Слайд 1Декоративно- прикладное искусство
Народные промыслы России
Презентация для 1 класса
Лапенковой Полины Александровны
Слайд 2Народные промыслы России
С незапамятных времен на Руси в жизни русского
народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или
«промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения.
Слайд 3Народные промыслы России
В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных
и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия
русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.
Слайд 4Гжельская роспись
С давних времен на Руси была широко известна посуда
и иные предметы быта, изготовленные из керамики.
Одним из самых
известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является
Слайд 5Гжельская роспись
Формирование привычной нам палитры цветов Гжели приходится на начало
XIX века. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее
число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели
Слайд 9Жостовская роспись
В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические
заводы, Демидовых, зародился новый вид промысла.
Местные мастера стали расписывать металлические
подносы
Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий.
Слайд 10Жостовская роспись
Расписные тагильские подносы продавались по всей стране. Подобные изделия
стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой
попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону (изредка по красному, синему, зеленому).
Слайд 11Жостовская роспись
Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые,
так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На
некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные.
Слайд 13Поднос с жостовской росписью
В нашей стране и далеко за рубежом
широко известна палехская миниатюра. Это тот редкий случай, когда народный
промысел сформировался не в старину, а уже в советское время, вскоре после революции. Это необычное ремесло стало известно благодаря мастерам поселка Палех Ивановской области.
Слайд 14Палехская миниатюра
Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных
произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям
истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.
Слайд 21Хохлома
На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился
в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории
бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии.
Хохломские мастера стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.
Слайд 22Хохлома
Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера
при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок.
После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревяной посуде эффект массивности.
Слайд 23Хохломская роспись
Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна
во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле,
стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.
Слайд 24Городецкая роспись
Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе
старинного города Городца Нижегородской губернии
Слайд 25Городецкая роспись
Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи
являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и
купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки.
Слайд 26Мезенская роспись
Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) — это особый
вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин,
который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. по февраль 1666 г. в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом.
Слайд 27Мезенская роспись
Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах
XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской
росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.
Слайд 28Вологодское кружево
Вологодское кружево — русский промысел, зародившийся в Вологодской области
в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках (деревянных палочках). Как
отдельное ремесло со своими характерными чертами вологодское кружево было известно уже в XVII-XVIII веках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики.
Слайд 29Вологодское кружево
Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной,
непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются
подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лен.
Сюжеты вологодского кружева самые разные — от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику.
Слайд 31Елецкое кружево
Не менее известно елецкое кружево. Его плетут на
коклюшках. Этот вид кружева возник в начале XIX века в
городе Елец.
Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.
Считается, что елецкие кружева более легкие и изящные, нежели вологодские.
Слайд 33Мценское кружево
Мценское кружево — вид русского кружева, которое плетется на
коклюшках.
Отличительной особенностью является использование геометрических мотивов. По сравнению с вологодским
кружевом, узор в нем менее плотный и насыщенный, как пишут специалисты — более «воздушный».
Слайд 35Вятское кружево
В начале XVIII века в Вятской губернии появляются мастерицы,
занимающиеся изготовлением кружева. Однако промышленный масштаб производство кружева приобретает лишь
во второй половине XIX века. Этим промыслом занимаются мастерицы из крестьян. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Формы изделий разнообразны и порой необычны: это жилеты, оплеты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель.
Слайд 37Оренбургский пуховый платок
Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из
уникального пуха оренбургских коз, нанесенного на специальную основу (х/б, шелк
или другой материал).
Этот промысел возник в Оренбургской губернии в XVIII веке. Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.
Слайд 38Оренбургский пуховый платок
В середине XIX века пуховые платки были
представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание.
Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края.
Слайд 43Крестецкая строчка
Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся
с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии.
Крестецкая строчка —
это наиболее трудоемкая и сложная в технике исполнения строчевая вышивка.
Вышивка выполнялась на ткани изо льна.
Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.
Слайд 46Каслинское литье
Каслинское литье — художественные изделия (скульптура, решетки, архитектурные элементы
и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном
заводе в городе Касли.
Традиции Каслинского литья — графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов — сложились в XIX веке. В этот период владельцы завода привлекли к работе новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Изделия каслинского литья получили награду «Гран при» на престижной Парижской всемирной выставке прикладного искусства в 1900 году.
Слайд 49Скульптура «Россия» Н.А. Лаверецкого, каслинское литье, 1896 г.
Слайд 50Шемогодская прорезная береста
Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая
берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою
кажущуюся хрупкость, — довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду.
Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди.
Слайд 51Шемогодская прорезная береста
В советское время изделия из шемогодской прорезной
бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев.
Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате (Вологодская область). И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды.
Слайд 54Варнавинская резьба по кости
Этот русский промысел возник в среде профессиональных
нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья
мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа.
Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни), шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров.
Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.
Слайд 56Абрамцево-кудринская резьба
Абрамцево-кудринская резьба — это художественный промысел резьбы по
дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы
Абрамцево.
С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева.
Расцвет этого промысла приходится на советский период времени — 20-40-е годы. Заказы работникам кудринской артели «Возрождение» поступали даже от Третьяковской галереи. Исторические и современные изделия, сделанные в стиле абрамцево-кудринской резьбы, были представлены на международной выставке в Париже в 1937 году. После распада СССР фабрика кудринской резьбы была закрыта. Сегодня промысел сохраняется благодаря работе частных мастеров.
Слайд 58Гусевский хрусталь
История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский
купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих
мещерских лесах первый стекольный завод.
Слайд 59Гусевский хрусталь
Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом.
Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело
используя и цвет, и форму, и декор.
Слайд 60Филигрань
Филигрань (или скань) — ювелирный промысел, использующий ажурный или
напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и
т.д. проволоки.
Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь.
В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки.
Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.
Слайд 61Филигрань
Центрами сканного дела сегодня являются:
Село Казаково Вачского района Нижегородской области,
где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию
в древнейшей технике художественной обработки металла — скань.
Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла — скань, эмаль, чеканка и другое.
Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России.
Слайд 64Финифть
Финифть — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали
на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает
со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.
Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зеленый.
Слайд 65Вологодская (усольская) финифть
Изначально главным мотивом были растительные композиции, нанесенные красками
на медную основу: цветочные орнаменты, птицы, звери, в том числе
и мифологические. Однако в начале XVIII века стала популярна однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 1970-е годы XX века началось возрождение «усольской» многоцветной финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.
Слайд 66Ростовская финифть
Также существует ростовская финифть — русский народный художественный промысел,
который существует с XVIII века в городе Ростове Великом Ярославской
области. Миниатюрные изображения выполняют на эмали прозрачными огнеупорными красками, которые были изобретены в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.
Слайд 67Малахитовая шкатулка
Малахит — зеленый минерал с богатыми оттенками, хорошо поддающийся
обработке. Камень может быть от светло-зеленого до черно-зеленого цветов, а
первая поделка насчитывает более 10 тысяч лет. Плотные разновидности малахита хорошего цвета и с красивым рисунком высоко ценятся, их с конца XVIII века употребляли для облицовки плоских поверхностей. С начала XIX века малахит используется для создания объемных произведений — ваз, чаш, посуды.
Слайд 69Дымковская игрушка
Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную
и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и
обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.