Разделы презентаций


Педагогическая психология

Содержание

Лекция № 2«Методы педагогической психологии»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1



Преподаватель:
Боленкова
Елена Федоровна

Педагогическая психология


ГБОУ ВПО
Тихоокеанский государственный медицинский университет
Министерства здравоохранения РФ
Факультет общественного здоровья
Кафедра общепсихологических дисциплин


Слайд 2Лекция № 2

«Методы педагогической психологии»

Лекция № 2«Методы педагогической психологии»

Слайд 3План лекции:
Актуальные проблемы психолого-педагогической диагностики.
Задачи школьной психодиагностики.
Типы данных,

используемые в психолого-педагогической диагностике.
Методы психолого-педагогического исследования. Психолого-педагогический эксперимент.

План лекции:Актуальные проблемы психолого-педагогической диагностики. Задачи школьной психодиагностики. Типы данных, используемые в психолого-педагогической диагностике. Методы психолого-педагогического исследования.

Слайд 4Список основной литературы:
Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов
Габай

Т.В. М.: Академия, 2010. 10
Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для вузов.

Л.С. Подымова, Л.И. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2008. 1
Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие
под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.М.: Академия, 2007
Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. Пособие.Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко.М.: Академия, 2008. 2
Педагогика и психология общения в медицинском вузе: учеб. Пособие.А.Я. Осин, Е.В. Крукович, Н.Г. Садова
ВГМУ - Владивосток: Медицина ДВ, 2009. 89
Список основной литературы:Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов  Габай Т.В. М.: Академия, 2010. 10Психолого-педагогический практикум: учеб.

Слайд 5Список дополнительной литературы:
Педагогическая психология: краткий курс: [пособие]
В.

Сарычев, И.Н. Логвинов. СПб.: Питер, 2006.1
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия

И.В. Дубровина, .2
Возрастная и педагогическая психология: (учебное пособие).С.И. Двойников .Самара: Перспектива, 2002. 15

Список дополнительной литературы:Педагогическая психология: краткий курс: [пособие]   В. Сарычев, И.Н. Логвинов. СПб.: Питер, 2006.1Возрастная и

Слайд 6

Актуальные проблемы психолого-педагогической диагностики
Чтобы оказывать эффективное педагогическое

воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать методы научной психологической диагностики.

Актуальные проблемы психолого-педагогической

Слайд 7АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Актуальной задачей в современных условиях

является более углубленное психологическое просвещение педагогов. Объективность сведений об индивидуальных

особенностях зависит от того, насколько объективными, научно обоснованными методами получены эти сведения.
АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ    Актуальной задачей в современных условиях является более углубленное психологическое просвещение педагогов. Объективность

Слайд 8

В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических

задач:

задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе,
выявления особо одаренных и отстающих в развитии,
выяснения причин школьной дезадаптации,
задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними,
задачи углубленной профориентации.

В практике

Слайд 9Психолого-педагогические задачи
Цели и методы решения

задачи определяет педагог, а психолог-диагност выполняет вспомогательную функцию, а именно:

проводит психодиагностику ученика, дает его психологический портрет и прогнозирует результат педагогического воздействия, а в некоторых случаях проводит и вторичную психологическую диагностику после воздействия.
Психолого-педагогические задачи     Цели и методы решения задачи определяет педагог, а психолог-диагност выполняет вспомогательную

Слайд 10Психологические задачи
В этом случае психологическая диагностика

выступает как этап решения проблемы, где средства решения - чисто

психологические (консультативная помощь, коррекция личности, психологический тренинг, индивидуальная и семейная психотерапия, психологические рекомендации и т.д.).
Как правило, школьный психолог сам выступает в роли психодиагноста и в роли субъекта, осуществляющего психологическое воздействие.
Психологические задачи    В этом случае психологическая диагностика выступает как этап решения проблемы, где средства

Слайд 11Предмет образовательной деятельности

К предмету образовательной деятельности школы можно отнести формирование

следующих психических свойств и функций:
- познавательные способности;
- знания, умения и

навыки по конкретным предметным дисциплинам;
- систему представлений и понятий, образующих общую научную картину природного и социального мира.
Предмет образовательной деятельностиК предмету образовательной деятельности школы можно отнести формирование следующих психических свойств и функций:- познавательные способности;-

Слайд 12Предмет воспитательной деятельности
Формирование:
характера, воли и целеустремленности;
-

социально-созидательной структуры мотивации и ценностной ориентации личности;
- подготовку юношей и

девушек к осознанному выбору сферы профессиональной деятельности на основе гармоничного сочетания интересов и способностей.

Предмет воспитательной деятельности  Формирование: характера, воли и целеустремленности;- социально-созидательной структуры мотивации и ценностной ориентации личности;- подготовку

Слайд 13

Типы данных, используемых в психолого-педагогической диагностике
1) L-данные (Life record data),

полученные путём регистрации жизни человека в основном в результате наблюдения; сюда же включаются экспертные оценки. Основные требования:
- оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения;
- эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого лица в течение достаточно длительного промежутка времени;
- необходимо не менее 10 экспертов на одного оцениваемого;
- ранжирование испытуемых должно производиться экспертами только по одной черте (характеристике) каждый раз, а не по всем сразу.

Типы данных, используемых в психолого-педагогической диагностике1) L-данные

Слайд 142) Q-данные (Questionnaire data),
полученные на основании опросников и других методов

самооценок. Например:
MMPI (Миннесотский многопрофильный личностный перечень),
16-факторный личностный

опросник Кэттела и др.

2) Q-данные (Questionnaire data),полученные на основании опросников и других методов самооценок. Например: MMPI (Миннесотский многопрофильный личностный перечень),

Слайд 15 Искажения результатов исследования:
Возможны следующие искажения результатов исследования:
- познавательные (вызваны

низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемых, отсутствием навыков интроспекции и

использованием неверных эталонов);
- мотивационные (вызваны нежеланием отвечать и уклонением ответов в сторону "социальной желательности").

Искажения результатов исследования:Возможны следующие искажения результатов исследования:- познавательные (вызваны низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемых, отсутствием

Слайд 16По Р.Б. Кэттелу и В.Ф. Варбуртону, различают 12 групп тестов:
1-

тесты способностей (интеллектуальная функция, знания, способности и т.д.);
2- тесты умений

и навыков (зрительно-моторная координация, прохождение лабиринта и т.п.);
3- тесты на восприятие;
4- опросники (анкетный опрос о поведении, состоянии здоровья и т.д.);
5- мнения (выявление отношения к другим людям, нормам и т.д.);
6- эстетические тесты (выявление предпочтения картин, рисунков и т.п.);

3) T-данные (Objective test data) - данные объективных тестов.

По Р.Б. Кэттелу и В.Ф. Варбуртону, различают 12 групп тестов:1- тесты способностей (интеллектуальная функция, знания, способности и

Слайд 177-проективные тесты (формализованные личностные тесты). Тесты ТАТ, Роршаха, не удовлетворяющие

требованию формализации, не являясь объективными, сюда не входят;
8- ситуационные тесты

(изучение выполнения заданий в разных ситуациях - индивидуально, в группе, в соревновании и т.д.);


T-данные (Objective test data) - данные объективных тестов.

7-проективные тесты (формализованные личностные тесты). Тесты ТАТ, Роршаха, не удовлетворяющие требованию формализации, не являясь объективными, сюда не

Слайд 18
9- игры, в которых наиболее полно проявляются люди;
10- физиологические

тесты (ЭКГ, КГР и др.);
11- физические тесты (антропометрические);
12- случайные наблюдения,

т.е. изучение того, как проводится тест (запись поведения, выводы и т.д.).

T-данные (Objective test data) - данные объективных тестов.

9- игры, в которых наиболее полно проявляются люди;10- физиологические тесты (ЭКГ, КГР и др.);11- физические тесты

Слайд 19Стандартизированные количественные тесты
Стандартизированные количественные тесты эффективнее в тех случаях, когда

нужно получить хотя бы приближенные данные о целой группе людей

в кратчайшие сроки и при этом принять строго альтернативное решение, требующее количественного обоснования своей надежности (принять или не принять на работу или учебу, дать отдых или поставить на дежурство, считать или не считать человека обладающим интеллектуальной и личностной зрелостью полноправного гражданина и т.п.). Кроме того, стандартизированные методы лучше защищены от возможных методических ошибок, возникающих вследствие низкой психодиагностической квалификации исполнителя, проводящего тест.

Стандартизированные количественные тестыСтандартизированные количественные тесты эффективнее в тех случаях, когда нужно получить хотя бы приближенные данные о

Слайд 20Стандартизированные тесты
измеряют индивидуальные показатели по сравнению с популяцией, обладающей

сходными характеристиками (например, школьники 11—16 лет или студенты третьего курса).

Такие тесты позволяют исследователю установить нормы результативности или репрезентативные показатели для представителей всей популяции.
Стандартизированные тесты измеряют индивидуальные показатели по сравнению с популяцией, обладающей сходными характеристиками (например, школьники 11—16 лет или

Слайд 21Экспертные методы
Экспертные методы более эффективны в руках опытных, профессионально подготовленных

психодиагностов. Они позволяют глубже и точнее проникнуть в уникальную жизненную

ситуацию отдельного конкретного человека, но требуют гораздо больше времени на индивидуальную работу с ним. Особенно эффективны экспертные методы тогда, когда по их результатам сам психолог-психодиагност оказывает помощь, проводит психокоррекцию, тренинг или другие виды психологического вмешательства.

Экспертные методыЭкспертные методы более эффективны в руках опытных, профессионально подготовленных психодиагностов. Они позволяют глубже и точнее проникнуть

Слайд 22Экспертный метод
Экспертный метод – комплекс логических и математических процедур, направленный

на получение от экспертов информации, ее анализ и обобщение с

целью подготовки и принятия компетентного решения. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной и количественной обработкой результатов индивидуальных экспертных оценок.

Экспертный методЭкспертный метод – комплекс логических и математических процедур, направленный на получение от экспертов информации, ее анализ

Слайд 23

4. Методы психолого-педагогического исследования.

Наблюдение - целенаправленное восприятие фактов, процессов или явлений, которое может быть непосредственным, осуществляемым с помощью органов чувств, или косвенным, основанным на информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а также других лиц, проводивших непосредственное наблюдение.


Слайд 24 Классификация

видов наблюдения
Классификация видов наблюдения:
- по времени проведения: непрерывные и дискретные;
-

по объему: широкие и узкоспециальные;
- по типу связи наблюдателя и наблюдаемых: невключенные (открытые) и включенные (скрытые).
Классификация видов наблюденияКлассификация видов наблюдения:- по времени проведения:

Слайд 25Опрос
Опрос может проводиться в устной форме (беседа, интервью) и в

виде письменного или анкетного опроса. Применение бесед и интервью требует

от исследователя чётко поставленных целей, основных и вспомогательных вопросов, создания благоприятного морально-психологического климата и доверия, умения наблюдать за ходом беседы или интервью и направлять их в нужное русло, вести записи получаемой информации.

ОпросОпрос может проводиться в устной форме (беседа, интервью) и в виде письменного или анкетного опроса. Применение бесед

Слайд 26Эксперимент
Эксперимент - научно поставленный опыт, связанный с наблюдением исследуемых явлений

в создаваемых и контролируемых исследователем условиях.
Лабораторный эксперимент характеризуется тем, что

исследователь сам вызывает изучаемое явление, повторяя его столько раз, сколько это необходимо, произвольно создает и меняет условия, при которых это явление протекает. Меняя отдельные условия, исследователь имеет возможность выявить каждое из них.

ЭкспериментЭксперимент - научно поставленный опыт, связанный с наблюдением исследуемых явлений в создаваемых и контролируемых исследователем условиях.Лабораторный эксперимент

Слайд 27Естественный эксперимент
Естественный эксперимент (разработан русским психологом А.Ф. Лазурским) проводится в

обычных, привычных для испытуемых условиях, без специальной аппаратуры.

Естественный экспериментЕстественный эксперимент (разработан русским психологом А.Ф. Лазурским) проводится в обычных, привычных для испытуемых условиях, без специальной

Слайд 28 ППЭ
Психолого-педагогический эксперимент (ППЭ) создан на основе

естественного эксперимента. В ходе ППЭ исследователь активно воздействует на протекание

изучаемых явлений, изменяет обычные условия, целенаправленно вводит новые, выявляет определенные тенденции, оценивает качественные и количественные результаты, устанавливает и подтверждает достоверность выявленных закономерностей.

ППЭ   Психолого-педагогический эксперимент (ППЭ) создан на основе естественного эксперимента. В ходе ППЭ исследователь активно

Слайд 29 Виды ППЭ:
- констатирующий;
-

проверочный;
- созидательно-преобразующий (формирующий);
- контрольный.
Как правило, все эти виды используются в

одном исследовании в качестве отдельных этапов.

Виды ППЭ: - констатирующий;- проверочный;- созидательно-преобразующий (формирующий);- контрольный.	Как правило, все

Слайд 30Констатирующий эксперимент
проводят в начале исследования. Он ставит своей задачей выяснение

состояния на практике изучаемого явления, построение его схематической модели.

Констатирующий эксперимент	проводят в начале исследования. Он ставит своей задачей выяснение состояния на практике изучаемого явления, построение его

Слайд 31Формирующий эксперимент
организуется на основе предварительного изучения

состояния проблемы и анализа результатов констатирующего эксперимента. В процессе формирующего

эксперимента исследователь производит корректировку выдвинутой гипотезы и организует её проверку. Для повышения объективности анализа полученных данных вводятся контрольная и экспериментальная группы.


Формирующий эксперимент    организуется на основе предварительного изучения состояния проблемы и анализа результатов констатирующего эксперимента.

Слайд 32Домашнее задание
Какие типы задач ставятся перед школьной психодиагностикой?
Какие типы

данных используются в психолого-педагогической диагностике?
В каких случаях предпочтительно использовать

тестовые методики, и в каких - экспертные?
Кратко охарактеризуйте методы психолого-педагогических исследований (наблюдение, опрос, эксперимент).


Домашнее заданиеКакие типы задач ставятся перед школьной психодиагностикой? Какие типы данных используются в психолого-педагогической диагностике? В каких

Слайд 331.К эмпирическим методам педагогической психологии относится:
а) Экспериментальный
б) Структурный
в)

Лонгитюдный

1.К эмпирическим методам педагогической психологии относится: а) Экспериментальныйб) Структурный в) Лонгитюдный

Слайд 34 2. К организационным методам относится:
а) Биографический
б) Генетический
в) Сравнительный


2. К организационным методам относится: а) Биографическийб) Генетическийв) Сравнительный

Слайд 353. К интерпретационным методам относится:
а) Психодиагностический
б) Генетический
в) Качественный анализ

3.  К интерпретационным методам относится:а) Психодиагностическийб) Генетическийв) Качественный анализ

Слайд 364. Естественный эксперимент был впервые предложен:

а) П.П.Блонским
б) А.Ф.Лазурским
в) Л.С.Выготским

4. Естественный эксперимент был впервые предложен:а) П.П.Блонскимб) А.Ф.Лазурскимв) Л.С.Выготским

Слайд 37Темы сообщений
Подготовить сообщения по темам:
«Вехи становления педагогической психологии»,
- «Метод

наблюдения»,
«Метод опроса»,
«Метод эксперимента».

Темы сообщенийПодготовить сообщения по темам: «Вехи становления педагогической психологии»,- «Метод наблюдения», «Метод опроса», «Метод эксперимента».

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика