Разделы презентаций


Декоративно-прикладное искусство

Содержание

Сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественной обработкой утилитарных предметов(утварь, мебель, ткани, орудия труда, одежда,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Декоративно-прикладное
искусство

Декоративно-прикладное искусство

Слайд 2Сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных

промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначение в

быту, и художественной обработкой утилитарных предметов(утварь, мебель, ткани, орудия труда, одежда, игрушки, украшения и т. д.).

Дипилонский кратер. Греция

Фрагмент краснофигурной вазы. Греция

Сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих

Слайд 3Возникнув в глубокой древности, декоративно - прикладное искусство стало одной

из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным

ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала ХХ в. – с художественным конструктированием и дизайном.

К. Маковский. Боярыня у окна

Возникнув в глубокой древности, декоративно - прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. Его история

Слайд 4При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о

её практическом назначении, но и о красоте.
Из самых простых материалов


дерева,
металла,
камня,
глины
– создавал он истинные произведения искусства.
При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о её практическом назначении, но и о красоте.Из

Слайд 5Декоративно-прикладное искусство имеет свои законы и свой язык, который отличается

стилизацией или необычайной точностью форм, использованием орнамента ит.д.
Изделия, сработанные старыми

и современными художниками вызывают восхищение, каждый, кто соприкасается с произведениями декоративно-прикладного искусства пытается понять, какими художественными техническими приемами мастер смог достичь совершенства.
Декоративно-прикладное искусство имеет свои законы и свой язык, который отличается стилизацией или необычайной точностью форм, использованием орнамента

Слайд 6ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Самостоятельное значение промысел приобрел в XIX веке. Название игрушки

связано с местом изготовления – слободской Дымково (ныне – район

города Кирова).
Промысел развивался от простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре.
Наиболее характерны женские фигуры – «барышни», «кормилицы», «водоноски».
Большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни; декоративной скульптуре, изображающей птиц и животных.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКАСамостоятельное значение промысел приобрел в XIX веке. Название игрушки связано с местом изготовления – слободской Дымково

Слайд 7русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся

подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно шесть

или более. Почти всегда они цилиндрической формы. У них нет рук (они просто нарисованы). По традиции рисуется женщина в сарафане, хотя внутри может быть и мужчина. Самой маленькой фигурой, которая уже не раскладывается, является ребёнок. Темы для рисования могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей.

РУССКАЯ МАТРЁШКА

русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных

Слайд 8Японская матрешка –прототип
русской Матрешки
Русская матрешка
Считается, что русская матрёшка

была выточена по образцу, привезённому из Японии. По некоторым данным,

матрёшки появились в России только после Русско-японской войны и возвращения из Японии в Россию военнопленных. Русская матрёшка, выточенная из древесины и ярко раскрашенная, покорила весь мир
Японская матрешка –прототип русской МатрешкиРусская матрешка Считается, что русская матрёшка была выточена по образцу, привезённому из Японии.

Слайд 9Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке

в округе Нижнего Новгорода
Хохлома представляет собой декоративную

роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону.

Мастера художественной деревообработки Заволжья рубили просторные избы, украшали их нарядной резьбой, изготовляли прялки, пряничные доски, точили деревянную посуду

Все эти навыки получили дальнейшее развитие, а переселенцы обогатили их своим творческим опытом. Это было основой формирования этого искусства.

ХОХЛОМА

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода   Хохлома

Слайд 10Русский народный художественный промысел существует с середины 19 в. в

районе г. Городец
Яркая, лаконичная городецкая роспись жанровые сцены, фигурки

коней, петухов, цветочные узоры, шкатулки, солоницы, матрешки

С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи, заимствованные, видимо, из лубочных картинок. Помимо традиционных коней появились чаепития, гулянья, сценки из городской жизни, персонажи народных сказок, батальные сцены, навеянные Русско-турецкой войной.

Городецкая роспись

Русский народный художественный промысел существует с середины 19 в. в районе г. Городец Яркая, лаконичная городецкая роспись

Слайд 11Сейчас это довольно распространенный вид декоративно-прикладного искусства, доступен, так как

все нужные материалы приемлимы в цене и их легко можно

найти в продаже. Своими руками вы можете сделать изделие, как для себя, так и на подарки. Для новичков не исключено использование трафарета, это упростит задачу. В качестве инструментов используют краски по стеклу,иногда для росписи применяют акриловые краски, контуры, разбавитель для красок - для более светлых оттенков, кисти и трафареты и самое главное - расписываемое изделие.

Работа выполняется детально. Если рисунок состоит из мелких деталей, то работа будет выглядеть более утонченной.

Роспись по стеклу

Сейчас это довольно распространенный вид декоративно-прикладного искусства, доступен, так как все нужные материалы приемлимы в цене и

Слайд 13Жостовская декоративная роспись по металлу

Жостовская декоративная роспись по металлу

Слайд 14Северная чернь
В России черневое искусство оформилось в трех основных школах,

которые резко отличались одна от другой техникой, приемами и навыками

мастеров.
Это кавказская чернь с центров в Дагестане(Кубачи), Московская чернь и Северная чернь с центром в Великом Устюге.

Первое документальное упоминание о великоустюгской черни относится к 1683 году. Подлинной столицей ювелирного искусства на Севере был Великий Устюг.
Великоустюгские мастера освоили целый ряд художественных и технических приемов, придававших их работам черты неповторимого своеобразия. Влияние именно великоустюгской черни сказывается на всех художественных центрах Севера: Вологде, Вятке, Архангельске, а в последствии и Сибири: Тобольске, Иркутске,Томске, Якутске. Пользуясь теми же производственными приемами, что и мастера Великого Устюга, местные мастера вносили лишь свои особенности в тематику изображений и детали рисунка.
В ХУШ веке черневое искусство в Великом Устюге достигло наибольшего расцвета. В Московском архиве сохранились доку¬менты, которые указывают, что в 1744 году в Москву был вызван из Великого Устюга мастер Михаил Климшин "для обучения оного мастерства московских жителей из купечества”. Наиболее близки к Михаилу Климшину как по времени, так и по техническим приемам и тематике были изделия фабрики Афанасия и Степана Поповых.

Северная черньВ России черневое искусство оформилось в трех основных школах, которые резко отличались одна от другой техникой,

Слайд 17Красота Холуйской миниатюрной
живописи своеобразна, неброская,
но убедительно добрая, привлекательная,


начиная с формы,
пропорции самого
изделия и заканчивая
орнаментальным
узором.


Изготовление Холуйской шкатулки - длительный и трудоемкий процесс, секреты которого сохраняются с момента возникновения этого художественного промысла и известны только холуйским мастерам.

ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА ХОЛУЯ

Красота Холуйской миниатюрной живописи своеобразна, неброская, но убедительно  добрая, привлекательная, начиная с формы, пропорции самого изделия

Слайд 18ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА
Вид народной русской
миниатюрной живописи
темперой на лаковых


изделиях из папье-маше
(коробки, шкатулки,
портсигары). Возникла
в 1923 в

поселке Палех
Ивановской области на основе иконописного промысла. Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящные удлиненные фигуры.
ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА Вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). Возникла

Слайд 19Миниатюрная живопись - Мстера
Мстерская миниатюра, вид традиционной русской миниатюрной

живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся к началу 1930-х гг.

в поселке Мстера на основе местного иконописного промысла.

В 1926 году возникла первая мастерская по производству шкатулок с лаковой миниатюрной росписью. Мстерская миниатюра восприняла художественные традиции древнерусской живописи и народного творчества. Темами для нее служат фольклор, история, современность.

Живопись отличается стилизацией в трактовке форм, ярким декоративным колоритом.

Местом действия персонажей миниатюр чаще всего является тщательно разработанный пейзаж или ансамбль "русских палат". Это отличает мстерскую миниатюру от палехской, композиции которой написаны на черном фоне.

Миниатюрная живопись - Мстера Мстерская миниатюра, вид традиционной русской миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся к

Слайд 21Федоскинская миниатюра
Федоскинская миниатюра, вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи

масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце 18 в. в

подмосковном селе Федоскино.

Здесь можно упомянуть шкатулки, копилки, портсигары, табакерки, пудреницы, коробки различного назначения и многие-многие другие предметы.

Федоскинская миниатюра исполняется масляными красками в три-четыре слоя - последовательно выполняются замалевок, пропись или перемалевка, лессировка и бликовка.

Оригинальной федоскинской техникой является "письмо по сквозному": на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал - металлический порошок, поталь или перламутр.

Федоскинская миниатюра Федоскинская миниатюра, вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце

Слайд 23Вологодская финифть
Вологодская финифть - красочная цветочная и сюжетная роспись по

белому эмалевому фону. Начало этого промысла относится к середине XVII

века – на Русском Севере в городе Сольвычегодске мастера создали свой неповторимый стиль росписей по эмали. Росписи получили название усольских эмалей, так как город Сольвычегодск в древних документах и описях назывался Усольском.

Именно мастеров из Сольвычегодска вызывали в Москву для развития в столице искусства эмальерного производства

Вологодская финифтьВологодская финифть - красочная цветочная и сюжетная роспись по белому эмалевому фону. Начало этого промысла относится

Слайд 24Об истории художественных промыслов Донского края, расписного фаянса, впитавшего все

лучшие краски и самобытность казачьей земли, особенностях его изготовления, расскажет

экскурсия по предприятию и богатая экспозиция местного музея (г.Семикаракорск).

В городе расположено уникальное предприятие –народный художественный промысел «Аксинья», где производится знаменитый донской фаянс, отличающийся оригинальными формами и ручной росписью. Одновременно на потоке около 50 наименований, но тираж одного образца не превышает 1000 экземпляров.
Об истории художественных промыслов Донского края, расписного фаянса, впитавшего все лучшие краски и самобытность казачьей земли, особенностях его изготовления, расскажет экскурсия по предприятию и богатая экспозиция музея предприятия.

НАРОДНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ "АКСИНЬЯ"

Об истории художественных промыслов Донского края, расписного фаянса, впитавшего все лучшие краски и самобытность казачьей земли, особенностях

Слайд 26Производство гончарных изделий с многоцветной глазурью (майолика) возникло в середине

XVIIIвека. Позднее майолику сменил фарфор и полуфаянс. В XIXвеке гжельский

промысел был центральным в России и производстве фарфорово -
фаянсовых изделий

Неограниченные возможности в производстве изделий из фарфора с ручной росписью, гончарных и шамотных масс являются залогом успеха в реализации любого проекта по оформлению интерьеров

Гжель

Производство гончарных изделий с многоцветной глазурью (майолика) возникло в середине XVIIIвека. Позднее майолику сменил фарфор и полуфаянс.

Слайд 28Центр народной керамики Рязанской земли в г. Скопине сложился в

XVII в.
Мастера применяли разную технику исполнения – гончарство, ручную

лепку, литьё в гипсовые формы с ручной доработкой, способ полусухого прессования.
Своеобразна тематика форм и изделий. Наряду с воспроизведением реально существующих птиц, животных и человека часто изображают фантастические, сказочные, былинные персонажи.
Особенности местного сырья – очень светлая окраска глин, их пластичность – способствовали тому. Что в Скопине выработались оригинальные приемы декорирования изделий, ставшие традиционными.

СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА

Центр народной керамики Рязанской земли в г. Скопине сложился в XVII в. Мастера применяли разную технику исполнения

Слайд 29Вятское кружево
Кружевоплетение появилось в России гораздо позднее вышивки, наиболее старинные

кружевные отделки выполнены из металлических — золотых и серебряных нитей.
Кружевоплетение

появилось в России гораздо позднее вышивки, наиболее старинные кружевные отделки выполнены из металлических — золотых и серебряных нитей.

Выплетают кружево с помощью коклюшек — деревянных палочек, на которые намотаны нитки.

Кружево плетут по сколку — техническому рисунку, нанесенному на плотную бумагу. Сколок закрепляют на подушке-валике, набитом сеном или опилками, который находится перед кружевницей.

Вятское кружевоКружевоплетение появилось в России гораздо позднее вышивки, наиболее старинные кружевные отделки выполнены из металлических — золотых и

Слайд 30УРАЛЬСКИЙ КАМНЕРЕЗ

УРАЛЬСКИЙ КАМНЕРЕЗ

Слайд 31УРАЛЬСКИЙ КАМНЕРЕЗ

УРАЛЬСКИЙ КАМНЕРЕЗ

Слайд 32Искусством резьбы по кости- "рабьему зубу" занимались жители в городе

Холмогоры (60 км от Архангельска) и в деревнях его округи.

Уровень их мастерства подтверждается вызовом резчиков для работы в Оружейной палате.

Больших и малых размеров ларцы составляли главную часть заказных вещей. Эти предметы имели традиционную форму сундучка с четырехскатной крышкой. Делались и более простые коробочки с ровным верхом.

Начиная с 1960-х годов свои творческие возможности раскрывает новое поколение мастеров и художников. Их работы освобождаются от излишней сложности и перегрузки, наблюдавшейся в предыдущие десятилетие. Наступает период создания более простых по форме изделий, украшенных орнаментами и изобразительными сюжетами, выполнение которых ориентируется
не на трудоемкие приемы резьбы, а на декоративную выразительность мотива.

Холмогорская резьба

Искусством резьбы по кости-

Слайд 35Резьба по дереву
Резьба по дереву традиционно считается одним из

древнейших видов деятельности человека .
Выпиливание лобзиком не является модным

увлечением в настоящее время, это скорее потребность души и отличный способ воспитания в себе не только усидчивости, терпения и аккуратности, но и чувства прекрасного!
Издавна из березы точили прочную деревянную посуду, а из свилеватой древесины вырезали ложи для ружей, рукоятки для ножей, молотков и топорища.

Резьба по дереву Резьба по дереву традиционно считается одним из древнейших видов деятельности человека . Выпиливание лобзиком

Слайд 38Плетение изделий из соснового корня было сосредоточено в одной

Пластининской волости Вятского уезда. Центром этого промысла было село Бобино. Основное

изделие – чаруши (чашки для ржаного хлеба).

сосновый корень

Плетение изделий из соснового корня  было сосредоточено в одной Пластининской волости Вятского уезда.  Центром этого

Слайд 40Солома - стебли хлебных злаков ржи, пшеницы, овса, ячменя –

дешевый и доступный материал для плетения, инкрустации, аппликации.
Для плетения

используют преимущественно ржаную соломку, также пригодна и пшеничная соломка, но она короче, грубее и толще ржаной.
Овсяная соломка - мягкая, красивая, более светлая, с перламутровыми оттенками цвета, имеет короткий стебель, можно использовать большей частью для плетения небольших деталей, аппликации, инкрустации.

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОЛОМЫ

Солома - стебли хлебных злаков ржи, пшеницы, овса, ячменя – дешевый и доступный  материал для плетения,

Слайд 421.Обработка и сушка соломы.
2.Замачивание, заваривание и распаривание соломы.
3.Отбеливание и крашение

(тонировка) соломы.
4.Проглаживание соломы.
5.Наклеивание соломы.
1. Долевое направление (при изготовлении листиков, лепестков

цветов, плодов, водоросли, туловища и т.д).
2. «Елочки» (такое расположение используется для изготовления листьев, лепестков – цветов, оперении птиц. Чтобы изготовить деталь в технике «елочка», ее делят на две части и наклеивают по диагонали, каждую часть детали отдельно.
3. «Веером» (самый трудоемкий способ расположения соломки). Его используют для изготовления соломки. Его используют для изготовления круглых листьев и цветов. На заготовленные шаблоны наклеивают соломенные пластины, разрезанные по диагонали. Выступающие за край детали соломки аккуратно подрезают ножницами.

Этапы работы с соломой

Инкрустация соломкой

1.Обработка и сушка соломы.2.Замачивание, заваривание и распаривание соломы.3.Отбеливание и крашение (тонировка) соломы.4.Проглаживание соломы.5.Наклеивание соломы.1. Долевое направление (при

Слайд 44Береста
Береста - это кора березы, которая является уникальным природным материалом.

Это экологически чистый, удивительно нежный, красивый, мягкий и бархатистый, легко

поддающийся обработке, материал.
С незапамятных времен в древней Руси ее применяли для изготовления различных предметов быта, таких, как рыбацкие челны (обласки), туеса, короба, шкатулки,
кузовки для хранения соли, крупы, муки, зерна, ягоды, кедрового ореха, а также, как прекрасные украшения.
БерестаБереста - это кора березы, которая является уникальным природным материалом. Это экологически чистый, удивительно нежный, красивый, мягкий

Слайд 46Различают:
Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;
- Роспись по дереву

- Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;
- Декорирование изделий из бересты -

тиснение по бересте, роспись;
- Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;
- Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская;
- Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра,
Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра;
- Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;
- Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;
- Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево;
- Роспись по ткани - Павловские платки и шали;
- Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.

Различают: Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;- Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;- Декорирование изделий

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика