Слайд 1Речь
Как познавательный процесс
Слайд 2Речь. Определение
Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения
с другими людьми.
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать
окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
Слайд 3Речь. Определение
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых
правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование
мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму существования человеческих языков.
Слайд 4Язык и речь
Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания
звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл.
Речь — это
совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Слайд 5Язык и речь
Речь — это язык в действии.
Язык — это система знаков,
включающая слова с их значениями, а также синтаксис, т.е. набор
правил, по которым строятся предложения.
Слайд 6Язык и речь
Язык един для всех людей, пользующихся им, речь — индивидуальна.
В
речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для
которых данные особенности речи характерны; язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и предшествующих поколений.
Слайд 7Язык и речь
Речь без усвоения языка невозможна, в то время
как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не
связанным ни с его психологией, ни с его поведением.
Слайд 8Язык и речь
С помощью языка человек в процессе речевого общения:
1) общается с другими людьми, обмениваясь с ними мыслями, без
чего невозможно наладить совместные действия людей в трудовой и общественной жизни;
2) выражает свои чувства, стремления, свои отношения к тем или другим явлениям и событиям;
3) воздействует на других людей, побуждая их к тем или другим поступкам.
Слайд 9Язык и речь
Связующим звеном между языком и речью выступает значение
слова, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и
в единицах речи.
Слайд 11Формы речи (по И.А. Зимней)
1) внешняя устная речь,
- экспрессивная (разговорная)
речь
- импрессивная речь (восприятие и понимание речи)
2) внешняя письменная речь
(письмо и чтение),
3) внутренняя речь (связана с мышлением).
Слайд 12Функции речи
Обозначение – наличие этой функции свидетельствует об отличии речи
человека от общения животных.
Звуки животных выражают лишь эмоциональные состояния, тогда
как человеческое слово указывает на какой-то предмет или явление.
Слайд 13Функции речи
Обобщение – функция проявляется в том, что одним словом
можно обозначить группу сходных предметов (понятие) что роднит речь с
мышлением.
Мысли человека облечены в речевую форму вне речи мысль не существует.
Слайд 14Функции речи
Коммуникация – выражается в применении речи в процессе общения.
Внешняя
речь является ведущей в процессе общения поэтому ее основное качество.
Слайд 15Свойства речи
Содержательность речи — это количество выраженных в ней мыслей, чувств
и стремлений, их значительность и соответствие действительности.
Слайд 16Свойства речи
Понятность речи — это синтаксически правильное построение предложений, а также
применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью
логического ударения.
Слайд 17Свойства речи
Выразительность речи — это её эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств,
их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной
и, наоборот, вялой, бедной.
Слайд 18Свойства речи
Действенность речи — это свойство речи, заключающееся в её влиянии
на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения
и поведение.
Слайд 19 Группы мыслительно-физиологических механизмов речи
Слайд 20 Мыслительно-физиологических механизмов речи
В ходе «продуктивных» видов речевой деятельности — говорения и письма — задействуются следующие
основные группы мыслительно-физиологических механизмов:
Слайд 21Группы мыслительно-физиологических механизмов речи
I. Механизм программирования речевого высказывания (передаваемого смысла).
Слайд 22Мыслительно-физиологические механизмы речи
II. Группа механизмов, связанных с построением грамматической структуры
высказывания, поиском нужных слов по семантическим признакам, выбором определённой звуковой
(при устной речи - звук, фонема) или графической системы (при письменной речи, - графема, буква).
Выполнение данных функций локализовано в ЦНС преимущественно в участке височной коры, называемом Зоной Брока (Зоной Бродмана 45) и явившемся одним из последних этапов эволюции человека.
Слайд 23Мыслительно-физиологические механизмы речи
III. Физиологические механизмы, обеспечивающие реальное осуществление речевого высказывания
(физический процесс «говорения» или «письма»).
Слайд 24Речевая деятельность
По Л.С. Выготскому
Слайд 25Единица речи
Основная единица речи (по Л.С. Выготскому) – высказывание, как
психологическое действие или операция.
Слайд 26Единица речи
«В мельчайшей единице речевой деятельности, в высказывании - «молекуле»
как в капле воды отражены все принципиальные особенности речевой деятельности
в целом. И поэтому изучение речевой деятельности по высказываниям даст нам представление о закономерностях речевой деятельности вообще».
Л.В. Сахарный
Слайд 27Идея предикации
«Разлагая речевое мышление на элементы, мы утратим ощущение целого.
А вот анализ по единицам: в качестве единицы берется такая
клеточка речевой деятельности, которая сохраняла бы все свойства, присущие целому, элементарная деятельность, деятельностный акт, или высказывание. Главное в высказывании – акт предикации, акт соотнесения чего-то с чем-то».
Л.С. Выготский
Слайд 28Предикация
функция языкового выражения, имеющая целью соотнести заключённую в отрезке речи
мысль к действительности: состоянию объекта или субъекта, событию или ситуации.
Слайд 29Предикация
утверждение или предположение, которое приписывает определенные характеристики субъекту; например, «Степан
– ясное солнышко" – предикация человека, Степана, специфической характеристикой, связанной
ясным солнышком.
Предикация всегда включает представление о связывании или утверждении.
Слайд 30Эвристичность и предикативность
Выготский выдвинул идею эвристичности процессов речепорождения и обусловленности
их общепсихологическими, дифференциально-психологическими и социально-психологическими факторами.
Выготский «развел» грамматическую и реальную
(психологическую) предикативность.
Слайд 31Эвристичность речи
Непредсказуемость речевых действий – это и есть эвристичность говорения.
Ситуации общения меняются постоянно, их варианты чрезвычайно многочисленны.
Говорящий должен
быть готов к деятельности именно в таких постоянно меняющихся условиях, т.е. к эвристической деятельности.
Слайд 32Развитие речи
Язык и речь, как и мышление, возникают и развиваются
в процессе и под влиянием труда. Они являются достоянием только
человека: у животных нет ни языка, ни речи.
Слайд 33Культурно-историческая концепция
Развитие высших психических функций (ВПФ) – это культурное развитие.
Развитие
ВПФ – это, во-первых, процессы овладения внешними средствами – культурного
развития и мышления – языком, письмом, счетом.
В процессе развития у человека на первый план выступает развитие его искусственных орудий.
Слайд 35Знаки-символы
«Искусственные стимулы-средства, вводимые человеком, в психологическую ситуацию и выполняющие функцию
автостимуляции, мы называем знаками».
Л.С. Выготский
Слайд 38Слово — средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их
в значение (формирования понятий), произвольного контроля собственных психических операций.
Слайд 39Процесс речепорождения
Главное, что делает Л.С.Выготского предтечей современной психолингвистики – это
его трактовка внутренней психологической организации процесса порождения (производства) речи как
последовательности взаимосвязанных фаз деятельности.
Слайд 40Процесс речепорождения
«...Центральная идея может быть выражена в общей формуле: отношение
мысли к слову есть прежде всего не вещь, а процесс,
это отношение есть движение от мысли к слову и обратно – от слова к мысли... Это течение мысли совершается как внутреннее движение через целый ряд планов... Поэтому первейшей задачей анализа, желающего изучить отношение мысли к слову как движение от мысли к слову, является изучение тех фаз, из которых складывается это движение, различение ряда планов, через которые проходит мысль, воплощающаяся в слове…»
«Мышление и речь»
Слайд 41Процесс речепорождения
«...Работа мысли есть переход от чувствования задачи – через
построение значения – к развертыванию самой мысли... Путь от смутного
желания к опосредованному выражению через значения...»
«Мышление и речь»
Слайд 44Внутренняя речь
Внутренняя речь есть инструмент мышления.
Внутренняя речь есть особое по
психологической природе образование, особый вид речевой деятельности, имеющий совершенно специфические
особенности и состоящий в сложном отношении к другим видам речевой деятельности.
Слайд 45Внутренняя речь
Внутренняя речь, является «живым процессом рождения мысли в слове».
«Внешняя
речь есть процесс превращения мысли в слова… Внутренняя – обратный
по направлению процесс, идущий извне внутрь, процесс испарения речи в мысль».
Слайд 47Мышление и речь
"Мысль не выражается, но совершается в слове".
Л.С. Выготский показывает
отсутствие полного параллелизма между мыслью и словом.
Отсутствие параллелизма не
означает, что это феномены совершенно друг от друга независимые. Значение слова представляет собой акт мышления.
Слайд 48Мышление и речь
Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе её развития в онтогенезе,
становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой
деятельности.
Слайд 49Мышление и речь
Только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от
действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления.
Слайд 51Теория усвоения языка (Онтолингвистика)
наука, изучающая онтогенез речи и детскую
речь: формирование речевой способности ребёнка, возникновение и дальнейшее развитие индивидуального
языка и дальнейшие возрастные изменения в языке индивида.
Слайд 52Основные положения онтолингвистики
Овладение языком представляет собой процесс постижения мира в
процессе общения с людьми и благодаря присвоению знаков языка и
превращению их во внутренние символы мышления.
Слайд 53Основные положения онтолингвистики
Развитие языковой способности – это интериоризация внешних действий
и «присвоение» правил речевого поведения. Все языковые категории формируются в
речевой деятельности ребенка по мере обогащения его картины мира.
Слайд 54Онтогенез языковой способности
Это сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения
взрослых и ребенка, с другой – процесса развития предметной и
познавательной деятельности ребенка.
Слайд 55«Горизонтальный» подход
Языковое развитие ребёнка может быть представлено как постепенная смена
временных языковых систем, каждая из которых отражает собственную, также временную,
когнитивную систему ребёнка.
Слайд 56Возникновение речи у ребенка
Освоение языка ребенком протекает спонтанно и без
видимых усилий с его стороны.
Особенности становления языка и речи у
детей связано:
с процессами физиологического созревания центральной нервной системы;
С определенной её пластичностью в этот период.
Формирование систем, обеспечивающих освоение речи, требует своевременной их стимуляции речевыми сигналами.
При недостаточной такой стимуляции (глухота) процессы освоения речи задерживаются.
Слайд 57Критический период развития речи
За пределами этого периода, без опыта речевого
общения, ребенок становится неспособным к обучении речи.
Слайд 58Освоение речи ребенком
Процесс освоения речи ребенком принципиально отличается от процесса
освоения второго языка.
Ребенок овладевает сложнейшей структурой языка всего за
3-4 года!
Сталкиваясь с новым неизвестным явлением родного языка, ребенок, практически без помощи взрослых, «подводит» его под известную грамматику.
Слайд 59Активный рост запаса слов
В возрасте около полутора лет словарь ребенка
составляет от 3 до 50 слов.
В два года словарь доходит
до 300 слов.
К пяти годам ребенок использует примерно 10 000 слов.
К пяти годам скорость овладения словами составляет примерно 20 слов в день.