускоряющих научно технический прогресс.
Выявление объективных связей социальных и природных свойств

человека, соотношения биологических и социальных детерминант.
Определение основных закономерностей развития психики и личности человека на каждом возрастном этапе.
Выяснение механизмов социализации и профессионализации развивающейся личности.
Исследование психологических причин отклонений в психическом развитии личности (для психотерапии).
Разработка новых методов точной диагностики развития личности.
Другое.

Задачи психологииИзучение законов психической деятельности в её развитие.Формирование способностей человека ускоряющих научно технический прогресс.Выявление объективных связей социальных

Слайд 25Задачи современной психологии:

Задачи современной психологии:

Слайд 26Методы психологии

Методы психологии

Слайд 27РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ
1-й этап (V в.до н.э.) – психология как наука

о душе.
Идеалистический подход.
Предмет исследования – душа - нечто

независимое от тела, особая сущность, обеспечивающая жизнь телу.
Наличием души объясняли непонятное в жизни человека. Характерно понимание двойственности души (дуализм), в наиболее развитой форме это представлено в учении Рене Декарта (1596-1650).

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ1-й этап (V в.до н.э.) – психология как наука о душе. Идеалистический подход. Предмет исследования –

Слайд 28РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ
2-й этап (XVII - XIX вв.) – психология понимается

как наука о сознании; развитие социологии связано с бурным развитием

естественных наук.
Предмет психологии - сознание.
Метод изучения сознания – интроспекция (Джон Локк,1632-1704).
Создание первой экспериментальной психологической лаборатории (1879 г., Лейпциг, Вильгельм Вундт) (1832-1920).

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ2-й этап (XVII - XIX вв.) – психология понимается как наука о сознании; развитие социологии связано

Слайд 29РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ
3-й этап (1 пол.XX в.) – психология как наука

о поведении; предмет психологии - поведение.
Выделение психологических школ.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ3-й этап (1 пол.XX в.) – психология как наука о поведении; предмет психологии - поведение. Выделение

Слайд 30РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ
4-й этап (2. пол. XX в.) – психология как

наука изучает объективные закономерности, проявления и механизмы психики;
развитие отечественной

психологии, в основе которой философская теория отражения (П. П. Блонский, К. Н. Корнилов и др.);
появление гуманистической психологии (Карл Роджерс, Абрахам Маслоу др.);
выделение трансперсональной психологии (60-е годы XX в.).

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ4-й этап (2. пол. XX в.) – психология как наука изучает объективные закономерности, проявления и механизмы

Слайд 31РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ
Мысль о том, что психические явления тесно связаны с

работой мозга человека была сформулирована еще в первом тысячелетии до

нашей эры:
древнегреческим врачом Алкмеоном Кротонским (VI в. до н.э.): «головной мозг есть "седалище души и сознания»;
Врачом и философом Гиппократом (ок. 460-377 г. до н.э.);
Римским врачом Клавдием Галеном (ок. 130-200 гг. н.э.), проводившим опыты на животных.
В течение более чем двухтысячелетней истории психологическое знание развивалось, углубляясь по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатов психологических исследований.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИМысль о том, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека была сформулирована еще в

Слайд 32РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ
Особое значение для изучения этой проблемы имела рефлекторная теория

психики. Понятие рефлекса (по-латыни - "отражение") в науку ввел французский

ученый Рене Декарт. Но его взгляды были еще наивны и противоречивы.
В начале прошлого века физиология достаточно хорошо изучила спинномозговые рефлексы. Заслуга создания рефлекторной теории психики принадлежит нашим соотечественникам И. М. Сеченову (1829-1905) и И. П. Павлову (1849-1936). На ней зиждется материалистческая психология.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИОсобое значение для изучения этой проблемы имела рефлекторная теория психики. Понятие рефлекса (по-латыни -

Слайд 33РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ
И. М. Сеченов в своей книге "Рефлексы головного мозга"

(1863) показал, что "все акты сознательной и бесознательной жизни по

способу своего происхождения суть рефлексы".
Он выделил в рефлексах три звена:
- начальное звено - внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг;
- среднее звено – центральные процессы в мозгу (процессы возбуждения и торможения и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений, мыслей, чувств и т. д.);
- конечное звено – внешнее движение.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИИ. М. Сеченов в своей книге

Слайд 34РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ
По мнению И. М. Сеченова, рефлексы головного мозга «начинаются

чувственным возбуждением, продолжаются определенным психическим актом и кончаются мышечным движением».

Поскольку среднее звено не может быть обособлено от первого и третьего, постольку все психические явления – это неотделимая часть всего рефлекторного процесса, имеющего причину (детерминированного) в воздействиях внешнего для мозга реального мира.
Это была первая и успешная попытка создания рефлекторной теории психики.
Однако честь глубокой экспериментальной разработки данной теории принадлежит И. П. Павлову, создавшему новую область науки - учение о высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах, временных нервных связях организма с окружающей средой.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИПо мнению И. М. Сеченова, рефлексы головного мозга «начинаются чувственным возбуждением, продолжаются определенным психическим актом и

Слайд 35РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ
В основе высшей нервной деятельности лежит условный рефлекс, представляющий

собой одновременно и физиологическое и психологическое явление.
И. П. Павлов

выделил три пары характеристик, используемых для выявления типов высшей нервной деятельности (ВНД):
сила – слабость;
уравновешенность –неуравновешенность;
подвижность – инертность.
Основываясь на многочисленных экспериментальных данных, И. П. Павлов пришел к заключению, что различное сочетание этих характеристик позволяет выделить следующие четыре типа ВНД:
I тип - сильный, уравновешенный, подвижный;
II тип - сильный, неуравновешенный, подвижный;
III тип - сильный, уравновешенный, инертный;
IV тип - слабый (неуравновешенный, инертный
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИВ основе высшей нервной деятельности лежит условный рефлекс, представляющий собой одновременно и физиологическое и психологическое явление.

Слайд 36РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ
Таким образом, в начале XX в. из двух разных

областей знаний – физиологии и психологии - оформились две специальные

науки, которые занялись изучением связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека.
Это физиология высшей нервной деятельности и психофизиология.
Представители первой науки обратились к изучению органических процессов, происходящих в мозге, которые непосредственно касаются управления телесными реакциями и приобретения организмом нового опыта.
Представители второй науки сосредоточили свое внимание в основном на исследовании анатомо-физиологических основ психики.
Общим для ученых, называющих себя специалистами по высшей нервной деятельности и по психофизиологии, стало понятие научения, включающее в себя явления, связанные с памятью и, в результате приобретения организмом нового опыта проявляющихся на психологическом и поведенческом уровнях.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИТаким образом, в начале XX в. из двух разных областей знаний – физиологии и психологии -

Слайд 37ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1.Дайте понятие психики.
2.Определите функции психики.
3.Обьясните, в чем сущность

принципов изучения природы психического.
Проранжируйте по степени значимости задачи современной психологии.
5.Укажите

специфику изучения природы психического на разных этапах развития науки.
6. Определите значимость психологического знания в личностном и профессиональном пространстве человека.
7.Приведите примеры использования психологического знания в Вашей будущей профессиональной деятельности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ1.Дайте понятие психики.2.Определите функции психики.3.Обьясните, в чем сущность принципов изучения природы психического.Проранжируйте по степени значимости

Слайд 38ЛИТЕРАТУРА
1.Психология. Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В.Н.

Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 608 с.
2.Психология. Полный

энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 896с.
3.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология. –СПб.: Питер, 2000. – 432 с.
4.Современный словарь по психологии. А-Я / Авт.-сост. В.В. Юрчук. – Минск: Элайда, 2000. – 704 с.
5.Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учеб.пособие / В.Г. Крысько.-СПб.: Питер, 2006.-254с.
ЛИТЕРАТУРА1.Психология. Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 608

Слайд 39Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика