Слайд 1Сателлитные счета в туризме
Выполнила: Оспанова Мадина
Слайд 2Что такое сателлитный счет?
Сателлитные счета - инструмент дополнительного анализа отдельных важных
аспектов экономического и социального развития общества, реализуемый на основании базовых
подходов стандартной системы национальных счетов (СНС) и параллельно с ней.
Слайд 3Сателлитные счета предназначены для анализа особых проблем (окружающая среда, образование,
научные исследования, здравоохранение, рынок труда, туризм и др.). Такие счета
(англ.Tourism Satellite Account) называют вспомогательными, развернутыми, дополнительными. С одной стороны, сателлитные системы в принципе согласованы с центральной структурой Системы национальных счетов, посредством которой они интегрируются с основной комплексной системой статистической информации, а с другой стороны, они связаны и с информационными системами в конкретных областях. Поэтому они способствуют как анализу конкретных областей в рамках макроэкономических счетов, так и обобщению различных исследований, проводимых в отдельных областях статистики.
Слайд 4Сателлитный счет туризма
Сателлитный счёт туризма - часть системы национальных счетов (СНС), являющийся
статистической основой для оценки основных агрегатов статистики туризма, включая туристский валовой
внутренний продукт, туристский спрос, туристские предложения и др., используемых при определении вклада туризма в национальную экономику.
Сателлитный счет туризма:
а) отражает пересечение туризма со многими видами экономической деятельности и их продуктами и взаимосвязи между туризмом и другими сферами экономики;
б) обеспечивает структурную связь с другими макроэкономическими агрегатами, описываемыми СНС, платежным балансом, статистикой междунар. торг. услугами и т.п.;
в) создает методологическую основу для согласования данных по туризму с данными по другим видами экономической деятельности (спрос со стороны посетителей и предложение туристских продуктов и услуг, характеристики посетителей и туристских поездок, занятость в сфере туризма);
г) позволяет обоснованно рассчитывать туристский валовой внутренний продукт;
д) дает статистическую информацию для проведения аналитических исследований туризма и последующей подготовки рекомендаций для гос. политики.
Слайд 5Определение и охват расходов туристов
Расходы туристов определяются как сумма, уплаченная
за приобретение потребительских товаров и услуг, а также ценностей для
собственного использования или для передачи другим лицам после или во время туристических поездок. Они включают расходы самих посетителей, а также расходы, которые оплачиваются или возмещаются другими лицами.
Слайд 6Определение и охват потребления туристов
Понятие потребления туристов выходит за пределы
понятия расходов туристов в том отношении, что оно также включает
услуги, связанные с временным проживанием в собственном жилище, социальные трансферты туристам в натуральной форме и другое условно исчисленное потребление. В то время как информация о расходах туристов может быть получена из обследований туристов, данные для их корректировки, чтобы получить показатель потребления туристов, должны быть исчислены на основе других источников.
Туристское потребление можно характеризовать в соответствии с тем, где осуществляется туризм и является ли турист резидентом или нерезидентом, способом, аналогичным уже описанному для туризма.
Слайд 7Типичные продукты
Потребительские продукты, рассматриваемые в ССТ, подразделяются на типичные туристские продукты
и другие потребительские продукты. Типичные туристские продукты, в свою очередь,
подразделяются на сопоставимые на международном уровне типичные туристские продукты и характерные для конкретной страны типичные туристские продукты. Руководство по ССТ содержит перечень первых. Другие потребительские продукты подразделяются на смежные туристские продукты (имеющие отношение к туризму) и не связанные с туризмом продукты.
Слайд 8Отрасли туризма
Отрасль «туризм» представляет собой совокупность заведений, чьей основной деятельностью
является производство типичных туристских продуктов. Отрасли туризма охватывают деятельность по
размещению посетителей; по обеспечению питания и напитков; деятельность железнодорожного, дорожного, водного и воздушного пассажирского транспорта; аренду транспортного оборудования; деятельность туристических агентств и других организаций, занимающихся бронированием; деятельность, связанная с оказанием услуг в области культуры, спортивных и рекреационных услуг; розничную торговлю характерными для конкретной страны типичными туристскими товарами; прочие типичные для туризма виды деятельности, характерные для конкретной страны.
Слайд 9Одной из первых стран, разработавших сателлитный счёт туризма стала Канада
(июль 1994). С.с.т. или их пилотные версии в это время
были разработаны также в Доминиканской Республике, Франции, Новой Зеландии, Мексике, Польше, Норвегии, Сингапуре, Швеции и США.
Международная конференция ЮНВТО (июнь 1999, Ницца, Франция) рекомендовала концептуальные основы сателлитных счетов туризма для обеспечения консенсуса между странами- членами ЮНВТО в целях последующего представления их Статистической Комиссии ООН. В 2000 этой комиссией был утвержден документ «Сателлитные счета туризма: рекомендуемая методологическая основа». В 2001 разработка С.с.т. велась в 44 странах, а в 2007- в 70.
Слайд 10В 2008 была подготовлена новая версия документа, которая состоит из
10 взаимосвязанных таблиц:
Слайд 13Основные агрегаты
Следующие агрегаты используются как совокупность показателей, характеризующих масштабы туризма
в экономике. К ним относятся:
a. Расходы, относящиеся к туризму внутри
страны;
b. Потребление, относящееся к туризму внутри страны;
c. Валовая добавленная стоимость, создаваемая в отраслях туризма (ВДСОТ);
d. Валовая добавленная стоимость, создаваемая непосредственно в туризме (ВДСНТ);
e. Валовой внутренний продукт, создаваемый непосредственно в туризме (ВВПНТ).